Напоминание

"Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста через аппликацию из ткани"


Автор: Цветкова Светлана Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР - Детский сад №81"
Населённый пункт: г.Бийск
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста через аппликацию из ткани"
Раздел: дошкольное образование





Назад





«Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного

возраста через аппликацию из ткани»

Цветкова Светлана Сергеевна

МБДОУ «ЦРР – Детский сад №81» города Бийска
Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Специальными исследованиями Кольцовой М.М. установлено, что уровень развития речи детей находятся в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Эти выводы были подтверждены исследованиями отечественных учёных Е. И. Есениной, Л. В. Фоминой, вот почему так важно с раннего возраста развивать мелкую моторику пальцев рук у детей. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кистей. Поэтому работа по развитию мелкой моторики пальцев рук должна начаться задолго до поступления в школу. Значение моей кружковой деятельности «Чудеса из ткани», прежде всего в том, что, дети приобретают качества, необходимые в школе: усидчивость, аккуратность, терпение, развитость образного и пространственного мышления, координация движений пальцев рук и глазомера. Лоскутная аппликация учит детей концентрации внимания и стимулирует развитие памяти, помогает развитию первых чертежных навыков. Изделия из лоскутков сегодня так же популярны, как и много лет назад. Дизайн и изготовление таких изделий — это и полезное, и приятное занятие. Некоторые традиционные узоры изделий, которым уже сотни лет, продолжают свою жизнь и ложатся в основу новых интерпретаций. Эти яркие и радующие глаз и душу изделия эмоционально близки и понятны детям, создают благоприятные условия для формирования творческих способностей. Разновидность аппликации из лоскутков, ее отличие от лоскутного шитья в том, что детали не сшиваются, а раскладываются и приклеиваются на основу или фон. Во всех остальных моментах, таких как подбор ткани по цвету, характеру рисунка (более выразительно в таких работах выглядят ткани с мелким рисунком), свойства материала (наиболее предпочтительна в работе ткань из хлопка), аппликация похожа на лоскутное шитье. Аппликацией из лоскутков я начала заниматься с детьми 4-летнего возраста. При этом учитывала то, что дети к этому времени уже овладели техникой работы с ножницами и начали работать с шаблонами, создавать лоскутные узоры из геометрических фигур и сюжетные композиции. На первом этапе работы по созданию композиций я поставила следующие задачи:
 Заинтересовать детей данным направлением народного декоративно-прикладного искусства;  Обучать детей навыкам работы с шаблонами геометрических фигур, элементов растительных фигур и фигур животного мира.  Формировать первоначальные навыки лоскутной аппликации. Тематика данного этапа: «Волшебный лоскуток», «Лоскутная мозаика», «Маленькие умельцы», «Цыпленок», «Красивые цветы», «Новогодние открытки», «Снеговик», «Лошадка», «Мухомор» Дети знакомятся со свойствами ткани, учатся различать геометрические фигуры, цвета, устанавливать соотношение частей по величине и объединять части в целое, ориентироваться в системе узора и в пространстве сюжетной композиции. Каждый ребенок практически усваивает понятие о ритме, симметрии, гармонии. Кристине и Вадиму лучше других удается ориентироваться в системе узора, а Диме Юре и Даше работа с шаблонами. Дети освоили первоначальный навык аппликации. На втором этапе.  Научить детей создавать эскизы будущих сюжетных композиций самостоятельно;  Развивать творческую фантазию, используя богатые возможности лоскутной аппликации. Тематика данного этапа: «Осенний ковер», «Кораблик», «Цветы для мамы», «Теплые и холодные», «Жар-птица», «Картины из ткани». Из самых простых фигур - треугольников, квадратов, полос — составляется много различных по построению композиций узора. Путем сочетания разных фигур создаются аппликации с изображением насекомых, птиц, животных. У ребенка целенаправленно формируется чувство цвета, умение комбинировать, используя многообразие расцветок ткани. На первых занятиях цветовые отношения делятся на темные и светлые, далее на плавные и контрастные, на теплые и холодные. У Даши и Лизы лучше всего удавалась работа по составлению композиций. Работа с цветом у Димы и Кристины. Все дети научились составлять эскизы и комбинировать. Дети проявляют свою фантазию в работах. В ходе работы усваиваются с детьми такие правила:  рисунок переводить только на изнаночную сторону, чтобы лицевая оставалась всегда чистой;  ножницы лучше применять с закругленными концами и разработанными рычагами; ножницы не должны быть слишком длинными;  при работе ножницами не размахивать, не играть ими, потому что это режущий предмет и обращаться с ним нужно осторожно;  начиная наклеивать, нужно положить деталь на специальную клеенку, изнаночной стороной вверх;
 на кисть набирать небольшое количество клея, наносить клей тонким слоем на всю деталь, обращая внимание на то, чтобы хорошо были смазаны края;  на отдельные детали, создающие полуобъем, клей наносить только на определенные части, чаще на края детали, оставшиеся части слегка отгибать или приподнимать над поверхностью работы;  смазанную клеем деталь прикладывать к намеченным заранее точкам, слегка разглаживать, затем покрывать деталь салфеткой и притирать к фону, плотно его придерживая;  удобнее на большую деталь наклеивать меньшую, при этом следить за чистотой лицевой стороны;  после окончания работы плоскостную аппликацию лучше положить на ровную поверхность, закрыть чистой бумагой и прижать грузом. Через некоторое время груз снять. Аппликация готова. На третьем этапе в подготовительной группе работа по аппликации из ткани усложняется так, как к 6-7 годам к основным действиям из ткани добавляется нитяная графика. Наряду с выполнением индивидуальных работ большое внимание не уделяется коллективным работам, общий результат которых всегда богаче по содержанию и красочнее по цветовому решению. Каждый ребенок выполняет порученное ему задание индивидуально, а затем все части объединяются в единую композицию. Тематика коллективных работ: Наборное панно «Весна», «Масленичные забавы», «Поезд из Ромашкова», «В красивой сказочной деревне». Ценность коллективных работ состоит в том, что они объединяют детей, так как всем предлагается одна тема, общая цель, и дети заинтересованы в общем результате, более того, они — равные исполнители одной работы. Возможности аппликации из лоскутков неисчерпаемы, в них заложены элементы плоскостного конструирования, основы. Аппликация привлекает детей своими результатами. Кроме этого дети освоили приемы превращения маленьких лоскутков в красивые, яркие, необычные композиции. Познакомились со свойствами ткани, научились устанавливать соотношение частей по величине и объединять части в целое. Ориентироваться в пространстве сюжетной композиции. Работа моего кружка «Чудеса из ткани» украшают интерьер нашей группы и детского сада.
Литература
1. Алексеевская, Н. Волшебные ножницы / Н. Алексеевская. -М. : Лист, 1998.
2. Богатеева, 3. А. Занятия аппликацией в детском саду / 3. А. Богатеева. -М.: Просвещение, 1988. 3 . Богатеева, 3. А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях / 3. А. Богатеева. - М.: Просвещение, 1986. 4. Народное искусство в воспитании детей. - М.: Российское педагогическое агентство, 1997. 5. Щеблыкин, И. К. Аппликационные работы в начальных классах / И. К. Щеблыкин [и др.]. - М. : Просвещение, 1983.


В раздел образования