"Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста через аппликацию из ткани"
Автор: Цветкова Светлана Сергеевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР - Детский сад №81" Населённый пункт: г.Бийск Наименование материала: Статья Тема: "Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста через аппликацию из ткани" Раздел: дошкольное образование
МБДОУ «ЦРР – Детский сад №81» города Бийска
Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и
мышления ребенка. Специальными исследованиями Кольцовой М.М. установлено, что уровень
развития речи детей находятся в прямой зависимости от степени сформированности тонких
движений пальцев рук. Эти выводы были подтверждены исследованиями отечественных учёных
Е. И. Есениной, Л. В. Фоминой, вот почему так важно с раннего возраста развивать мелкую
моторику пальцев рук у детей.
Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном
возрасте, именно к
6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон
головного мозга, развитие мелких мышц кистей. Поэтому работа по развитию мелкой моторики
пальцев рук должна начаться задолго до поступления в школу.
Значение моей кружковой деятельности «Чудеса из ткани», прежде всего в том, что, дети
приобретают качества, необходимые в школе: усидчивость, аккуратность, терпение, развитость
образного и пространственного мышления, координация движений пальцев рук и глазомера.
Лоскутная аппликация учит детей концентрации внимания и стимулирует развитие памяти,
помогает развитию первых чертежных навыков.
Изделия из лоскутков сегодня так же популярны, как и много лет назад. Дизайн и
изготовление таких изделий — это и полезное, и приятное занятие. Некоторые традиционные
узоры изделий, которым уже сотни лет, продолжают свою жизнь и ложатся в основу новых
интерпретаций. Эти яркие и радующие глаз и душу изделия эмоционально близки и понятны
детям, создают благоприятные условия для формирования творческих способностей.
Разновидность аппликации из лоскутков, ее отличие от лоскутного шитья в том, что детали
не сшиваются, а раскладываются и приклеиваются на основу или фон. Во всех остальных
моментах, таких как подбор ткани по цвету, характеру рисунка (более выразительно в таких
работах выглядят ткани с мелким рисунком), свойства материала (наиболее предпочтительна в
работе ткань из хлопка), аппликация похожа на лоскутное шитье.
Аппликацией из лоскутков я начала заниматься с детьми 4-летнего возраста. При этом
учитывала то, что дети к этому времени уже овладели техникой работы с ножницами и начали
работать с шаблонами, создавать лоскутные узоры из геометрических фигур и сюжетные
композиции.
На первом этапе работы по созданию композиций я поставила следующие задачи:
Заинтересовать детей данным направлением народного декоративно-прикладного
искусства;
Обучать
детей
навыкам
работы
с
шаблонами
геометрических
фигур,
элементов
растительных фигур и фигур животного мира.
Формировать первоначальные навыки лоскутной аппликации.
Тематика данного этапа: «Волшебный лоскуток», «Лоскутная мозаика», «Маленькие умельцы»,
«Цыпленок», «Красивые цветы», «Новогодние открытки», «Снеговик», «Лошадка», «Мухомор»
Дети знакомятся со свойствами ткани, учатся различать геометрические фигуры, цвета,
устанавливать соотношение частей по величине и объединять части в целое, ориентироваться в
системе узора и в пространстве сюжетной композиции. Каждый ребенок практически усваивает
понятие
о
ритме,
симметрии,
гармонии.
Кристине
и
Вадиму
лучше
других
удается
ориентироваться в системе узора, а Диме Юре и Даше работа с шаблонами. Дети освоили
первоначальный навык аппликации.
На втором этапе.
Научить детей создавать эскизы будущих сюжетных композиций самостоятельно;
Развивать
творческую
фантазию,
используя
богатые
возможности
лоскутной
аппликации.
Тематика данного этапа: «Осенний ковер», «Кораблик», «Цветы для мамы», «Теплые и
холодные», «Жар-птица», «Картины из ткани».
Из самых простых фигур - треугольников, квадратов, полос — составляется много различных
по построению композиций узора. Путем сочетания разных фигур создаются аппликации с
изображением насекомых, птиц, животных. У ребенка целенаправленно формируется чувство
цвета, умение комбинировать, используя многообразие расцветок ткани. На первых занятиях
цветовые отношения делятся на темные и светлые, далее на плавные и контрастные, на теплые
и холодные. У Даши и Лизы лучше всего удавалась работа по составлению композиций. Работа
с цветом у Димы и Кристины. Все дети научились составлять эскизы и комбинировать. Дети
проявляют свою фантазию в работах.
В ходе работы усваиваются с детьми такие правила:
рисунок переводить только на изнаночную сторону, чтобы лицевая оставалась всегда
чистой;
ножницы лучше применять с закругленными концами и разработанными рычагами;
ножницы не должны быть слишком длинными;
при работе ножницами не размахивать, не играть ими, потому что это режущий
предмет и обращаться с ним нужно осторожно;
начиная наклеивать, нужно положить деталь на специальную клеенку, изнаночной
стороной вверх;
на кисть набирать небольшое количество клея, наносить клей тонким слоем на всю
деталь, обращая внимание на то, чтобы хорошо были смазаны края;
на отдельные детали, создающие полуобъем, клей наносить только на определенные
части,
чаще
на
края
детали,
оставшиеся
части
слегка
отгибать
или
приподнимать
над
поверхностью работы;
смазанную
клеем
деталь
прикладывать
к
намеченным
заранее
точкам,
слегка
разглаживать, затем покрывать деталь салфеткой и притирать к фону, плотно его придерживая;
удобнее на большую деталь наклеивать меньшую, при этом следить за чистотой
лицевой стороны;
после
окончания
работы
плоскостную
аппликацию
лучше
положить
на
ровную
поверхность, закрыть чистой бумагой и прижать грузом. Через некоторое время груз снять.
Аппликация готова.
На третьем этапе в подготовительной группе работа по аппликации из ткани усложняется так,
как к 6-7 годам к основным действиям из ткани добавляется нитяная графика.
Наряду с выполнением индивидуальных работ большое внимание не уделяется коллективным
работам, общий результат которых всегда богаче по содержанию и красочнее по цветовому
решению. Каждый ребенок выполняет порученное ему задание индивидуально, а затем все части
объединяются в единую композицию. Тематика коллективных работ: Наборное панно «Весна»,
«Масленичные забавы», «Поезд из Ромашкова», «В красивой сказочной деревне».
Ценность коллективных работ состоит в том, что они объединяют детей, так как всем
предлагается одна тема, общая цель, и дети заинтересованы в общем результате, более того, они
— равные исполнители одной работы. Возможности аппликации из лоскутков неисчерпаемы, в
них заложены элементы плоскостного конструирования, основы. Аппликация привлекает детей
своими результатами. Кроме этого дети освоили приемы превращения маленьких лоскутков в
красивые, яркие, необычные композиции. Познакомились со свойствами ткани, научились
устанавливать соотношение частей по величине и объединять части в целое. Ориентироваться в
пространстве сюжетной композиции.
Работа моего кружка «Чудеса из ткани» украшают интерьер нашей группы и детского сада.
Литература
1. Алексеевская, Н. Волшебные ножницы / Н. Алексеевская. -М. : Лист, 1998.
2.
Богатеева,
3.
А. Занятия
аппликацией
в
детском
саду
/
3.
А.
Богатеева.
-М.:
Просвещение, 1988.
3 . Богатеева,
3.
А. Мотивы
народных
орнаментов
в
детских
аппликациях
/
3.
А.
Богатеева. - М.: Просвещение, 1986.
4. Народное искусство в воспитании детей. - М.: Российское педагогическое агентство,
1997.
5. Щеблыкин, И. К. Аппликационные работы в начальных классах / И. К. Щеблыкин [и
др.]. - М. : Просвещение, 1983.