Напоминание

Духовно-нравственное воспитание средствами школьного музея народной культуры


Автор: Шулятьева Людмила Николаевна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ СОШ №74
Населённый пункт: город Киров Кировская область
Наименование материала: статья
Тема: Духовно-нравственное воспитание средствами школьного музея народной культуры
Раздел: среднее образование





Назад




Духовно – нравственное воспитание средствами школьного музея народной культуры. Шулятьева Людмила Николаевна: учитель технологии, руководитель музея народной культуры. «Душа народа, жизнь и быт, Его культура и обряды, Его поэтика и песни, Его ремёсла и наряды. В чём суть сего? Постичь придётся Поколеньям нашим молодым, Всё это отголоском отзовётся, И близким станет и родным». Каждый человек всегда должен помнит место, где он родился, где он провёл своё детство, юность. И сколько бы лет не прошло, его всегда тянет в родные места, в школу, в которой он учился. Он вспоминает своих школьных друзей, с которыми он ходил на уроки, проводил свободное время, участвовать в различных мероприятиях. Истоки духовного возрождения начинаются прежде всего в школе. И если в школе есть музей, то велика будет роль школьного музея в духовно-нравственном воспитании личности. Духовно-нравственное воспитание учащихся – сложный, многосторонний, важный процесс, ответственность за него лежит на взрослых, особенно на нас - на педагогах. Воспитание заключается в совершенствовании, самореализации и самопознании духовности человека. Духовное развитие – познание мира и, прежде всего самого себя, различение добра и зла. Это развитие возможности самому управлять собой, свобода выбора как строить свою жизнь, свою судьбу, опираясь на духовно-нравственные ориентиры. Важно, чтобы новые поколения учеников не забывали прошлое своего родного посёлка, его традиции, культуру, людей, которые жили в этой местности, историю своего родного края. Именно поэтому школьный музей имеет огромное значение в воспитании подрастающего поколения. В 1997 году мне посчастливилось побывать на курсах по изучению народной культуры под руководством Пигиловой Татьяны Александровны (из Москвы). Вернувшись в школу, рассказала ребятам, что узнала сама. Они были очень заинтересованы, и мы решили, а не создать ли музей народной культуры в нашей школе? Ведь посёлок наш Радужный находится в окружении деревень, где ещё могли остаться какие-то предметы, которые могли бы стать музейной ценностью. Мы отправились по нашим окрестностям. Около нашего посёлка расположены такие деревни, как: Шулаи, Шельпяки, Лубягино, Заполицы, Соломинцы. Первыми экспонатами стали чугунки, ухваты, прялки, первые легенды о предметах быта. Мы записывали новые для нас слова, значения слов, узнавали о традициях и праздниках наших предков. Несли в школу то, что нам отдавали. Очищали, отмывали наши драгоценные экспонаты. В 2001 году к 25-летию нашего посёлка состоялось открытие школьного музея народной культуры. С этого времени наш музей работает, мы принимаем гостей, проводим экскурсии для детей детских садов, учащихся, родителей. Частыми гостями бывают жители посёлка, особенно в день пожилых людей. Я до сих пор узнаю от них что-то интересное о предметах старины, что не знаю сама. Задания для учащихся после посещения музея - принести интересный экспонат со своей легендой. Не очень часто музей пополняется, так как многие хотят иметь в семье свои семейные реликвии, но
иногда договариваешься, чтобы оставили их на какое - то время, для того, чтобы показать ребятам. Главное, ради чего создавался наш школьный музей – дети: их обучение, воспитание и развитие. Основные цели работы нашего музея: воспитание патриотизма и гражданской нравственности через этнографические экспонаты, которую несут в себе смысловую, образно-знаковую нагрузку и помогают изучить духовную культуру народа. Все экспонаты собраны руками учащихся и педагогов школы, а подарили все это жители посёлка и близлежащих деревень. Огромная работа была проделана школьниками и педагогами, чтобы будущее поколение детей могло увидеть раритеты нашей местности. Есть в нашем музее старинные швейные машинки и сарафан, сшитый вручную, самопряхи и чаруши, старинные иконы и лапти, коллекции монет и значков. Экспонатами пользуются учителя на уроках краеведения, изобразительного искусства, литературы. Особенно хочу отметить, так как я являюсь преподавателем технологии, что предметы музея мне помогают интереснее проводить занятия. Что же можно рассказать детям? Это и об истории создания швейных машин, как изготовить ткань, пользуясь прялками и самопряхами, познакомить с русским народным костюмом, сравнить вышивку и вязание наших бабушек с современными элементами и особенно, имитация русской печи, с её устройством, утварью и рассказать о своих впечатлениях от еды, приготовленной в печи. Работая с активом музея, собран материал по следующим темам: «Русский народный костюм на рубеже 19-20 веков»; «Первая игрушка наших бабушек»; «Народные промыслы Вятки»; «Русский дом, убранство, пища, еда»; «Народный месяцеслов»; «Вышивка и её символика»; «Традиционные праздники Вятки»; «Нашему роду нет переводу». Мы в любой момент готовы провести беседу и экскурсию, знакомя с нашими экспонатами. А также провести мастер – класс для гостей по изготовлению русской народной куклы. М у з е й интерактивный. Школьники могут взять в руки балалайку, чтобы продемонстрировать свое искусство, или примерить сарафан и «пощеголять» в лаптях. Сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре следует начинать с самого раннего детства, когда ребенок стоит на пороге открытия окружающего мира. Чем раньше дети начнут осознавать свою причастность к судьбе родного края, его истории, тем сильнее будет любовь к нему, тем чище будут их помыслы и дела. Таким образом, музей является одним из эффективных средств духовно - нравственного воспитания. Знакомство с народным календарём, народной одеждой, обрядовой едой составляет у ребят целостное представление о вятской культуре, разнообразии её традиций, богатстве, красоте и силе духа русского человека, наполняет гордостью за малую родину, учит использовать полученные знания и навыки в повседневной жизни. Всё это служит преемственностью и неразрывностью традиций нашего народа, глубокой духовной связи прошлого, настоящего и будущего. Академик Г.Н. Волков писал: «Без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа как исторической общности». Эти слова заставляют задуматься нас взрослых о будущем наших детей. Так давайте же будем воспитывать наше подрастающее поколение духовно – нравственно.


В раздел образования