Автор: Решетников Анатолий Григорьевич Должность: преподаватель Учебное заведение: Муниципальное учреждение дополнительного образования Детская музыкальная школа имени В.В.Андреева Населённый пункт: г.Бежецк, Тверская область Наименование материала: Методическая разработка открытого урока Тема: Работа с начинающими Раздел: дополнительное образование
Решетников Анатолий Григорьевич,
преподаватель Муниципального учреждения дополнительного образования
Детской музыкальной школы имени В.В.Андреева
(г.Бежецк Тверской области).
25 сентября 2015 года
С учащейся 1 класса Голубовской Дашей.
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: Работа с начинающими.
Задачи урока:
1. Обучающие: Освоение клавиатур баяна с помощью упражнений методом
целостного охвата.
2.
Развивающие:
Формирование
слухо-двигательных
представлений
в
процессе работы по техническому освоению произведения.
3.
Воспитывающие:
Воспитание
трудолюбия
и
воли,
мотивация
занятий
музыкой диагональных и вертикальных рядов, практически любой ученик с
первых же попыток может сыграть хроматическую гамму – сначала вторым, а
после некоторой тренировки тремя пальцами: вторым, третьим, четвертым.
4. Здоровьесберегающие: Режим и гигиена работы.
Форма урока: индивидуальная.
Технические средства: Баян для ученика, баян для педагога, пульт, ноты,
стол, стулья.
Репертуарный план урока:
1. Позиционные упражнения
2. С. Скворцов «Этюд №1»
3. Р.Н.П. «Как под горкой»
4. Р.Н.П. «Во саду ли, в огороде»
5. Д. Самойлов. Мелодическое упражнение №4 (в ансамбле с педагогом).
Структура урока:
Освоение клавиатур методом целостного охвата начинается при первом же
знакомстве ученика с инструментом. Педагог обращает внимание ученика на
расположение вертикальных и диагональных рядов, чередование черных и
белых
клавиш.
Ученик
проводит
подушечкой
второго
пальца
вдоль
вертикальных и диагональных рядов.
Благодаря
сложившимся
в
какой-то
степени
представлениям
о
расположении
диагональных
и
вертикальных
рядов,
практически
любой
ученик с первых же попыток может сыграть хроматическую гамму – сначала
вторым, а после некоторой тренировки тремя пальцами: вторым, третьим,
четвертым.
Именно в хроматической гамме наиболее наглядно воплощаются две
основные на баянной клавиатуре системы координат: вертикаль и диагональ.
Игра
упражнений,
основанных
на
хроматической
гамме,
способствует
формированию
целостного
представления
о
строении
клавиатур
баяна.
Немало – важно и то, что хроматическая гамма является одним из самых
простых
упражнений
в
плане
представления
«клавиатурного
рисунка».
Начинающий
баянист
без
усилий
осваивает
ее
малыми
терциями,
уменьшенными трезвучиями или септаккордами, расширяя таким образом
свои представления о вертикальных рядах баяна.
Таким образом, хроматическая гамма, охватывая весь клавиатурный, а,
следовательно,
и
звуковысотный
диапазон
инструмента
может
рассматриваться как своего рода алфавит баянный клавиатуры и является
ключом к построению многих упражнений.
Параллельно
осваиваются
упражнения
на
технику
ведения
меха,
приобретаются
навыки
туше.
Немногим
позже
идет
освоение
мажорных
гамм, их арпеджио в мелодическом и аккордовом виде.
Очень важно, чтобы приобретенные в упражнениях фактурные навыки
находили свое применение в художественном материале. В каждом случае
эти связи должны быть осознаны учеником, только тогда для него обретает
смысл игра упражнений.
Установление связи между высотой звука и клавишей, соответствующей
ему, начинается с привлечения внимания ученика к той особенности баяна,
что высокие звуки на клавиатуре правого полукорпуса находятся в нижней ее
части, а низкие – в верхней. Ученику непросто соотнести между собой
пространственные представления верха и низа с их звуковысотным смыслом
на клавиатуре правого полукорпуса.
Чем меньше интервал, тем труднее ученику различить звуки с точки зрения
их высоты. При игре хроматической гаммы задача состоит в том, чтобы
установить
связь
между
слуховым
восприятием
поступательного
полутонового движения звуков и соответствующими движениями пальцев.
Эта
задача
успешно
решается
с
помощью
специального
метода
работы,
который
можно
обозначить
как
метод
развития
предслышащей
и
контролирующей
функции
слуха.
Метод
заключается
в
представлении
и
пропевании звука до момента его извлечения на инструменте и последующем
контроле правильности спетого звука после его извлечения.
Процесс работы над музыкальным произведением можно разделить на
четыре этапа:
1. Ознакомление с произведением в целом.
2. Техническое освоение произведения.
3. Художественная доработка произведения
4. Сценическое исполнение
Ознакомление с произведением – начальная стадия его изучения. Для того
чтобы получить хотя бы приблизительное представление о характере музыки,
используемых выразительных средств, необходимо проиграть произведение
целиком. Важно, чтобы ученик смог получить целостное представление о
музыке. Поэтому первые проигрывания желательно производить в темпе и
характере, максимально приближая их к настоящим. В процессе дальнейшей
работы представления о произведении будут уточняться, корректироваться.
Проигрывание
пьесы
с
листа
может
сочетаться
с
ее
прослушиванием
в
записи,
показом
педагога,
других
учеников.
Слушанию
произведения
сопутствуют
беседы
о
характере,
содержании,
выразительных
средствах
прослушиваемой пьесы.
Игра в ансамбле должна входить в план каждого урока. Совместное
музицирование
способствуют
развитию
чувства
ритма,
обогащает
гармонический слух, развивает навыки чтения с листа. Ансамблевая форма
работы в начальный период обучения не только возможна и результативна, но
и очень привлекательна для маленьких детей. Зачастую ансамблевые партии
они выучивают быстрее и качественнее, чем свои сольные пьесы.
Ход урока:
1.
Игра
позиционных
упражнений.
На
начальном
этапе
обучения
для
выработки
у
ученика
первичных
двигательных
навыков
необходимы
специальные упражнения, подготавливающие его к выполнению технических
задач. Основной принцип традиционной аппликатуры – каждому ряду свой
палец.
Наиболее
простое
и
наглядное
применение
он
находит
в
игре
хроматической гаммы, так как традиционная аппликатура совпадает здесь с
принципом
позиционности.
Последовательность
звуков
хроматической
диагонали совпадает с последовательностью пальцев.
2. Успешное развитие техники невозможно без работы над этюдами.
С. Скворцов. Этюд №1.
Работа над точностью аппликатуры сменой меха.
3.
Русские
народные
пьесы
«Как
по
горкой»,
«Во
саду
ли,
в
огороде».
Продолжить
работу
над
ранее
разобранными
пьесами,
указывая
на
недостатки и достоинства.
4. Игра в ансамбле с педагогом
Д. Самойлов. Мелодическое упражнение №4.
Ансамблевая игра развивает способность слышать партнера и слушать себя.
Анализ урока:
Результат урока показал, что задачи, поставленные педагогом, были
всесторонне раскрыты:
1. Четкость и ясность поставленных задач.
2.
Разнообразный
музыкальный
материал,
способствующий
развитию
творческих способностей ребенка.
3. Создание образного ряда (образные сравнения, ассоциации).
4. Активизация слухового контроля.
5. Развитие мышления (игра в ансамбле).
6. Подача теоретических понятий в контексте музыкального образа.
7. Самоанализ учащимся исполняемых произведений.
Домашнее задание. Отметка.