Напоминание

Основные направления и этапы коррекционной работы по устранению нарушений звукопроизношения у дошкольников с ФФНР


Автор: Жигалова Анна Сергеевна
Должность: студент
Учебное заведение: Первый МГМУ им. И. М. Сеченова
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Статья
Тема: Основные направления и этапы коррекционной работы по устранению нарушений звукопроизношения у дошкольников с ФФНР
Раздел: дошкольное образование





Назад





Студент Первого МГМУ им. И.М. Сеченова

Жигалова Анна Сергеевна

Основные направления и этапы коррекционной работы по устранению

нарушений звукопроизношения у дошкольников с ФФНР
Преодоление фонетико-фонематического недоразвития речи достигается путем целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития на основании результатов обследования речи детей. При организации работы по преодолению фонетико-фонематических нарушений у дошкольников, целесообразно использовать комплексный подход: использование разнообразных форм работы (индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия); коррекция звукопроизношения сочетается с формированием звукового анализа и синтеза, развитием лексико-грамматической стороны речи и связного высказывания. Содержание коррекционной работы разделено на 2 блока: Блок I. Коррекция звукопроизношения. Блок II. Коррекция фонематического нарушения речи. Эти два блока учитель-логопед использует параллельно. Очередность изложения материала в блоках определена естественным (физиологическим) ходом формирования звукопроизношения и фонематического восприятия у детей в норме. Однако изменения вполне допустимы, если они продиктованы индивидуальными особенностями отдельных детей и способствуют успешному их продвижению.
Блок I «Коррекция звукопроизношения»
Учитывая специфику нарушений устной речи, планирование работы делится на следующие этапы: I этап – подготовительный. Задача подготовительного этапа — развитие подвижности артикуляционного аппарата посредством общей артикуляционной гимнастики. Так же на этом этапе необходимо осуществить 1
тщательную и всестороннюю подготовку ребенка к длительной и кропотливой коррекционной работе, а именно: а) вызвать интерес к логопедическим занятиям, даже потребность в них; б) развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия в играх и специальных упражнениях; в) формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной достаточности для постановки звуков (общая и специальная артикуляционная гимнастика); г) развитие мелкой моторики; д) развитие физиологического и речевого дыхания; е) укрепление физического здоровья (консультации врачей — узких специалистов, при необходимости медикаментозное лечение, массаж и т.п.). Качественная подготовительная работа обеспечивает успех постановки звуков и всей коррекционной работы. Поэтому она требует максимального внимания логопеда и больших затрат времени. II этап- формирование произносительных умений и навыков Задачи: устранение дефектного звукопроизношения и формирование правильной артикуляции звука; формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью. На этом этапе осуществляется: 1. Знакомство с артикуляцией звука; 2. Постановка звука; 3. Коррекция звука; 4. Автоматизация поставленного звука. Постановка звуков проводится в такой последовательности: 1.Свистящие [c], [з], [ц], [с`], [з`]. 2.Шипящий [ш], [ж]. 3.Аффрикаты [ч], [щ]. 2
4.Соноры [л], [л`]. 5.Соноры [р], [р`]. Д а н н а я п о с л е д о в а т е л ь н о с т ь о п р е д е л е н а е с т е с т в е н н ы м (физиологическим) ходом формирования звукопроизношения у детей в норме. (Коноваленко, 1998) Однако возможны изменения в порядке постановки звуков, обусловленные индивидуальными особенностями отдельных детей. Автоматизация поставленного звука осуществляется: - в слогах; - в словах; - во фразе; - в предложении; - в тексте; - в пословицах, поговорках, стихах; - в скороговорках; - в собственном связном высказывании. Автоматизацию поставленных звуков в словах рекомендуется проводить в следующей последовательности: а) [С], [3], [Ш], [Ж], [С'], [3'], [Л'] автоматизируются вначале в прямых слогах, затем в обратных и в последнюю очередь — в слогах со стечением согласных. б) [Ц], [Ч], [Щ], [Л] — наоборот: сначала в обратных слогах, затем в прямых и со стечением согласных; в) [Р], [Р'] можно начинать автоматизировать с проторного аналога и параллельно вырабатывать вибрацию. Автоматизация звуков в словах проводится по следам автоматизации в слогах, в той же последовательности. Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается в отдельные предложения, затем в небольшие рассказы, подбираются потешки, чистоговорки, стишки с данным словом. 3
Однако изменения вполне допустимы, если они продиктованы индивидуальными особенностями отдельных детей и способствуют успешному их продвижению. (Коноваленко, 1998) Вследствие того, что у детей с речевыми нарушениями, как правило, выявляется недостаточная сформированность мелкой моторики, психических функций и общеречевых навыков (словарный запас, лексико- грамматический строй речи и фонематические процессы), то необходимо их развивать на логопедических занятиях с детьми. Это создаст благоприятные предпосылки для развития устной речи и овладения письменной речью. Процесс исправления недостатков звукопроизношения в существенной степени зависит от выполнения методических установок, важнейшими из которых являются следующие (Богомолова, 1994): 1. Ребенок должен быть подготовлен к работе, так как его сознательное желание исправить звуки имеет большое значение. 2. Переход от одного этапа работы к следующему должен осуществляться только после усвоения пройденного материала. 3. Каждый поставленный звук необходимо сразу вводить в разговорно- бытовую речь. 4. В течение работы над постановкой звуков родители должны активно помогать ребенку и требовать от него выполнения заданий.
Блок II «Коррекция фонематического недоразвития речи»
После постановки и автоматизации того или иного звука следует этап его дифференциации (различения) с наиболее часто смешиваемыми звуками. Если не проводить дифференциацию, ребёнок будет путать произношение поставленного звука с имеющимися дефектными. Вначале отрабатываются звуки в упражнениях, а затем вводятся в разговорно-бытовую речь. (Богомолова, 1994) 4
В данном блоке ведется работа над совершенствованием следующих операций в соответствии с концепцией, предложенной В.А.Ковшиковым (1995): - активизация слухового внимания; - выделение звука на фоне других звуков; - выделение звука на фоне слога; - выделение звука на фоне слова; - вычленение звука; - определение места звука в слове; - определение положения звука по отношению к другим звукам; - определение последовательности звуков в слове; - определение порядка следования звуков в слове; - определение количества звуков в слове; - составление слов из заданной последовательности звуков (фонематический синтез); - операции фонематических представлений. При работе над дифференциацией звуков одновременно подключается не более пары звуков, если для работы необходимо большее количество звуков одной артикуляторной группы, их все равно объединяют попарно. Рекомендуемая последовательность дифференциации звуков (Коноваленко, 1998): [С-3], [С-С'], [С-Ц], [С-Ш]; [Ж-3], [Ж-Ш]; [Ч-С], [Ч-Т'], [Ч-Щ]; [Щ-С'], [Щ- Т'], [Щ-Ч], [Щ-Ш]; [Р-Л], [Р-Р'], [Р'-Л'], [Р'-Й], [Л'-Л]. В процессе обучения проводятся три типа занятий: индивидуальные, подгрупповые, фронтальные. 5

Индивидуальные.
О с н о в н а я ц е л ь – п о д б о р к о м п л е к с а артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи при дислалии, ринолалии, дизартрии. При этом логопед обязан установить эмоциональный контакт с ребенком, привлечь его внимание к контролю над качеством звучащей речи логопеда и ребенка, подобрать индивидуальный подход с учетом личностных особенностей (речевой негативизм, фиксация на дефекте, невротические реакции и т.п.). Индивидуальная логопедическая работа проводится с теми детьми, у которых имеются затруднения при произношении слов сложного слогового состава, отдельные специфические проявления недоразвития речи, выраженные отклонения в строении артикуляционного аппарата и т.д. Индивидуально-подгрупповая работа включает в себя: - закрепление и автоматизацию навыков правильного произношения имеющихся в речи детей звуков. Сюда, как правило, включаются гласные
(а,

о, у, и, э, я),
наиболее доступные согласные звуки
(м-мь, н-нь, п-пь, т-ть, к-

кь, ф-фь,

в-вь, б-бь, д-дь, г-гь
и т.д). Нередко многие из них звучат в речевом потоке несколько смазано, произносятся с вялой артикуляцией. Поэтому необходимо произношение каждого звука уточнить, закрепить более четкую артикуляцию. Это позволит активизировать артикуляционный аппарат, создать условия для спонтанного появления в речи отсутствующих звуков; - постановку отсутствующих в речи ребенка звуков, которая осуществляется общепринятыми в логопедии методами. Последовательность появления в речи детей этих звуков зависит от того, какие конкретно звуки дефектно произносятся ребенком. Так в группе свистящих и шипящих звуки ставятся в следующей последовательности:
с-сь,

з-зь,

ц,

ш,

ж,

ч,

щ.
озвончение начинается с
з
и
б
, в дальнейшем от звука
з
ставится звук
ж
, от
б – д
, от
д –

т
. Последовательность постановки сонорных
р
и
л
определяется тем, какой 6
звук поддается коррекции быстрее. При условии одновременной постановки нескольких звуков, относящихся к разным фонетическим группам, логопед имеет возможность подготовить детей к фронтальным занятиям. Постановке звуков предшествует работа по подготовке подвижности и дифференцированности органов артикуляционного аппарата. Важно, чтобы артикуляционные установки для ребенка, были вполне осознанными. Поэтому логопед не только показывает, но и описывает каждый артикуляционный уклад при воспроизведении звуков, привлекая слуховой, зрительный и кинестетический анализаторы. В работе над произношением выделяются этапы – собственно постановка звука при изолированном произношении и отработка его в сочетании с другими звуками в слогах, словах. Приемы постановки и коррекции звуков разнообразны и специфичны не только для каждого звука, но и для отдельного случая. Постановке звуков предшествует, как правило, подготовительные артикуляционные упражнения. Для выработки дыхательной струи. При этом максимально используется зрение, осязание и кинестетические ощущения. При отработке звука в сочетании с другими звуками рекомендуется придерживаться определенной системы: учим произносить звук в слоге и сразу же в слове, из которого выделяем заданный звук: в открытых слогах (звук в ударном слоге): са – сани, сук – сук, со – совы, сы – сын; в обратных слогах: ос – нос; в закрытых слогах: сос – сосна; в стечении с согласными: ста – станок, сту – стук, ска – миска; в словах, где изучаемый звук находится в безударном слоге: маска, киска, миска. Мягкий звук отрабатывается после твердого звука в той же последовательности. 7
Очень полезны слоговые упражнения с постепенным наращиванием слогов, с переменными ударениями. Дифференциация звуков о суще ствляет ся в с л ед у ю щ е й последовательности. Например: са-ша, ша-са; саша- шаса; саш-шос; сашаса- шасаша и т.п. В период закрепления большое значение придается неоднократному повторению слов, включающих заданный звук. Одновременно с постановкой звуков проводятся упражнения по их различению на слух. Восприятие звука стимулирует правильное произношение, а четкая, осознанная артикуляция, в свою очередь, способствует лучшему различению звуков. Поэтому с первых занятий детей приучают узнавать звук даже в том случае, если ребенок самостоятельно этот звук произносить еще не может. Концентрация внимания детей на звуковой стороне языка, на отрабатываемых звуках воспитывает активность и осознанность фонематического восприятия.
Подгрупповые.
Основная цель – воспитание навыков коллективной работы, умения слушать и слышать логопеда, выполнять в заданном темпе упражнения по развитию силы голоса, изменению модуляции (хором, выборочно); адекватно оценивать качество речевой продукции детей. Логопед может организовать простой диалог для тренировки произносительных навыков; упражнять детей в различении сходных по звучанию фонем в собственной и чужой речи. Большую часть свободного времени дети могут проводить в любом сообществе в соответствии с их интересами. Основная цель подгрупповых занятий – первоначальное закрепление поставленных логопедом звуков в различных фонетических условиях. Организуются они для трех-четырех детей, имеющих однотипные нарушения звуковой стороны речи. На занятии осуществляется: - закрепление навыков произношения изученных звуков; 8
- отработка навыков восприятия и воспроизведения сложных слоговых структур, состоящих из правильно произносимых звуков; - воспитание готовности к звуковому анализу и синтезу слов, состоящих из правильно произносимых слов; - расширение лексического запаса в процессе закрепления поставленных ранее звуков; - закрепление доступных возрасту грамматических категорий с учетом исправленных на индивидуальном занятии звуков. Для логопедической работы во время подгрупповых занятий дети объединяются по признаку однотипности нарушения звукопроизношения. Состав детей в группах периодически меняется в течение года. Это обусловлено динамическими изменениями в коррекции речи каждого ребенка. Индивидуальные и подгрупповые занятия носят опережающий характер и готовят детей к усвоению усложненного фонетического и лексико- грамматического материала на фронтальных занятиях.
Фронтальные
фонетические занятия предусматривают усвоение (автоматизацию) произношения ранее поставленных звуков в любых фонетических позициях и активное использование их в различных формах самостоятельной речи. Одновременно обеспечивается дальнейшее расширение речевой практики в процессе ознакомления с окружающим миром. Это позволяет реализовать коррекционную направленность обучения, предоставить ребенку благоприятные условия для овладения родным языком в индивидуальных и коллективных ситуациях общения. На фронтальных занятиях организуются совместные игры, обеспечивающие межличностное общение, разные виды деятельности для развития коммуникативной, планирующей и знаковой функции речи. Задачи и содержание индивидуальных и подгрупповых занятий: 1.Развитие артикуляционного праксиса. 9
1. Фонационные упражнения. Уточнение артикуляции правильно произносимых звуков в различных звукослоговых сочетаниях. 2. Вызывание и постановка отсутствующих звуков или коррекция искаженных звуков. 3. Первоначальный этап автоматизации исправленных звуков в облегченных фонетических условиях. Содержание фронтальных занятий состоит в следующем: - К работе на фронтальных занятиях дети готовятся на индивидуальных и подгрупповых. - На фронтальных занятиях изучаются только те звуки, которые правильно произносятся всеми детьми изолированно и в облегченных фонетических условиях. Фронтальные занятия включают в себя несколько этапов, все они тесно связаны между собой и взаимообусловлены. Первый этап – закрепление правильного произношения изучаемого звука. При подборе лексического материала необходимо предусмотреть его разнообразие, насыщенность изучаемым звуком, при этом исключить по возможности дефектные и смешиваемые звуки. Рекомендуется включить упражнения на употребление усвоенных детьми лексико-грамматических категорий (единственное и множественное число существительных, согласование прилагательных и числительных с существительными, приставочные глаголы и т.д.), а также различные виды работ, направленные на развитие связной речи (составление предложений, распространение их однородными членами, составление рассказов по картине, серии картин, пересказ). В процессе выработки правильного произношения звуков логопед учит детей сопоставлять изучаемые звуки, делать определенные выводы о сходстве и различии между ними в артикуляционном укладе, способе их артикулирования и звучания. 10
Второй этап – дифференциация звуков (на слух и в произношении). Процесс овладения детьми произношением предусматривает активную мотивацию, насыщенную познавательную работу по наблюдению над звуками речи, словами, морфологическими элементами. Работа по развитию фонетической стороны речи проводится одновременно с работой по различению фонем родного языка. От умения ребенка правильно воспринимать и правильно произносить имеющиеся в его речи звуки во многом зависит точное воспроизведение звукослоговой структуры слов. Направленность внимания на звуковую сторону языка, на обработку фонем из разных противопоставляемых групп позволяет активизировать фонематическое восприятие. Систематиче ские, последовательные занятия по обработке двух звуков, по дифференциации часто смешиваемых звуков обеспечивают основу для подготовки детей к овладению элементами грамоты. Работа по дифференциации звуков осуществляется в несколько периодов: На первом периоде закрепляются навыки произношения звуков: а, у, и, р, э, ы; п, п’, т, т’, к, к’, х, х’, j, л’ (изолированно, в слогах , в словах, предложениях). Дети учатся различать эти звуки изолированно, в слоговых сочетаниях, в словах, в предложениях, в речевом потоке. Запоминать и воспроизводить звуковой ряд; воспроизводить звукослоговые ряды с различной интонацией, силой голоса, ударением, предлагаемым логопедом. Развивать языковую способность детей путем привлечения внимания к звуковой оболочке слова; развивать слуховое внимание, слуховую память; учить различать интонационные средства выразительности в речи логопеда (чтение стихотворений); учить правильно пользоваться восклицательной, вопросительной и повествовательной интонацией; развивать речевое дыхание;развивать динамический праксис рук (по образцу, по инструкции); знакомить детей с анализом и синтезом обратных слогов. 11
Предложенная последовательность отработки звуков обеспечивает поэтапную работу над фонемами, постепенный переход от более легких к сложным звукам. Это помогает, в свою очередь, постепенному усвоению детьми фонематической системы языка. В процессе обучения произношению следует воспитывать у детей стойкий познавательный интере с, активизировать мыслительную деятельность, постоянно ставить посильные и в то же время требующие определенного напряжения задачи. Работа по развитию произношения проводится одновременно с работой по развитию слухового восприятия. В течение всего периода обучения детей учат четко, даже утрированно, воспроизводить гласные звуки, угадывать их по беззвучной артикуляции, слышать и выделять в ряду других звуков. Включаются упражнения по удерживанию в памяти ряда, состоящего из трех – четырех звуков. Учитывая возрастные особенности детей, все задания предлагаются в игровой форме. На втором периоде у детей закрепляются навыки правильного произношения и различения на слух звуков:
л’-j, ы-и, с-с’, з-з’, ц, б-п, ш, ж,

с-ш, с-ш-з-ж.
Дети учатся дифференцировать на слух звуки, выделять их в ряде других звуков; находить звуки в слове и определять его место в слове; выделять гласный звук в положении после согласного. Закрепляется навык согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже и образования относительных прилагательных; вырабатывать умение различать и оценивать правильные эталоны произношения в чужой и собственной речи. Дети учатся составлять предложение по опорным словам, по картине, серии картин, пересказ; заучивать стихотворение; На индивидуальных занятиях продолжаются по ст ановка отсутствующих звуков и их автоматизация. По-прежнему эта работа предопределяет содержание фронтальных занятий. Новым по сравнению с 1 периодом является усиление направленности на дифференциацию (на слух и 12
в произношении) звуков по принципу твердости-мягкости, глухости- звонкости. Наибольшее количество фронтальных занятий посвящается закреплению и дифференциации свистящих звуков (с-сь, з-зь, ц). По мере включения в лексический материал новых звуков детей знакомят с изменением форм слова в зависимости от рода, числа, падежа, времени действия. В течение третьего периода решаются следующие задачи: - активизировать приобретенные навыки в специально спроектированных ситуациях; предусматривать организацию коллективных форма общения детей между собой; - развивать детскую самостоятельность в «оречевлении» предметно- практической деятельности с соблюдением фонетической правильной речи. Индивидуальная работа проводится по мере необходимости с детьми, имеющими стертую дизартрию, ринолалию или какие-либо другие осложнения. В подгруппах занимаются дети, у которых имеются трудности в дифференциации звуков, усвоении анализа и синтеза. Фронтальные занятия проводятся 3 раза в неделю. В течение этого времени изучаются звуки л, р, л- ль, р-рь, л-р, л-ль-р-рь, ч, щ и осуществляется их дифференциация. Акцент переносится на закрепление навыка употребления этих звуков в самостоятельной речи. При этом много внимания уделяется развитию самостоятельных высказываний. Весь материал подбирается с учетом правильно произносимых звуков. На каждом логопедическом занятии предлагаются упражнения на звуковой анализ и синтез. Основной единицей изучения является теперь не отдельный звук, а целое слово. К концу 3 периода дети самостоятельно проводят анализ и синтез односложных слов (рак, шум, лук), слогов со стечением согласных (сто, шко, сту) и слов типа стол, стул, шкаф. Фронтальная работа осуществляется регулярно со всей группой согласно планированию на год. При ее планировании необходимо исходить из 13
времени, отведенного программой на занятия по родному языку. Отдельные виды работы по воспитанию произносительной стороны речи (развитие слухового внимания, речевого дыхания, темпа и ритма) могут быть включены и в музыкальные занятия. Работу по подгруппам проводят с теми детьми, которые не усвоили программный материал фронтального занятия. Она организуется 2-3 раза в неделю в утренние часы или вечером. Состав подгруппы меняется, т.к. во время фронтальной работы трудности могут возникнуть у разных детей. И н д и в и д у а л ь н а я р а б о т а п о ф о р м и р о в а н и ю звукопроизносительных навыков проводится в удобное для воспитателя время с теми детьми, которые не овладевают материалом по звукопроизношению, предусмотренными для всей группы. Это основная форма работы по исправлению звукопроизношения.[59, 129-131] Работа должна производиться по индивидуальному плану, составленному логопедом совместно с воспитателем. Развитие познавательных интересов детей происходит в ходе занятия, экскурсий, игр, а также свободной деятельности. При организации образовательной деятельности прослеживаются приоритеты в работе учителя-логопеда и воспитателей: Приоритеты учителя-логопеда: Приоритеты воспитателя: - звукопроизношение; - моторный праксис; - фонематические процессы; - психологическая база речи; - языковой анализ. – обогащение и активизация словаря. Немаловажную роль в развитии речи дошкольников играет работа музыкального руководителя. Танцы под пение, хороводы, игры с пением, шумовые оркестры. Музыкально-дидактические игры, способствующие развитию фонематического слуха и внимания, ритмические игры с заданиями на ориентировку в пространстве, упражнения на различение музыкальных звуков по высоте, распевки, вокализы на автоматизацию тех звуков, которые 14
дети изучают на логопедических занятиях, этюды на развитие выразительности мимики, жестов, игры-драматизации. Учёными установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи и мышлением. Работа по развитию и обогащению словарного запаса детей включается в любую форму физкультурно-оздоровителтных мероприятий с учётом особенностей возраста и здоровья, физичекского развития дошкольников. Всякая двигательная активность не будет более интересна для ребёнка без использования в утренней гимнастике, на занятиях физкультурой, в подвижных играх, в самостоятельной двигательной деятельности стихотворных текстов, так как ритм речи помогает сохранить ритмичность движения. Стихотворные тексты нормализуют темп речи детей, что сказывается на формировании слоговой структуры слова. Дети вслушиваются в звуки, слова, контролируя собственную речь. Во время такой физкультурной деятельности укрепляется артикуляционный аппарат ребёнка, развивается фонематический слух. Двигательные упражнения в сочетании с речью ребёнка координируют движения определенных мышечных групп (рук, ног, головы, корпуса) во время артикулирования. Целью проведения такой работы инструктором по физической культуре являются: развитие общей и мелкой моторики; пространственной ориентации; физиологического и речевого дыхания; координации речи с движением. Сочетание речи и движения являются важным компонентом на пути исправления речевых и двигательных недостатков у детей. Материал для произношения и для проговаривания текста подбирает учитель — логопед, в соответствии с речевыми нарушениями дошкольников, с учетом их возраста и этапов логопедического воздействия, а комплексы упражнений составляет 15
инструктор по физической культуре с учётом необходимых речедвигательных навыков. Однако добиться положительного результата невозможно без помощи родителей. Таким образом, взаимодействие специалистов позволяет вовлекать в сферу коррекционно-речевой работы родителей детей, имеющих речевые нарушения. Взаимодействие с родителями (или лицами их заменяющими
) –
одно и з у с л о в и й у с п е ш н о й р а б от ы п о п р е од ол е н и ю н а р у ш е н и й звукопроизношения у детей. После проведения логопедического обследования логопед предоставляет родителям (или лицами их заменяющими) полную и подробную информацию о речевых и неречевых нарушениях, выявленных у ребенка. Далее учитель-логопед подробно разъясняет индивидуальную коррекционно-развивающую работу, предназначенную для занятий с ребенком и делает акцент на необходимости совместной, согласованной работы специалистов детского сада и родителей. Заканчивается обучение в мае. К этому времени дети овладевают навыками правильного произношения и различения фонем родного языка, а также анализа и синтеза односложных слов без стечения согласных и со стечением согласных.
Используемая литература
1. Богомолова А.И. Нарушение произношения у детей. — С-Пб.: Библиополис, 1994. 2. Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей.- Методическое пособие. М.: «Сфера» 2007. 3. Борисова Е.А.. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. Методическое пособие. – М.:ТЦ Сфера, 2008 4. Зяблицева М.А. Развитие памяти и воображения у детей. Игры и упражнения. Ростов – на – Дону «Феникс» 2005. 5. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-групповая работа по коррекции звукопроизношения. Пособие для логопедов. – М.: «Гном-Пресс», «Новая школа», 1998. 6. Ковшиков В.А.Исправление нарушений различения звуков. – СПб.:1995 7. Корнев А. Н. Нарушение чтения и письма у детей. – СПб.: 1995. 8. Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников.- М.: 1983 9. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. 16
10. Пожиленко Е.А Методические рекомендации по постановке у детей звуков. Пособие для логопедов. –СПб.: КАРО, 2009 11.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи.- М.: «Просвещение», 2008г. 17


В раздел образования