Напоминание

Рабочая программа по биологии для 7 класса


Автор: Маслова Надежда Владимировна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МОУ Николаевская СШ
Населённый пункт: р.п.Николаевка Ульяновская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Рабочая программа по биологии для 7 класса
Раздел: среднее образование





Назад




Рабочая программа по биологии составлена на основании  Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ( п.5 ч.3 ст.47; п.1 ч.1 ст.48)  Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 (п.18.2.2)  Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 года №1577 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1577»  Санитарно – эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. №189)  Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 24.12.2015 № 81 «О внесении изменений №3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях»  Рабочие программы. Биология.5-9 классы: учебно-методическое пособие/ сост. Г.М.Пальдяев.-М.: Дрофа, 2014 (Стандарты второго поколения)// с учетом авторской программы « Программа основного общего образования по биологии. 5-9 классы. (концентрический курс) Авторы Н.И. Сонин, В.Б. Захаров, -М., Дрофа, 2014, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования и программы развития и формирования универсальных учебных действий, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.  Приказа Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. №253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования".  основной образовательной программы основного общего образования МОУ Николаевская СШ  учебного плана МОУ Николаевская СШ
1.

Для реализации рабочей программы используется следующий УМК:
Захаров В. Б., Сонин Н. И. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2012 г. Захаров В. Б., Сонин Н. И. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс. Рабочая тетрадь / М.: Дрофа, 2016 г. Марина А. В., Сивоглазов В. И. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс. Методическое пособие / М.: Дрофа, 2012 г. Огородова Н. Б., Сысолятина Н. Б., Сонин Н. И. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс. Тетрадь для лабораторных работ и самостоятельных наблюдений / М.: Дрофа, 2012 г.
2.Содержание учебного предмета

Введение (3 ч)
Мир живых организмов. Уровни организации и свойства живого. Экосистемы. Биосфера — глобальная экологическая система; границы и компоненты биосферы. Причины многообразия живых организмов. Эволюционная теория Ч. Дарвина о приспособленности к разнообразным условиям среды обитания. Естественная система классификации как отражение процесса эволюции организмов.
Раздел 1. Царство Прокариоты (3 ч)

Тема 1.1. Многообразие, особенности строения и происхождение прокариотических организмов (3 ч) Происхождение и эволюция бактерий. Общие свойства прокариотических организмов. Многообразие форм бактерий. Особенности строения бактериальной клетки. Понятие о типах обмена у прокариот. Особенности организации и жизнедеятельности прокариот; распространённость и роль в биоценозах. Экологическая роль и медицинское значение (на примере представителей подцарства Настоящие бактерии). Демонстрация Строение клеток различных прокариот. Лабораторные и практические работы Зарисовка схемы строения прокариотической клетки. Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: — строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий; — разнообразие и распространение бактерий и грибов; — роль бактерий и грибов в природе и жизни человека; — методы профилактики инфекционных заболеваний. Учащиеся должны уметь: — давать общую характеристику бактериям; — характеризовать формы бактериальных клеток; — отличать бактерии от других живых организмов; — объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека. Метапредметные результаты обучения Учащиеся должны уметь: — работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами, составлять конспект параграфа учебника до и/или после изучения материала на уроке; — разрабатывать план-конспект темы, используя разные источники информации; — готовить устные сообщения и письменные рефераты на основе обобщения информации учебника и дополнительных источников; — пользоваться поисковыми системами Интернета.
Раздел 2. Царство Грибы (4 ч)
Тема 2.1. Общая характеристика грибов (3 ч) Происхождение и эволюция грибов. Особенности строения клеток грибов. Основные черты организации многоклеточных грибов. Отделы: Хитридиомикота, Зигомикота, Аскомикота, Базидиомикота, Омикота; группа Несовершенные грибы. Особенности жизнедеятельности и распространение. Роль грибов в биоценозах и хозяйственной деятельности человека. Демонстрация Схемы строения представителей различных систематических групп грибов, различные представители царства Грибы, строение плодового тела шляпочного гриба. Лабораторные и практические работы Строение плесневого гриба мукора * . Распознавание съедобных и ядовитых грибов * . Тема 2.2. Лишайники (1 ч) Понятие о симбиозе. Общая характеристика лишайников. Типы слоевищ лишайников; особенности жизнедеятельности, распространённость и экологическая роль лишайников. Демонстрация Схемы строения лишайников, различные представители лишайников. Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: — основные понятия, относящиеся к строению про- и эукариотической клеток; — строение и основы жизнедеятельности клеток гриба;
— особенности организации шляпочного гриба; — меры профилактики грибковых заболеваний. Учащиеся должны уметь: — давать общую характеристику бактерий и грибов; — объяснять строение грибов и лишайников; — приводить примеры распространённости грибов и лишайников; — характеризовать роль грибов и лишайников в биоценозах; — определять несъедобные шляпочные грибы; — объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека. Метапредметные результаты обучения Учащиеся должны уметь: — работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами; — составлять конспект параграфа учебника до и/или после изучения материала на уроке; — пользоваться биологическими словарями и справочниками для поиска определений биологических терминов; — разрабатывать план-конспект темы, используя разные источники информации; — готовить сообщения на основе обобщения информации учебника и дополнительных источников; — пользоваться поисковыми системами Интернета.
Раздел 3. Царство Растения (16 ч)
Тема 3.1. Общая характеристика растений (2 ч) Растительный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов растений. Регуляция жизнедеятельности растений; фитогормоны. Особенности жизнедеятельности растений. Фотосинтез. Пигменты. Систематика растений; низшие и высшие растения. Демонстрация Рисунки учебника, показывающие особенности строения и жизнедеятельности различных представителей царства растений. Схемы, отражающие основные направления эволюции растительных организмов. Тема 3.2. Низшие растения (2 ч) Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика водорослей. Особенности строения тела. Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Многообразие водорослей: отделы Зелёные водоросли, Бурые водоросли и Красные водоросли. Распространение в водных и наземных биоценозах, экологическая роль водорослей. Практическое значение. Демонстрация Схемы строения водорослей различных отделов. Лабораторные и практические работы Изучение внешнего строения водорослей * . Тема 3.3. Высшие споровые растения (4 ч) Происхождение и общая характеристика высших растений. Особенности организации и индивидуального развития высших растений. Споровые растения. Общая характеристика, происхождение. Отдел Моховидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах. Отдел Плауновидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах. Отдел Хвощевидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах. Отдел Папоротниковидные. Происхождение и особенности организации папоротников. Жизненный цикл папоротников. Распространение и роль в биоценозах. Демонстрация Схемы строения и жизненных циклов мхов, хвощей и плаунов, различные представители мхов, плаунов и хвощей, схемы строения папоротника; древние папоротниковидные, схема цикла развития папоротника, различные представители папоротниковидных.
Лабораторные и практические работы Изучение внешнего строения мха * . Изучение внешнего строения папоротника * . Тема 3.4. Высшие семенные растения. Отдел Голосеменные растения (2 ч) Происхождение и особенности организации голосеменных растений; строение тела, жизненные формы голосеменных. Многообразие, распространённость голосеменных, их роль в биоценозах и практическое значение. Демонстрация Схемы строения голосеменных, цикл развития сосны, различные представители голосеменных. Лабораторные и практические работы Изучение строения и многообразия голосеменных растений * . Тема 3.5. Высшие семенные растения. Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения (6 ч) Происхождение и особенности организации покрытосеменных растений; строение тела, жизненные формы покрытосеменных. Классы Однодольные и Двудольные. Основные семейства покрытосеменных растений (2 семейства однодольных и 3 семейства двудольных растений). Многообразие, распространённость цветковых, их роль в биоценозах, в жизни человека и его хозяйственной деятельности. Демонстрация Схема строения цветкового растения; строения цветка, цикл развития цветковых растений (двойное оплодотворение), представители различных семейств покрытосеменных растений. Лабораторные и практические работы Изучение строения покрытосеменных растений * . Распознавание наиболее распространённых растений своей местности, определение их систематического положения * . Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: — основные методы изучения растений; — основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение, особенности жизнедеятельности и многообразие; — особенности строения и жизнедеятельности лишайников; — роль растений в биосфере и жизни человека; — происхождение растений и основные этапы развития растительного мира. Учащиеся должны уметь: — давать общую характеристику растительного царства; — объяснять роль растений в биосфере; — давать характеристику, основным группам растений (водорослям, мхам, хвощам, плаунам, папоротникам, голосеменным, цветковым); — объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира; — характеризовать распространение растений в различных климатических зонах Земли; — объяснять причины различий в составе фитоценозов различных климатических поясов. Метапредметные результаты обучения Учащиеся должны уметь: — выполнять лабораторные работы под руководством учителя; — сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения; — оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира; — находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.
Раздел 4. Царство Животные (38 ч)
Тема 4.1. Общая характеристика животных (1 ч)
Животный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов животных. Регуляция жизнедеятельности животных; нервная и эндокринная регуляции. Особенности жизнедеятельности животных, отличающие их от представителей других царств живой природы. Систематика животных; таксономические категории; одноклеточные и многоклеточные (беспозвоночные и хордовые) животные. Взаимоотношения животных в биоценозах; трофические уровни и цепи питания. Демонстрация Распределение животных и растений по планете: биогеографические области. Лабораторные и практические работы Анализ структуры различных биомов суши и мирового океана на схемах и иллюстрациях. Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: — признаки организма как целостной системы; — основные свойства животных организмов; — сходство и различия между растительным и животным организмами; — что такое зоология, какова её структура. Учащиеся должны уметь: — объяснять структуру зоологической науки, основные этапы её развития, систематические категории; — представлять эволюционный путь развития животного мира; — классифицировать животные объекты по их принадлежности к систематическим группам; — применять двойные названия животных при подготовке сообщений, докладов, презентаций; — объяснять значение зоологических знаний для сохранения жизни на планете, разведения редких и охраняемых животных, выведения новых пород животных; — использовать знания по зоологии в повседневной жизни. Тема 4.2. Подцарство Одноклеточные (2 ч) Общая характеристика простейших. Клетка одноклеточных животных как целостный организм; особенности организации клеток простейших, специальные органоиды. Разнообразие простейших и их роль в биоценозах, жизни человека и его хозяйственной деятельности. Тип Саркожгутиконосцы; многообразие форм саркодовых и жгутиковых. Тип Споровики; споровики — паразиты человека и животных. Особенности организации представителей. Тип Инфузории. Многообразие инфузорий и их роль в биоценозах. Демонстрация Схемы строения амебы, эвглены зелёной и инфузории туфельки, представители различных групп одноклеточных. Лабораторные и практические работы Строение амёбы, эвглены зелёной и инфузории туфельки. Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: — признаки одноклеточного организма; — основные систематические группы одноклеточных и их представителей; — значение одноклеточных животных в экологических системах; — паразитических простейших, вызываемые ими заболевания у человека и соответствующие меры профилактики. Учащиеся должны уметь: — работать с живыми культурами простейших, используя при этом увеличительные приборы; — распознавать одноклеточных возбудителей заболеваний человека; — раскрывать значение одноклеточных животных в природе и жизни человека; — применять полученные знания в повседневной жизни.
Тема 4.3. Подцарство Многоклеточные (1 ч) Общая характеристика многоклеточных животных; типы симметрии. Клетки и ткани животных. Простейшие многоклеточные — губки; их распространение и экологическое значение. Демонстрация Типы симметрии у многоклеточных животных, многообразие губок. Тема 4.4. Тип Кишечнополостные (3 ч) Особенности организации кишечнополостных. Бесполое и половое размножение. Многообразие и распространение кишечнополостных; гидроидные, сцифоидные и коралловые полипы. Роль в природных сообществах. Демонстрация Схема строения гидры, медузы и колонии коралловых полипов. Биоценоз кораллового рифа. Внешнее и внутреннее строение кишечнополостных. Лабораторные и практические работы Изучение плакатов и таблиц, отражающих ход регенерации у гидры. Тема 4.5. Тип Плоские черви (2 ч) Особенности организации плоских червей. Свободноживущие ресничные черви. Многообразие ресничных червей и их роль в биоценозах. Приспособления к паразитизму у плоских червей; классы Сосальщики и Ленточные черви. Понятие о жизненном цикле; циклы развития печёночного сосальщика и бычьего цепня. Многообразие плоских червей- паразитов; меры профилактики паразитарных заболеваний. Демонстрация Схемы строения плоских червей, ведущих свободный и паразитический образ жизни. Различные представители ресничных червей. Схемы жизненных циклов печёночного сосальщика и бычьего цепня. Лабораторные и практические работы Жизненные циклы печёночного сосальщика и бычьего цепня. Тема 4.6. Тип Круглые черви (1 ч) Особенности организации круглых червей (на примере человеческой аскариды). Свободноживущие и паразитические круглые черви. Цикл развития человеческой аскариды; меры профилактики аскаридоза. Демонстрация Схема строения и цикл развития человеческой аскариды. Различные свободноживущие и паразитические формы круглых червей. Лабораторные и практические работы Жизненный цикл человеческой аскариды. Тема 4.7. Тип Кольчатые черви (3 ч) Особенности организации кольчатых червей (на примере многощетинкового червя нереиды); вторичная полость тела. Многообразие кольчатых червей; многощетинковые и малощетинковые кольчатые черви, пиявки. Значение кольчатых червей в биоценозах. Демонстрация Схема строения многощетинкового и малощетинкового кольчатых червей. Различные представители типа Кольчатые черви. Лабораторные и практические работы Внешнее строение дождевого червя. Тема 4.8. Тип Моллюски (2 ч) Особенности организации моллюсков; смешанная полость тела. Многообразие моллюсков; классы Брюхоногие, Двустворчатые и Головоногие моллюски. Значение моллюсков в биоценозах. Роль в жизни человека и его хозяйственной деятельности. Демонстрация Схема строения брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков. Различные представители типа моллюсков.
Лабораторные и практические работы Внешнее строение моллюсков. Тема 4.9. Тип Членистоногие (7 ч) Происхождение и особенности организации членистоногих. Многообразие членистоногих; классы Ракообразные, Паукообразные, Насекомые и Многоножки. Класс Ракообразные. Общая характеристика класса ракообразных на примере речного рака. Высшие и низшие раки. Многообразие и значение ракообразных в биоценозах. Класс Паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Пауки, скорпионы, клещи. Многообразие и значение паукообразных в биоценозах. Класс Насекомые. Многообразие насекомых. Общая характеристика класса насекомых; отряды насекомых с полным и неполным превращением. Многообразие и значение насекомых в биоценозах. Многоножки. Демонстрация Схема строения речного рака. Различные представители низших и высших ракообразных. Схема строения паука-крестовика. Различные представители класса Паукообразные. Схемы строения насекомых различных отрядов. Лабораторные и практические работы Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих * . Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: — современные представления о возникновении многоклеточных животных; — общую характеристику типа Кишечнополостные; — общую характеристику типа Плоские черви; — общую характеристику типа Круглые черви; — общую характеристику типа Кольчатые черви; — общую характеристику типа Членистоногие. Учащиеся должны уметь: — определять систематическую принадлежность животных к той или иной таксономической группе; — наблюдать за поведением животных в природе; — работать с живыми животными и фиксированными препаратами (коллекциями, влажными и микропрепаратами, чучелами и др.); — объяснять взаимосвязь строения и функций органов и их систем, образа жизни и среды обитания животных; — понимать взаимосвязи, сложившиеся в природе, и их значение для экологических систем; — выделять животных, занесённых в Красную книгу, и способствовать сохранению их численности и мест обитания; — оказывать первую медицинскую помощь при укусах опасных или ядовитых животных; — использовать меры профилактики паразитарных заболеваний. Тема 4.10. Тип Иглокожие (1 ч) Демонстрация Схемы строения морской звезды, морского ежа и голотурии. Схема придонного биоценоза. Тема 4.11. Тип Хордовые. Бесчерепные (1 ч) Происхождение хордовых; подтипы бесчерепных и позвоночных. Общая характеристика типа. Подтип Бесчерепные: ланцетник; особенности его организации и распространения. Демонстрация Схема строения ланцетника. Схема метаморфоза у асцидий. Тема 4.12. Подтип Позвоночные (Черепные). Надкласс Рыбы (2 ч) Общая характеристика позвоночных. Происхождение рыб. Общая характеристика рыб. Классы Хрящевые (акулы и скаты) и Костные рыбы. Многообразие костных рыб: хрящекостные, кистеперые, двоякодышащие и лучеперые рыбы. Многообразие видов и черты приспособленности к среде обитания. Экологическое и хозяйственное значение рыб.
Демонстрация Многообразие рыб. Схема строения кистеперых и лучеперых рыб. Лабораторные и практические работы Особенности внешнего строения рыб в связи с образом жизни * . Тема 4.13. Класс Земноводные (2 ч) Первые земноводные. Общая характеристика земноводных как первых наземных позвоночных. Бесхвостые, хвостатые и безногие амфибии; многообразие, среда обитания и экологические особенности. Структурно-функциональная организация земноводных на примере лягушки. Экологическая роль и многообразие земноводных. Демонстрация Многообразие амфибий. Схемы строения кистеперых рыб и земноводных. Лабораторные и практические работы Особенности внешнего строения лягушки, связанные с её образом жизни * . Тема 4.14. Класс Пресмыкающиеся (2 ч) Происхождение рептилий. Общая характеристика пресмыкающихся как первичноназемных животных. Структурно-функциональная организация пресмыкающихся на примере ящерицы. Чешуйчатые (змеи, ящерицы и хамелеоны), крокодилы и черепахи. Распространение и многообразие форм рептилий; положение в экологических системах. Вымершие группы пресмыкающихся. Демонстрация Многообразие пресмыкающихся. Схемы строения земноводных и рептилий. Лабораторные и практические работы Сравнительный анализ строения скелетов черепахи, ящерицы и змеи. Тема 4.15. Класс Птицы (4 ч) Происхождение птиц; первоптицы и их предки; настоящие птицы. Килегрудые, или летающие; бескилевые, или бегающие; пингвины, или плавающие птицы. Особенности организации и экологическая дифференцировка летающих птиц (птицы леса, степей и пустынь, открытых воздушных пространств, болот, водоёмов и побережий). Охрана и привлечение птиц; домашние птицы. Роль птиц в природе, жизни человека и его хозяйственной деятельности. Демонстрация Многообразие птиц. Схемы строения рептилий и птиц. Лабораторные и практические работы Особенности внешнего строения птиц, связанные с их образом жизни * . Тема 4.16. Класс Млекопитающие (4 ч) Происхождение млекопитающих. Первозвери (утконос и ехидна). Низшие звери (сумчатые). Настоящие звери (плацентарные). Структурно-функциональные особенности организации млекопитающих на примере собаки. Экологическая роль млекопитающих в процессе развития живой природы в кайнозойской эре. Основные отряды плацентарных млекопитающих: Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны, Зайцеобразные, Хищные, Ластоногие, Китообразные, Непарнокопытные, Парнокопытные, Приматы и др. Значение млекопитающих в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана ценных зверей. Домашние млекопитающие (крупный и мелкий рогатый скот и другие сельскохозяйственные животные). Демонстрация Схемы, отражающие экологическую дифференцировку млекопитающих. Многообразие млекопитающих. Схемы строения рептилий и млекопитающих. Лабораторные и практические работы Изучение строения млекопитающих * . Распознавание животных своей местности, определение их систематического положения и значения в жизни человека * . Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать: — современные представления о возникновении хордовых животных; — основные направления эволюции хордовых; — общую характеристику надкласса Рыбы; — общую характеристику класса Земноводные; — общую характеристику класса Пресмыкающиеся; — общую характеристику класса Птицы; — общую характеристику класса Млекопитающие. Учащиеся должны уметь: — определять систематическую принадлежность животных к той или иной таксономической группе; — работать с живыми животными и фиксированными препаратами (коллекциями, влажными и микропрепаратами, чучелами и др.); — объяснять взаимосвязь строения и функций органов и их систем, образа жизни и среды обитания животных; — понимать и уметь характеризовать экологическую роль хордовых животных; — характеризовать хозяйственное значение позвоночных; — наблюдать за поведением животных в природе; — выделять животных, занесённых в Красную книгу, и способствовать сохранению их численности и мест обитания; — оказывать первую медицинскую помощь при укусах опасных или ядовитых животных. Метапредметные результаты обучения — давать характеристику методам изучения биологических объектов; — наблюдать и описывать различных представителей животного мира; — находить в различных источниках необходимую информацию о животных; — избирательно относиться к биологической информации, содержащейся в средствах массовой информации; — сравнивать животных изученных таксономических групп между собой; — использовать индуктивный и дедуктивный подходы при изучении крупных таксонов; — выявлять признаки сходства и различия в строении, образе жизни и поведении животных; — обобщать и делать выводы по изученному материалу; — работать с дополнительными источниками информации, использовать для поиска информации возможности Интернета; — представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий.
Раздел 5. Вирусы (2 ч)
Тема 5.1. Многообразие, особенности строения и происхождения вирусов (2 ч) Общая характеристика вирусов. История их открытия. Строение вируса на примере вируса табачной мозаики. Взаимодействие вируса и клетки. Вирусы — возбудители опасных заболеваний человека. Профилактика заболевания гриппом. Происхождение вирусов. Демонстрация Модели различных вирусных частиц. Схемы взаимодействия вируса и клетки при горизонтальном и вертикальном типе передачи инфекции. Схемы, отражающие процесс развития вирусных заболеваний. Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: — общие принципы строения вирусов животных, растений и бактерий; — пути проникновения вирусов в организм; — этапы взаимодействия вируса и клетки; — меры профилактики вирусных заболеваний. Учащиеся должны уметь: — объяснять механизмы взаимодействия вирусов и клеток;
— характеризовать опасные вирусные заболевания человека (СПИД, гепатит С и др.); — выявлять признаки сходства и различия в строении вирусов; — осуществлять на практике мероприятия по профилактике вирусных заболеваний. Метапредметные результаты обучения Учащиеся должны уметь: — обобщать и делать выводы по изученному материалу; — работать с дополнительными источниками информации, использовать для поиска информации возможности Интернета; — представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий. Заключение (1 ч) Особенности организации и многообразие живых организмов. Основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека. Личностные результаты обучения — развитие и формирование интереса к изучению природы; — развитие интеллектуальных и творческих способностей; — воспитание бережного отношения к природе, формирование экологического сознания; — признание высокой целости жизни, здоровья своего и других людей; — развитие мотивации к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук.
Резервное время — 4 ч.

3. Планируемые результаты изучения учебного предмета
(ФГОС) 1. Освоение курса «Многообразие живых организмов» вносит существенный вклад в достижение
личностных результатов
, а именно: • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению, с учётом устойчивых познавательных интересов; • знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни; • сформированности познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; • эстетического отношения к живым объектам; • формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества; • освоение социальных норм и правил поведения; • развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; • формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; • формирование понимания ценности безопасного образа жизни; • формирование экологической куль туры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде. 2.
Метапредметными результатами
освоения основной образовательнойпрограммы в 7 классе является формирование универсальных учебных действий (УУД):

Регулятивные УУД:
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности; • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствиис изменяющейся ситуацией; • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознаннго выбора в учебной и познавательной деятельности; • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих.
Познавательные УУД:
• овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи; умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника научнопопулярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию; • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; • умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения; • формирование и развитие компетентности в области использования, информационнокоммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).
Коммуникативные УУД:
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. 3.
Предметными результатами
освоения биологии в курсе 7 класса основной школы являются: • усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира; • формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии; • приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов; • формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний, видов животных; • объяснение роли биологии в практической деятельности людей, роли человека в природе, родства общности происхождения растений и животных;
• формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем; • ознакомление с приёмами выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними.
4.Тематическое планирование
№ п/п Дата Название раздела/ тема урока Ко ли чес тво час ов пример ная фактичес ки
Введение .

3
1 Введение в курс «Биология. Многообразие живых организмов». 1 2 Ч.Дарвин и происхождение видов. 1 3 Многообразие живых организмов и их классификация. 1
Раздел 1. Царство Прокариоты.

3
4 Царство Прокариоты. Общая характеристика бактерий. Л.р. №1 «Строение прокариотической клетки». 1 5 Подцарство Настоящие бактерии. 1 6 Подцарство Архебактерии. Подцарство Оксифотобактерии. 1
Раздел 2. Царство Грибы.

5
7 Общая характеристика грибов. 1 8 Отдел Хитридиомикота, Зигомикота, Аскомикота. Л.Р.№2 «Строение плесневого гриба мукора» 1 9 Отдел Базидиомикота. Отдел Несовершенные грибы. Отдел Оомикота. Л.Р.№3 «Распознание съедобных и ядовитых грибов». 1 10 Лишайники. 1 11 Обобщение знаний по теме «Царство Грибы». 1
Раздел 3. Царство Растения.

16
12 Общая характеристика царства Растения. 1 13 Строение и жизнедеятельность водорослей. Л.Р.№4 «Изучение внешнего строения водорослей». 1 14 Значение и многообразие водорослей. 1 15 Отдел Моховидные. Л.р.№5 «Изучение внешнего строения мха». 1 16 Отдел Плауновидные. 1 17 Отдел Хвощевидные. 1 18 Отдел Папоротниковидные. Л.р.№ 6 «Изучение внешнего строения папоротника». 1 19 Отдел Голосеменные растения. Особенности строения и жизнедеятельности. 1 20 Многообразие голосеменных. Л.р. №7 «Изучение строения и многообразия голосеменных растений». 1 21 Происхождение и особенности строения покрытосеменных. Л.Р. №8 « Изучение строения покрытосеменных растений». 1 22 Размножение покрытосеменных. 1 23 Класс Однодольные. Семейства класса Однодольные растения. 1 24 Класс Двудольные растения. Семейство Розоцветные. 1 25 Класс Двудольные растения. Семейства Крестоцветные и 1
Пасленовые. 26 Многообразие растений. Л.р. №9 «Распознавание растений Ульяновской области, определение их систематического положения». 1 27 Обобщение знаний по теме «Царство Растения». 1 28 Контроль знаний по теме «Царство Растения». 1
Раздел 4. Царство Животные .

39
29 Общая характеристика царства Животные. Л.Р. №10 «Анализ структуры различных биомов суши и мирового океана». 1 30 Общая характеристика простейших и их значение. 1 31 Многообразие простейших. Л.р. №11 «Строение амебы, эвглены зеленой, инфузории туфельки». 1 32 Общая характеристика многоклеточных животных. Тип Губки. 1 33 Особенности организации кишечнополостных. Л.р. №12 «Изучение регенерации гидры». 1 34 Многообразие и распространение кишечнополостных. Роль в природных сообществах. 1 35 Общая характеристика типа Плоские черви. 1 36 Многообразие и значение плоских червей. Л.р. №13 «Жизненные циклы печеночного сосальщика и бычьего цепня». 1 37 Общая характеристика типа Круглые черви. Многообразие и значение Круглых червей. Л.Р. №14 «Жизненный цикл человеческой аскариды». 1 38 Общая характеристика типа Кольчатые черви. Л.р. №15 «Внешнее строение дождевого червя». 1 39 Многообразие кольчатых червей. Класс Многощетинковые. 1 40 Многообразие кольчатых червей. Класс Малощетинковые. Класс Пиявки. 1 41 Общая характеристика типа Моллюски. Л.р. №16 «Внешнее строение моллюсков». 1 42 Многообразие и значение моллюсков. 1 43 Происхождение членистоногих и особенности их организации. Л.р. № 17 «Изучение внешнего строения членистоногих». 1 44 Класс Ракообразные. 1 45 Класс Паукообразные. 1 46 Класс Насекомые. Общая характеристика насекомых. 1 47 Размножение и развитие насекомых. 1 48 Многообразие насекомых. Классификация. 1 49 Значение насекомых. 1 50 Общая характеристика и многообразие иглокожих. 1 51 Урок обобщения по теме «Типы Плоские, Круглые и Кольчатые черви. Тип Моллюски. Тип Членистоногие». 1 52 Общая характеристика типа Хордовые. Подтип Бесчерепные. 1 53 Подтип Позвоночные. Общая характеристика надкласса Рыбы. Л.р. №18 «Особенности внешнего строения раб, связанные с их образом жизни». 1 54 Многообразие и значение рыб. 1 55 Общая характеристика земноводных. Л.р. №19 «Особенности внешнего строения лягушки, связанные с ее образом жизни». 1 56 Размножение и развитие земноводных. Многообразие земноводных и их роль в природе и в жизни человека. 1 57 Общая характеристика пресмыкающиеся. Л.р. № 20 «Сравнительный 1
анализ строения скелета черепахи, ящерицы, змеи». 58 Многообразие пресмыкающихся. Их роль в природе и в жизни человека. 1 59 Общая характеристика птиц. Л.р. №21 «Особенности внешнего строения птиц, связанные с их образом жизни». 1 60 Внутреннее строение птиц. Размножение птиц. 1 61 Экологические группы птиц. 1 62 Роль птиц в природе и в жизни человека. 1 63 Общая характеристика млекопитающих. 1 64 Внутреннее строение млекопитающих. Л.р. №22 « Изучение строения млекопитающих». 1 65 Размножение и развитие млекопитающих. 1 66 67 Многообразие млекопитающих. Л.р. №23 «Распознавание животных Ульяновской области, определение их систематического положения и значения в жизни человека». 2
Раздел 5. Вирусы .

2
68 Общая характеристика вирусов. Многообразие и роль вирусов в природе. 1 69 Общая характеристика вирусов. Многообразие и роль вирусов в природе. 1 70 Итоговый контроль. 1

Лист

корректировки

рабочей

программы

Класс

Название

р а з д е л а ,

темы

Дата

проведения

по плану

Причина

корректиров

ки
Корректирующие
мероприятия
Дата проведения
по факту

Муниципальное общеобразовательное учреждение Николаевская средняя школа Николаевского района Ульяновской области «РАССМОТРЕНО И ОДОБРЕНО» «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ» на заседании ШМО учителей зам.директора по УВР

директор МОУ Николаевская СШ

биологии, географии, химии _________ Саушкина Т.А.
_________________
Тюрина И.Н.

Руководитель ШМОЕрмошкина И.А.
«____»_______
2016 г. Приказ № __ от ____________ Пртокол №__ от ________________ Рабочая программа по биологии для обучающихся__7 класса_А,Б_ (2 часа в неделю) учителя биологии Масловой Надежды Владимировны 2016-2017 учебный год


В раздел образования