Здоровьесберегающее пространство ДОО-как один из факторов развития личности ребенка
Автор: Сивкова Любовь Васильевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МДОУ №3 "Радуга" Населённый пункт: г. Козьмодемьянск республика Марий-эл Наименование материала: статья Тема: Здоровьесберегающее пространство ДОО-как один из факторов развития личности ребенка Раздел: дошкольное образование
Здоровьесберегающее пространство ДОО - как один
из факторов развития личности дошкольника.
В последние годы наблюдается огромный интерес к проблеме
индивидуального здоровья человека. Что подтверждается большим
количеством
исследований
ведущих
ученых
России
и
мира
(И.А.Аршавский,
Н,Г.Веселов,М.Я.Виленский,
И.П.Дубинин).
Особую обеспокоенность вызывает здоровье наших детей. Данные
физического
состояния
детей
свидетельствуют,
что
здоровье
подрастающего поколения далеко не соответствует потенциальным
в о з м о ж н о с т я м
с о в р е м е н н о г о
о б щ е с т в а .
Именно
на
этапе
дошкольного
возраста
приоритетной
является
задача
воспитания
у
детей
мотивации
на
здоровье,
ориентации
их
жизненных
интересов
на
здоровый
образ
жизни.Однако в отличии от взрослого ребенок "за здоровьем" не
побежит.
Необходимо
формирование
культуры
двигательной
деятельности личности соответственно возрастным особенностям
дошкольников,
ориентированная
на
самосохранение
и
саморазвитие. Разработанная система обучения знаниям умениям и
навыкам обеспечения и поддержания здоровья позволит успешно
решать
задачу
формирования
собственной
философии
здоровья.
Процесс обучения здоровому образу жизни неразрывно связан
с
двигательной
активностью,
как
мощным
стимулирующим
фактором интеллектуального и эмоционального развития ребенка.
Привычка к здоровому образу жизни - это главная, основная
жизненноважная
привычка;
она
аккумулирует
в
себе
результат
использования имеющихся средств физического воспитания детей
дошкольного
возраста
в
целях
решения
оздоровительных,
о б р а з о в а т е л ь н ы х
и
в о с п и т а т е л ь н ы х
з а д а ч .
Понятие "здоровье" имеет множество определений. Но самое
е м ко е
о п р е д е л е н и е
д а н о
В с е м и р н о й
о р г а н и з а ц и е й
здравоохранения:здоровье - это состояние полного физического,
психического и социального благополучия. Данное определение
сложно
применить
к
гражданам
России,
живущих
в
условиях
эмоциональной
нестабильности
и
социального
напряжения.
Именно поэтому любое общеобразовательное учреждение должно
стать
"школой
здорового
стиля
жизни"
детей
где
любая
их
деятельность
будет
носить
оздоровительно
-
педагогическую
направленность и способствовать воспитанию у них привычки к
здоровому образу жизни,формированию навыков поддержания и
укрепления своего здоровья.
Вокруг
д е т е й
необходимо создать такую воспитательную среду, которая была бы
насыщена
атрибутами,
символикой,
знаниями
валеологического
характера.
Это
приведет
к
формированию
потребности
вести
здоровый образ жизни, к сознательной охране своего здоровья и
здоровья
окружающих
людей,
к
овладению
необходимыми
для
э т о г о
п р а к т и ч е с к и м и
н а в ы к а м и
и
у м е н и я м и .
В
работе
с
детьми
важно
помнить
и
соблюдать
заповеди
К.Станиславского "Трудное надо сделать привычным, а привычное
- легким и приятным" Исходя из этого занятия оздоровительно-
педагогического
характера
должны
быть
систематическими,
вызывать у ребенка положительные эмоции. Материалы подобных
занятий должны находить отражение во всех режимных моментах
дошкольного учреждения.Таким образом с ранних лет формируется
определенная культура поведения и соответствующий стиль жизни.
Знания, умения, навыки заложенные в детском возрасте станут
прочным фундаментом для создания положительной мотивации к
ох р а н е
с о б с т в е н н о го
зд о р о в ь я
в о
в з р о с л о й
ж и з н и .
Итак, для создания целостной системы здоровьясбережения
детей
очень
важным
является
организация
двигательной
развивающей
среды
в
ДОО.
В
нашем
детском
саду
имеются
необходимые
условия
для
повышения
двигательной
активности
детей, а также для их отдыха . Оборудован физкультурный уголок в
музыкальном зале со спортивным комплексом, где представлено
разнообразное
физкультурное
оборудование.Для
занятий
физкультурой изготовлены пособия руками воспитателей ,которые
повышают
интерес
к
физической
культуре,
развивают
жизненноважные
качества,увеличивают
эффективность
занятий.
Уделяется
большое
внимание
организации
физкультурно
-
оздоровительной
работы
на
свежем
воздухе.На
участке
имеется
спортивная
площадка
со
спортивно
-
игровым
оборудованием,
тропа
здоровья,
дорожка
движения.
Для
отдыха
на
территории
детского
сада
оборудован
этнографический
уголок,
где
дети
н а п р я м у ю
о б щ а ю т с я
с
п р и р о д о й . .
В группах имеются пособия для профилактики плоскостопия,
п о д в и ж н ы х
и г р
и
у п р а ж н е н и й
о б щ е р а з в и в а ю щ е г о
воздействия.Физкультурное оборудование размещено так, что оно
доступно
для
детей.
С
целью
совершенствования
двигательной
активности в детском саду проводятся следующие мероприятия:
утренняя гимнастика; физкультминутки; подвижные и спортивные
игры;оздоровительный
бег;гимнастика
пробуждения;хождение
по
массажным
коврикам,
спортивные
праздники
и
до суги.
В центре работы по полноценному физическому развитию и
оздоровлению детей должны находиться семья и детский сад как
две основные структуры, которые определяют уровень здорового
ребенка. Поэтому чтобы сохранить и улучшить здоровье ребенка в
один из самых ответственных периодов жизни, необходима работа с
родителями. В связи с этим наш детский сад поставил следующие
задачи:
-Создание атмосферы сотрудничества, взаимопонимания и доверия
м е ж д у
д е т с к и м
с а д о м
и
с е м ь е й ;
-выработка единого подхода к воспитанию, развитию и общению с
ребенком в ДОО и семье.
-повышение
психолого_
педагогической
практики
родителей
-поддержание
уверенно сти
родителей
в
с о б с т в е н н ы х
педагогических возможностях, распостранять положительный опыт
в о с п и т а н и я
в
с е м ь е
-расширить сферу участия родителей в организации жизни ДОО,
у с т а н о в л е н и е
п а р т н е р с к и х
о т н о ш е н и й
Исходя из этих задач в детском саду проводятся различные
мероприятия совместно с родителями. Например клуб "Семеюшка"
с
тематикой
"О
здоровье
всерьез"
где
обсуждался
вопрос
здоровьесбережения.Педагоги давали рекомендации и практические
советы по приемам эффективного взаимодействия с ребенком с
целью
сохранения
его
здоровья
и
созданию
в
семье
здорового
нравственно
-
психологического
климата.Ведь
здоровье
ребенка
зависит не только от особенностей их физического состояния,но и
о т
у с л о в и й
ж и з н и
в
с е м ь е .
Таким
образом,
можно
сказать,
что
оздоровительная
среда
нашего ДОО является естественной комфортабельной обстановкой,
рационально
организованной
и
насыщенной
разнообразным
оборудованием и материалами. Одной из целей, которые ставит
перед
собой
коллектив
ДОО
-
это
сохранение
и
укрепление
здоровья детей, улучшение их двигательногопотенциала с учетом
индивидуальных
возможностей
и
способностью
формировать
у
родителей педагогическую воспитанность, ответственность в деле
сохранения собственного здоровья.