Учебно-игровая деятельность младших школьников, как средство повышения интереса к логопедическим занятиям
Автор: Стурова Людмила Степановна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МБОУ гимназия им. А.В. Кольцова Населённый пункт: Воронеж Наименование материала: Статья Тема: Учебно-игровая деятельность младших школьников, как средство повышения интереса к логопедическим занятиям Раздел: начальное образование
Учебно-игровая деятельность младших школьников, как средство
повышения интереса к логопедическим занятиям
Выполнила: учитель-логопед МБОУ
гимназии им. А.В. Кольцова г. Воронеж
Стурова Людмила Степановна
Тел. 252-21-37
Сот. тел. 8-910-283-46-60
Email: sturova.lyudmila@mail
Наша речь – важнейшее средство человеческого общения – тесно связана с
формированием всех высших психических функций человека. Нарушения речи
отрицательно сказываются либо на развитии отдельных звеньев психической
сферы, либо на её развитии в целом. Любое нарушение речи в той или иной
степени может отразиться на деятельности и поведении ребёнка. Дети, плохо
говорящие, начиная осознавать свой дефект, становятся молчаливыми,
застенчивыми, нерешительными. Это может привести к тому, что ребёнок может
замкнуться, будет испытывать трудности в общении со сверстниками, что
наложит отпечаток и на его развитие в целом. Наличие даже слабовыраженных
дефектов в фонематическом развитии создаёт серьёзные препятствия для
успешного усвоения ребёнком программы общеобразовательного учреждения.
На помощь к таким детям приходит школьный логопед. Он оказывает
помощь учащимся, испытывающим трудности в общении и обучении.
Преодоление речевого нарушения вселяет в ребёнка уверенность в своих силах,
способствует развитию его познавательных способностей. Меняются его взгляды
на мир, его отношения с окружающими. Он становится более открытым к
установлению контактов с другими людьми, более восприимчивым к новым
знаниям. Ребёнок становится полноценной личностью.
Поэтому проблема коррекции речевых нарушений в настоящее время
является весьма актуальной.
Для того, чтобы повысить у учащихся интерес к логопедическим занятиям я
использую игровые технологии.
Цель применения игровой технологии: развитие мотивации речевого
общения, активизация речевой активности, коррекция различных сторон речи.
Более успешная социализация, формирование социально-активной личности,
самореализация, игровая терапия и психологическая коррекция.
Работа учителя-логопеда в школе включает в себя постановку нарушенных
звуков, их автоматизацию, а также коррекцию недостатков письменной речи.
2
Фото 1
Фото 2
Так при коррекции дефектов звукопроизношения я использую различные
виды логопедического лото (Фото 1), пазлы, игра «Что изменилось?» (берётся 4
картинки, 1 картинка меняется, в это время ребёнок закрывает глаза, затем
3
ребёнок открывает глаза и говорит, что изменилось), звуковые дорожки (Фото 2),
Развивающие игры Воскобовича (Фото 3) и другие игры.
Фото 3
Для повышения мотивации я использую различные игры и при коррекции
нарушений письменной речи.
Это сюжетно-ролевая игра «Магазин» (Фото 4). Эта игра мною проводится
для закрепления анализа звука. Для того чтобы купить какой-то товар ребёнок
должен в названии этого товара выделить первый звук и подобрать схему к этому
звуку.
4
Фото 4
А можно в этой игре взять чеки и на чеки нанести звуковые схемы слов.
Игру «Магазин» можно использовать и при прохождении темы твёрдые и мягкие
согласные для лучшего её усвоения. Сначала дети раскладывают «товары»
(продукты, школьные принадлежности, игрушки) на двух витринах: синей – у
Тома (если в названии картинки все согласные твёрдые), зелёной – у Тима (если в
названии картинок есть мягкие согласные). После того, как дети поделили товары,
готовятся «этикетки»: трёхцветные звуковые схемы слов. И только после этого
дети пытаются подобрать к готовой звуковой схеме подходящие слова – названия
предметов, которые представлены на данной витрине.
Есть ещё множество игр, например, такие как «Собираем звуки», «Выбери
картинки», «Путешествие в мир профессий», «Писатель» (составление рассказа
по картинке), «Ты учитель», «Радист». Детям очень нравится игра «Радист». Эта
игра для работы в паре. Одному ребёнку даётся картинка так, чтобы второй
ребёнок её не видел. У второго ребёнка лист бумаги. Первый ребёнок, не
показывая картинку, быстро называет звуки в названии картинки по порядку, а
второй ребёнок записывает на листочке получившееся слово. Сначала берутся
слова из трёх звуков, затем количество звуков увеличивается. В начале игры дети
5
путаются, но затем начинают правильно произносить звуки и правильно
записывать слова. Эта игра развивает навыки звукбуквенного анализа и синтеза.
Для развития монологической речи мною используется игра «Озвучь
мультфильм» и другие игры.
При проведении дидактических игр интерес к логопедическим занятиям и к
учебной деятельности у детей резко возрастает, изучаемый материал становится
более доступным, работоспособность значительно повышается. Во время игр
происходит многократное повторение материала. Игра заставляет ребёнка думать,
обогащает словарный запас, воспитывает умение работать коллективно, оказывать
помощь друг другу.
6
Список литературы
Акименко В.М. «Исправление звукопроизношения у дошкольников»
Ростов-на-Дону, «Феникс», 2015
Акименко В.М. «Новые логопедические технологии», Ростов-на-Дону,
«Феникс», 2008
Курдякова С.В., Сунцова А.В. «Развиваем речь», М., «Эксмо», 2010
7