"Формирование взаимоотношений у старших дошкольников, их влияние на поведенческую сферу".
Автор: Муравлёва Татьяна Ивановна Должность: воспитатель Учебное заведение: МКДОУ детский сад № 5 Населённый пункт: город Нововоронеж. Воронежская область Наименование материала: Статья Тема: "Формирование взаимоотношений у старших дошкольников, их влияние на поведенческую сферу". Раздел: дошкольное образование
МКДОУ Нововоронежский детский сад №5
ДОКЛАД:
«Формирование взаимоотношений у старших
дошкольников, их влияние на поведенческую сферу».
Подготовила: воспитатель 1 к.к.
Муравлёва Т. И.
2016 год
,
Игра- основной вид детской деятельности, который используется
взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным
действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок
развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от
которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой
деятельности, его отношения с людьми.
Педагогическая ценность игры состоит в том, что в процессе игры, помимо
взаимоотношений, диктуемых сюжетом, взятой на себя ролью или
правилами, возникают другого рода отношения - уже не условные, а
реальные, действительные, регулирующие настоящие отношения между
детьми. Мы, воспитатели, в игре выясняем: как относится ребенок к успехам
или неудачам партнеров по игре, вступает ли в конфликты с другими
участниками игры, умеет ли сдерживать непосредственные побуждения,
готов ли помочь товарищу, внимателен ли к другим участникам игры,
насколько точен в выполнении роли и т.д.
Детская игра отражает тот уровень взаимоотношений детей, который
сложился в данном коллективе: это обмен игрушками, радость и
сопереживание одного ребенка или группы детей за успехи других,
готовность подчиняться товарищу. Игры в коллективе вырабатывают
организационные навыки.
В этом году у нас подготовительная группа. Многие дети пришли уже со
сложившимися дружескими взаимоотношениями и легко вступают в контакт.
Многократные наблюдения показали нам, что дети в процессе игры
самостоятельно налаживают взаимоотношения с коллективом,
самостоятельно группируются. у них формируются коллективистские черты
характера. Они свободно выбирают себе партнёров. По тому, сколько
партнёров и кого именно для воображаемой игры выбирает ребёнок, можно
судить о его благополучии. Многие наши дети легко выбирают себе
партнёров по игре (двух-трёх, иногда и больше).Это говорит о том, что они
успешны в общении и у них благополучные отношения со сверстниками.
.Совместно играющие дети часто оказывают друг другу помощь, дают
советы, контролируют действия. Мы постоянно следим, чтобы эти советы,
помощь, взаимоконтроль активизировали детей, а не мешали инициативе.
Например, дети играют в «Домино», Полина плохо знает ходы и правила
игры, их ей постоянно напоминают товарищи. Полина медлительная,
рассеянна, не успеет взять домино, как дети ей говорят: «Полина, ставь
сюда…». Тем самым советы товарищей лишают подобных детей
самоконтроля.
Мы установили, что такие дети развиваются медленно, привыкают
действовать по подсказке, надеяться на других, у них не вырабатывается
личная ответственность.
Ребенок, который мало общается со сверстниками, не принимается ими в
свои игры или сам не желает играть, чувствует себя неуверенным,
уязвленным, отвергнутым. Это может привести к формированию низкой
самооценки, возрастанию робости, замкнутости, агрессивности. Поэтому
наша задача, как воспитателей, заключается в том, чтобы помочь ребенку
наладить взаимоотношения со сверстниками и, чтобы этот фактор не
тормозил развитие личности. Важно, чтобы дети учитывали право каждого
ребёнка на участие в совместной игре, умели в приветливой и
доброжелательной форме обратиться к сверстникам с просьбой поиграть
вместе («Примите меня, пожалуйста», «Можно с вами поиграть»),
приветливо ответили на просьбу товарища. Огромные возможности для
коррекции личностного развития таит в себе театрализованная деятельность,
инсценировки сказок, рассказов. Играя роль определенного персонажа,
ребёнок раскрепощается, раскрывается, старается соответствовать
предложенной ему роли.
В старшем возрасте дети с удовольствием играют в сюжетно-ролевые игры.
В этих играх складываются благоприятные условия для формирования
взаимоотношений между детьми, как партнёров, товарищей, выполняющих
общее дело. Они могут договариваться о сюжете, распределении ролей,
обсуждают возникающие в ходе игры вопросы и недоразумения. Детей
объединяет в игре общая цель, общие переживания и интересы, совместные
усилия при достижении цели, творческие поиски.
.Например, играя в «Больницу» дети между собой решают кто будет
врачом, кто медсестрой, а кто пациентом. Или, играя, в крупный конструктор
дети совместно определяют, что они будут строить, как они будут это делать,
обыгрывают данную постройку. В игре возникает обмен опытом. Нередко
общие игровые интересы сближают детей, служат началом дружбы. В такие
моменты хорошо наблюдаются добрые отношения между сверстниками,
отзывчивость, сплоченность, а некоторые дети забывают о своей агрессии.
Можно заметить, что с усложнением игрового взаимодействия от младшего
к старшему возрасту уменьшается число детских ссор, возрастает
сотрудничество и кооперация. Игры становятся школой реальных отношений.
Во многих дидактических играх для детей, как и в подвижных играх,
имеются элементы соревнования. Кто-то выигрывает, кто-то проигрывает.
Иногда это вызывает излишнее возбуждение, азарт. Мы таких случаев
стараемся не допускать. Воспитываем у детей доброжелательные отношения
друг к другу во время игры, вызываем желание хорошо выполнить задание и
ни в коем случае не допускаем насмешек над проигравшими, бахвальства
выигравших. Проигравшему ребенку внушаем веру в свои силы, даем ему
возможность исправить ошибку. Мы учим детей радоваться успехам
товарища, приучаем их справедливо решать споры, которые нередко
возникают в игре.
Наш опыт показал, что в игре складываются интересы и взаимоотношения
детей, формируются первые навыки общественной жизни, только нужно
умело руководить ими и вовремя направить в нужное русло.
,