"Влияние колыбельной на развитие музыкальной культуры ребенка".
Автор: Кривошеина Инна Ивановна Должность: музыкальный руководитель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 153" Населённый пункт: г. Самара Наименование материала: Статья Тема: "Влияние колыбельной на развитие музыкальной культуры ребенка". Раздел: дошкольное образование
«Влияние колыбельной на развитие музыкальной культуры
ребенка».
Как
медленно
тянется
время
у
детей.
Как
быстро
оно
летит
у
взрослых… Именно в то счастливое время, когда я была еще ребенком, мне в
голову пришла совершенно необыкновенная мысль: «А вдруг если то, что стучит
у
меня
в
груди
не
просто
какое
–
то
там
сердце,
а
маленький
волшебный
барабанщик. И что если он не просто стучит, а отбивает неведомый мне пока
ритм.
И
если
есть
ритм,
значит
где
–
то
должна
звучать
еще
и
мелодия.
Необходимо лишь прислушаться. И вот произошло чудо. Сначала я услышала как
за окном простой дождик, вместо обычного капания, заиграл чудесную мелодию.
Потом мне послышалось, что часы на стене не просто тикают, а подыгрывают
дождю. Лампочки в старой люстре зазвенели колокольчиками, пружины дивана
запели скрипками».
Дети
от
природы
наделены
яркими
способностями,
нужно
лишь
постараться, как можно раньше создать максимально благоприятные условия для
их развития, помочь детям познать необыкновенно богатый мир музыки и сделать
его своим достоянием. Наукой доказано, что ребенок эмоционально реагирует на
музыку с первых дней жизни и даже раньше. В связи с этим, при работе с детьми
младшего возраста в первую очередь очень важно познакомить их с наиболее
близким жанром – колыбельной (народной колыбельной).
Через которую постараться раскрыть перед детьми красоту музыки – народной и
классической. Слушание и исполнение простых колыбельных формирует у детей
потребность в художественном слове, музыке. Мелодия –
это душа музыки.
Подбирая музыкальный материал, очень важно позаботиться о его качестве, так
как
колыбельные
песни
–
первые
мелодии,
первые
впечатления
ребенка.
Постепенно привыкая к повторяющимся интонациям голоса в пении педагога,
дети начинают различать отдельные слова, что помогает им овладеть речью,
понимать
содержание
песен.
Через
колыбельные
дети
получают
первые
представления
об
окружающих
предметах,
о
животных,
птицах.
Но
самое
большое влияние на детей оказывают
нежность и любовь, которые являются
главной составляющей стихии колыбельных.
Название «колыбельная песня» произошло от слов колыбель, колбать
(качать). В народном обиходе было и другое название колыбельных песен – байки,
которое произошло от древнерусского глагола байкать (баюкать, качать, усыплять)
или
баять
(говорить,
сказывать,
шептать).
В
народе
дорожили
колыбельным
мастерством. Поэтому пение колыбельных песен – это искусство, которым в
с т а р и н у овладевали
с
детства. Колыбельные
песни
вбирают
в
себя
интонационный
строй
музыкального
языка
народа,
мелодиче ский
«интонационный словарь» определенной эпохи. Этим песням присущ спокойный
темп, негромкое звучание, размеренный ритм прокачивания, небольшой диапозон
мелодии, множество повторяющихся мелодических оборотов, наличие остановок
в конце фраз, припевных слов. «Баюшки – баю… Баю, милую, баю славную, баю
дитятку». Сколько ласковых слов находит мать, баюкая своего ребенка, сколько
нежности в ее пении.
Малыш еще не знает языка, не понимает слов, но, слушая колыбельную песню,
успокаивается, затихает и засыпает. Его убаюкивают мягкие, спокойные, теплые
интонации голоса и мелодии, ласковое обращение, монотонность пения.
Но, к сожалению, в настоящее время колыбельные песни почти забыты. Многие
современные дети выросли без них. Поскольку основное время дети проводят в
детском саду, именно мы – педагоги (музыкальные руководители в содружестве с
воспитателями) можем ввести в их жизнь колыбельные песни. Выученные на
музыкальных занятиях колыбельные песни, побуждает ребенка использовать их в
играх. Если дети будут уметь слушать и петь колыбельные песни, тем самым они
более успешно станут импровизировать и свои собственные мелодии, убаюкиваю
куклу или другую игрушку.
Список литературы:
1.
«Баюшки – Баю» О.П. Радынова, Москва «Владос» 1995;
2.
«Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре», Москва 1991.