Напоминание

практический семинар для педагогов "ЗНАЕМ ФГОС?


Автор: Образцова Алевтина Николаевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 2073 ДО "Колокольчик"
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: практический семинар для педагогов "ЗНАЕМ ФГОС?
Раздел: дошкольное образование





Назад





Практический семинар для воспитателей: ФГОС в ДОУ

ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ "ЗНАЕМ ФГОС? НЕ ВОПРОС!"

(на знание основ положений ФГОС Дошкольного образования)
Материал подготовила и провела старший воспитатель ГБОУ Школа № 2073 ДО «Колокольчик» Образцова Алевтина Николаевна
Цель
: повышение профессиональной компетентности педагогов, обеспечивающих их готовность к работе по федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования (ФГОС Д О ) .
З

а

д

а

ч

и

:
1. изучить с педагогами ФГОС ДО; 2. активизировать деятельность воспитателей и специалистов в рамках внедрения ФГОС ДО; 3. содействовать развитию их педагогиче ского кругозора по данной т е м ат и ке .
Какие же нормативно-правовые документы стали отправной точкой перемен в нашей системе?
• Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (от 29.12.2012 № 273-ФЗ); • Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (ДОО) (СанПиН 2.4.1.3049-13) № 26 от 15.05.2013 • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования № 1014 от 3 0 . 0 8 . 2 0 1 3 ; • Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного образования (от 17.10.2013 №1155) Все эти документы требуют от педагогов ДОУ высокого профессионализма. Современному воспитателю необходимо научиться адекватно, реагировать на происходящие изменения в образовании, уметь работать в команде единомышленников – всех участников образовательного процесса, грамотно и качественно работать с детьми и родителями в современных условиях, самому осуществлять отбор содержания образования и адаптировать его на возрастную группу своих детей, сверяя с требованиями ФГОС ДО.
1. Какие нормативно-правовые документы заложили основные принципы ФГОС дошкольного

образования? (раздел I., пункт

1.2)
1 Концепция дошкольного в о с п и т а н и я ; 2 Национальная образовательная инициатива «Наша Новая ш к о л а » ; 3 Конституция Российской Федерации; + 4 Приоритетный национальный проект « О б р а з о в а н и е » ; 5 Конвенция о правах ребенка; + 6 Устав дошкольной образовательной о р г а н и з а ц и и .
2.

К

основным

принципам

дошкольного

образования

относятся:
(раздел I., пункт 1.4): 1 Полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития; + 2 Обеспечение равных стартовых возможностей для подготовки детей к школе; 3 Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее – индивидуализация дошкольного образования); + 4 Взаимодействие Организации с с о ц и у м о м ; 5 Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником
(субъектом) образовательных отношений; + 6 Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; + 7 Сотрудничество организации с семьей; + 8 Формирование навыков самостоятельности д и с ц и п л и н и р о в а н н о с т и ; 9 Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; + 10 Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; + 11 Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);+ 12 Развивающий характер о б у ч е н и я ; 13 Учет этнокультурной ситуации развития детей.+
3. Стандарт устанавливает требования
: (раздел I., пункт 1 . 8 ) 1 К структуре Программы и ее объему; + 2 К разработке нормативов финансового обе спечения реализации Пр о г р а м м ы; 3 К формированию учредителем государственного (муниципального) задания в отношении О р г а н и з а ц и й ; 4 К объективной оценке соответствия образовательной деятельности Организации требованиям Стандарта к условиям реализации и структуре П р о г р а м м ы ; 5 К условиям реализации Программы; + 6 К подготовке, профессиональной переподготовке, повышению квалификации и аттестации педагогических работников, административно-управленческого персонала Организаций и индивидуальных предпринимателей, помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их р а з в и т и я ; 7 К результатам освоения П р о г р а м м ы . +
4. Какие направления развития и образования детей обеспечивают развитие личности ребенка,

согласно Стандарта?
(раздел II., пункт 2 . 6 ) 1 С о ц и а л ь н о - л и ч н о с т н о е ; 2 Социально-коммуникативное; + 3 П о з н а в а т е л ь н о - р е ч е в о е ; 4 Познавательное; + 5 Речевое; + 6 Художественно-эстетическое; + 7 Физическое; + 8 К о м м у н и к а т и в н о е .
5. О какой образовательной области идёт

речь?
- Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира п р и р о д ы ; - Становление эстетического отношения к окружающему м и р у ; - Формирование элементарных представлений о видах и с к у с с т в а ; - Формирование основ оценочной компетентности в области и с к у с с т в а ; - Восприятие музыки, художественной литературы, ф о л ь к л о р а ; - Стимулирование сопереживания персонажам художественных п р о и з в е д е н и й ; - Реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно- модельной, музыкальной и д р . ) - Овладение навыками различных видов декоративно-прикладного искусства (вышивка, вязание и д р . ) Ответ: _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
6.

В

рамках

образовательной

области

«познавательное

развитие»,

согласно

Стандарту,


необходимо развивать…
(раздел II., пункт 2.6) 1 Навыки чтения и п и с ь м а ; 2 Познавательную мотивацию, познавательные действия; + 3 Связную диалогическую и монологическую речь, речевое т в о р ч е с т в о .
7. Конкретное содержание образовательных областей, указанных в Стандарте, зависит от …
(раздел II., пункт 2 . 7 ) 1 Компетентности в о с п и т а т е л я ; 2 Наполняемости г р у п п ы ; 3 Возрастных и индивидуальных особенностей д е т е й . +
8.

Коррекционная

работа

и/или

инклюзивное

образование

должны

быть

направлены

на
: (раздел II., пункт 2 . 1 1 . 2 ) 1 Воспитание р е б е н к а ; 2 Содержание р е б е н к а ; 3 Обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказания им квалифицированной помощи в освоении Программы; + 4 Освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной а д а п т а ц и и . +
9. Наполняемость Группы определяется с учетом (раздел III., пункт

3 . 2 . 4 )
1 Возможностей дошкольной о р г а н и з а ц и и ; 2 Возраста детей; + 3 Состояния здоровья; + 4 Пожеланий р о д и т е л е й ; 5 Специфики Программы. +
10.

Участие

ребенка

в

психологической

диагностике

допускается:

(раздел

III.,

пункт

3

.

2

.

3

)
1 Т о л ь к о с с о г л а с и я е г о р о д и т е л е й ( з а к о н н ы х п р е д с т а в и т е л е й ) ; + 2 С согласия р е б е н к а ; 3 По просьбе в о с п и т а т е л я
11. Календарный вид

планирования:
1 Подробно описывает ожидаемую динамику педагогического в о з д е й с т в и я . 2 Определяет основные параметры диагностики развития р е б е н к а . 3 Определяет порядок работы с детьми в течение дня. +

Тестирование по ФГОС ДО. Вопросы и ответы.

«ФГОС ДО: требования, структура,

реализация»

Верные ответы выделены жирным шрифтом и подчёркнуты

1.

Расшифруйте аббревиатуру ФГОС ДО:

Ф -
Федеральный
Г
-государственный
О-
образовательный
С
-стандарт
Д-
дошкольного
О -
образования
1.

Под каким номером был издан Приказ Министерства образования и науки Российской

Федерации « Об утверждении ФГОС ДО»

№ 1155 от 17 октября.2013 г
o № 273 – ФЗ от 29 декабря 2012 г. o № 1014 от 30 августа 2013 г.
1.

Кто являлся руководителем рабочей группы по подготовке проекта ФГОС ДО?
 О.А. Скоролупова  Д.В. Ливанов 
А.Г. Асмолов
 В.В. Путин  Д.В. Медведев
1.

На основании, каких документов разработан ФГОС ДО?

Конституции РФ;


Конвенции ООН о правах ребенка;

Закона об образовании РФ
;  Типового положения о дошкольном образовательном учреждении;  ФЗ « О некоммерческих организациях»;  ФЗ « О защите детей от информации , причиняющей вред их здоровью и развитию»
1.

Выберите основные принципы дошкольного образования:
 поддержки разнообразия детства; 
построение

образовательной

деятельности

на

основе

индивидуальных

особенностей

каждого ребенка при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания

своего образования, становится субъектом

образования;
 сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека; 
полноценного

проживания

ребёнком

всех

этапов

дошкольного

детства,

обогащения

(амплификации) детского развития;
 создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями; 
содействие

и

сотрудничество

детей

и

взрослых,

признание

ребенка

полноценным

участником (субъектом) образовательных отношений;
 в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром;  реализация Программы в формах , специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно – эстетическое развитие ребенка; 
поддержка инициативы детей в различных видах деятельности
; 
приобщения

детей

к

социокультурным

нормам,

традициям

семьи,

общества

и

государства
;  уважение личности ребенка; 
формирования

познавательных

интересов

и

познавательных

действий

ребёнка

в

различных

видах деятельности;

учёта этнокультурной и социальной ситуации развития детей.
 личностно – развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей ( законных представителей), педагогических и иных работников организации и детей. 
сотрудничество Организации с семьей;

возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований,

методов возрасту и особенностям развития);

1.

Выберите цели ФГОС ДО:

повышение социального статуса ДО;


обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении

качественного дошкольного образования;
 становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности, неповторимости; 
обеспечение

государственных

гарантий

уровня

и

качества

образования

на

основе

единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных

программ, их структуре и результатам их освоения;
 учёт индивидуальных особенностей развития обучающегося и состояния здоровья; 
сохранение

единства

образовательного

пространства

Российской

Федерации

относительно уровня дошкольного образования;

1.

Добавьте недостающие задачи Стандарта:
 охраны и укрепления физического и психического здоровья детей (в том числе их эмоционального благополучия);  обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);  объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно – нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;  обеспечения вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различной направленности с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;  обеспечения психолого – педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей 
Обеспечение преемственности ООП ДО и НОО.

Создание благоприятных условий развития детей

в соответствии с их возрастными и

индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого

потенциала каждого ребёнка.

Формирование общей культуры личности воспитанников, развитие их социальных,

нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических, качеств, инициативности,

самостоятельности,

и

ответственности,

формирование

предпосылок

учебной

деятельности.

Формирование

социокультурной

среды,

соответствующей



в о з р а с т н ы м

,

индивидуальным , психологическим и физиологическим особенностям детей.

Определение направлений для систематического межведомственного взаимодействия, а

также



взаимодействия



педагогических

и

общественных

объединений



том

числе

сетевого )
1.
Выберите правильный ответ «Стандарт является основой для
: 
разработки и реализации Программы;


разработки

вариативных

примерных

образовательных

программ

дошкольного

образования;

разработки

нормативов

финансового

обеспечения

реализации

Программы

и

нормативных затрат на оказание

государственной

(муниципальной) услуги в сфере

дошкольного образования;

объективной

оценки

соответствия

образовательной

деятельности

Организации

требованиям Стандарта
; 
формирования

содержания



профессионального

образования

и

дополнительного

профессионального образования педагогических работников, а также проведения их

аттестации;
 создания условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребёнка; 
оказания помощи родителям ( законным представителям) в воспитании детей, охране и

укреплении

физического

и

психического

здоровья,

в

развитии

индивидуальных

способностей и необходимой коррекции нарушений их развития
;  основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования;
1.
Выберите правильный ответ: «
Стандарт устанавливает требования, обязательные при

реализации Программы, в том числе:

к структуре Программы;

к условиям реализации Программы;

к результатам освоения Программы
;  к предметно – развивающей среде;  к квалификации педагогических и иных работников;
1.

Выберите правильный ответ: «Содержание Программы должно охватывать следующие

образовательные области:

социально- коммуникативное развитие;

познавательное развитие
; 
речевое развитие;
 коммуникативно-личностное развитие;  познавательно-речевое развитие; 
художественно-эстетическое развитие;

физическое развитие
.
1.

Программа

предполагает

обязательную

часть

и

часть,

формируемую

участниками

образовательных

отношений.

Обязательная

часть

Программы

от

общего

объёма

должна составлять:

- 60%
, - 70%, - 50%

Часть, формируемая участниками образовательных отношений:
- не более 30; - 50%
– не более 40%;

1.

В

каком

из

разделов

Программы

содержатся

цели

и

задачи

реализации

основной

образовательной программы:

целевой;
 содержательный;  организационный;
1.

Какой из разделов Программы включает в себя целевые ориентиры?

целевой;
 содержательный;  организационный;
1.

В

каком

из

разделов

Программы

представлены

особенности

взаимодействия

педагогического коллектива с семьями воспитанников?:
 целевой; 
содержательный;
 организационный;
1.

Какой из разделов Программы представляет материально – техническое обеспечение

Программы, включает распорядок или режим дня, а также особенности традиционных

событий,

праздников,

мероприятий

и

особенности

организации

предметно-

пространственной развивающей среды?
 целевой;  содержательный; 
организационный;

1.

Выберите правильный ответ: « Содержание Программы должно отражать следующие

аспекты социальной ситуации развития ребёнка дошкольного возраста:

предметно-пространственная развивающая образовательная среда;

характер взаимодействия со взрослыми;
 социально- коммуникативное развитие; 
характер взаимодействия с другими детьми;

система отношений ребёнка к миру, к другим людям, к себе самому;
 коммуникативно-личностное развитие;  описание основных технологий реализации Программы (форм, методов, приёмов, средств образования) с учётом психолого-возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.

1.

Дополните

какие

психолого-педагогические

условия,

необходимые

для

успешной

реализации Программы :
 уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;  поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей в разных видах деятельности;  поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;  защита детей от всех форм физического и психического насилия;
?

использование

в

образовательном

процессе

форм

и

методов

работы

с

детьми,

соответствующих их психолого-возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость

как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);

?

построение

образовательного

процесса

на

основе

взаимодействия

взрослых

с

детьми,

ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную

ситуацию его развития;

?

возможность

выбора

детьми

материалов,

видов

активности,

участников

совместной

деятельности и общения;

? построение взаимодействия с семьями воспитанников в целях осуществления полноценного

развития

каждого

ребёнка,

вовлечение

семей

воспитанников

непосредственно

в

образовательный процесс.
1.
Правильное

или

неправильное

изложение:
«Результаты мониторинга не могут использоваться для решения образовательных задач».  Правильно 
Неправильно (дайте правильную трактовку)

Результаты мониторинга могут использоваться исключительно для решения образовательных

задач : индивидуализации образования и оптимизации работы с группой детей.

1.

Продолжите фразу « Развивающая предметно-пространственная среда Организации

(группы) должна быть:

--

содержательно насыщенной

-трансформируемой

-полифункциональной

-вариативной

-доступной

-безопасной

1.

Развивающая

предметно-пространственная

среда

Организации

(дошкольной

группы,

участка) должна обеспечивать:


реализацию различных образовательных программ, используемых в образовательном

процессе Организации
;  учёт личностных, семейных, общественных, государственных потребностей и возможностей обучающих; 
в случае организации инклюзивного образования необходимые для него условия;

учёт

национально-культурных,

климатических

условий,

в

которых

осуществляется

образовательный процесс;
 учёт индивидуальных особенностей развития детей и состояния здоровья; 1.
«Целевые

ориентиры
подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки воспитанников. Освоение Программы сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников».  Правильно 
Неправильно

(дайте правильную трактовку)

Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической

диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с

реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия

установленным

требованиям

образовательной

деятельности

и

подготовки

воспитанников.

Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой

аттестации воспитанников
.
1.

Вставьте пропущенные слова:

«Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте:
 Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними, эмоционально вовлечен в действия с игрушками и предметами, стремится проявлять
настойчивость
в достижении результата своих действий;  Использует
специфические
, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов и умеет пользоваться ими;  владеет простейшими навыками
самообслуживания
;  стремится проявлять самостоятельность в
бытовом
и игровом поведении;  владеет
активной
речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь
взрослых
; знает названия окружающих предметов и игрушек;  стремится
к общению со взрослыми
и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослых;  проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и
подражает
им;  проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматривает картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;
 у ребенка развита
крупная
моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазание, перешагивание и пр.)
23
. Дополните предложения:
«Целевые

ориентиры

на

этапе

завершения

дошкольного

образования:
Ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет
инициативу и самостоятельность
в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно – исследовательской, конструировании и др.; способен
выбирать
себе род занятий, участников совместной деятельности;  ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно
взаимодействует со сверстниками взрослыми,
участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе и чувство веры в себя, стараться разрешать конфликты;  ребёнок обладает развитым
воображением
, которое реализуется в разных видах деятельности и прежде всего в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации
, умеет подчиняться разным правилам и социальным

нормам
;  ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах,
у ребёнка

складываются предпосылки грамотности;
 у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;  ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;  ребёнок задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
склонен наблюдать и экспериментировать.
Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п.; ребёнок
способен к принятию собственных

решений
, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
24. «Целевые ориентиры служат непосредственным основанием при решении управленческих

задач, включая:
? аттестацию педагогических кадров; ? оценку качества образования; ? оценку как итогового, так и промежуточного уровня развития детей, в том числе в рамках мониторинга (в форме тестирования, с использованием методов, основанных на наблюдении, или иных методов измерения результативности детей); ? оценку выполнения муниципального (государственного) задания посредством их включения в показатели качества выполнения задания; ? распределение стимулирующего фонда оплаты труда работников Организации».
 Правильно 
Неправильно (дайте правильную трактовку)

Целевые

ориентиры





не

могут

служить

непосредственным

основанием

при

решении

управленческих задач, включая:

? аттестацию педагогических кадров;

? оценку качества образования;

? оценку как итогового, так и промежуточного уровня развития воспитанников, в том числе в

рамках

мониторинга



форме

тестирования,

с

использованием

методов,

основанных

на

наблюдении, или иных методов измерения результативности детей);

? оценку выполнения муниципального (государственного) задания посредством их включения

в показатели качества выполнения задания;

? распределение стимулирующего фонда оплаты труда работников Организации.


В раздел образования