Напоминание

Взаимодействие ДОУ и семьи по воспитанию безопасного поведения детей дошкольного возраста


Автор: Авхадеева Елена Тихоновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад № 37"
Населённый пункт: г.Новокузнецк Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Взаимодействие ДОУ и семьи по воспитанию безопасного поведения детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад





Взаимодействие ДОУ и семьи

по воспитанию безопасного поведения детей дошкольного возраста
Авхадеева Елена Тихоновна, воспитатель МБ ДОУ «Детский сад №37», г.Новокузнецк П . Л и ч , П . С т а т м э н , специалисты по детскому развитию в своих исследованиях отмечают, что преимущество дошкольников в обучении персональной безопасности состоит в том, что они любят правила и целиком придерживаются их. Если правила кем – то забываются, отклоняются, то малыш мгновенно реагирует на это. Стремление ребёнка этого возраста к логичности поможет взрослым обучить его правилам безопасности. Современных детей необходимо обучать особым навыкам, чтобы они смогли избежать самых разнообразных опасностей. Научить детей оценивать окружающую обстановку, определить потенциальную опасно сть, подозрительную ситуацию и адекватно на них реагировать . Поведение людей в опасных ситуациях различно. И только от обученности и опыта в большей степени зависит способность людей к безопасному существованию в окружающей среде. Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности своего существования. Поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты своего ребёнка. Нужно прививать детям навыки поведения в ситуациях, чреватых получением травм, формировать у них представление о наиболее типичных, часто встречающихся ситуациях. В общении с детьми использовать и закреплять такие понятия, как «опасно», «безопасно», «осторожно» (рисунок 1) 1
Рисунок 1 «Основные задачи обучения дошкольников ОБЖ» Для того, чтобы у детей не возникало «информационного невроза» из-за расширения и углубления знаний об опасных ситуациях в быту, учитывая особенности самого содержания, желательно организовать наблюдение психолога дошкольного образовательного учреждения, который бы контролировал психическое состояние дошкольников, проводил диагностику уровня тревожности перед началом работы, в середине учебного года и по окончании. Разработанная в нашем ДОУ система работы по формированию у детей дошкольного возраста представлений о безопасности ,разработанная в нашем ДОУ реализуется через: 2 Формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности
Основные задачи обучения дошкольников ОБЖ
Сформировать важнейшие алгоритмы восприятия и действия, которые лежат в основе безопасного поведения Научить ребенка быть внимательным, осторожным и предусмотрительным ( ребенок должен понимать, к каким последствиям могут привести те или иные его поступки) Научить ребенка ориентироваться в окружающей его обстановке и уметь оценивать отдельные элементы обстановки с точки зрения
«опасно- не опасно»


организованную
детей – занятия, экскурсии, тренинги; 
совместную деятельность взрослых и детей
– драматизация сказок, беседы воспитателя и ребёнка, наблюдения, труд, чтение художественной литературы; 
самостоятельную деятельность детей
– сюжетно – ролевые игры. Содержание работы с детьми по правилам безопасного поведения затрагивает все виды опасности окружающего мира, поэтому проходит через организацию взаимодействия с персоналом ДОУ на занятиях, в свободное время, в играх, а также во время развлечений с музыкальными работниками и инструкторами по физическому воспитанию через:  игровые тренинги, в которых разыгрываются жизненные ситуации и подкрепляются сказочными сюжетами;  обучение детей приемам защитного поведения (крик, призыв о помощи);  использование художественной литературы, где иллюстрируются потенциально опасные ситуации;  применение видеоматериалов;  экскурсии, беседы, игры на макете, игровые ситуации – загадки. (специальные занятия, беседы, игры).  целевые прогулки, беседы, записи игр театрализованные представления оказывать первую медицинскую помощь себе, сверстникам и взрослым.  дидактические игры, игры-драматизации.  игровые проблемные ситуации  игровое моделирование  игровые оболочки занятий  игровые персонажи.  ежедневные «минутки безопасности», включаемые в различные занятия и другие режимные процессы, помогают закреплять знания и умения личной безопасности у дошкольников. Например: Мы подобрали картинки, игры и фильмы, разработали циклы занятий (Приложение 1), которые рассказывают, как можно подружиться с электричеством. Без него сейчас нельзя и шагу ступить: лампы, компьютеры, 3
мобильные телефоны, чайники и холодильники, - все приборы, которые делают нашу жизнь лучше, питаются от электрического тока. Электричество движет заводы, поезда в метро, освещает города, и даже в глухом лесу можно встретить цепочки опор с натянутыми проводами. Но помните, что из друга электричество может превратиться в опасного, смертельного врага. По статистике, электротравмы составляют менее 1% от общего числа несчастных случаев, однако они являются причинами более 50% случаев гибели и тяжелых увечий людей. Непонимание детьми опасности электрического тока может привести к трагедии. Удар электрическим током не проходит бесследно. По мере прохождения заряд угнетающе на все жизненно важные центры, вызывает сосудистые расстройства, повышает тонус мышц пострадавшего. В случае непродолжительного воздействия заряда все может закончиться испугом и обмороком, пострадавший может почувствовать усталость, разбитость, головокружение. При тяжелой электротравме возможна потеря сознания, остановка дыхания, фибрилляция сердечной мышцы, в результате чего сразу после травмы может наступить клиническая, а иногда – биологическая смерть. Чтобы уберечь ребенка от несчастных случаях на энергообъектах и обращении с электроприборами, с детьми необходимо в е с т и разъяснительную работу об опасности электрического тока и мерах безопасности. Общаясь с детьми, обязательно ведите живой диалог. Рассказывайте об возможных последствиях и о том, почему так важно безопасное поведение. Пусть дети задают вопросы и пусть отвечают на них, пусть расскажут свою точку зрения и то, как они понимают детскую безопасность. Говорить и играть на темы безопасности с дошкольниками можно не более 20-25 минут. Дидактические игры и пособия (специально подобранные) помогут детям закрепить полученные знания об источниках опасности, мерах предосторожности и действиях в возможных опасных ситуациях. 4
Лучший урок безопасного поведения – это пример окружающих ребенка взрослых. Используйте примеры из личного опыта для иллюстрирования способов безопасного поведения через внушение ребенку, что опасности можно избежать, если вести себя правильно, при этом, не спровоцировав у него чувство робости и страха, используя имитационное моделирование угрожающих ситуаций и обучение практическим действиям с потенциально опасными предметами домашнего обихода. Особый акцент в своей профессиональной деятельности делаем на работу с родителями по безопасности личности ее факторах , потому что сфера отношений «родители - воспитатели» является определяющей в дошкольном возрасте. (рисунок 2) Рисунок 2 «Безопасность личности» Общение, контакты, совместная со взрослыми деятельность имеют первоочередное значение для формирования мотивов поведения и накопления опыта детей. Мы предлагает родителям рассматривать вместе с детьми рисунки, на которых изображены опасные ситуации, вызывающие у них эмоциональный отклик, сопереживание, заставляющие задуматься, представить ситуацию в 5
реалии, сделать вывод о не правильном поведении персонажа, делать акцент в предупреждении опасности. Памятка электробезопасности поможет родителям объяснить эти важные правила детям. (Приложение 2,3) Обеспечение безопасности ребенка – это задача, не менее злободневная и имеющая первостепенное значение, как и состояние его здоровья. И не забывайте обучать вашего ребенка четкой, понятной информации, например: это безопасно, а это — нет.
Литература
1.Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность. – С.П., 2002. 2.Анастасова Л.П., Иванова И.В., Ижевский П.В. Жизнь без опасностей. Первые шаги к самостоятельности. – М.,1996. 3.Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. – М., 1992. 4.Кобитина И.И. Детям о технике. – М., 1991. 5.Стёркина Р. Программа для дошкольных образовательных учреждений. Основы безопасности детей дошкольного возраста. //Дошк. воспитание - 1997№3 6.Усачев А., Березин А. Школа безопасности. – М., 1997 7.Шаталин А.А. Правила пожарные без запинки знайте, правила пожарные строго соблюдайте!!! // После уроков – 2002. 8.Шаталин А.А. «Огонь – наш друг, огонь – наш враг».// После уроков – 2003. Приложение 1 6

Конспект интегрированного занятия

по ознакомлению с окружающим и экспериментированию.

«Волшебное Электричество»
Программное содержание: Образовательные задачи: -обобщать знания детей об электричестве, -расширять представления о том, где "живет" электричество и как оно помогает человеку, -познакомить детей с причиной проявления статического электричества, -закрепить правила безопасного поведения в обращении с электроприборами в быту. Развивающие задачи: -развивать стремление к поисково-познавательной деятельности, -способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами, -развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы, -развивать волевую готовность к школе. Воспитательные задачи: -воспитывать интерес к познанию окружающего мира. -вызывать радость открытий, полученных из опытов, -воспитывать умение работать в коллективе. Материал: -две игрушки: одна с батарейкой, вторая без батарейки (руль), -пластмассовые палочки по количеству детей. -кусочки шерстяной ткани, шелка, -дидактическая игра "Собери предмет", -карточки "Правила пользования электроприборами", -кукла Золушка, -цветные шары, -пластмассовая расческа.
Ход занятия:
Воспитатель читает стихотворение, в руках кукла Золушка. 7
Про бедную Золушку сказку читаю, Но как ей помочь, к сожалению, не знаю. Не справиться девушке с тяжкой работой, А на балу оказаться охота. Никто не оценит бедняжки стараний! Ей так не хватает машины стиральной. Приходится Золушке дом убирать, Но где пылесос, чтобы ей помогать? Как трудно тарелок огромную груду Помыть без машины, что моет посуду. А надо еще приготовить обед: Как жаль, что электроплиты в доме нет. Присела бедняжка - всего не успеть. Сейчас телевизор бы ей посмотреть! Однако работает, сил не жалея, Надеется только на добрую Фею. Воспитатель: -Дети, поможем Золушке? А я вам подскажу, как это можно сделать. Электроприборы окружают нас повсюду. Они, как добрые волшебники, помогают нам везде. Без них человеку было бы трудно. Ребята, а у вас дома есть электроприборы? Назовите их. Ответы детей. Воспитатель: -А что же это такое невидимое сидит в розетке и заставляет домашние машины трудиться? Ответы детей. Воспитатель: -Правильно. Электрический ток бежит по проводам и заставляет электрические приборы работать. Электрический ток чем-то похож на реку, только в реке течет вода, а по проводам текут маленькие-премаленькие частицы-электроны. А подробнее об электричестве вы узнаете на уроках физики, когда пойдете учиться в школу. Воспитатель: -Дети, а вы хотите, чтобы Золушка попала на бал? 8
(Ответы детей.) Сейчас каждый из вас сделает Золушке подарок, а какой - вы узнаете, собрав картинку. Собирать надо внимательно, чтобы прибор работал исправно. Дидактическая игра "Собери картинку". Дети выкладывают электроприборы из разрезных картинок. Воспитатель: -Посмотри, Золушка, какие у нас ребята добрые, отзывчивые, старательные. Они всегда готовы помочь в беде. А сейчас, Золушка, дети расскажут тебе, для чего нужен каждый электроприбор. Воспитатель: -Для чего нужен этот прибор? -Что мама хранит в холодильнике? -Какая передача у тебя самая любимая? Ответы детей. Воспитатель: -Теперь у тебя, Золушка, есть много приборов-помощников, но ими нужно правильно пользоваться! Наши ребята знают эти правила и научат тебя. Электричество, при помощи которого работают электроприборы опасно для человека. Почему? Ответы детей. Воспитатель: -Сейчас мы пойдем в наш "Уголок безопасности", и вы расскажете Золушке об этом. Выберите карточки, которые относятся к электричеству. Вопросы к детям: 1. Что означает эта карточка? (нельзя вставлять в розетку какие-нибудь предметы) 2. О чем предупреждает эта схема? 3. О чем рассказывает эта карточка? Воспитатель: -Вы знаете стихотворение о розетке. Сейчас мы его расскажем и поиграем. (пальчиковая гимнастика). Гвоздики и пальчики В розетку не вставлять. Электричество опасно - Это каждый должен знать. 9
Воспитатель: -Золушка, теперь ты все знаешь об электроприборах, которые помогут тебе выполнить домашнюю работу и поехать на бал. Золушка-кукла уходит. Воспитатель: -А теперь пришла пора поиграть нам, детвора. Игра "Ток бежит по проводам". Ход игры: Дети, перехватывая правой и левой рукой узелки на веревке, говорят слова: Ток бежит по проводам, Свет несет в квартиру нам. Чтоб работали приборы, Холодильник, мониторы. Кофемолки, пылесос, Ток энергию принес. После игры дети встают вокруг воспитателя. Воспитатель: -А есть электричество неопасное, тихое, незаметное. Оно живет повсюду, само по себе, и если его поймать, то с ним можно очень интересно поиграть. Я приглашаю вас в страну "Волшебных предметов", где мы научимся ловить электричество. Надо закрыть глаза, сосчитать до 10 и обратно. Вот мы и в волшебной стране. Опыты. 1. На стене висит шарик и на полу разноцветные шарики. Воспитатель предлагает повесить их на стену. (Дети пытаются повесить их на стену, у них не получается.). Воспитатель: -Почему этот шарик висит, а ваши падают? (предположения детей). Давайте и наши шарики превратим в волшебные, а я вам покажу, как это надо сделать. Надо шарик потереть о волосы и приложить к стене той стороной, которой натирали. Вот и ваши шарики висят, стали волшебными. Это произошло из-за того, что в наших волосах живет электричество, и мы его поймали, когда стали шарик тереть о волосы. Он стал электрическим, поэтому притянулся к стенке. А когда еще можно увидеть электричество в волосах? (когда расчесываемся). Что тогда происходит с волосами? (они электризуются, становятся непослушными, торчат в разные стороны). 10
Вывод: в волосах тоже живет электричество. 2. А сейчас мы попробуем другие предметы сделать волшебными. Возьмите с подноса пластмассовые палочки и прикоснитесь к бумажным бабочкам. Что вы видите? (лежат спокойно). Сейчас мы сделаем эти обычные палочки волшебными, электрическими, и они будут к себе притягивать. Возьмите кусочек шерстяного шарфика и натрите им пластмассовую палочку. Медленно поднесите палочку к бабочкам и потихоньку поднимите ее. Бабочки тоже будут подниматься. Почему? Палочки стали электрическими и бабочки прилипли к ним, притянулись. Как палочки стали электрическими? Их натерли кусочком шарфика. Вывод: электричество живет не только в волосах, но и в одежде. 3. У меня в руках руль. Я нажимаю на кнопку, а он молчит. Что случилось? (ответы детей). Действительно, в нем нет батарейки. Сейчас я поставлю батарейку - плюс к плюсу, минус к минусу. Игрушка заработала. Почему? Что за сила такая скрывается в батарейках? (ответы детей) Когда мы поставили батарейку, через игрушку пошел электрический ток, и она заработала. Вывод: в батарейке живет неопасное электричество. С игрушками на батарейках очень весело и интересно играть. -Какие у вас дома есть игрушки на батарейках? (ответы детей). Воспитатель -Ребята, вы молодцы! Сегодня вы научились делать предметы волшебными. Нам пора прощаться с волшебной страной и возвращаться в детский сад. На память об этой стране возьмите шарики. Сейчас закройте глаза. Один, два, три, четыре, пять - вот мы в садике опять. Посмотрите, Золушка опять у нас. Какая она стала нарядная, красивая! Вы узнали ее? Она прямо с бала пришла поблагодарить вас за то, что при помощи электроприборов она стала такой ухоженной и красивой и попала на бал. У Золушки прекрасное настроение, и она приглашает вас потанцевать. Звучит песня "Добрый жук" из кинофильма "Золушка". Дети танцуют по показу воспитателя . Приложение 2 11
Памятка для родителей 1.
Самое главное правило – помнить, что

безопасного электричества не бывает!
Разумеется, можно не опасаться игрушек, работающих на батарейках, в них напряжение составляет всего 12 вольт. Но в быту наибольшее распространение получило электричество напряжением 220 - 380 вольт. 2.
Если вы не специалист, нельзя самостоятельно производить ремонт

электропроводки и бытовых приборов
, включенных в сеть, открывать задние крышки телевизоров и радиоприемников, устанавливать звонки, выключатели и штепсельные розетки. Это должен делать специалист-электрик! 3.
Нельзя пользоваться выключателями, штепсельными розетками, вилками,

кнопками звонков с разбитыми крышками, а также бытовыми приборами с

поврежденными, обуглившимися и перекрученными шнурами.
Это очень опасно! Никогда не тяните вилку из розетки за провод и не пользуйтесь вилками, которые не подходят к розеткам. 4. Правило старо как мир, но почему-то многие им пренебрегают:
не беритесь за провода

электроприборов мокрыми руками и не пользуйтесь электроприборами в ванной

комнате.
Запомните также, что в случае пожара ни в коем случае нельзя тушить находящиеся под напряжением приборы водой. 5.
Если вы, прикоснувшись к корпусу электроприбора, трубам и кранам

водопровода, газа, отопления, ванне и другим металлическим предметам

почувствуете «покалывание» или вас «затрясет», то это значит, что этот предмет

находится под напряжением в результате какого-то повреждения электрической сети.
Это сигнал серьезной опасности! 6.
Большую опасность представляют оборванный провод линии электропередачи,

лежащий на земле или бетонном полу.
Проходя по участку вокруг провода, человек может оказаться под «шаговым напряжением». Под действием тока в ногах возникают судороги, человек падает, и цепь тока замыкается вдоль его тела через дыхательные мышцы и сердце. Поэтому, увидев оборванный провод, лежащий на земле, ни в коем случае не приближайтесь к нему на расстояние ближе 8 метров (20 шагов). Если вы все- таки попали в зону «шагового напряжения» нельзя отрывать подошвы от поверхности земли. Передвигаться следует в сторону удаления от провода «гусиным шагом» – пятка шагающей ноги, не отрываясь от земли, приставляется к носку другой ноги. 7.
Большую опасность представляют провода воздушных линий, расположенные в

кроне деревьев или кустарников. Не прикасайтесь к таким деревьям и не
12

раскачивайте их, особенно в сырую погоду!
Многие полагают, что дерево – диэлектрик - не проводит ток, но, грубо говоря, на листве дерева есть капли воды, а вода является проводником электричества. Кроме того, очень опасно удить рыбу под линиями электропередач. Углепластиковые удилища тоже проводят ток, который может возникнуть в случае касания проводов. Не играйте рядом с линиями электропередачи, не разжигайте под ними костры, не складывайте рядом дрова, солому и другие легковоспламеняющиеся предметы! 8.
Первое, что нужно сделать при поражении человека током – это устранить его

источник, при этом обеспечив собственную безопасность.
Нужно отключить электричество. Если человек прикоснулся к оголенному проводу, нужно неметаллической палкой отодвинуть провод от пострадавшего, либо перерубить провод топором с деревянной ручкой, либо обмотать руку сухой тканью и оттащить пострадавшего за одежду. 9.
Если дыхание и пульс отсутствуют, сделайте искусственное дыхание.
Если дыхание есть, но нет сознания, нужно перевернуть пострадавшего на бок и вызывать скорую помощь. На ладонях человека, который прикоснулся к проводу, остаются электрические ожоги – их всегда два – места входы и выхода. Место ожога нужно охладить под холодной водой в течение не менее 15 минут, затем наложить чистую тканевую повязку. Обрабатывать антисептиком ожоги не нужно! 13
Приложение 3 Первая помощь при электротравме В первую очередь необходимо прекратить воздействие тока на пострадавшего и вызвать скорую независимо от его самочувствия. Если он говорит, что с ним всё в порядке, не верьте! Оценить степень поражения током и этого «всё в порядке» в данном случае может только врач! Если при поражении молнией произошла остановка дыхания и сердцебиения, необходима реанимация, которая эффективна только в первые минуты, через 10– 15 минут она, как правило, уже не нужна.
Экстренная госпитализация необходима во всех случаях!
14


В раздел образования