Напоминание

Игровая терапия


Автор: Беломестнова Надежда Михайловна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МДОУ д/с №109 "Петушок"
Населённый пункт: г.Улан-Удэ
Наименование материала: статья
Тема: Игровая терапия
Раздел: дошкольное образование





Назад





Особенности игровой деятельности у детей с детским аутизмом
Игра - ключевой фактор в развитии ребенка. Игра дарит радость. Сущность игры многозначна; она способствует общему развитию личности в различных аспектах. Игровая деятельность заключается в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними и направлена на познание окружающей действительности, усвоение социальных связей и отношений. Одна из главных проблем, характеризующих детей с аутизмом - это недостаток способности и интереса для вовлечения в игровую деятельность. Их игра с игрушками и другими объектами нецеленаправленна и часто необычна. Они, в большинстве случаев, демонстрируют отсутствие интереса во взаимодействии и игре с другими детьми. Некоторые дети с аутизмом могут проводить час за часом, выполняя монотонные и повторяющиеся действия. Это создает большие трудности в том случае, когда другие пытаются вовлечь их в осмысленную игровую деятельность. Несмотря на это, ребенок с аутизмом может научиться играть и даже получать удовольствие, принимая участие в игровой деятельности с другими людьми. Игра может открыть новые пути развития для аутичных детей. Развитие игровой деятельности тесно связано с развитием коммуникации. Дети с аутизмом не общаются, как другие дети. Они нуждаются в обучении стратегиям общения. Игра - наиболее эффективный путь для развития социального взаимодействия и коммуникации аутичных детей. Игровая деятельность включает взаимодействие между двумя и более людьми. Игру легче начинать, как взаимодействие между одним ребенком и одним взрослым, затем необходимо помочь 2-м детям установить контакт и взаимодействие между собой, и, наконец, с помощью игры объединить детей в группу таким образом, чтобы у них возникло ощущение связанности друг с другом. При этом роль взрослого в процессе игры должна постепенно уменьшаться. Идеальной может считаться модель, при которой ребенок сам способен спланировать и организовать игру с другими детьми. С целью развития у детей с ранним детским аутизмом сфер социального взаимодействия и коммуникации в Центре Психолого-Медико-Социального Сопровождения детей и подростков сформирована группа игровой терапии. Коррекционная работа по развитию игровой деятельности в группе проводится по нескольким направлениям: Имитация и отражение В возрасте шести месяцев, неаутичные дети уже имеют представление о том, что их действия могут быть имитированы другими людьми. Когда ребенок впервые начинает играть, это проявляется в обмене эмоциями и жестами с близкими взрослыми. Это называется отражением. Некоторые дети с аутизмом имеют трудности реализации связи между их собственным поведением и поведением других людей. Поэтому у них возникают специфические проблемы, связанные с имитацией (подражанием) и отражением. В связи с этим, важно сосредоточиться на этой сфере. Примером имитационной игры может служить игра с куклами. В этом случае взрослый производит какие-либо действия с куклой, а ребенок имитирует их и наоборот. Параллельная игра и игровой диалог Приблизительно в возрасте восемнадцати месяцев неаутичные дети начинают использовать параллельную игру. В показателях нормального развития, параллельная игра - это фаза, на которой ребенок все еще не способен вовлекаться в текущий диалог
с детьми этого же возраста. Тем не менее, он явно заинтересован в своем равенстве и играх рядом с другими детьми, что является индикатором потребности в установлении социального контакта. При фокусировке на параллельной игре, при создании простых игровых последовательностей устанавливается социальное взаимодействие между ребенком и взрослым, а также между двумя детьми. Яркий пример параллельной игры - когда дети вместе играют в песочнице, но при этом каждый предоставлен сам себе и играет с формочками и лопаткой независимо друг от друга. Игры с переходами ходов Когда вы играете, важно чтобы вы были способны передавать ходы. Это означает знание того, когда делать ход в процессе деятельности и сознавать, что у каждого игрока должен быть свой собственный ход. Ребенок с аутизмом не передает ходы естественным способом во время взаимодействия и нуждается в том, чтобы ему помогли обучиться этому. Примером игры с переходом ходов может служить катание машинки от одного человека к другому. Игры с правилами У людей с аутизмом - снижена способность к пониманию правил социального взаимодействия. Эти правила известны, как "социальные нормы поведения", которые неаутичные люди приобретают через взаимодействие с другими людьми (социальный аспект). Игры с правилами помогают ребенку с аутизмом лучше понять и осознать социальный аспект. Важно помнить, что правила игры должны усложняться постепенно, в противном случае ребенок может оказаться в ситуации замешательства, что окажет негативное влияние на эмоциональную сферу ребенка и приведет к потере интереса . Групповые игры Для аутичных детей этот вид игры очень сложен, они спонтанно не включаются в групповые игры с другими людьми, поскольку это подразумевает высокий уровень социального взаимодействия и коммуникации. В процессе целенаправленной коррекционной работы у аутистов возникает чувство связанности друг с другом, что позволяет им контактировать, общаться и играть между собой в группе. Однако, они всегда будут нуждаться в координирующей помощи и поддержке со стороны взрослого человека, в его отсутствии игра не будет иметь успеха. Таким образом, развивая игровую деятельность аутичного ребенка, можно преодолеть проблемы в сферах коммуникации и социального взаимодействия. Важно быть последовательными при развитии игровой деятельности и сознавать принципы управления игрой, тогда это приведет к высоким результатам. Необходимо помнить: когда ребенок играет, нужно остерегаться давления или требований, которые сдерживают его - игра должна быть игрой, а не обучением.


В раздел образования