Напоминание

Методика ознакомления дошкольников с фольклором


Автор: Карлова Елена Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 9"
Населённый пункт: Кемеровская область, г. Новокузнецк
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Методика ознакомления дошкольников с фольклором
Раздел: дошкольное образование





Назад




Методическая разработка на тему «Методика ознакомления дошкольников с фольклором» Методика ознакомления с пословицами и поговорками. Воспитатель должен следить за умелостью и правильностью употребления пословиц и поговорок как в своей речи, так и в речи детей. Чтобы добиться правильного понимания детьми обобщенного значения этих видов малых фольклорных форм, необходимо всю работу проводить в два этапа: 1. Первоначально пословица или поговорка дается вне контекста – для того, чтобы выяснить, понимает ли ребенок содержание и значение ее, знает ли, когда ее следует употреблять. 2. Затем пословица или поговорка предлагается в контексте небольшого рассказа. Можно проверить понимание обобщенного значения пословиц и поговорок, предложив детям задание: придумать сказку, рассказ, речевую ситуацию, где один из героев мог бы уместно использовать данную пословицу или поговорку. Когда у детей накопится некоторый запас пословиц и поговорок, можно предложить им подобрать пословицы, соответствующие содержанию и идее определенной сказки [2]. Методика ознакомления со сказками. Сказку ребенку надо рассказывать, а не читать. И рассказывать неоднократно. Необходимо художественно, артистично воссоздать образы персонажей, передать и моральную направленность, и остроту ситуации, и свое отношение к событиям. Для того чтобы дети слушали сказку внимательно, надо их подготовить к этому. Можно использовать следующие приемы: - показать сказку с помощью игрушек (настольный театр); - использовать присказку, причем новую сказку лучше начать знакомой присказкой, а уже слышанную сказку – присказкой новой, интересной [2]. М. М. Алексеева, В.И. Яшина предлагают использовать словесные методические приемы в сочетании с наглядными:
- беседы после ознакомления со сказкой, помогающие определить жанр, основное содержание, средства художественной выразительности; - выборочное чтение по просьбе детей; - рассматривание иллюстраций, книг; - просмотр диафильмов, кинофильмов после знакомства с текстом; - про слушивание записи исполнения сказки м а с т е р а м и художественного слова [1]. При рассказывании сказки рекомендуется использовать моделирование. Замещенными объектами становятся герои сказок, а также предметы, с которыми они действуют. Набор заместителей (разных кружков) изготавливает и предлагает ребенку взрослый. От ребенка требуется выбрать кружки, чтобы сразу было понятно, какой кружок, например, крокодил, а какой – солнышко. Когда процесс выбора заместителей освоен, можно переходить к разыгрыванию простых сюжетов. В зависимости от того, насколько ребенок овладел моделированием, изменяется полнота разыгрываемого сюжета [4, с.26]. Заканчивать сказку можно известными концовками: «Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец», цель их использования – дать ребенку понять, что сказка закончилась, и отвлечь его от фантастического. Концовками могут служить и подходящие к содержанию сказки пословицы, это закрепит впечатление об услышанном и научит ребенка к месту употреблять образные народные выражения [2]. Методика работы с загадками заключается в следующем: 1. На начальном этапе учить детей воспринимать образное содержание загадок, объяснять их. 2. Затем обратить внимание на сочный, колоритный язык загадки, формировать умение понимать целесообразность использования выразительно-изобразительных средств. Для этого можно предложить детям для сравнения две загадки, спросить, какая из них им больше понравилась и
почему. Предложить подобрать определение к слову, которое обозначает отгадку. 3. Позже, когда дети усвоят жанровые особенности метафорических загадок, педагог предлагает им самим придумывать загадки о предметах, явлениях действительности [3]. Итак, нами были рассмотрены возможности использования фольклора в формировании нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта. Было отмечено, что использование разных жанров (сказок, загадок, пословиц и поговорок) вызывает устойчивый интерес к фольклору, способствует развитию речевой активности у детей старшего дошкольного возраста, учит пониманию добра и зла, чувства любви к людям и миру, ребёнок мысленно участвует во всех перипетиях сказки, глубоко переживает чувства, волнующие её персонажей.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеева, М.М., Яшина, В.И. Речевое развитие дошкольников [Текст] / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 2013. – 240 с. 2. Викулина, А.М. Элементы русской народной культуры в педагогическом процессе дошкольного учреждения [Текст] / А.М. Викулина. – Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1995. – 138 с. 3. Гавриш, Н. Использование малых фольклорных форм [Текст] / Н. Гавриш // Дошкольное воспитание. – 1991. - № 9. – С.16-20. 4. Зимина, И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников [Текст] / И. Зимина // Дошкольное воспитание. – 2005. - №8. – С.26-31. 5. Соловьёва, О.И. Роль художественной литературы в развитии дошкольника [Текст] / О.И. Соловьёва // Дошкольное воспитание. – 2013. - №4. – С. 45-49. 6. Фесюкова, Л.Б. Воспитание сказкой [Текст] / Л.Б. Фесюкова. – М., 1996. – 290 с. 7. Фольклор – музыка – театр [Текст] / Под ред. С.М. Мерзляковой. –М.: Владос, 1999. – 214 с.


В раздел образования