"Влияние родительских установок на развитие детей"
Автор: Козлова Наталья Анатольевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ"Центр развития ребенка – детский сад № 3" Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область Наименование материала: консультация для родителей Тема: "Влияние родительских установок на развитие детей" Раздел: дошкольное образование
»
Душевная
жизнь
человека
чрезвычайно
сложна
,
т
.
к
.
психика
состоит
из
двух
взаимоопределяющих
составных
:
осознаваемое
и
несознаваемое
-
сознание
и
подсознание
.
В
неосознаваемой
сфере
очень
важное
значение
имеет
фиксированное
отношение
к
себе
,
к
другим
и
к
жизни
в
целом
.
Определяют
это
установки
и
психологическая
защита
.
Родителям
особенно
важно
понять
,
какую
роль
в
эмоционально
-
личностном
развитии
ребёнка
играют
родительские
установки
.
Бесспорно
,
родители
-
самые
значимые
и
любимые
для
ребёнка
люди
.
Авторитет
,
особенно
на
самых
ранних
этапах
психоэмоционального
развития
,
непререкаем
и
абсолютен
.
Вера
в
непогрешимость
,
правоту
и
справедливость
родителей
у
ребёнка
непоколебима
: "
Мама
сказала
….", "
Папа
велел
…"
и
т
.
д
.
В
отличие
от
сформировавшейся
личности
,
ребёнок
3-4
лет
не
владеет
психологическими
защитными
механизмами
,
не
способен
руководствоваться
осознанными
мотивами
и
желаниями
.
Родителям
стоит
осторожно
и
внимательно
относиться
к
своим
словесным
обращениям
к
ребёнку
,
оценкам
поступков
ребёнка
,
избегать
установок
,
которые
впоследствии
могут
отрицательно
проявиться
в
поведении
ребёнка
,
делая
его
жизнь
стереотипной
и
эмоционально
ограниченной
.
Установки
возникают
повседневно
.
Они
случайны
,
слабы
,
другие
принципиальны
,
постоянны
и
сильны
,
формируются
с
раннего
детства
,
и
,
чем
раньше
они
усвоены
,
тем
сильнее
их
действие
.
Раз
возникнув
,
установка
не
исчезает
и
в
благоприятный
для
неё
момент
жизни
ребёнка
воздействует
на
его
поведения
и
чувства
.
Оружием
против
негативной
установки
может
стать
только
контрустановка
,
причём
постоянно
подкрепляемая
положительными
проявлениями
со
стороны
родителей
и
окружающих
.
Например
,
контрустановка
"
Ты
всё
можешь
"
победит
установку
"
Неумеха
,
ничего
у
тебя
не
получается
",
но
только
в
том
случае
,
если
ребёнок
будет
действительно
получать
подтверждение
своим
способностям
в
реальной
деятельности
(
рисование
,
лепка
,
пение
и
т
.
д
.).
Несомненно
,
большая
часть
родительских
установок
положительна
и
способствует
благоприятному
развитию
личного
пути
ребёнка
.
А
раз
они
помогают
и
не
мешают
,
то
и
осознавать
их
не
обязательно
.
Это
своеобразные
инструменты
психологической
защиты
,
помогающие
ребёнку
сохранить
себя
и
выжить
в
окружающем
мире
.
Примером
исторически
сложившихся
и
передаваемых
из
поколения
в
поколение
положительных
установок
,
охраняющих
человека
,
являются
пословицы
и
поговорки
,
сказки
и
басни
с
мудрым
адаптационным
смыслом
,
где
добро
побеждает
зло
,
где
важны
стойкость
,
вера
в
себя
и
свои
силы
.
Ниже
приведена
таблица
наиболее
часто
встречающихся
негативных
родительских
установок
.
Обратите
внимание
на
те
последствия
,
которые
они
могут
иметь
для
личности
ребенка
,
и
научитесь
выдвигать
контрустановки
.
Вспомните
,
не
слышали
ли
вы
нечто
похожее
от
своих
родителей
?
Не
стали
ли
некоторые
из
них
тормозящими
указателями
на
вашем
жизненном
пути
?
Проанализируйте
,
оценки
и
установки
вы
даёте
своим
детям
.
Сделайте
так
,
чтобы
негативных
было
очень
мало
,
научитесь
трансформировать
их
в
позитивные
,
развивающие
в
ребёнке
веру
в
себя
,
богатство
и
яркость
эмоционального
мира
.
НЕГАТИВНЫЕ
УСТАНОВКИ
ПОЗИТИВНЫЕ
УСТАНОВКИ
Сказав
так
:
подумайте
о
последствиях
и
вовремя
исправьтесь
"
Не
будешь
слушаться
,
с
тобой
никто
дружить
не
будет
…".
Замкнутость
,
отчуждённость
,
угодливость
,
безынициативность
,
подчиняемость
,
приверженность
стереотипному
поведению
.
"
Будь
собой
,
у
каждого
в
жизни
будут
друзья
!".
"
Горе
ты
моё
!"
Чувство
вины
,
низкая
самооценка
,
враждебное
отношение
к
окружающим
,
отчуждение
,
конфликты
с
родителями
.
"
Счастье
ты
моё
,
радость
моя
!"
"
Плакса
-
Вакса
,
нытик
,
пискля
!"
Сдерживание
эмоций
,
внутренняя
озлобленность
,
тревожность
,
глубокое
переживание
даже
незначительных
проблем
,
страхи
,
повышенное
эмоциональное
напряжение
.
"
Поплачь
,
будет
легче
…".
"
Вот
дурашка
,
всё
готов
раздать
…".
Низкая
самооценка
,
жадность
,
накопительство
,
трудности
в
общении
со
сверстниками
,
эгоизм
.
"
Молодец
,
что
делишься
с
другими
!".
"
Не
твоего
ума
дело
!".
Низкая
самооценка
,
задержки
в
психическом
развитии
,
отсутствие
своего
мнения
,
робость
,
"
А
ты
как
думаешь
?".
отчуждённость
,
конфликты
с
родителями
.
"
Ты
совсем
,
как
твой
папа
(
мама
)
…".
Трудности
в
общении
с
родителями
,
идентификация
с
родительским
поведением
,
неадекватная
самооценка
,
упрямство
,
повторение
поведения
родителя
"
Папа
у
нас
замечательный
человек
!" "
Мама
у
нас
умница
!".
"
Ничего
не
умеешь
делать
,
неумейка
!".
Неуверенность
в
своих
силах
,
низкая
самооценка
,
страхи
,
задержки
психического
развития
,
безынициативность
,
низкая
мотивация
к
достижению
.
"
Попробуй
ещё
,
у
тебя
обязательно
получится
!".
"
Не
кричи
так
,
оглохнешь
!"
Скрытая
агрессивность
,
повышенное
психоэмоциональное
напряжение
,
болезни
горла
и
ушей
,
конфликтность
.
"
Скажи
мне
на
ушко
,
давай
пошепчемся
…!".
"
Неряха
,
грязнуля
!".
Чувство
вины
,
страхи
,
рассеянность
,
невнимание
к
себе
и
своей
внешности
,
неразборчивость
в
выборе
друзей
.
"
Как
приятно
на
тебя
смотреть
,
когда
ты
чист
и
аккуратен
!"
"
Противная
девчонка
,
все
они
капризули
!"
(
мальчику
о
девочке
).
"
Негодник
,
все
мальчики
забияки
и
драчуны
!"
(
девочке
о
мальчике
).
Нарушения
в
психосексуальном
развитии
,
осложнения
в
межполовом
общении
,
трудности
в
выборе
друга
противоположного
пола
.
"
Все
люди
равны
,
но
в
то
же
время
ни
один
не
похож
на
другого
".
"
Ты
плохой
,
обижаешь
маму
,
я
уйду
от
тебя
к
другому
ребёнку
!".
Чувство
вины
,
страхи
,
тревожность
,
ощущение
одиночества
,
нарушение
сна
,
отчуждение
от
родителей
,
"
уход
"
в
себя
или
"
уход
"
от
родителей
.
"
Я
никогда
тебя
не
оставлю
,
ты
самый
любимый
!".
"
Жизнь
очень
трудна
:
вырастешь
-
узнаешь
…!"
Недоверчивость
,
трусость
,
безволие
,
покорность
судьбе
,
неумение
преодолевать
препятствия
,
склонность
к
несчастным
"
Жизнь
интересна
и
прекрасна
!
Всё
будет
хорошо
!".
случаям
,
подозрительность
,
пессимизм
.
"
Уйди
с
глаз
моих
,
встань
в
угол
!"
Нарушения
взаимоотношений
с
родителями
, "
уход
"
от
них
,
скрытность
,
недоверие
,
озлобленность
,
агрессивность
.
"
Иди
ко
мне
,
давай
во
всём
разберёмся
вместе
!"
"
Не
ешь
много
сладкого
,
а
то
зубки
будут
болеть
,
и
будешь
то
-
о
-
ол
-
стая
!".
Проблемы
с
излишним
весом
,
больные
зубы
,
самоограничение
,
низкая
самооценка
,
неприятие
себя
.
"
Давай
немного
оставим
папе
(
маме
)
ит
.
д
."
"
Все
вокруг
обманщики
,
надейся
только
на
себя
!"
Трудности
в
общении
,
подозрительность
,
завышенная
самооценка
,
страхи
,
проблемы
сверконтроля
,
ощущение
одиночества
и
тревоги
.
"
На
свете
много
добрых
людей
,
готовых
тебе
помочь
…".
"
Ах
ты
,
гадкий
утёнок
!
И
в
кого
ты
такой
некрасивый
!".
Недовольство
своей
внешностью
,
застенчивость
,
нарушения
в
общении
,
чувство
беззащитности
,
проблемы
с
родителями
,
низкая
самооценка
,
неуверенность
в
своих
силах
и
возможностях
.
"
Как
ты
мне
нравишься
!".
"
Нельзя
ничего
самому
делать
,
спрашивай
разрешения
у
старших
!".
Робость
,
страхи
,
неуверенность
в
себе
,
безынициативность
,
боязнь
старших
,
несамостоятельность
,
нерешительность
,
зависимость
от
чужого
мнения
,
тревожность
.
"
Смелее
,
ты
всё
можешь
сам
!".
"
Всегда
ты
не
вовремя
подожди
…".
Отчуждённость
,
скрытность
,
излишняя
самостоятельность
,
ощущение
беззащитности
,
ненужности
, "
уход
"
в
себя
",
повышенное
психоэмоциональное
напряжение
.
"
Давай
,
я
тебе
помогу
!"
"
Никого
не
бойся
,
никому
не
уступай
,
Отсутствие
самоконтроля
,
агрессивность
,
отсутствие
"
Держи
себя
в
руках
,
уважай
всем
давай
сдачу
!".
поведенческой
гибкости
,
сложности
в
общении
,
проблемы
со
сверстниками
,
ощущение
вседозволенности
.
людей
!".
Естественно
,
список
установок
может
быть
значительно
больше
.
Составьте
свой
собственный
и
попытайтесь
найти
контрустановки
,
это
очень
полезное
занятие
,
ведь
сказанное
,
казалось
бы
,
невзначай
и
не
со
зла
,
может
"
всплыть
"
в
будущем
и
отрицательно
повлиять
на
психоэмоциональное
благополучие
ребёнка
,
его
поведение
,
а
нередко
и
на
его
жизненный
сценарий
.
Как
часто
вы
говорите
детям
:
Я
сейчас
занят
(
а
)…
Посмотри
,
что
ты
натворил
!!!
Как
всегда
неправильно
!
Когда
же
ты
научишься
!
Сколько
раз
тебе
можно
повторять
!
Ты
сведёшь
меня
с
ума
!
Что
бы
ты
без
меня
делал
!
Вечно
ты
во
всё
лезешь
!
Уйди
от
меня
!
Встань
в
угол
!
Все
эти
"
словечки
"
крепко
зацепляются
в
подсознании
ребёнка
,
и
потом
не
удивляйтесь
,
если
вам
не
нравится
,
что
ребёнок
отдалился
от
вас
,
стал
скрытен
,
ленив
,
недоверчив
,
неуверен
в
себе
.
А
эти
слова
ласкают
душу
ребёнка
:
Ты
самый
любимый
!
Ты
очень
многое
можешь
!
Что
бы
мы
без
тебя
делали
?!
Иди
ко
мне
!
Садись
с
нами
…!
Я
помогу
тебе
…
Я
радуюсь
твоим
успехам
!
Что
бы
не
случилось
,
наш
дом
-
наша
крепость
.
Расскажи
мне
,
что
с
тобой
…
Чувства
вины
и
стыда
ни
в
коей
мере
не
помогут
ребёнку
стать
здоровым
и
счастливым
.
Не
стоит
делать
его
жизнь
унылой
,
иногда
ребёнку
вовсе
не
нужна
оценка
его
поведения
и
поступков
,
его
просто
надо
успокоить
.
Сам
ребёнок
-
не
беспомощная
"
соломинка
на
ветру
",
не
робкая
травинка
на
асфальте
,
которая
боится
,
что
на
неё
наступят
.
Дети
от
природы
наделены
огромным
запасом
инстинктов
,
чувств
и
форм
поведения
,
которые
помогут
им
быть
активными
,
энергичными
и
жизнестойкими
.
Многое
в
процессе
воспитания
детей
зависит
не
только
от
опыта
и
знаний
родителей
,
но
и
от
их
умения
чувствовать
и
догадываться
!