Напоминание

"Особенности развития речи детей дошкольного возраста"


Автор: Петрухина Оксана Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР - Детский сад №81"
Населённый пункт: г.Бийск
Наименование материала: Статья
Тема: "Особенности развития речи детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад





«Особенности развития речи детей дошкольного возраста»

Петрухина Оксана Юрьевна, воспитатель

МБДОУ «ЦРР – Детский сад №81» города Бийска
Всесторонне развитие ребенка осуществляется на основе усвоения многовекового опыта человечества лишь благодаря общению ребенка с взрослым. Взрослые хранители опыта человечества, его знаний, умений, культуры. Передать этот опыт нельзя иначе как с помощью языка. Язык - «важнейшее средство человеческого общения». Среди многих важнейших задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения - одна из главных. Эта общая задача включает ряд специальных, частных задач: воспитание звуковой культуры речи, обогащение, закрепление и активизацию словаря, совершенствование грамматической стороны речи, обучение разговорной (диалогической) речи, развитие связной речи, воспитание интереса к художественному слову, подготовка к обучению грамоте. Как правило, ребенок к полутора годам использует в активной речи примерно 100 слов, к двум годам словарь значительно увеличивается - до 300 слов и более. Индивидуальные различия в развитии речи бывают очень большими, и приведенные данные, конечно, приблизительны. Но главное событие в развитии речи в этот период (к концу второго года) заключается не в количественном росте словаря, а в том, что слова, которые малыш использует в предложениях (теперь уже зачастуютрех и четырехсложных), приобретают соответствующую грамматическую форму:девочка села, девочка сидит. С этого времени и начинается один из важнейших этапов овладения родным языком - овладение грамматической структурой языка. Усвоение грамматики происходит интенсивно, и освоенные грамматические закономерности ребенок усваивает к трем - трем с половиной годам. Так, к этому времени он употребляет в своей речи все падежные формы (без предлогов и с многими предлогами – побегу к маме, положу на стол и т. п.). К тем годам словарь ребенка возрастает до 1000 и более слов. В состав словаря входят все части речи (существительные, глаголы, прилагательные, местоимения, числительные, наречия). Служебные слова (предлоги, союзы, частицы), междометия. Не редко к началу четвертого года жизни усваиваются и все звуки родного языка, включая р, л, ш, ч, т, щ, ц.
Владение родным языком - это не только умение правильно построить предложение. Ребенок должен научиться рассказывать: не просто назвать предметы (это - яблоко), но и описать его, рассказать о каком - то событии, явлении, о последовательности событий. Такой рассказ состоит из ряда предложений. Он, характеризуя существенные стороны и свойства описываемого предмета, события, должны быть логически связаны друг с другом и развертываться в определенной последовательности, чтобы слушающий полно и точно понял говорящего. Если выделять в подготовке к обучению грамоте, прежде всего общую задачу («речь становится предметом изучения»), то в более простых формах решениях этойзадачи должно начинаться не в подготовительной группе, а раньше. Например, на занятиях и в дидактических играх по культуре речи, в частности по формированию слухового внимания, фонетического слуха, правильного звукопроизношения, детям даются задания вслушиваться в звучание слова, найти наиболее часто повторяющиеся звуки в нескольких словах, определить первый и последний звуки в слове, вспомнить слова, начинающиеся с указанного воспитателем звука, и др. Проводится также работа по обогащению и активизации словаря, входе которого дети получают задания. Например, подбирать антонимы - слова с противоположным значением (высокий - низкий, сильный - слабый и т. п.), синонимы - слова по значению (путь, дорога; маленький, небольшой, крошечный, малюсенький и т. п.). Обращая внимания старшего дошкольника на то, например, как описан в стихотворении или рассказе снег, как он (пушистый, серебристый), воспитатель может спросить о слове, употребить слово примерно так: «Каким словом автор описывает снег, каким ему видится снег?» Получая подобные задания и выполняя их, дети начинают усваивать значения слова, звука. Иногда задания можно сформулировать и так, что слово будет не нужно. Например, вместо того чтобы сказать: «Вспомни слова, в которых есть звук ш», можно сказать: «В названиях, каких предметов есть звук ш?» Слово, звук - такие же слова, как и многие другие. Они имеют определенное значение, обозначают определенное явление. Но значение этих слов вещи не простые. В толковых словарях русского языка можно прочитать, что слово это «единица речи, служащая для выражения отдельного понятия», или «единица речи, представляющая собой звуковое выражение понятия о предмете или явлении объективного мира» Однако наряду с этим основным значением слово имеет и значение «речь», «беседа, разговор» ( дар слова; передать на словах; рассказывать своими словами и т. п.) и еще ряд других. Слово звук имеет два значения: 1. Воспринимаемое слухом физическое явление;
2. Членораздельный элемент человеческой производимой речи. Словарные определения значений слово и звук дошкольнику дать нельзя, он их не поймет. Однако из этого следует, что дети вообще не получают никаких определений. Усвоение ребенком элементарных знаний слов слово и звук на основе определений в различных речевых упражнениях позволяет дать ему первоначальные представления о разграничении слова и звука. В дальнейшем, при обучении членению предложении на слова, звуковому анализу слова и т.п., эти предоставления углубляются, так как ребенок выделяет, вычленяет слово и звук именно как единица речи, имеет возможность «услышать» их отдельность в составе целого (предложения, слова). При ознакомлении детей со словесным составом предложения, со звуковым составом слова воспитатель раскрывает перед ним общие свойства человеческой речи как процесса. Говоря о сознании речи ребенком, вычленении в ней языковых единиц, следует подчеркнуть, что оно имеет, не только смысл непосредственной подготовки к обучению грамоте и формирования тех элементарных знаний и представлений о речи, которые помогут усваивать курс родного языка в школе. Осознание речи, происходящее при подготовке к обучению грамоте, имеет очень большое значение и для общего речевого развития, потому что на основе осознания формируется произвольность речи: намеренность выбора, как содержания высказывания, так и языковых средств, которыми это смысловое содержание может быть выражено наиболее точно. Ребенок овладевает умением сознательно, правильно строить свою речью. Известный советский языковед и методист А. М. Пешковский считал сознательное пользование языковыми средствами основным отличием литературной речи от речи обыденной. Таким образом, в развитии речи детей ведущая роль принадлежит взрослым: воспитателю в детском саду, родителям и близким ребенка, сколько внимания уделяют речевому общению с ним, во многом зависят успехи дошкольника в усвоении языка. Речь воспитателя должна соответствовать нормам литературного языка, литературной и разговорной речи и в отношениях звуковой стороны (произнесение звуков и слов, дикция, темп и т.д) и в отношении богатства словаря, точности словоупотребления, грамматической правильности, связности. Специальное внимание должно быть обращено на звуковую сторону речи, так как ее недостатки преодолеваются самим говорящим хуже, чем, например, недочеты словоупотребления. Поэтому развития грамматически правильной речи должно начинать с более раннего возраста, чтобы
предупредить все нарушения и отставания. Все это необходимо для успешного учения в школе, для всестороннего развития личности. Литература: 1. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. М.: Просвещение, 2001. - 285 с. 2. Бодалев А.А. Столин В.В. Аванесов В.С. Общая психодиагностика. СПб.: Изд-во "Речь", 2011. - 440 с. 3. Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр.- М.: Лабиринт, 1999. - 352 с. 4. Ермолаева М.В. Психология развития. М.: Издательство: Московский психолого-социальный институт, НПО МОДЭК, 2009. - 376 с. 5. Карпова С.Н. Психология речевого развития ребенка / С.Н.Карпова, З.И.Труве. Ростов-на-Дону, 2007. - 288 с. 6. Любина Г.А. Развитие речи дошкольников в общении: Пособие для педагогов дошк. учреждений. М.: Народная асвета, 1999. - 180 с. 7. Лямина Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста. - М.: АРКТИ, 2005. - 252 с. 8. Мещерякова С.Ю., Авдеева Н.Н. Вы и младенец. У истоков общения. М.: Педагогика, 1998. - 224 с. 9. Максаков А. И., Фомичева М. Ф. Звуковая культура речи./ В кн.: Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф. А. Сохина.- М.: Мозаика-синтез, 2009.- С 152-167


В раздел образования