Напоминание

Работа с начинающими


Автор: Решетников Анатолий Григорьевич
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Муниципальное учреждение дополнительного образования Детская музыкальная школа имени В.В.Андреева
Населённый пункт: г.Бежецк, Тверская область
Наименование материала: Методическая разработка открытого урока
Тема: Работа с начинающими
Раздел: дополнительное образование





Назад





Методическая разработка открытого урока

«Работа с начинающими».

Решетников Анатолий Григорьевич,
преподаватель Муниципального учреждения дополнительного образования Детской музыкальной школы имени В.В.Андреева (г.Бежецк Тверской области).
25 сентября 2015 года
С учащейся 1 класса Голубовской Дашей.
Тип урока:
комбинированный.
Цель урока:
Работа с начинающими.
Задачи урока:
1. Обучающие: Освоение клавиатур баяна с помощью упражнений методом целостного охвата. 2. Развивающие: Формирование слухо-двигательных представлений в процессе работы по техническому освоению произведения. 3. Воспитывающие: Воспитание трудолюбия и воли, мотивация занятий музыкой диагональных и вертикальных рядов, практически любой ученик с первых же попыток может сыграть хроматическую гамму – сначала вторым, а после некоторой тренировки тремя пальцами: вторым, третьим, четвертым. 4. Здоровьесберегающие: Режим и гигиена работы.
Форма урока:
индивидуальная.
Технические средства:
Баян для ученика, баян для педагога, пульт, ноты, стол, стулья.
Репертуарный план урока:
1. Позиционные упражнения 2. С. Скворцов «Этюд №1» 3. Р.Н.П. «Как под горкой» 4. Р.Н.П. «Во саду ли, в огороде» 5. Д. Самойлов. Мелодическое упражнение №4 (в ансамбле с педагогом).
Структура урока:

Освоение клавиатур методом целостного охвата начинается при первом же знакомстве ученика с инструментом. Педагог обращает внимание ученика на расположение вертикальных и диагональных рядов, чередование черных и белых клавиш. Ученик проводит подушечкой второго пальца вдоль вертикальных и диагональных рядов. Благодаря сложившимся в какой-то степени представлениям о расположении диагональных и вертикальных рядов, практически любой ученик с первых же попыток может сыграть хроматическую гамму – сначала вторым, а после некоторой тренировки тремя пальцами: вторым, третьим, четвертым. Именно в хроматической гамме наиболее наглядно воплощаются две основные на баянной клавиатуре системы координат: вертикаль и диагональ. Игра упражнений, основанных на хроматической гамме, способствует формированию целостного представления о строении клавиатур баяна. Немало – важно и то, что хроматическая гамма является одним из самых простых упражнений в плане представления «клавиатурного рисунка». Начинающий баянист без усилий осваивает ее малыми терциями, уменьшенными трезвучиями или септаккордами, расширяя таким образом свои представления о вертикальных рядах баяна. Таким образом, хроматическая гамма, охватывая весь клавиатурный, а, следовательно, и звуковысотный диапазон инструмента может рассматриваться как своего рода алфавит баянный клавиатуры и является ключом к построению многих упражнений. Параллельно осваиваются упражнения на технику ведения меха, приобретаются навыки туше. Немногим позже идет освоение мажорных гамм, их арпеджио в мелодическом и аккордовом виде. Очень важно, чтобы приобретенные в упражнениях фактурные навыки находили свое применение в художественном материале. В каждом случае эти связи должны быть осознаны учеником, только тогда для него обретает смысл игра упражнений. Установление связи между высотой звука и клавишей, соответствующей ему, начинается с привлечения внимания ученика к той особенности баяна, что высокие звуки на клавиатуре правого полукорпуса находятся в нижней ее части, а низкие – в верхней. Ученику непросто соотнести между собой пространственные представления верха и низа с их звуковысотным смыслом на клавиатуре правого полукорпуса.
Чем меньше интервал, тем труднее ученику различить звуки с точки зрения их высоты. При игре хроматической гаммы задача состоит в том, чтобы установить связь между слуховым восприятием поступательного полутонового движения звуков и соответствующими движениями пальцев. Эта задача успешно решается с помощью специального метода работы, который можно обозначить как метод развития предслышащей и контролирующей функции слуха. Метод заключается в представлении и пропевании звука до момента его извлечения на инструменте и последующем контроле правильности спетого звука после его извлечения. Процесс работы над музыкальным произведением можно разделить на четыре этапа: 1. Ознакомление с произведением в целом. 2. Техническое освоение произведения. 3. Художественная доработка произведения 4. Сценическое исполнение Ознакомление с произведением – начальная стадия его изучения. Для того чтобы получить хотя бы приблизительное представление о характере музыки, используемых выразительных средств, необходимо проиграть произведение целиком. Важно, чтобы ученик смог получить целостное представление о музыке. Поэтому первые проигрывания желательно производить в темпе и характере, максимально приближая их к настоящим. В процессе дальнейшей работы представления о произведении будут уточняться, корректироваться. Проигрывание пьесы с листа может сочетаться с ее прослушиванием в записи, показом педагога, других учеников. Слушанию произведения сопутствуют беседы о характере, содержании, выразительных средствах прослушиваемой пьесы. Игра в ансамбле должна входить в план каждого урока. Совместное музицирование способствуют развитию чувства ритма, обогащает гармонический слух, развивает навыки чтения с листа. Ансамблевая форма работы в начальный период обучения не только возможна и результативна, но и очень привлекательна для маленьких детей. Зачастую ансамблевые партии они выучивают быстрее и качественнее, чем свои сольные пьесы.
Ход урока:
1. Игра позиционных упражнений. На начальном этапе обучения для выработки у ученика первичных двигательных навыков необходимы специальные упражнения, подготавливающие его к выполнению технических
задач. Основной принцип традиционной аппликатуры – каждому ряду свой палец. Наиболее простое и наглядное применение он находит в игре хроматической гаммы, так как традиционная аппликатура совпадает здесь с принципом позиционности. Последовательность звуков хроматической диагонали совпадает с последовательностью пальцев. 2. Успешное развитие техники невозможно без работы над этюдами. С. Скворцов. Этюд №1. Работа над точностью аппликатуры сменой меха. 3. Русские народные пьесы «Как по горкой», «Во саду ли, в огороде». Продолжить работу над ранее разобранными пьесами, указывая на недостатки и достоинства. 4. Игра в ансамбле с педагогом Д. Самойлов. Мелодическое упражнение №4. Ансамблевая игра развивает способность слышать партнера и слушать себя.
Анализ урока:
Результат урока показал, что задачи, поставленные педагогом, были всесторонне раскрыты: 1. Четкость и ясность поставленных задач. 2. Разнообразный музыкальный материал, способствующий развитию творческих способностей ребенка. 3. Создание образного ряда (образные сравнения, ассоциации). 4. Активизация слухового контроля. 5. Развитие мышления (игра в ансамбле). 6. Подача теоретических понятий в контексте музыкального образа. 7. Самоанализ учащимся исполняемых произведений. Домашнее задание. Отметка.


В раздел образования