Автор: Образцова Алевтина Николаевна Должность: старший воспитатель Учебное заведение: ГБОУ Школа № 2073 ДО "Колокольчик" Населённый пункт: Москва Наименование материала: методическая разработка Тема: практический семинар для педагогов "ЗНАЕМ ФГОС? Раздел: дошкольное образование
(на знание основ положений ФГОС Дошкольного образования)
Материал подготовила и
провела
старший
воспитатель ГБОУ Школа №
2073
ДО
«Колокольчик»
Образцова Алевтина Николаевна
Цель : повышение профессиональной компетентности педагогов, обеспечивающих их готовность к
работе по федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования
(ФГОС
Д
О
)
.
З
а
д
а
ч
и
:
1. изучить с педагогами ФГОС
ДО;
2.
активизировать
деятельность
воспитателей
и
специалистов
в
рамках
внедрения
ФГОС
ДО;
3.
содействовать
развитию
их
педагогиче ского
кругозора
по
данной
т е м ат и ке .
Какие же нормативно-правовые документы стали отправной точкой перемен в нашей системе?
•
Федеральный
закон
"Об
образовании
в
Российской
Федерации"
(от
29.12.2012
№
273-ФЗ);
•
Санитарно-эпидемиологические
требования
к
устройству,
содержанию
и
организации
режима
работы дошкольных образовательных организаций (ДОО) (СанПиН 2.4.1.3049-13) № 26 от 15.05.2013
•
Порядок
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования №
1014 от
3
0
.
0
8
.
2
0
1
3
;
•
Федеральный
Государственный
Образовательный
Стандарт
Дошкольного
образования
(от
17.10.2013 №1155) Все эти документы требуют от педагогов ДОУ высокого профессионализма.
Современному
воспитателю
необходимо
научиться
адекватно,
реагировать
на
происходящие
изменения
в
образовании,
уметь
работать
в
команде
единомышленников
–
всех
участников
образовательного процесса, грамотно и качественно работать с детьми и родителями в современных
условиях, самому осуществлять отбор содержания образования и адаптировать его на возрастную
группу своих детей, сверяя с требованиями ФГОС
ДО.
1. Какие нормативно-правовые документы заложили основные принципы ФГОС дошкольного
образования? (раздел I., пункт
1.2)
1 Концепция дошкольного в
о
с
п
и
т
а
н
и
я
;
2 Национальная образовательная инициатива «Наша Новая
ш
к
о
л
а
»
;
3 Конституция Российской Федерации;
+
4 Приоритетный национальный проект
«
О
б
р
а
з
о
в
а
н
и
е
»
;
5 Конвенция о правах ребенка;
+
6 Устав дошкольной образовательной
о
р
г
а
н
и
з
а
ц
и
и
.
2.
К
основным
принципам
дошкольного
образования
относятся:
(раздел
I.,
пункт
1.4):
1 Полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного
возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
+
2
Обеспечение
равных
стартовых
возможностей
для
подготовки
детей
к
школе;
3
Построение
образовательной
деятельности
на
основе
индивидуальных
особенностей
каждого
ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования,
становится
субъектом
образования
(далее
–
индивидуализация
дошкольного
образования);
+
4 Взаимодействие Организации с с
о
ц
и
у
м
о
м
;
5 Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником
(субъектом) образовательных
отношений;
+
6 Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
+
7 Сотрудничество организации с семьей;
+
8 Формирование навыков самостоятельности
д и с
ц и п л и н и р о в а
н н о с
т
и ;
9
Приобщение
детей
к
социокультурным
нормам,
традициям
семьи,
общества
и
государства;
+
10 Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах
деятельности;
+
11 Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов
возрасту и особенностям
развития);+
12 Развивающий характер
о
б
у
ч
е
н
и
я
;
13 Учет этнокультурной ситуации развития
детей.+
3. Стандарт устанавливает требования : (раздел I., пункт
1
.
8
)
1 К структуре Программы и ее объему;
+
2
К
разработке
нормативов
финансового
обе спечения
реализации
Пр о г р а м м ы;
3
К
формированию
учредителем
государственного
(муниципального)
задания
в
отношении
О
р
г
а
н
и
з
а
ц
и
й
;
4 К объективной оценке соответствия образовательной деятельности Организации требованиям
Стандарта к условиям реализации и структуре
П
р
о
г
р
а
м
м
ы
;
5 К условиям реализации Программы;
+
6
К
подготовке,
профессиональной
переподготовке,
повышению
квалификации
и
аттестации
педагогических
работников,
административно-управленческого
персонала
Организаций
и
индивидуальных предпринимателей, помощи родителям (законным представителям) в воспитании
детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных
способностей и необходимой коррекции нарушений их
р
а
з
в
и
т
и
я
;
7 К результатам освоения
П
р
о
г
р
а
м
м
ы
.
+
4. Какие направления развития и образования детей обеспечивают развитие личности ребенка,
согласно Стандарта? (раздел II., пункт
2
.
6
)
1
С
о
ц
и
а
л
ь
н
о
-
л
и
ч
н
о
с
т
н
о
е
;
2 Социально-коммуникативное;
+
3
П
о
з
н
а
в
а
т
е
л
ь
н
о
-
р
е
ч
е
в
о
е
;
4 Познавательное;
+
5 Речевое;
+
6 Художественно-эстетическое;
+
7 Физическое;
+
8
К
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
о
е
.
5. О какой образовательной области идёт
речь?
- Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства,
мира
п
р
и
р
о
д
ы
;
- Становление эстетического отношения к окружающему
м
и
р
у
;
- Формирование элементарных представлений о видах и
с
к
у
с
с
т
в
а
;
- Формирование основ оценочной компетентности в области
и
с
к
у
с
с
т
в
а
;
- Восприятие музыки, художественной литературы,
ф
о
л
ь
к
л
о
р
а
;
- Стимулирование сопереживания персонажам художественных
п р о и з
в
е
д е
н и й ;
- Реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-
модельной, музыкальной и д
р
.
)
- Овладение навыками различных видов декоративно-прикладного искусства (вышивка, вязание и
д
р
.
)
Ответ:
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
6.
В
рамках
образовательной
области
«познавательное
развитие»,
согласно
Стандарту,
необходимо развивать… (раздел II., пункт
2.6)
1 Навыки чтения и
п
и
с
ь
м
а
;
2 Познавательную мотивацию, познавательные действия;
+
3 Связную диалогическую и монологическую речь, речевое
т
в
о
р
ч
е
с
т
в
о
.
7. Конкретное содержание образовательных областей, указанных в Стандарте, зависит от …
(раздел II., пункт
2
.
7
)
1 Компетентности
в
о
с
п
и
т
а
т
е
л
я
;
2 Наполняемости
г
р
у
п
п
ы
;
3 Возрастных и индивидуальных особенностей д е т е й .
+
8.
Коррекционная
работа
и/или
инклюзивное
образование
должны
быть
направлены
на :
(раздел II., пункт
2
.
1
1
.
2
)
1 Воспитание
р
е
б
е
н
к
а
;
2 Содержание
р
е
б
е
н
к
а
;
3
Обеспечение
коррекции
нарушений
развития
различных
категорий
детей
с
ограниченными
возможностями
здоровья,
оказания
им
квалифицированной
помощи
в
освоении
Программы;
+
4
Освоение
детьми
с
ограниченными
возможностями
здоровья
Программы,
их
разностороннее
развитие
с
учетом
возрастных
и
индивидуальных
особенностей
и
особых
образовательных
потребностей, социальной а
д
а
п
т
а
ц
и
и
.
+
9. Наполняемость Группы определяется с учетом (раздел III., пункт
3 . 2 . 4 )
1 Возможностей дошкольной
о
р
г
а
н
и
з
а
ц
и
и
;
2 Возраста детей;
+
3 Состояния здоровья;
+
4 Пожеланий р
о
д
и
т
е
л
е
й
;
5 Специфики Программы.
+
10.
Участие
ребенка
в
психологической
диагностике
допускается:
(раздел
III.,
пункт
3
.
2
.
3
)
1
Т о л ь к о
с
с о г л а с и я
е г о
р о д и т е л е й
( з а к о н н ы х
п р е д с т а в и т е л е й ) ;
+
2 С согласия р
е
б
е
н
к
а
;
3 По просьбе в
о
с
п
и
т
а
т
е
л
я
11. Календарный вид
планирования:
1 Подробно описывает ожидаемую динамику педагогического
в о з д е й с т в и я .
2 Определяет основные параметры диагностики развития
р е б е н к а .
3 Определяет порядок работы с детьми в течение дня. +
Тестирование по ФГОС ДО. Вопросы и ответы.
«ФГОС ДО: требования, структура,
реализация»
Верные ответы выделены жирным шрифтом и подчёркнуты
1.
Расшифруйте аббревиатуру ФГОС ДО:
Ф - Федеральный
Г -государственный
О- образовательный
С -стандарт
Д- дошкольного
О - образования
1.
Под каким номером был издан Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации « Об утверждении ФГОС ДО»
№ 1155 от 17 октября.2013 г
o № 273 – ФЗ от 29 декабря 2012 г.
o № 1014 от 30 августа 2013 г.
1.
Кто являлся руководителем рабочей группы по подготовке проекта ФГОС ДО?
О.А. Скоролупова
Д.В. Ливанов
А.Г. Асмолов
В.В. Путин
Д.В. Медведев
1.
На основании, каких документов разработан ФГОС ДО?
Конституции РФ;
Конвенции ООН о правах ребенка;
Закона об образовании РФ ;
Типового положения о дошкольном образовательном учреждении;
ФЗ « О некоммерческих организациях»;
ФЗ « О защите детей от информации , причиняющей вред их здоровью и развитию»
1.
Выберите основные принципы дошкольного образования:
поддержки разнообразия детства;
построение
образовательной
деятельности
на
основе
индивидуальных
особенностей
каждого ребенка при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания
своего образования, становится субъектом
образования;
сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем
развитии человека;
полноценного
проживания
ребёнком
всех
этапов
дошкольного
детства,
обогащения
(амплификации) детского развития;
создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его
возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
содействие
и
сотрудничество
детей
и
взрослых,
признание
ребенка
полноценным
участником (субъектом) образовательных отношений;
в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром;
реализация Программы в формах , специфических для детей данной возрастной группы,
прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме
творческой активности, обеспечивающей художественно – эстетическое развитие ребенка;
поддержка инициативы детей в различных видах деятельности ;
приобщения
детей
к
социокультурным
нормам,
традициям
семьи,
общества
и
государства ;
уважение личности ребенка;
формирования
познавательных
интересов
и
познавательных
действий
ребёнка
в
различных
видах деятельности;
учёта этнокультурной и социальной ситуации развития детей.
личностно – развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей
( законных представителей), педагогических и иных работников организации и детей.
сотрудничество Организации с семьей;
возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований,
методов возрасту и особенностям развития);
1.
Выберите цели ФГОС ДО:
повышение социального статуса ДО;
обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении
качественного дошкольного образования;
становление
и
развитие
личности
в
её
индивидуальности,
самобытности,
уникальности,
неповторимости;
обеспечение
государственных
гарантий
уровня
и
качества
образования
на
основе
единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных
программ, их структуре и результатам их освоения;
учёт индивидуальных особенностей развития обучающегося и состояния здоровья;
сохранение
единства
образовательного
пространства
Российской
Федерации
относительно уровня дошкольного образования;
1.
Добавьте недостающие задачи Стандарта:
охраны
и
укрепления
физического
и
психического
здоровья
детей
(в
том
числе
их
эмоционального благополучия);
обеспечения
равных
возможностей
полноценного
развития
каждого
ребёнка
в
период
дошкольного
детства
независимо
от
места
жительства,
пола,
нации,
языка,
социального
статуса,
психофизиологических
и
других
особенностей
(в
том
числе
ограниченных
возможностей здоровья);
объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно
–
нравственных
и
социокультурных
ценностей
и
принятых
в
обществе
правил
и
норм
поведения в интересах человека, семьи, общества;
обеспечения
вариативности
и
разнообразия
содержания
образовательных
программ
и
организационных
форм
уровня
дошкольного
образования,
возможности
формирования
образовательных
программ
различной
направленности
с
учётом
образовательных
потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
обеспечения психолого – педагогической поддержки семьи и повышения компетентности
родителей
(законных
представителей)
в
вопросах
развития
и
образования,
охраны
и
укрепления здоровья детей
Обеспечение преемственности ООП ДО и НОО.
Создание благоприятных условий развития детей
в соответствии с их возрастными и
индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого
потенциала каждого ребёнка.
Формирование общей культуры личности воспитанников, развитие их социальных,
индивидуальным , психологическим и физиологическим особенностям детей.
Определение направлений для систематического межведомственного взаимодействия, а
также
взаимодействия
педагогических
и
общественных
объединений
(в
том
числе
сетевого )
1.
Выберите правильный ответ «Стандарт является основой для :
разработки и реализации Программы;
разработки
вариативных
примерных
образовательных
программ
дошкольного
образования;
разработки
нормативов
финансового
обеспечения
реализации
Программы
и
нормативных затрат на оказание
государственной
(муниципальной) услуги в сфере
дошкольного образования;
объективной
оценки
соответствия
образовательной
деятельности
Организации
требованиям Стандарта ;
формирования
содержания
профессионального
образования
и
дополнительного
профессионального образования педагогических работников, а также проведения их
аттестации;
создания условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности
позитивной социализации ребёнка;
оказания помощи родителям ( законным представителям) в воспитании детей, охране и
укреплении
физического
и
психического
здоровья,
в
развитии
индивидуальных
способностей и необходимой коррекции нарушений их развития ;
основных
образовательных
программ
начального
общего,
основного
общего,
среднего
(полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего
профессионального образования;
1.
Выберите правильный ответ: « Стандарт устанавливает требования, обязательные при
реализации Программы, в том числе:
к структуре Программы;
к условиям реализации Программы;
к результатам освоения Программы ;
к предметно – развивающей среде;
к квалификации педагогических и иных работников;
1.
Выберите правильный ответ: «Содержание Программы должно охватывать следующие
Выберите правильный ответ: « Содержание Программы должно отражать следующие
аспекты социальной ситуации развития ребёнка дошкольного возраста:
предметно-пространственная развивающая образовательная среда;
характер взаимодействия со взрослыми;
социально- коммуникативное развитие;
характер взаимодействия с другими детьми;
система отношений ребёнка к миру, к другим людям, к себе самому;
коммуникативно-личностное развитие;
описание основных технологий реализации Программы (форм, методов, приёмов, средств
образования)
с
учётом
психолого-возрастных
и
индивидуальных
особенностей
воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.
1.
Дополните
какие
психолого-педагогические
условия,
необходимые
для
успешной
реализации Программы :
уважение
взрослых
к
человеческому
достоинству
детей,
формирование
и
поддержка
их
положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и
взаимодействия детей в разных видах деятельности;
поддержка
инициативы
и
самостоятельности
детей
в
специфических
для
них
видах
деятельности;
защита детей от всех форм физического и психического насилия;
?
использование
в
образовательном
процессе
форм
и
методов
работы
с
детьми,
соответствующих их психолого-возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость
как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
?
построение
образовательного
процесса
на
основе
взаимодействия
взрослых
с
детьми,
ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную
ситуацию его развития;
?
возможность
выбора
детьми
материалов,
видов
активности,
участников
совместной
деятельности и общения;
? построение взаимодействия с семьями воспитанников в целях осуществления полноценного
развития
каждого
ребёнка,
вовлечение
семей
воспитанников
непосредственно
в
образовательный процесс.
1.
Правильное
или
неправильное
изложение:
«Результаты
мониторинга
не
могут
использоваться для решения образовательных задач».
Правильно
Неправильно (дайте правильную трактовку)
Результаты мониторинга могут использоваться исключительно для решения образовательных
задач : индивидуализации образования и оптимизации работы с группой детей.
1.
Продолжите фразу « Развивающая предметно-пространственная среда Организации
(группы) должна быть:
--
содержательно насыщенной
-трансформируемой
-полифункциональной
-вариативной
-доступной
-безопасной
1.
Развивающая
предметно-пространственная
среда
Организации
(дошкольной
группы,
участка) должна обеспечивать:
реализацию различных образовательных программ, используемых в образовательном
процессе Организации ;
учёт личностных, семейных, общественных, государственных потребностей и возможностей
обучающих;
в случае организации инклюзивного образования необходимые для него условия;
учёт
национально-культурных,
климатических
условий,
в
которых
осуществляется
образовательный процесс;
учёт индивидуальных особенностей развития детей и состояния здоровья;
1.
«Целевые
ориентиры
подлежат
непосредственной
оценке,
в
том
числе
в
виде
педагогической диагностики (мониторинга), и являются основанием для их формального
сравнения с реальными достижениями детей. Они являются основой объективной оценки
соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки
воспитанников.
Освоение
Программы
сопровождается
проведением
промежуточных
аттестаций и итоговой аттестации воспитанников».
Правильно
Неправильно
(дайте правильную трактовку)
Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической
диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с
реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия
установленным
требованиям
образовательной
деятельности
и
подготовки
воспитанников.
Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой
аттестации воспитанников .
1.
Вставьте пропущенные слова:
«Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте:
Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними, эмоционально
вовлечен
в
действия
с
игрушками
и
предметами,
стремится
проявлять настойчивость в
достижении результата своих действий;
Использует
специфические ,
культурно
фиксированные
предметные
действия,
знает
назначение бытовых предметов и умеет пользоваться ими;
владеет простейшими навыками самообслуживания ;
стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
владеет активной
речью,
включенной
в
общение;
может
обращаться
с
вопросами
и
просьбами, понимает речь взрослых ; знает названия окружающих предметов и игрушек;
стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях;
появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослых;
проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;
проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматривает картинки, стремится двигаться
под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;
у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег,
лазание, перешагивание и пр.)
23 .
Дополните
предложения: «Целевые
ориентиры
на
этапе
завершения
дошкольного
образования: Ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет
инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно –
исследовательской,
конструировании
и
др.;
способен выбирать
себе
род
занятий,
участников
совместной деятельности;
ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда,
другим
людям
и
самому
себе,
обладает
чувством
собственного
достоинства;
активно
взаимодействует со сверстниками взрослыми, участвует в совместных играх. Способен
договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться
успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе и чувство веры в себя,
стараться разрешать конфликты;
ребёнок обладает развитым воображением , которое реализуется в разных видах деятельности
и
прежде
всего
в
игре;
ребёнок
владеет
разными
формами
и
видами
игры,
различает
условную и реальную ситуации , умеет подчиняться разным правилам и социальным
нормам ;
ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания,
может
использовать
речь
для
выражения
своих
мыслей,
чувств
и
желаний,
построения
речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах,
у ребёнка
складываются предпосылки грамотности;
у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными
движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и
правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками,
может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
ребёнок задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными
связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам
людей; склонен наблюдать и экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о
природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской
литературы,
обладает
элементарными
представлениями
из
области
живой
природы,
естествознания, математики, истории и т. п.; ребёнок способен к принятию собственных
решений , опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
24. «Целевые ориентиры служат непосредственным основанием при решении управленческих
задач, включая:
? аттестацию педагогических кадров;
? оценку качества образования;
? оценку как итогового, так и промежуточного уровня развития детей, в том числе в рамках
мониторинга (в форме тестирования, с использованием методов, основанных на наблюдении, или
иных методов измерения результативности детей);
? оценку выполнения муниципального (государственного) задания посредством их включения в
показатели качества выполнения задания;
? распределение стимулирующего фонда оплаты труда работников Организации».
Правильно
Неправильно (дайте правильную трактовку)
Целевые
ориентиры
не
могут
служить
непосредственным
основанием
при
решении
управленческих задач, включая:
? аттестацию педагогических кадров;
? оценку качества образования;
? оценку как итогового, так и промежуточного уровня развития воспитанников, в том числе в
рамках
мониторинга
(в
форме
тестирования,
с
использованием
методов,
основанных
на
наблюдении, или иных методов измерения результативности детей);
? оценку выполнения муниципального (государственного) задания посредством их включения
в показатели качества выполнения задания;
? распределение стимулирующего фонда оплаты труда работников Организации.