Напоминание

Проектно- исследовательская деятельность, как новая форма освоения компетенций


Автор: Волова Татьяна Владимировна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГАПОУ АО "Северодвинский техникум социальной инфраструктуры"
Населённый пункт: г. Северодвинск Архангельской области
Наименование материала: Статья
Тема: Проектно- исследовательская деятельность, как новая форма освоения компетенций
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Проектно- исследовательская деятельность, как новая форма освоения компетенций В новых требованиях к результатам о своения о сновной профессиональной образовательной программы по профессии «Повар- кондитер» приоритетное внимание уделяется формированию общих и профе ссиона льных компетенций, характеризующих будущую профессиональную деятельность выпускников техникума. Базовой образовательной технологией, поддерживающей компетентностно - ориентированный подход в образовании, является метод проектов и учебно- исследовательская деятельность. Современные требования работодателей ярко отражают важность познавательного интереса обучающихся, стремление к самообразованию, наличие аналитического и творческого потенциала. Одним из важных качеств при подготовке специалистов является их конкурентоспособность на рынке труда. Главная задача техникума- подготовка квалифицированного, компетентного, ответственного работника, готового к профессиональному самосовершенствованию, способного к эффективной работе. Одним из средств достижения этой цели является проектно- исследовательская деятельность. Проектно- исследовательская работа обучающихся- это комплекс мероприятий учебного, организационно-методического, управленческого и аналитического характера. Она повышает уровень подготовки специалистов на основе привития обучающемуся навыков научных исследований применительно к специальности. Проектно- исследовательская работа организуется и проводится в учебное и неучебное время. Активное применение в учебном процессе СПО технологий проектно- исследовательской деятельности способствует формированию и повышению профессиональных компетенций обучающихся. К таким компетенциям следует отнести проблематизацию, целеполагание, планирование
деятельности, рефлексию и самоанализ, презентацию, а также поиск информации, самообучение, исследовательскую и творческую деятельность. Проектно- исследовательская в профильных общеобразовательных дисциплинах способствует формированию профессиональных и общих компетенций. Профессиональные компетенции — это знания, умения и навыки, которые позволяют обучающемуся успешно решать профессиональные задачи. Проектно- исследовательская деятельность, как развивающая технология профессионального образования ориентированная на продукт, занимает центральное место в развитии профессиональной компетентности будущего специалиста. Такой подход делает упор на результат образования, где результат не сумма усвоенной информации, а способность действовать в различных ситуациях, а так же способность решать разноуровневые профессиональные задачи. Специфика использования проектной методики на занятиях по профильным общеобразовательным дисциплинам вытекает из специфики самой дисциплины и из целей и задач, которые стоят перед преподавателем. Первое знакомство обучающихся с проектно- исследовательской деятельностью необходимо начинать в форме презентации метода проектов и проектов прошлых лет с анализом сильных и слабых сторон. На этом этапе роль преподавателя сводится к тому, что он мотивирует обучающихся к самостоятельной проектной деятельности. В зависимости от уровня подготовки аудитории, организация проектно- исследовательской деятельности может быть различна. Например, преподаватель дает готовую формулировку задачи, а обучающиеся работаю над идеями (выдвигают, исследуют на актуальность и разрабатывают). Затем обучающиеся планируют изготовление продукта в соответствии с выбранной идеей и изготавливают конечный продукт. На заключительном этапе оценивают его. Возможен и такой вариант, обучающимся дается материал, на основе которого необходимо выдвинуть идеи для создания продукта проектной деятельности.
Они занимаются исследованиям и выбирают конкретный вариант проекта. Затем формулируют задачу, разрабатывают идею и составляют план создания продукта. И в итоге, создают и оценивают продукт. Главными особенностями индивидуального проекта является то, что тема проекта подобрана таким образом, что она соответствует особенностям и интересам личности обучающегося. В основе индивидуального проекта лежит решение какой- либо проблемы. Это решение предусматривает использование разнообразных методов и средств обучения, а также необходимость интегрирования знаний и умение применять знания из различных областей. Результаты любого проекта должны быть «осязаемыми». Если это теоретическая проблема, то ее результатом должно являться конкретное решение или практическая проблема, где результатом будет конкретный продукт.


В раздел образования