Автор: Карлова Елена Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 9" Населённый пункт: Кемеровская область, г. Новокузнецк Наименование материала: Методическая разработка Тема: Методика ознакомления дошкольников с фольклором Раздел: дошкольное образование
Методическая разработка на тему «Методика ознакомления
дошкольников с фольклором»
Методика ознакомления с пословицами и поговорками. Воспитатель
должен следить за умелостью и правильностью употребления пословиц и
поговорок как в своей речи, так и в речи детей. Чтобы добиться правильного
понимания детьми обобщенного значения этих видов малых фольклорных
форм, необходимо всю работу проводить в два этапа:
1. Первоначально пословица или поговорка дается вне контекста – для
того, чтобы выяснить, понимает ли ребенок содержание и значение ее, знает
ли, когда ее следует употреблять.
2. Затем пословица или поговорка предлагается в контексте небольшого
рассказа. Можно проверить понимание обобщенного значения пословиц и
поговорок, предложив детям задание: придумать сказку, рассказ, речевую
ситуацию,
где
один
из
героев
мог
бы
уместно
использовать
данную
пословицу или поговорку. Когда у детей накопится некоторый запас пословиц
и поговорок, можно предложить им подобрать пословицы, соответствующие
содержанию и идее определенной сказки [2].
Методика
ознакомления
со
сказками. Сказку
ребенку
надо
рассказывать,
а
не
читать.
И
рассказывать
неоднократно.
Необходимо
художественно,
артистично
воссоздать
образы
персонажей,
передать
и
моральную
направленность,
и
остроту
ситуации,
и
свое
отношение
к
событиям.
Для того чтобы дети слушали сказку внимательно, надо их подготовить
к этому. Можно использовать следующие приемы:
- показать сказку с помощью игрушек (настольный театр);
- использовать присказку, причем новую сказку лучше начать знакомой
присказкой, а уже слышанную сказку – присказкой новой, интересной [2].
М.
М.
Алексеева,
В.И.
Яшина
предлагают
использовать
словесные
методические приемы в сочетании с наглядными:
-
беседы
после
ознакомления
со
сказкой,
помогающие
определить
жанр, основное содержание, средства художественной выразительности;
- выборочное чтение по просьбе детей;
- рассматривание иллюстраций, книг;
- просмотр диафильмов, кинофильмов после знакомства с текстом;
-
про слушивание
записи
исполнения
сказки
м а с т е р а м и
художественного слова [1].
При рассказывании сказки рекомендуется использовать моделирование.
Замещенными
объектами
становятся
герои
сказок,
а
также
предметы,
с
которыми
они
действуют.
Набор
заместителей
(разных
кружков)
изготавливает и предлагает ребенку взрослый. От ребенка требуется выбрать
кружки, чтобы сразу было понятно, какой кружок, например, крокодил, а
какой
–
солнышко.
Когда
процесс
выбора
заместителей
освоен,
можно
переходить
к
разыгрыванию
простых
сюжетов.
В
зависимости
от
того,
насколько
ребенок
овладел
моделированием,
изменяется
полнота
разыгрываемого сюжета [4, с.26].
Заканчивать
сказку
можно
известными
концовками:
«Тут
и
сказке
конец, а кто слушал – молодец», цель их использования – дать ребенку
понять,
что
сказка
закончилась,
и
отвлечь
его
от
фантастического.
Концовками могут служить и подходящие к содержанию сказки пословицы,
это
закрепит
впечатление
об
услышанном
и
научит
ребенка
к
месту
употреблять образные народные выражения [2].
Методика работы с загадками заключается в следующем:
1. На начальном этапе учить детей воспринимать образное содержание
загадок, объяснять их.
2.
Затем
обратить
внимание
на
сочный,
колоритный
язык
загадки,
формировать
умение
понимать
целесообразность
использования
выразительно-изобразительных средств. Для этого можно предложить детям
для сравнения две загадки, спросить, какая из них им больше понравилась и
почему.
Предложить
подобрать
определение
к
слову,
которое
обозначает
отгадку.
3. Позже, когда дети усвоят жанровые особенности метафорических
загадок, педагог предлагает им самим придумывать загадки о предметах,
явлениях действительности [3].
Итак, нами были рассмотрены возможности использования фольклора
в формировании нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста
с нарушением интеллекта. Было отмечено, что использование разных жанров
(сказок, загадок, пословиц и поговорок) вызывает устойчивый интерес к
фольклору, способствует развитию речевой активности у детей старшего
дошкольного возраста, учит пониманию добра и зла, чувства любви к людям
и миру, ребёнок мысленно участвует во всех перипетиях сказки, глубоко
переживает чувства, волнующие её персонажей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Алексеева, М.М., Яшина, В.И. Речевое развитие дошкольников [Текст] /
М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 2013. – 240 с.
2.
Викулина, А.М. Элементы русской народной культуры в педагогическом
процессе дошкольного учреждения [Текст] / А.М. Викулина. – Нижний
Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1995. – 138 с.
3.
Гавриш,
Н.
Использование
малых
фольклорных
форм
[Текст]
/
Н.
Гавриш // Дошкольное воспитание. – 1991. - № 9. – С.16-20.
4.
Зимина, И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников [Текст] /
И. Зимина // Дошкольное воспитание. – 2005. - №8. – С.26-31.
5.
Соловьёва,
О.И.
Роль
художественной
литературы
в
развитии
дошкольника [Текст] / О.И. Соловьёва // Дошкольное воспитание. – 2013. -
№4. – С. 45-49.
6.
Фесюкова, Л.Б. Воспитание сказкой [Текст] / Л.Б. Фесюкова. – М., 1996. –
290 с.
7.
Фольклор – музыка – театр [Текст] / Под ред. С.М. Мерзляковой. –М.:
Владос, 1999. – 214 с.