Автор: Вакуленко Анна Владимировна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ "Лицей№2" Населённый пункт: город Михайловск Наименование материала: статья Тема: Десятилетие грамотности ООН: образование для всех Раздел: высшее образование
Десятилетие грамотности ООН: образование для всех.
Тридцатого декабря завершится Десятилетие грамотности , объявленное ООН.
Президент Монголии Нацагийн Багабанди , инициатор резолюции о «Десятилетии
грамотности», которая была принята 56-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН в декабре
2002 г., предостерег, что до тех пор, пока мировое сообщество будет мириться с
невежеством, оно не сумеет гарантировать равные права для всех. «Распространение
грамотности - это не только первейшее условие экономического благополучия, но и
надежная основа для долгосрочных капиталовложений в лучшую и более счастливую
жизнь»,- именно такие слова прозвучали на заседании по принятию международного
плана действий в сфере повышения всемирной грамотности. Многие уже забыли, что
грамотность ещё не так давно была уделом элит. И уж совсем нечасто мы вспоминаем о
том, что около 20% людей на Земле по-прежнему не умеют писать и читать.
День грамотности, который празднуется уже сорок лет, учредила ЮНЕСКО в 1966 году. В
2002 году Организация Объединённых Наций провозгласила «Десятилетие грамотности
ООН». Всё это не просто абстрактные информационные поводы — проводится огромная
работа по распространению начального образования там, где оно ещё не повсеместно (а
это 50 стран в мире!), и по повышению качества уже налаженных образовательных
систем.
По определению ЮНЕСКО, «грамотным считается тот, кто может написать и
прочитать короткий простой текст на тему из своей повседневной жизни, понимая
прочитанное и написанное».
За последние 20 лет общий уровень грамотности населения
мира вырос на 10%, сотни миллионов людей получили доступ к миру книг и письменной
информации.
В России, по последним данным Института статистики ЮНЕСКО, базовыми навыками грамоты
владеют 99% граждан. Начальное образование является всеобщим, 95% детей получают среднее
образование. И хотя многие с тревогой говорят о тенденциях снижения грамотности среди
молодежи, хочется верить данным, предоставленным Международной ассоциацией оценки
школьной успеваемости, согласно которым российские третьеклассники по уровню чтения и
понимания текста лучше всех своих сверстников из 45 стран мира!
Отрадно осознавать, что
ресурсы Интернета вносят свою лепту в этот процесс. Доступность услуг корректора или
литературного редактора — фактор, повышающий качество текстов в Интернете. А это
формирует культуру речи во всемирной сети, и в конечном итоге влияет на уровень
грамотности её пользователей.
Конечно же, не нужно забывать, что
вопросы грамотности
нуждаются в непрестанном внимании не только со стороны государства. Знание
основных вопросов орфоэпии и орфографии нужно постоянно тренировать. Как и в
медицине, в деле грамотности эффективнее всего профилактика: запустить болезнь легко,
вылечить намного труднее. И надо лечить, пока не стало поздно!
Вакуленко А.В., учитель
русского языка.