Напоминание

"Знакомство с графической техникой"


Автор: Мишина Ольга Ивановна
Должность: преподаватель изобразительного искусства
Учебное заведение: МУ ДО "Детская школа искусств №2"
Населённый пункт: город Балашов, Саратовская область
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: "Знакомство с графической техникой"
Раздел: дополнительное образование





Назад





Методическая разработка урока

«Знакомство с графической техникой»
преподавателя изобразительного искусства Мишиной Ольги Ивановны МУ ДО «Детская школа искусств №2» г. Балашова
Пояснительная записка
Учёные давно установили, что все люди рождаются с доминантой право- го полушария мозга, и эта функция является преобладающей до 7-10 лет, отве- чая за их художественно-образное мышление. Так получается, что все люди ро- ждаются художниками. И поэтому перед преподавателями изобразительного ис- кусства стоит очень ответственная задача – поддерживать и развивать это твор- ческое начало. Важными средствами для развития творческих способностей у дошколь- ников является использование на занятиях изобразительной деятельностью не- традиционных художественно-графических техник. Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями. С младше- го дошкольного возраста можно применять на занятиях изобразительной дея- тельностью нетрадиционные техники с использованием масляной пастели и ак- варели. Применение художественно-графической техники с использованием мас- ляной пастели «эффект потрескавшегося воска» экспериментально проверено с детьми старшего дошкольного возраста. Эта методика способствует отработке графических навыков и развитию творческих способностей детей. В данной технике ребенок может изобразить доступные для него образы. Не имея большого изобразительного опыты, 6-7 летние дети успешно справляются со всеми этапами работы. У ребят сохраняется и развивается ин- терес к творческой деятельности, повышается самооценка, что приводит к фор- мированию успешной личности.

Методическая разработка урока

по предмету «Изобразительное искусство»

Тема:
«Знакомство с графической техникой»
Уроки:
2 урока
Тип урока:
урок изучения нового материала
Вид урока:
комбинированный
Цель урока:
познакомить обучающихся с новой художественно-графиче- ской техникой, создать рисунок в изученной технике.
Задачи урока:
 Обучающие: расширить знания обучающихся в области графики, изучить технологию выполнения рисунка в новой художе- ственно-графической технике.  Воспитательные: воспитывать у детей интерес к разнообразным техникам, самостоятельность, усидчивость, наблюдатель- ность, эстетический вкус.  Развивающие: развивать у воспитанников творческое мышление и фантазию, умение правильно пользоваться средствами худо- жественной выразительности, способствовать развитию на- выков работы в новой технике.
Средства обучения:
компьютер, проектор, экран, презентация к уроку, схема спектра, работы учащихся предыдущих лет, паспорту для оформления го- товых работ.
План урока
2
№ Этап урока Время 1 урок 1 Самоопределение к деятельности. Организационный момент 2 мин. 2 Постановка учебной задачи 3 мин. 3 Объяснение нового материала 10 мин. 4 Практическая работа с самопроверкой по эталону 25 мин.
5

Физпауза

5 мин.
2 урок 6 Первичное закрепление 3 мин. 7 Продолжение практической работы 27 мин. 8 Подведение итогов урока 5 мин. 9 Рефлексия деятельности 5 мин.
Ход урока
Этапы урока Действия учителя Действия учеников 1 урок 1. Самоопределение к деятельности. - Здравствуйте, ребята! Тема нашего сегодняшнего урока «Знакомство с Подготовка клас- са к работе, на- 3
Организационный момент графической техникой». Мы уже выполняли задания необычными материалами и оригинальными техниками. Процесс создания рабо- ты вызывает незабываемые поло- жительные эмоции. строй на учебную деятельность. 2. Постановка учебной задачи - Сегодня, на уроке мы познакомим- ся с новой художественно-графиче- ской техникой «Эффект потрескав- шегося воска» и выполним рисунок в новой технике. Для выполнения работы необходимы следующие ма- териалы: бумага фактурная; гуашь, широкая кисть; емкость с водой, губ- ка; карандаш простой, стерка; палоч- ка с заточенным концом. Для созда- ния рисунка мы будем использовать уже знакомый графический материал – масляная пастель. Осмысление темы и целей урока. 3. Объяснение ново- го материала - Начнем знакомство с новой техни- кой с изображения красивейшего солнечного цветка – подсолнуха. - Ребята, прослушав стихотворение, ответьте на вопрос «Почему под- солнух получил такое название?». Расцвел подсолнух в огороде, И к солнцу тянется весь день, За солнышком головкой водит, Чтоб не попала она в тень. Отвечают на во- прос. 4
Когда же солнышко заходит, Он ждет до самого утра, Вздыхая в темном огороде: - Вставай же, солнышко! Пора! (В. Пахомов) - Посмотрим на экран, здесь пред- ставлены работы русского и фран- цузского художников Сергея Ан- дрияки и Винсента Ван Гога . - Глядя на картины, какие можем сделать выводы? - Рассмотрим внимательно подсол- нух. Чем он отличается от других цветов? Какой формы у него ле- пестки, сердцевина, листья? Рассматривают слайды и делают выводы. Отвечают на во- просы. 4. Практическая ра- бота с самопро- веркой по эталону - Приступим к выполнению работы I этап – выполнить рисунок каранда- шом. - Прежде чем приступать к работе, подумайте, как расположить лист горизонтально или вертикально? Почему? - В верхней части листа изобразим сердцевину (круг), лепесточки (вы- тянутой формы). Затем нарисуем стебель и на нем 2 листочка (серд- цевидной формы). Приступаем к работе. II этап – покрыть весь лист масляной Отвечают на во- прос. Выполняют I этап работы. 5
пастелью - Какого цвета у подсолнуха листоч- ки, сердцевина, лепестки? Отвечают на во- прос. - Этот этап не простой, т.к. необхо- димо приложить усилия, чтобы за- полнить весь лист масляной пасте- лью. Приступаем к работе. - Ребята, мы плодотворно поработа- ли и нашим глазкам и ручкам необ- ходимо отдохнуть. После физпаузы продолжим работу над заданием. Выполняют II этап работы. 5. Физпауза 6. Первичное закреп- ление 2 урок - Ребята, продолжим работу над за- данием. Вспомним, какие этапы ра- боты мы уже выполнили? Подводят итог проделанной ра- боты. 7. Продолжение практической работы III этап – смять рисунок и распра- вить его. - Этот этап самый необычный . Необходимо смело смять свою ра- боту. Жалко! Страшно! Но необхо- димо, для того чтобы на слое мас- ляной пастели образовались тре- щинки. IV этап – покрыть лист гуашью. - Вооружимся широкой кистью и по- кроем весь лист гуашью контрастного цвета (обращаю вни- мание детей на цветовой круг). Выполняют III этап работы. 6
- Используя ранее на уроках масля- ную пастель и акварель, мы обна- ружили интересное свойство пасте- ли. Какое? - Поэтому покрывая лист гуашью, уделите внимание именно трещин- кам, в них проникает гуашь, необ- ходимая для создания необычного эффекта. Начинаем работу. - К следующему этапу можно при- ступить не дожидаясь когда высох- нет гуашь. V этап – смыть гуашь с работы и вы- сушить рисунок. - Это этап вызовет бурю эмоций. Как же так! Столько сил потрачено вы- полняя работу! А ее нужно опу- стить в воду! Не переживайте, с масляной пастели на работе гуашь смоется, а с трещинок нет. Смыва- ем краску с работы и снимаем губ- кой лишнюю воду с листа (на этом этапе помощь педагога обязатель- на). Высушив рисунок, приступаем к заключительному этапу. Отвечают на во- прос. Выполняют IV этап работы Выполняют V этап работы. VI этап – нанести графические ак- центы. - Представим, что выглянуло сол- нышко и осветило наш цветок. На- несем графические акценты на ле- Учитель предла- гает показать на доске мелом, как 7
пестки, листики, стебель используя выразительные средства графики – линия, точка, штрих, пятно. Акку- ратно нажимая, процарапайте па- лочкой верхний слой. Старайтесь не повредить нижний слой и бума- гу. Мы с удивлением будем наблю- дать,как проступают яркие, контрастные линии. Будьте акку- ратны, не забывайте о технике без- опасности. Приступаем к работе. - Используя нетрадиционную худо- жественно-графическую технику «Эффект потрескавшегося воска» можно создать необычные рисунки на различные темы. В процессе практической работы преподава- тель ведет индивидуальную работу с учащимися. Законченные работы оформляются в паспарту. передать ту или иную фактуру. Выполняют за- ключительный этап. Приводят в поря- док рабочее ме- сто. 8. Подведение итогов урока - С какой новой техникой вы позна- комились? - Какими интересными инструмен- тами пользовались в этой технике? - Какие выразительные средства применяются в этой технике? - Что нового и интересного вы узна- ли на уроке? Соотносят цель и результаты ра- боты. 8
Коллективное обсуждение творче- ских работ детей. Выявление наи- более интересных работ. 9. Рефлексия дея- тельности - Замечательные у нас получились рисунки. У кого то уже возникло желание выполнить другую работу в этой графической технике? Мо- жет кто-то захотел научить знако- мых ребят или родителей рисунку в новой технике? - Наш урок окончен. Спасибо за вни- мание. Осуществляют самооценку соб- ственной учебной деятельности
Работы учащихся:
9
10
11


В раздел образования