Напоминание

Здоровьесберегающее пространство ДОО-как один из факторов развития личности ребенка


Автор: Сивкова Любовь Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ №3 "Радуга"
Населённый пункт: г. Козьмодемьянск республика Марий-эл
Наименование материала: статья
Тема: Здоровьесберегающее пространство ДОО-как один из факторов развития личности ребенка
Раздел: дошкольное образование





Назад




Здоровьесберегающее пространство ДОО - как один из факторов развития личности дошкольника. В последние годы наблюдается огромный интерес к проблеме индивидуального здоровья человека. Что подтверждается большим количеством исследований ведущих ученых России и мира (И.А.Аршавский, Н,Г.Веселов,М.Я.Виленский, И.П.Дубинин). Особую обеспокоенность вызывает здоровье наших детей. Данные физического состояния детей свидетельствуют, что здоровье подрастающего поколения далеко не соответствует потенциальным в о з м о ж н о с т я м с о в р е м е н н о г о о б щ е с т в а . Именно на этапе дошкольного возраста приоритетной является задача воспитания у детей мотивации на здоровье, ориентации их жизненных интересов на здоровый образ жизни.Однако в отличии от взрослого ребенок "за здоровьем" не побежит. Необходимо формирование культуры двигательной деятельности личности соответственно возрастным особенностям дошкольников, ориентированная на самосохранение и саморазвитие. Разработанная система обучения знаниям умениям и навыкам обеспечения и поддержания здоровья позволит успешно решать задачу формирования собственной философии здоровья. Процесс обучения здоровому образу жизни неразрывно связан с двигательной активностью, как мощным стимулирующим фактором интеллектуального и эмоционального развития ребенка. Привычка к здоровому образу жизни - это главная, основная жизненноважная привычка; она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста в целях решения оздоровительных, о б р а з о в а т е л ь н ы х и в о с п и т а т е л ь н ы х з а д а ч . Понятие "здоровье" имеет множество определений. Но самое е м ко е о п р е д е л е н и е д а н о В с е м и р н о й о р г а н и з а ц и е й здравоохранения:здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия. Данное определение
сложно применить к гражданам России, живущих в условиях эмоциональной нестабильности и социального напряжения. Именно поэтому любое общеобразовательное учреждение должно стать "школой здорового стиля жизни" детей где любая их деятельность будет носить оздоровительно - педагогическую направленность и способствовать воспитанию у них привычки к здоровому образу жизни,формированию навыков поддержания и укрепления своего здоровья. Вокруг д е т е й необходимо создать такую воспитательную среду, которая была бы насыщена атрибутами, символикой, знаниями валеологического характера. Это приведет к формированию потребности вести здоровый образ жизни, к сознательной охране своего здоровья и здоровья окружающих людей, к овладению необходимыми для э т о г о п р а к т и ч е с к и м и н а в ы к а м и и у м е н и я м и . В работе с детьми важно помнить и соблюдать заповеди К.Станиславского "Трудное надо сделать привычным, а привычное - легким и приятным" Исходя из этого занятия оздоровительно- педагогического характера должны быть систематическими, вызывать у ребенка положительные эмоции. Материалы подобных занятий должны находить отражение во всех режимных моментах дошкольного учреждения.Таким образом с ранних лет формируется определенная культура поведения и соответствующий стиль жизни. Знания, умения, навыки заложенные в детском возрасте станут прочным фундаментом для создания положительной мотивации к ох р а н е с о б с т в е н н о го зд о р о в ь я в о в з р о с л о й ж и з н и . Итак, для создания целостной системы здоровьясбережения детей очень важным является организация двигательной развивающей среды в ДОО. В нашем детском саду имеются необходимые условия для повышения двигательной активности детей, а также для их отдыха . Оборудован физкультурный уголок в музыкальном зале со спортивным комплексом, где представлено разнообразное физкультурное оборудование.Для занятий физкультурой изготовлены пособия руками воспитателей ,которые повышают интерес к физической культуре, развивают
жизненноважные качества,увеличивают эффективность занятий. Уделяется большое внимание организации физкультурно - оздоровительной работы на свежем воздухе.На участке имеется спортивная площадка со спортивно - игровым оборудованием, тропа здоровья, дорожка движения. Для отдыха на территории детского сада оборудован этнографический уголок, где дети н а п р я м у ю о б щ а ю т с я с п р и р о д о й . . В группах имеются пособия для профилактики плоскостопия, п о д в и ж н ы х и г р и у п р а ж н е н и й о б щ е р а з в и в а ю щ е г о воздействия.Физкультурное оборудование размещено так, что оно доступно для детей. С целью совершенствования двигательной активности в детском саду проводятся следующие мероприятия: утренняя гимнастика; физкультминутки; подвижные и спортивные игры;оздоровительный бег;гимнастика пробуждения;хождение по массажным коврикам, спортивные праздники и до суги. В центре работы по полноценному физическому развитию и оздоровлению детей должны находиться семья и детский сад как две основные структуры, которые определяют уровень здорового ребенка. Поэтому чтобы сохранить и улучшить здоровье ребенка в один из самых ответственных периодов жизни, необходима работа с родителями. В связи с этим наш детский сад поставил следующие задачи: -Создание атмосферы сотрудничества, взаимопонимания и доверия м е ж д у д е т с к и м с а д о м и с е м ь е й ; -выработка единого подхода к воспитанию, развитию и общению с ребенком в ДОО и семье. -повышение психолого_ педагогической практики родителей -поддержание уверенно сти родителей в с о б с т в е н н ы х педагогических возможностях, распостранять положительный опыт в о с п и т а н и я в с е м ь е -расширить сферу участия родителей в организации жизни ДОО, у с т а н о в л е н и е п а р т н е р с к и х о т н о ш е н и й Исходя из этих задач в детском саду проводятся различные мероприятия совместно с родителями. Например клуб "Семеюшка"
с тематикой "О здоровье всерьез" где обсуждался вопрос здоровьесбережения.Педагоги давали рекомендации и практические советы по приемам эффективного взаимодействия с ребенком с целью сохранения его здоровья и созданию в семье здорового нравственно - психологического климата.Ведь здоровье ребенка зависит не только от особенностей их физического состояния,но и о т у с л о в и й ж и з н и в с е м ь е . Таким образом, можно сказать, что оздоровительная среда нашего ДОО является естественной комфортабельной обстановкой, рационально организованной и насыщенной разнообразным оборудованием и материалами. Одной из целей, которые ставит перед собой коллектив ДОО - это сохранение и укрепление здоровья детей, улучшение их двигательногопотенциала с учетом индивидуальных возможностей и способностью формировать у родителей педагогическую воспитанность, ответственность в деле сохранения собственного здоровья.


В раздел образования