Автор: Беломестнова Надежда Михайловна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МДОУ д/с №109 "Петушок" Населённый пункт: г.Улан-Удэ Наименование материала: статья Тема: Игровая терапия Раздел: дошкольное образование
Особенности игровой деятельности у детей с детским аутизмом
Игра - ключевой фактор в развитии ребенка. Игра дарит радость. Сущность игры
многозначна; она способствует общему развитию личности в различных аспектах.
Игровая деятельность заключается в воспроизведении детьми действий взрослых и
отношений между ними и направлена на познание окружающей действительности,
усвоение социальных связей и отношений.
Одна из главных проблем, характеризующих детей с аутизмом - это недостаток
способности и интереса для вовлечения в игровую деятельность. Их игра с игрушками
и другими объектами нецеленаправленна и часто необычна. Они, в большинстве
случаев, демонстрируют отсутствие интереса во взаимодействии и игре с другими
детьми. Некоторые дети с аутизмом могут проводить час за часом, выполняя
монотонные и повторяющиеся действия. Это создает большие трудности в том случае,
когда другие пытаются вовлечь их в осмысленную игровую деятельность.
Несмотря на это, ребенок с аутизмом может научиться играть и даже получать
удовольствие, принимая участие в игровой деятельности с другими людьми. Игра
может открыть новые пути развития для аутичных детей.
Развитие игровой деятельности тесно связано с развитием коммуникации. Дети с
аутизмом не общаются, как другие дети. Они нуждаются в обучении стратегиям
общения. Игра - наиболее эффективный путь для развития социального
взаимодействия и коммуникации аутичных детей. Игровая деятельность включает
взаимодействие между двумя и более людьми. Игру легче начинать, как
взаимодействие между одним ребенком и одним взрослым, затем необходимо помочь
2-м детям установить контакт и взаимодействие между собой, и, наконец, с помощью
игры объединить детей в группу таким образом, чтобы у них возникло ощущение
связанности друг с другом. При этом роль взрослого в процессе игры должна
постепенно уменьшаться. Идеальной может считаться модель, при которой ребенок
сам способен спланировать и организовать игру с другими детьми. С целью развития у
детей с ранним детским аутизмом сфер социального взаимодействия и коммуникации
в Центре Психолого-Медико-Социального Сопровождения детей и подростков
сформирована группа игровой терапии.
Коррекционная работа по развитию игровой деятельности в группе проводится по
нескольким направлениям:
Имитация и отражение
В возрасте шести месяцев, неаутичные дети уже имеют представление о том, что их
действия могут быть имитированы другими людьми. Когда ребенок впервые начинает
играть, это проявляется в обмене эмоциями и жестами с близкими взрослыми. Это
называется отражением.
Некоторые дети с аутизмом имеют трудности реализации связи между их собственным
поведением и поведением других людей. Поэтому у них возникают специфические
проблемы, связанные с имитацией (подражанием) и отражением. В связи с этим, важно
сосредоточиться на этой сфере.
Примером имитационной игры может служить игра с куклами. В этом случае
взрослый производит какие-либо действия с куклой, а ребенок имитирует их и
наоборот.
Параллельная игра и игровой диалог
Приблизительно в возрасте восемнадцати месяцев неаутичные дети начинают
использовать параллельную игру. В показателях нормального развития, параллельная
игра - это фаза, на которой ребенок все еще не способен вовлекаться в текущий диалог
с детьми этого же возраста. Тем не менее, он явно заинтересован в своем равенстве и
играх рядом с другими детьми, что является индикатором потребности в установлении
социального контакта.
При фокусировке на параллельной игре, при создании простых игровых
последовательностей устанавливается социальное взаимодействие между ребенком и
взрослым, а также между двумя детьми. Яркий пример параллельной игры - когда дети
вместе играют в песочнице, но при этом каждый предоставлен сам себе и играет с
формочками и лопаткой независимо друг от друга.
Игры с переходами ходов
Когда вы играете, важно чтобы вы были способны передавать ходы. Это означает
знание того, когда делать ход в процессе деятельности и сознавать, что у каждого
игрока должен быть свой собственный ход.
Ребенок с аутизмом не передает ходы естественным способом во время
взаимодействия и нуждается в том, чтобы ему помогли обучиться этому. Примером
игры с переходом ходов может служить катание машинки от одного человека к
другому.
Игры с правилами
У людей с аутизмом - снижена способность к пониманию правил социального
взаимодействия. Эти правила известны, как "социальные нормы поведения", которые
неаутичные люди приобретают через взаимодействие с другими людьми (социальный
аспект). Игры с правилами помогают ребенку с аутизмом лучше понять и осознать
социальный аспект.
Важно помнить, что правила игры должны усложняться постепенно, в противном
случае ребенок может оказаться в ситуации замешательства, что окажет негативное
влияние на эмоциональную сферу ребенка и приведет к потере интереса .
Групповые игры
Для аутичных детей этот вид игры очень сложен, они спонтанно не включаются в
групповые игры с другими людьми, поскольку это подразумевает высокий уровень
социального взаимодействия и коммуникации. В процессе целенаправленной
коррекционной работы у аутистов возникает чувство связанности друг с другом, что
позволяет им контактировать, общаться и играть между собой в группе. Однако, они
всегда будут нуждаться в координирующей помощи и поддержке со стороны взрослого
человека, в его отсутствии игра не будет иметь успеха.
Таким образом, развивая игровую деятельность аутичного ребенка, можно преодолеть
проблемы в сферах коммуникации и социального взаимодействия. Важно быть
последовательными при развитии игровой деятельности и сознавать принципы
управления игрой, тогда это приведет к высоким результатам.
Необходимо помнить: когда ребенок играет, нужно остерегаться давления или
требований, которые сдерживают его - игра должна быть игрой, а не обучением.