Автор: Мишина Ольга Ивановна Должность: преподаватель изобразительного искусства Учебное заведение: МУ ДО "Детская школа искусств №2" Населённый пункт: город Балашов, Саратовская область Наименование материала: методическая разработка урока Тема: "Знакомство с графической техникой" Раздел: дополнительное образование
«Знакомство с графической техникой»
преподавателя изобразительного искусства
Мишиной Ольги Ивановны
МУ ДО «Детская школа искусств №2» г. Балашова
Пояснительная записка
Учёные давно установили, что все люди рождаются с доминантой право-
го полушария мозга, и эта функция является преобладающей до 7-10 лет, отве-
чая за их художественно-образное мышление. Так получается, что все люди ро-
ждаются художниками. И поэтому перед преподавателями изобразительного ис-
кусства стоит очень ответственная задача – поддерживать и развивать это твор-
ческое начало.
Важными средствами для развития творческих способностей у дошколь-
ников является использование на занятиях изобразительной деятельностью не-
традиционных художественно-графических техник. Доступность использования
нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями. С младше-
го дошкольного возраста можно применять на занятиях изобразительной дея-
тельностью нетрадиционные техники с использованием масляной пастели и ак-
варели.
Применение художественно-графической техники с использованием мас-
ляной пастели «эффект потрескавшегося воска» экспериментально проверено с
детьми старшего дошкольного возраста. Эта методика способствует отработке
графических навыков и развитию творческих способностей детей. В данной
технике ребенок может изобразить доступные для него образы.
Не имея большого изобразительного опыты, 6-7 летние дети успешно
справляются со всеми этапами работы. У ребят сохраняется и развивается ин-
терес к творческой деятельности, повышается самооценка, что приводит к фор-
мированию успешной личности.
Методическая разработка урока
по предмету «Изобразительное искусство»
Тема: «Знакомство с графической техникой»
Уроки: 2 урока
Тип урока: урок изучения нового материала
Вид урока: комбинированный
Цель урока: познакомить обучающихся с новой художественно-графиче-
ской техникой, создать рисунок в изученной технике.
Задачи урока:
Обучающие: расширить знания обучающихся в области графики,
изучить технологию выполнения рисунка в новой художе-
ственно-графической технике.
Воспитательные: воспитывать у детей интерес к разнообразным
техникам, самостоятельность, усидчивость, наблюдатель-
ность, эстетический вкус.
Развивающие: развивать у воспитанников творческое мышление и
фантазию, умение правильно пользоваться средствами худо-
жественной выразительности, способствовать развитию на-
выков работы в новой технике.
Средства обучения: компьютер, проектор, экран, презентация к уроку,
схема спектра, работы учащихся предыдущих лет, паспорту для оформления го-
товых работ.
План урока
2
№
Этап урока
Время
1 урок
1
Самоопределение к деятельности. Организационный момент
2 мин.
2
Постановка учебной задачи
3 мин.
3
Объяснение нового материала
10 мин.
4
Практическая работа с самопроверкой по эталону
25 мин.
5
Физпауза
5 мин.
2 урок
6
Первичное закрепление
3 мин.
7
Продолжение практической работы
27 мин.
8
Подведение итогов урока
5 мин.
9
Рефлексия деятельности
5 мин.
Ход урока
Этапы
урока
Действия
учителя
Действия
учеников
1 урок
1. Самоопределение
к деятельности.
- Здравствуйте, ребята! Тема нашего
сегодняшнего урока «Знакомство с
Подготовка клас-
са к работе, на-
3
Организационный
момент
графической техникой». Мы уже
выполняли задания необычными
материалами и оригинальными
техниками. Процесс создания рабо-
ты вызывает незабываемые поло-
жительные эмоции.
строй на учебную
деятельность.
2. Постановка
учебной задачи
- Сегодня, на уроке мы познакомим-
ся с новой художественно-графиче-
ской техникой «Эффект потрескав-
шегося воска» и выполним рисунок
в новой технике. Для выполнения
работы необходимы следующие ма-
териалы: бумага фактурная; гуашь,
широкая кисть; емкость с водой, губ-
ка; карандаш простой, стерка; палоч-
ка с заточенным концом. Для созда-
ния рисунка мы будем использовать
уже знакомый графический материал
– масляная пастель.
Осмысление
темы и целей
урока.
3. Объяснение ново-
го материала
- Начнем знакомство с новой техни-
кой с изображения красивейшего
солнечного цветка – подсолнуха.
- Ребята, прослушав стихотворение,
ответьте на вопрос «Почему под-
солнух получил такое название?».
Расцвел подсолнух в огороде,
И к солнцу тянется весь день,
За солнышком головкой водит,
Чтоб не попала она в тень.
Отвечают на во-
прос.
4
Когда же солнышко заходит,
Он ждет до самого утра,
Вздыхая в темном огороде:
- Вставай же, солнышко! Пора!
(В. Пахомов)
- Посмотрим на экран, здесь пред-
ставлены работы русского и фран-
цузского художников Сергея Ан-
дрияки и Винсента Ван Гога .
- Глядя на картины, какие можем
сделать выводы?
- Рассмотрим внимательно подсол-
нух. Чем он отличается от других
цветов? Какой формы у него ле-
пестки, сердцевина, листья?
Рассматривают
слайды и делают
выводы.
Отвечают на во-
просы.
4. Практическая ра-
бота с самопро-
веркой по эталону
- Приступим к выполнению работы
I этап – выполнить рисунок каранда-
шом.
- Прежде чем приступать к работе,
подумайте, как расположить лист
горизонтально или вертикально?
Почему?
- В верхней части листа изобразим
сердцевину (круг), лепесточки (вы-
тянутой формы). Затем нарисуем
стебель и на нем 2 листочка (серд-
цевидной формы). Приступаем к
работе.
II этап – покрыть весь лист масляной
Отвечают на во-
прос.
Выполняют
I этап работы.
5
пастелью
- Какого цвета у подсолнуха листоч-
ки, сердцевина, лепестки?
Отвечают на во-
прос.
- Этот этап не простой, т.к. необхо-
димо приложить усилия, чтобы за-
полнить весь лист масляной пасте-
лью. Приступаем к работе.
- Ребята, мы плодотворно поработа-
ли и нашим глазкам и ручкам необ-
ходимо отдохнуть. После физпаузы
продолжим работу над заданием.
Выполняют
II этап работы.
5. Физпауза
6. Первичное закреп-
ление
2 урок
- Ребята, продолжим работу над за-
данием. Вспомним, какие этапы ра-
боты мы уже выполнили?
Подводят итог
проделанной ра-
боты.
7. Продолжение
практической работы
III этап – смять рисунок и распра-
вить его.
- Этот этап самый необычный .
Необходимо смело смять свою ра-
боту. Жалко! Страшно! Но необхо-
димо, для того чтобы на слое мас-
ляной пастели образовались тре-
щинки.
IV этап – покрыть лист гуашью.
- Вооружимся широкой кистью и по-
кроем весь лист гуашью
контрастного цвета (обращаю вни-
мание детей на цветовой круг).
Выполняют
III этап работы.
6
- Используя ранее на уроках масля-
ную пастель и акварель, мы обна-
ружили интересное свойство пасте-
ли. Какое?
- Поэтому покрывая лист гуашью,
уделите внимание именно трещин-
кам, в них проникает гуашь, необ-
ходимая для создания необычного
эффекта. Начинаем работу.
- К следующему этапу можно при-
ступить не дожидаясь когда высох-
нет гуашь.
V этап – смыть гуашь с работы и вы-
сушить рисунок.
- Это этап вызовет бурю эмоций. Как
же так! Столько сил потрачено вы-
полняя работу! А ее нужно опу-
стить в воду! Не переживайте, с
масляной пастели на работе гуашь
смоется, а с трещинок нет. Смыва-
ем краску с работы и снимаем губ-
кой лишнюю воду с листа (на этом
этапе помощь педагога обязатель-
на). Высушив рисунок, приступаем
к заключительному этапу.
Отвечают на во-
прос.
Выполняют
IV этап работы
Выполняют
V этап работы.
VI этап – нанести графические ак-
центы.
- Представим, что выглянуло сол-
нышко и осветило наш цветок. На-
несем графические акценты на ле-
Учитель предла-
гает показать на
доске мелом, как
7
пестки, листики, стебель используя
выразительные средства графики –
линия, точка, штрих, пятно. Акку-
ратно нажимая, процарапайте па-
лочкой верхний слой. Старайтесь
не повредить нижний слой и бума-
гу. Мы с удивлением будем наблю-
дать,как проступают яркие,
контрастные линии. Будьте акку-
ратны, не забывайте о технике без-
опасности. Приступаем к работе.
- Используя нетрадиционную худо-
жественно-графическую технику
«Эффект потрескавшегося воска»
можно создать необычные рисунки
на различные темы. В процессе
практической работы преподава-
тель ведет индивидуальную работу
с учащимися.
Законченные работы оформляются
в паспарту.
передать ту или
иную фактуру.
Выполняют за-
ключительный
этап.
Приводят в поря-
док рабочее ме-
сто.
8. Подведение итогов
урока
- С какой новой техникой вы позна-
комились?
- Какими интересными инструмен-
тами пользовались в этой технике?
- Какие выразительные средства
применяются в этой технике?
- Что нового и интересного вы узна-
ли на уроке?
Соотносят цель
и результаты ра-
боты.
8
Коллективное обсуждение творче-
ских работ детей. Выявление наи-
более интересных работ.
9. Рефлексия дея-
тельности
- Замечательные у нас получились
рисунки. У кого то уже возникло
желание выполнить другую работу
в этой графической технике? Мо-
жет кто-то захотел научить знако-
мых ребят или родителей рисунку в
новой технике?
- Наш урок окончен. Спасибо за вни-
мание.
Осуществляют
самооценку соб-
ственной учебной
деятельности
Работы учащихся:
9
10
11