Личностно - ориентированная модель образования на современном этапе
Автор: Степаненко Елизавета Владимировна Должность: преподаватель Учебное заведение: УК Гимназия-колледж ДВФУ Населённый пункт: Владивосток Наименование материала: Статья Тема: Личностно - ориентированная модель образования на современном этапе Раздел: среднее профессиональное
Личностно - ориентированная модель образования на современном
этапе
Современный
этап
развития
образования
в
России
связан
с
формированием
творческих
возможностей
человека,
созданием
реальных
условий
для
обогащения
интеллектуального,
эмоционального
и
нравственного
потенциала
личности.
В
концепции
модернизации
образования в России одной из главных задач является повышение качества
образования,
которое
необходимо
обеспечить
в
современных
условиях,
конкурентной
среды.
На
смену
традиционной
образовательной
системе
приходит
личностно-ориентированное
образование,
которое
формирует
способность человека к саморазвитию.
Отличительной чертой такого образования является то, что личностно-
ориентированный
подход основывается
на признании права каждого из
участников
образовательного
процесса
быть
личностью,
способной
к
самоопределению,
свободному
выбору,
лично стью,
умеющей
воспользоваться правом на реализацию собственных мотивов и ценностей,
правом
на
формирование
собственного
отношения
к
себе
и
другим,
к
окружающей
действительности
.
Личностно-ориентированная
модель
образования предоставляет студенту большую свободу выбора в процессе
обучения.
Преподаватель,
обладая
разнообразным
технологическим
инструментарием, согласует свои приёмы и методы работы с познавательным
стилем
обучения
студента. Личностно
ориентированное
образование
–
образование, обеспечивающее развитие и саморазвитие личности исходя из
выявления его индивидуальных особенностей. Совместная деятельность
обучающегося
и
педагога,
направлена
на
самореализацию
и
развитие
личностных
качеств
в
ходе
освоения
образовательной
программы.
В
процессе обучения максимально раскрываются различия субъектного опыта,
акцентируется внимание на индивидуальности. Показателями эффективной
организации личностно-ориентированного обучения выступают параметры
личностного развития.
Принципами личностно-ориентированного обучения являются:
-развитие личности образовательного процесса;
-личность
выступает
системообразующим
фактором
организации
всего
образовательного процесса;
-ведущими
мотивами
обучения,
становятся
саморазвитие
и
самореализация всех субъектов обучения, которые являются полноправными
субъектами образовательного процесса;
-формирование знаний, умений навыков становится условием обеспечения
компетентности личности;
-отношение педагога и обучающегося основываются на взаимном доверии,
самоконтроле и самооценке.
Профессиональную культуру преподавателя, как сущностную характеристику
его личности в сфере профессиональной деятельности, можно представить в
виде взаимосвязанных компонентов:
-гуманистическая педагогическая позиция по отношению к обучающимся;
-культура
профессионального
поведения,
способы
саморазвития,
саморегуляции собственной деятельности;
-компетентность в сфере преподаваемого предмета на уровне интегративных
знаний по специальности, а также владение современными педагогическими
технологиями;
- опыт творческой деятельности;
- готовность работать в условиях личностно-ориентированного образования.
Сегодня в образовательном процессе профессиональных образовательных
учреждений
имеются
противоречия,
главная
из
которых,
недостаточная
активность студента в образовательном процессе, а личностный подход к
образованию предполагает позицию активного и самостоятельного субъекта.
Использование
личностно-ориентированных
технологий
требует
организации деятельности студентов на занятии, а именно:
-выявлять и использовать субъектный опыт студента на основе диагностики;
-преобразовывать
учебный
материал
на
основе
обучения
студентов
вариативным, проблемным, внутренне неоднозначным заданиям.
-предоставлять студентам право выбора содержания, формы предоставления
и способ в проработки задания;
-стимулировать
инициативы
студентов
по
изменению
форм
и
методов
обучения;
Личностно - ориентированное занятие в отличие от традиционного, в первую
очередь
изменяет
тип
взаимодействия,
так
как
п р и о б р е т а е т
форму сотрудничества.
Изменяется
позиция
студента :
от
исполнения
к активному
творчеству,
иным
становится
его
мышление:
рефлексивным,
нацеленным на результат.
При
моделировании
личностно-ориентированного
занятия
необходимо
выделить следующие аспекты:
•
анализ
своей
педагогической
деятельности
и
себя
как
личность
и
индивидуальность;
• учет понимание индивидуально-психологических особенностей студентов
•
умение
управлять
своими
психическими
состояниями
и
преодолевать
психологические барьеры;
• выстраивания системы знаний и умений студентов в соответствии с ФГОС
по преподаваемой дисциплине;
• учет межпредметных связей;
• применение новых технологий.
Таким образом, личностно - ориентированное образование предполагает
развитие
личности
студента,
создание
таких
условий,
чтобы
на каждом
занятии формировалась учебная деятельность, превращающая его в субъекта,
заинтересованного
в учении,
саморазвитии.
Студент
является
субъектом
деятельности преподавателя, в которой используются методы проблемно -
поискового и проектного обучения, развивающего характера. Работая со всей
группой, преподаватель организует работу каждого, создавая условия для
развития личностных возможностей учащегося, включая формирование его
рефлексивного мышления и собственного мнения.
На этапе завершения образовательной программы студент должен обладать
определенными качествами:
Организовывать собственную деятельность, определять методы решения
профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для
постановки и решения профессиональных задач, профессионального и
личностного развития.
Использовать информационно-коммуникационные технологии для
совершенствования профессиональной деятельности.
Ставить цели, мотивировать деятельность организовывать и контролировать
работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного
процесса.
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение
квалификации.
Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее
целей, содержания, смены технологий.
В настоящее время образовательная политика государства направлена на
реализацию
личностного
и
профессионального
потенциала
будущего
специалиста с одновременным удовлетворением потребностей общества.
1.
Определение
требований
к
будущему
специалисту
со
стороны
самой
личности, государства и общества.
2. Выбор образовательных технологий, соответствующих этим требованиям.
В профессиональном образовании - это переход к новым, наиболее
оптимальным
психолого-педагогическим
системам
-
креативным
технологиям обучения. Такие изменения в обществе, системе образования
требуют совершенствования в первую очередь преподавателей. Личностно-
ориентированное образование создает условия для полноценного развития и
саморазвития
всех
субъектов
образовательного
процесса.
Условия,
обеспечивающие
личностно-ориентированное
образование,
являются
психосоциальной
поддержкой
в
развитии
личности,
но
и
как
активного
субъекта
развития.
Оно
даёт
возможность
каждому
обучающемуся
реализовывать
себя
в
учебной
деятельности
с
опорой
на
его
интересы,
возможности и способности, ценностные ориентации и субъективный опыт.
А
так
же,
создает
условия
для
полноценного
развития,
реализации
потребности личности в самоопределении, самоактуализации.
В
заключении
хотелось
бы
отметить,
что
именно
ориентация
на
студентов, имеющих разный уровень подготовки и профессиональный опыт,
учет
их
индивидуальных
особенностей,
способностей
и
возможностей,
предполагает
совместное
планирование
образовательного
процесса.
Сотрудничество при определении целей образования и оптимальных путей
их
достижения
позволит
более
эффективно
осуществлять
процесс
социализации
будущего
специалиста.
Разработка
моделей
образования,
ориентируемых
на
развитие
личности,
сегодня
приобретает
статус
важнейшего
методологического
принципа,
определяющего
общую
направленность
в
деятельности
преподавателя,
работающего
в
системе
образования на современном этапе.