Духовно-нравственное воспитание средствами школьного музея народной культуры
Автор: Шулятьева Людмила Николаевна Должность: учитель технологии Учебное заведение: МБОУ СОШ №74 Населённый пункт: город Киров Кировская область Наименование материала: статья Тема: Духовно-нравственное воспитание средствами школьного музея народной культуры Раздел: среднее образование
Духовно – нравственное воспитание средствами школьного
музея народной культуры.
Шулятьева Людмила Николаевна:
учитель технологии,
руководитель музея народной культуры.
«Душа народа, жизнь и быт,
Его культура и обряды,
Его поэтика и песни,
Его ремёсла и наряды.
В чём суть сего?
Постичь придётся
Поколеньям нашим молодым,
Всё это отголоском отзовётся,
И близким станет и родным».
Каждый человек всегда должен помнит место, где он родился, где он провёл своё детство,
юность. И сколько бы лет не прошло, его всегда тянет в родные места, в школу, в которой
он учился. Он вспоминает своих школьных друзей, с которыми он ходил на уроки,
проводил свободное время, участвовать в различных мероприятиях. Истоки духовного
возрождения начинаются прежде всего в школе. И если в школе есть музей, то велика
будет роль школьного музея в духовно-нравственном воспитании личности.
Духовно-нравственное воспитание учащихся – сложный, многосторонний, важный
процесс, ответственность за него лежит на взрослых, особенно на нас - на педагогах.
Воспитание
заключается
в
совершенствовании,
самореализации
и
самопознании
духовности человека. Духовное развитие – познание мира и, прежде всего самого себя,
различение добра и зла. Это развитие возможности самому управлять собой, свобода
выбора
как
строить
свою
жизнь,
свою
судьбу,
опираясь
на
духовно-нравственные
ориентиры.
Важно, чтобы новые поколения учеников не забывали прошлое своего родного
посёлка, его традиции, культуру, людей, которые жили в этой местности, историю своего
родного края. Именно поэтому школьный музей имеет огромное значение в воспитании
подрастающего поколения.
В 1997 году мне посчастливилось побывать на курсах по изучению народной
культуры под руководством Пигиловой Татьяны Александровны (из Москвы). Вернувшись
в школу, рассказала ребятам, что узнала сама. Они были очень заинтересованы, и мы
решили, а не создать ли музей народной культуры в нашей школе? Ведь посёлок наш
Радужный находится в окружении деревень, где ещё могли остаться какие-то предметы,
которые могли бы стать музейной ценностью. Мы отправились по нашим окрестностям.
Около нашего посёлка расположены такие деревни, как: Шулаи, Шельпяки, Лубягино,
Заполицы, Соломинцы. Первыми экспонатами стали чугунки, ухваты, прялки, первые
легенды о предметах быта. Мы записывали новые для нас слова, значения слов, узнавали о
традициях и праздниках наших предков. Несли в школу то, что нам отдавали. Очищали,
отмывали наши драгоценные экспонаты.
В 2001 году к 25-летию нашего посёлка состоялось открытие школьного музея
народной культуры. С этого времени наш музей работает, мы принимаем гостей, проводим
экскурсии для детей детских садов, учащихся, родителей. Частыми гостями бывают
жители посёлка, особенно в день пожилых людей. Я до сих пор узнаю от них что-то
интересное о предметах старины, что не знаю сама. Задания для учащихся после
посещения музея - принести интересный экспонат со своей легендой. Не очень часто
музей пополняется, так как многие хотят иметь в семье свои семейные реликвии, но
иногда договариваешься, чтобы оставили их на какое - то время, для того, чтобы показать
ребятам.
Главное, ради чего создавался наш школьный музей – дети: их обучение,
воспитание и развитие.
Основные цели работы нашего музея: воспитание патриотизма и гражданской
нравственности через этнографические экспонаты, которую несут в себе смысловую,
образно-знаковую нагрузку и помогают изучить духовную культуру народа.
Все экспонаты собраны руками учащихся и педагогов школы, а подарили все это
жители посёлка и близлежащих деревень. Огромная работа была проделана школьниками
и педагогами, чтобы будущее поколение детей могло увидеть раритеты нашей местности.
Есть в нашем музее старинные швейные машинки и сарафан, сшитый вручную,
самопряхи и чаруши, старинные иконы и лапти, коллекции монет и значков. Экспонатами
пользуются
учителя
на
уроках
краеведения,
изобразительного
искусства,
литературы.
Особенно хочу отметить, так как я являюсь преподавателем технологии, что предметы
музея мне помогают интереснее проводить занятия. Что же можно рассказать детям? Это и
об
истории
создания
швейных
машин,
как
изготовить
ткань,
пользуясь
прялками
и
самопряхами, познакомить с русским народным костюмом, сравнить вышивку и вязание
наших бабушек с современными элементами и особенно, имитация русской печи, с её
устройством, утварью и рассказать о своих впечатлениях от еды, приготовленной в печи.
Работая с активом музея, собран материал по следующим темам:
«Русский народный костюм на рубеже 19-20 веков»;
«Первая игрушка наших бабушек»;
«Народные промыслы Вятки»;
«Русский дом, убранство, пища, еда»;
«Народный месяцеслов»;
«Вышивка и её символика»;
«Традиционные праздники Вятки»;
«Нашему роду нет переводу».
Мы в любой момент готовы провести беседу и экскурсию, знакомя с нашими экспонатами.
А также провести мастер – класс для гостей по изготовлению русской народной куклы.
М у з е й интерактивный.
Школьники
могут
взять
в
руки
балалайку,
чтобы
продемонстрировать свое искусство, или примерить сарафан и «пощеголять» в лаптях.
Сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре следует
начинать с самого раннего детства, когда ребенок стоит на пороге открытия окружающего
мира.
Чем раньше дети начнут осознавать свою причастность к судьбе родного края, его
истории, тем сильнее будет любовь к нему, тем чище будут их помыслы и дела. Таким
образом,
музей
является
одним
из
эффективных
средств духовно
-
нравственного
воспитания.
Знакомство с народным календарём, народной одеждой, обрядовой едой составляет у
ребят целостное представление о вятской культуре, разнообразии её традиций, богатстве,
красоте и силе духа русского человека, наполняет гордостью за малую родину, учит
использовать полученные знания и навыки в повседневной жизни. Всё это служит
преемственностью и неразрывностью традиций нашего народа, глубокой духовной связи
прошлого, настоящего и будущего.
Академик Г.Н. Волков писал: «Без воспитания нет духовности, без духовности нет
личности, без личности нет народа как исторической общности». Эти слова заставляют
задуматься нас взрослых о будущем наших детей. Так давайте же будем воспитывать наше
подрастающее поколение духовно – нравственно.