Напоминание

Личностно - ориентированная модель образования на современном этапе


Автор: Степаненко Елизавета Владимировна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: УК Гимназия-колледж ДВФУ
Населённый пункт: Владивосток
Наименование материала: Статья
Тема: Личностно - ориентированная модель образования на современном этапе
Раздел: среднее профессиональное





Назад





Личностно - ориентированная модель образования на современном

этапе
Современный этап развития образования в России связан с формированием творческих возможностей человека, созданием реальных условий для обогащения интеллектуального, эмоционального и нравственного потенциала личности. В концепции модернизации образования в России одной из главных задач является повышение качества образования, которое необходимо обеспечить в современных условиях, конкурентной среды. На смену традиционной образовательной системе приходит личностно-ориентированное образование, которое формирует способность человека к саморазвитию. Отличительной чертой такого образования является то, что личностно- ориентированный подход основывается на признании права каждого из участников образовательного процесса быть личностью, способной к самоопределению, свободному выбору, лично стью, умеющей воспользоваться правом на реализацию собственных мотивов и ценностей, правом на формирование собственного отношения к себе и другим, к окружающей действительности . Личностно-ориентированная модель образования предоставляет студенту большую свободу выбора в процессе обучения. Преподаватель, обладая разнообразным технологическим инструментарием, согласует свои приёмы и методы работы с познавательным стилем обучения студента. Личностно ориентированное образование – образование, обеспечивающее развитие и саморазвитие личности исходя из выявления его индивидуальных особенностей. Совместная деятельность обучающегося и педагога, направлена на самореализацию и развитие личностных качеств в ходе освоения образовательной программы. В процессе обучения максимально раскрываются различия субъектного опыта, акцентируется внимание на индивидуальности. Показателями эффективной
организации личностно-ориентированного обучения выступают параметры личностного развития. Принципами личностно-ориентированного обучения являются: -развитие личности образовательного процесса; -личность выступает системообразующим фактором организации всего образовательного процесса; -ведущими мотивами обучения, становятся саморазвитие и самореализация всех субъектов обучения, которые являются полноправными субъектами образовательного процесса; -формирование знаний, умений навыков становится условием обеспечения компетентности личности; -отношение педагога и обучающегося основываются на взаимном доверии, самоконтроле и самооценке. Профессиональную культуру преподавателя, как сущностную характеристику его личности в сфере профессиональной деятельности, можно представить в виде взаимосвязанных компонентов: -гуманистическая педагогическая позиция по отношению к обучающимся; -культура профессионального поведения, способы саморазвития, саморегуляции собственной деятельности; -компетентность в сфере преподаваемого предмета на уровне интегративных знаний по специальности, а также владение современными педагогическими технологиями; - опыт творческой деятельности; - готовность работать в условиях личностно-ориентированного образования. Сегодня в образовательном процессе профессиональных образовательных учреждений имеются противоречия, главная из которых, недостаточная
активность студента в образовательном процессе, а личностный подход к образованию предполагает позицию активного и самостоятельного субъекта. Использование личностно-ориентированных технологий требует организации деятельности студентов на занятии, а именно: -выявлять и использовать субъектный опыт студента на основе диагностики; -преобразовывать учебный материал на основе обучения студентов вариативным, проблемным, внутренне неоднозначным заданиям. -предоставлять студентам право выбора содержания, формы предоставления и способ в проработки задания; -стимулировать инициативы студентов по изменению форм и методов обучения; Личностно - ориентированное занятие в отличие от традиционного, в первую очередь изменяет тип взаимодействия, так как п р и о б р е т а е т форму сотрудничества. Изменяется позиция студента : от исполнения к активному творчеству, иным становится его мышление: рефлексивным, нацеленным на результат. При моделировании личностно-ориентированного занятия необходимо выделить следующие аспекты: • анализ своей педагогической деятельности и себя как личность и индивидуальность; • учет понимание индивидуально-психологических особенностей студентов • умение управлять своими психическими состояниями и преодолевать психологические барьеры;
• выстраивания системы знаний и умений студентов в соответствии с ФГОС по преподаваемой дисциплине; • учет межпредметных связей; • применение новых технологий. Таким образом, личностно - ориентированное образование предполагает развитие личности студента, создание таких условий, чтобы на каждом занятии формировалась учебная деятельность, превращающая его в субъекта, заинтересованного в учении, саморазвитии. Студент является субъектом деятельности преподавателя, в которой используются методы проблемно - поискового и проектного обучения, развивающего характера. Работая со всей группой, преподаватель организует работу каждого, создавая условия для развития личностных возможностей учащегося, включая формирование его рефлексивного мышления и собственного мнения. На этапе завершения образовательной программы студент должен обладать определенными качествами: Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. Ставить цели, мотивировать деятельность организовывать и контролировать работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий. В настоящее время образовательная политика государства направлена на реализацию личностного и профессионального потенциала будущего специалиста с одновременным удовлетворением потребностей общества. 1. Определение требований к будущему специалисту со стороны самой личности, государства и общества. 2. Выбор образовательных технологий, соответствующих этим требованиям. В профессиональном образовании - это переход к новым, наиболее оптимальным психолого-педагогическим системам - креативным технологиям обучения. Такие изменения в обществе, системе образования требуют совершенствования в первую очередь преподавателей. Личностно- ориентированное образование создает условия для полноценного развития и саморазвития всех субъектов образовательного процесса. Условия, обеспечивающие личностно-ориентированное образование, являются психосоциальной поддержкой в развитии личности, но и как активного субъекта развития. Оно даёт возможность каждому обучающемуся реализовывать себя в учебной деятельности с опорой на его интересы, возможности и способности, ценностные ориентации и субъективный опыт. А так же, создает условия для полноценного развития, реализации потребности личности в самоопределении, самоактуализации. В заключении хотелось бы отметить, что именно ориентация на студентов, имеющих разный уровень подготовки и профессиональный опыт, учет их индивидуальных особенностей, способностей и возможностей,
предполагает совместное планирование образовательного процесса. Сотрудничество при определении целей образования и оптимальных путей их достижения позволит более эффективно осуществлять процесс социализации будущего специалиста. Разработка моделей образования, ориентируемых на развитие личности, сегодня приобретает статус важнейшего методологического принципа, определяющего общую направленность в деятельности преподавателя, работающего в системе образования на современном этапе.


В раздел образования