ВЛИЯНИЕ Я – КОНЦЕПЦИИИ НА ПОВЕДЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ
Автор: Гутова Светлана Сергеевна Должность: учитель биологии и химии Учебное заведение: МБОУ "Сакская средняя школа № 2 " Населённый пункт: город Саки Республика Крым Наименование материала: статья Тема: ВЛИЯНИЕ Я – КОНЦЕПЦИИИ НА ПОВЕДЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ Раздел: полное образование
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ Я –
КОНЦЕПЦИИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ И СТИЛИ
ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ
1.1 Проблема самосознания в психологии
1.2 Понятие о конфликте: сущность, виды, функции.
1.3 Стили поведения в конфликтах
1.4 Характеристика юношеского возраста в психологии
РАЗДЕЛ II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗИ
Я – КОНЦЕПЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ И СТИЛЕЙ
ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ
2.1 Организация и методы исследования
2.2. Анализ полученных результатов
ВЫВОДЫ
Заключение
Литература
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Юность – определенный этап созревания и развития человека между дет-
ством и взрослостью. Психологическое содержание этого этапа связано с разви-
тием самосознания, формирования мировоззрения, решением задач профессио-
нального самоопределения и вступлением во взрослую жизнь.
Важнейшую роль в формировании целостной личности играет “Я–кон-
цепция”. Это относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осо-
знанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о
самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людь-
ми и относится к себе.
Каждый человек имеет широкий спектр самопредставлений, то есть то,
что мы думаем о себе сейчас, как мы представляем себя в будущем и как видим
себя в прошлом. Для юношеского возраста характерной особенностью является
устремленность в будущее.
Как “Я–концепция” влияет на социализацию, так и социальное окруже-
ние, в свою очередь, содействует формированию “Я–концепцию” индивида.
Восприятие юноши другими (родителями, сверстниками и т.д.), самоана-
лиз (анализ личных достоинств и недостатков), социальные ценности, ожида-
ние, идеалы, опыт социального поведения (в том числе и в конфликтных ситуа-
циях) влияют на формирование “Я–концепции”.
Решение описанной проблемы и составило цель нашей работы: изу-
чить влияние “Я–концепции” на стиль поведения в конфликтной ситуации и со-
циальный статус старшеклассников.
Объектом
нашего
исследования
является
самосознание
в
старшем
школьном возрасте.
Предмет исследования – связь особенностей “Я-концепции” в старшем
школьном возрасте со стилем поведения в конфликтной ситуации.
Анализ литературы позволил нам выдвинуть гипотезу , заключающуюся в
том, что в старшем школьном возрасте выбор стиля поведения в конфликтных
ситуациях связан с особенностями “Я-концепции”.
Цель и гипотеза исследования определили его основные задачи:
1. Провести теоретический анализ литературы по данной проблеме;
2. Изучить “Я–концепцию” учащихся в юношеском возрасте;
3. Изучить стили поведения в конфликтных ситуациях;
4. Изучить связь между особенностями “Я-концепции” и стилем поведения в
конфликтной ситуации;
5. Разработать методические рекомендации старшеклассникам по умению регу-
лировать конфликтные ситуации.
Все вышеизложенное обусловило применение в данном исследовании
следующих взаимопроверяющих, взаимодополняющих методов:
-метод наблюдения;
-метод беседы;
-экспериментальные методы;
-метод обобщения независимых характеристик;
-метод анализа и интерпретации: уровневый анализ, сравнительный анализ;
корреляционный анализ.
Исследование проводилось в МБОУ «Сакская средняя школа №2» города
Саки Республики Крым в 2015 - 2016 г. В исследовании принимали участие 56
учащихся 10-х классов.
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
“Я-КОНЦЕПЦИИ” В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ И СТИЛИ ПОВЕДЕ-
НИЯ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ
1.1 Проблема самосознания в психологии
Всем известно, что человек стал человеком еще и потому, что интенсивно
общался с себе подобными. В ходе такого общения происходила передача соци-
альных норм, вместе с которыми ребёнок усваивал значимые для него точки
зрения других людей. Именно на этом усвоении извне основаны определения
самосознания некоторых зарубежных психологов .
Общаясь с другими людьми, человек неизбежно должен был научиться
общаться с самим собой. На основе рефлективной деятельности складывались и
формировались более или менее чёткие представления о себе. Некоторые пси-
хологи (Р. Бернс, Л. П. Гримак, К.К. Платонов) выдвинули предположение о по-
явлении субъективной части самосознания. В определениях, отражающих дан-
ную точку зрения, делается акцент на осознание и оценку человеком самого
себя. В последнее время всё более чаще в понятиях самосознание упоминается
личностный компонент. Отечественные психологи отмечают, что самосознание
не имеет своей отдельной от личности линии развития и формируется вместе с
ее становлением (Спиркин А.Г., Рубинштейн С.Л.).
Во–первых, человеческое “Я” – явление не физического, а социального и
психологического порядка. Только при включении человека в общественные
взаимоотношения с вытекающим из этого влиянием социума возможно фор-
мирование самосознания.
Подтверждение этому можно найти в работах Э. Эриксона, предложивше-
го генетическую теорию формирования эгоидентичности и параллельного фор-
мирования психосоциальной “групповой идентичности”. Следовательно, при
отсутствии социальных отношений не происходит формирование самосознания.
Так Куни и Мид подчёркивали ведущую роль социальных взаимодействий как
источника “Я – концепции”.
Во–вторых, самосознание – это процесс, с помощью, которого человек
познаёт себя и относится к самому себе. В ходе данного процесса, как и любого
другого, появляется продукт – представления о себе, складывающийся в “Я –
образ” или “Я – концепцию”.
В–третьих, самосознание необходимо рассматривать как важный струк-
турный компонент личности, благодаря которому человек способен не только
сознательно воспринимать воздействие окружающей среды, но и самостоятель-
но направлять собственную активность на овладение социальным опытом дея-
тельности и поведения.
Итак, целью самосознания является совершенствование основного и глав-
ного предназначения человека – его внешней созидательной деятельности.
Идея об уровневом строении самосознания не раз высказывалась в отече-
ственной и мировой литературе. И.С. Кон, обобщив исследования генезиса
самосознания предлагает выделять в “образе – Я” несколько автономных пока-
зателей, используя понятие установки. В целом “Я – образ” понимается как
установочная система, обладающая тремя компонентами:
-когнитивным (знания о себе);
-аффективным (отношение к себе);
-поведенческим (готовность к действию в отношении объекта).
Чеснокова И.И. различает 2 уровня самосознания, используя критерий со-
отнесения знаний о себе.
1 уровень – происходит соотнесение в рамках сопоставления “Я” и “другой че-
ловек”.
2 уровень – соотнесение знаний о себе происходит в процессе аутокоммуника-
ций, то есть в рамках “Я и Я” .
Столин В.В. за основу уровнего строения брал характер активности
человека, в рамках которой формируется и действует его самосознание. Человек
одновременно является биологическим индивидом (организмом), социальным
индивидом и личностью. Процессы самосознания обеспечивают активность че-
ловека на каждом уровне.
На уровне организма активная деятельность происходит в системе “орга-
низм – среда”. Данная активность обусловлена основными потребностями чело-
века. Основным продуктом данного уровня является “схема тела”. Рост челове-
ка, его вес, здоровье, зрение, цвет лица и т. д. способны стать ведущими состав-
ляющими отношения к себе. Только тело является зримой и ощутимой частью
нашего “Я” .
На
уровне
социального
индивида
самосознание
отражает
принадлеж-
ность человека к обществу. В ходе данной активности образуются социальные
самоидентичности: половая, возрастная, гражданская, социально-ролевая. На
данном уровне происходит постоянное сравнивание себя с другими при посто-
янно действующем внутреннем контроле за выполнением норм, которые влия-
ют на принятие или отвержение другими данного индивида.
На уровне личности активность субъекта направлена на самореализацию
при ориентации на свои собственные способности, возможности и мотивы.
Все выше изложенные уровни самосознания (по Столину В.В.) предпола-
гают наличие знаний о себе, влекущих определенную активность на разных
уровнях.
Как было уже замечено, самосознание личности характеризуется своим
продуктом, так как является процессом. Продукт принято обозначать как “образ
Я”, который отражен в многоплановых представлениях о себе.
Такие представления соотносятся с разными сферами проявления челове-
ка. И. Джемс, К. Роджерс, М. Розенберг и многие другие выделили различные
формы представлений о себе дифференцированные в различных направлениях.
По сфере проявления человека. Такие как “социальное Я”, “физическое
Я”, “интимное Я”, “духовное Я”, “публичное”, “моральное” и так далее.
По реальности и идеальности (“реальное” и “идеальное”).
По временному отрезку (“я в прошлом”, “я в настоящем”…)
Мнение большинства авторов сходны в убеждении наличия “идеального
Я”. В представлениях о том, каким человек хотел бы быть, часто скрывается
отдаленная цель. Следствием нормального развития является углубление в рас-
хождении “идеального” и “реального Я”. Это происходит вследствие адекват-
ной оценки своих возможностей и поставленной цели.
Из всего вышесказанного можно говорить об образе “Я” как результате
апробации человека своих самооценок, притязаний и социально-психологиче-
ских ожиданий в процессе жизнедеятельности.
Над вопросом о развитии самосознания трудилось не одно поколение психоло-
гов. На данный момент существует несколько точек зрения на проблему возник-
новения самосознания.
Одни утверждают, что оно возникает в младенческом возрасте, другие
первичное появление относят к 2 – 3 годам (Л.И. Божович). Но независимо от
того, что существуют различные взгляды на появление самосознания, исследо-
ватели самых различных школ и направлений сходны в одном, что развитие
самосознания в подростковом и раннем юношеском возрасте настолько ярко и
наглядно и не вызывает сомнения в значении для формировании личности.
Развитие самосознания предполагает изменение связей между его компо-
нентами (когнитивным, эмоциональным и поведенческим). С возрастом проис-
ходит постепенное усиление интеллектуального компонента, что в свою оче-
редь ведет за собой изменения в эмоциональном и поведенческом компонентах.
Подростковый возраст издавна считается периодом возникновения “сознатель-
ного Я”. Это связанно с новой социальной ситуацией развития, ведущим видом
деятельности и новообразованиями данного возраста.
Социальная ситуация развития. Существенные сдвиги в физическом и
психическом развитии – возникновение у старшеклассника ведущей потребно-
сти, выступающей в форме стремления к взрослости и самостоятельности. Он
стремится удовлетворить эту наиболее актуальную, социально значимую по-
требность и занять достойное место среди взрослых и ровесников. Следова-
тельно, он невольно вынужден постоянно обращаться к анализу своей деятель-
ности и поведения, всматриваться в себя, сравнивать с другими и стремиться к
самосовершенствованию. Таким образом самосознание становится одним из
механизмов саморегуляции и саморазвития в данном возрасте.
Многие исследователи (Л.И. Божович, Т.В.Драгунова, В.А. Крутиц-
кий, Н.С. Лукин, М.И. Боршневский и др.) утверждают, что самосознание этого
периода – важная стадия развития, продолжающая целостную онтогенетиче-
скую линию самосознания. Следовательно, данный возраст является сензитив-
ным в отношении формирования и становления качественного нового уровня
развития “Я – концепции”, что обуславливает появление всеобщего интереса к
личности старшеклассника не только со стороны психологов и педагогов, но и
со стороны самого ребенка.
1.2. Понятие о конфликте: сущность, виды и функции
Воспоминания о конфликтах как правило вызывают неприятные ассоциа-
ции: угрозы, враждебность, непонимание, попытки, порой безнадежные, дока-
зать свою правоту, обиды…В результате сложилось мнение, что конфликт - все-
гда явление негативное, нежелательное для каждого из нас, а в особенности для
руководителей, менеджеров, так как им приходится сталкиваться с конфликтами
чаще других. Конфликты рассматриваются, как нечто такое, чего по возможно-
сти следует избегать.
Существуют различные определения конфликта, но все они подчеркивают
наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о
взаимодействии людей. конфликты могут быть скрытыми или явными, но в
основе их лежит отсутствие согласия. Поэтому определим конфликт как отсут-
ствие согласия между двумя или более сторонами - лицами или группами.
Конфликт (от лат. conflictus – столкновение) – столкновение противоположно
направленных, несовместимых друг с другом тенденций в осознании отдельно
взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных от-
ношениях индивидов или групп людей, связанное с острыми отрицательными
эмоциональными переживаниями.
Отсутствие согласия обусловлено наличием разнообразных мнений, вз-
глядов, идей, интересов, точек зрения и т.д. Однако оно, как уже отмечалось, не
всегда выражается в форме явного столкновения, конфликта. Это происходит
только тогда, когда существующие противоречия, разногласия нарушают нор-
мальное взаимодействие людей, препятствуют достижению поставленных це-
лей.
В этом случае люди просто бывают вынуждены каким-либо образом
преодолеть разногласия и вступают в открытое конфликтное взаимодействие. В
процессе конфликтного взаимодействия его участники получают возможность
выражать различные мнения, выявлять больше альтернатив при принятии реше-
ния, и именно в этом заключается важный позитивный смысл конфликта. Ска-
занное, конечно, не означает, что конфликт всегда носит положительный харак-
тер.
Деление конфликтов на виды достаточно условно, жесткой границы меж-
ду различными видами не существует и на практике возникают конфликты: ор-
ганизационные вертикальные межличностные; горизонтальные открытые меж-
групповые и т.д.
Если конфликты способствуют принятию обоснованных решений и раз-
витию взаимоотношений, то их называют функциональными (конструктивны-
ми). Конфликты, препятствующие эффективному взаимодействию и принятию
решений, называют дисфункциональными (деструктивными). Надо уметь ана-
лизировать конфликты, понимать их причины и возможные следствия.
Существуют пять основных типов конфликта: внутри личностный; меж-
личностный; между личностью и группой ; межгрупповой; социальный.
Рассмотренные конфликты могут выполнять самые разные функции, как
позитивные, так и негативные. Основные функции конфликтов представлены в
таблице №1.
Таблица 1.
Функции конфликтов
Позитивные
Негативные
Разрядка
напряженности
между
кон-
фликтующими сторонами
Большие эмоциональные, материаль-
ные затраты на участие в конфликте
Получение новой информации об оп-
поненте
Увольнение
сотрудников,
снижение
дисциплины, ухудшение социально-
психологического климата в коллек-
тиве
Сплочение
коллектива
организации
при противоборстве с внешним врагом
Представление о побежденных груп-
пах, как о врагах
Стимулирование к изменениям и раз-
витию
Чрезмерное
увлечение
процессом
конфликтного
взаимодействия
в
ущерб работе
снятие синдрома покорности у подчи-
ненных
после
завершения
конфликта
-
уменьшение степени сотрудничества
между частью сотрудников
Диагностика
возможностей
оппонен-
тов
Сложное
восстановление
деловых
отношений (“шлейф конфликта”).
Внутриличностный конфликт. Этот тип конфликта не полностью соответ-
ствует данному нами определению. Здесь участниками конфликта являются не
люди, а различные психологические факторы внутреннего мира личности, часто
кажущиеся или являющиеся несовместимыми: потребности, мотивы, ценности,
чувства и т. п.
Внутриличностные конфликты, связанные с работой в организации, могут
принимать различные формы. Одна из наиболее распространенных форм — это
ролевой конфликт, когда различные роли человека предъявляют к нему проти-
воречивые требования. Например, будучи хорошим семьянином (роль отца, ма-
тери, мужа, жены и т. п.), человек должен вечера проводить дома, а положение
руководителя может обязать его задержаться на работе. Или: начальник цеха
дал мастеру указание выпустить определенное количество деталей, а техниче-
ский руководитель в то же самое время — произвести технический осмотр обо-
рудования.
Причиной первого конфликта является рассогласование личных потреб-
ностей и требований производства, а второго – нарушение принципа единонача-
лия. Внутренние конфликты могут возникать на производстве вследствие пере-
груженности работой или, напротив, отсутствия работы при необходимости на-
ходиться на рабочем месте.
Межличностный конфликт. Это самый распространенный тип конфликта.
В организациях он проявляется по-разному. Многие руководители считают, что
единственной его причиной является несходство характеров. Действительно,
встречаются люди, которым из-за различий в характерах, взглядах, манере пове-
дения очень непросто ладить друг с другом. Однако более глубокий анализ по-
казывает, что в основе таких конфликтов, как правило, лежат объективные при-
чины. Чаще всего — это борьба за ограниченные ресурсы: материальные сред-
ства, производственные площади, время использования оборудования, рабочую
силу и т. д. Каждый считает, что в ресурсах нуждается именно он, а не другой.
Конфликты возникают между руководителем и подчиненным, например, когда
подчиненный убежден, что руководитель предъявляет к нему непомерные тре-
бования, а руководитель считает, что подчиненный не желает работать в полную
силу.
Конфликт между личностью и группой. Неформальные группы устанав-
ливают свои нормы поведения, общения. Каждый член такой группы должен их
соблюдать. Отступление от принятых норм группа рассматривает как нега-
тивное явление, возникает конфликт между личностью и группой. Другой рас-
пространенный конфликт этого типа — конфликт между группой и руководи-
телем. Наиболее тяжело такие конфликты протекают при авторитарном стиле
руководства.
Межгрупповой конфликт. Организация состоит из множества формаль-
ных и неформальных групп, между которыми могут возникать конфликты.
Например, между руководством и исполнителями, между работниками различ-
ных подразделений, между неформальными группами внутри подразделений,
между администрацией и профсоюзом.
К сожалению, частым примером межгруппового конфликта служат разногласия
между высшим и более низким уровнями управления, т. е. между линейным и
штабным персоналом. Это яркий пример дисфункционального конфликта.
Межгрупповые конфликты обусловлены несовместимостью целей в борь-
бе за ограниченные ресурсы (власть, богатство, территория, материальные ре-
сурсы и т. п.), т. е. наличием реальной конкуренции, а также возникновением
социальной конкуренции.
Межгрупповые конфликты сопровождаются:
— проявлениями “деиндивидуализации”, т. е. члены группы не воспринимают
других людей как индивидуумов, как самобытных личностей, а воспринимают
их как членов другой группы, которой приписывается негативное поведение.
Деиндивидуалиэация облегчает проявление агрессивности к другим груп-
пам;проявлениями социального, межгруппового сравнения, в ходе которого бо-
лее высоко и положительно оценивают свою группу, повышают свой престиж и
одновременно
принижают,
обесценивают
чужую
группу,
дают
ей
отри -
цательную оценку (“они злодеи, они глупые, они отсталые” и т. п.). Социальное
сравнение может инициировать конфликты, а также поддерживать, “оправды-
вать себя” в конфликте, ведь чтобы победить, надо оценивать себя как “положи-
тельную группу, которая правильно поступает” и отрицательно оценивать чу-
жую группу. Часто лидеры групп стремятся частично или полностью изолиро-
ваться от информации с чужой стороны о чужой группе (“железный занавес”);
тогда легче сохранять конфликт между своей и чужой группой. Для сглажива-
ния конфликта полезен обмен реальной информацией друг о друге;
проявлениями групповой атрибуции, т. е. склонны считать, что именно “чужая
группа ответственна за негативные события”. Объяснение причин событий рез-
ко различается для своей и чужой группы: 1) так положительному поведению
своей группы и негативному поведению чужой группы приписываются вну-
тренние причины (“мы поступаем правильно, потому что мы хорошие”, “они
поступают плохо, потому что они плохие”); 2) негативное поведение своей
группы и положительное поведение чужой группы объясняются внешними при-
чинами, внешними обстоятельствами. Так, нападения своей группы (негатив-
ное, агрессивное поведение) объясняют внешними причинами (“нас вынудили
обстоятельства”), а нападения противников объясняют внутренними причинами
(“они плохие люди”). Конструктивные положительные действия чужой группы
оценивают, как внешне обусловленные (“у них не было другого выхода, обстоя-
тельства вынудили их пойти на “мировую”) или порой воспринимаются как
подвох, “ военная хитрость” (“что-то здесь не так, нельзя доверять их “миролю-
бивым” предложениям”). Даже раскол внутри своей группы склонны объяснять
действиями “чужой группы”, которые “вредят нам, строят заговоры против
нас”.
Социальный конфликт — это ситуация, когда стороны (субъекты) взаимо-
действия преследуют какие-то свои цели, которые противоречат или взаимно
исключают друг друга. Но несмотря на разницу подходов, в имеющихся опреде-
лениях конфликта можно выделить по крайней мере три ключевых момента: во-
первых, то, что это предельный случай обострения социальных противоречий,
явное или скрытое состояние противоборства, а также ситуация взаимодей-
ствия; во-вторых, социальный конфликт выражается в столкновении различных
социальных общностей — классов, наций, государств, социальных институтов,
социальных субъектов; в-третьих, это то, что противодействующие стороны
преследуют свои различные, противоположные цели, интересы и тенденции
развития, которые, как правило, противоречат или взаимоисключают друг дру-
га.
Таким образом, социальный конфликт — это сложное явление, включаю-
щее несколько аспектов. Но именно наличие противоборствующих сторон со
своими потребностями, интересами и целями является основой конфликта, его
осевой линией.
Этот момент тесно связан с выяснением причин и природы конфликта, а
также определением его границ: пространственных, временных, внутрисистем-
ных. Пространственные границы конфликта определяются местоположением
его участников (квартира, улица, дом, работа, регион и т. д. и т. п.). Временные
параметры конфликта связаны с его продолжительностью, включая начало и ко-
нец.
Начало конфликта связано, по меньшей мере, с тремя условиями:
1) первый его участник сознательно и активно действует в ущерб другому
участнику путем физических действий, демаршей, заявлений и т. д.;
2) второй участник сознает, что эти действия направлены против него;
3) второй участник в ответ предпринимает активные действия против инициато-
ра конфликта; с этого момента можно считать, что он начался.
Из этого следует, что конфликт начинается в случае противоборства сто-
рон. Он возникает лишь тогда, когда стороны начнут активно противодейство-
вать друг другу, преследуя свои цели. Поэтому конфликт всегда начинается как
двустороннее (или многостороннее) поведение и ему, как правило, предшеству-
ют инициирующие действия одной из сторон, выступающей в качестве зачин-
щика конфликта.
Перечень элементов конфликта:
1) два участника или две стороны конфликта;
2) взаимо-несовместимость ценностей и интересов сторон;
3) поведение, направленное на уничтожение планов, интересов противополож-
ной стороны;
4) применение силы для влияния на другую сторону;
5) противопоставленность действий, поведения сторон;
6) стратегии и тактики конфликтного взаимодействия;
7) личностные особенности участников: агрессивность, авторитетность и пр.;
8) характер внешней среды, присутствует ли третье лицо и т. д.
Динамика развития конфликта:
— возникновение конфликтной ситуации,
— осознание конфликтной ситуации,
— собственно конфликтное поведение — обоюдно направленные и эмоцио-
нально окрашенные действия, которые затрудняют достижение целей, интере-
сов противника и способствуют реализации собственных интересов в ущерб
другой стороне;
— развертывание конфликта или его разрешение зависит от участников, их лич-
ностных особенностей, интеллектуальных, материальных возможностей, кото-
рые есть у сторон, от сути и масштабов самой проблемы, от позиций окружаю-
щих лиц, от представления участников о последствиях конфликта, от стратегии
и тактики взаимодействия.
1.3. Стили поведения в конфликтных ситуациях
Существует пять основных стилей. Они описаны и широко использованы
в программах обучения управлению делами, в основу которых положена систе-
ма, называемая методом Томаса — Килменна (разработан Кеннетом У. Томасом
и Ральфом Х. Килменном в 1972 году). Система позволяет создать для каждого
человека свой собственный стиль разрешения конфликта. Основные стили пове-
дения в конфликтной ситуации связаны с общим источником любого конфликта
— несовпадением интересов двух и более сторон.
Наш стиль поведения в конкретном конфликте определяется той мерой, в
которой мы хотим удовлетворить собственные интересы (действуя пассивно
или активно) и интересы другой стороны (действуя совместно или индиви-
дуально). Если представить это в графической форме, то получим сетку Томаса
— Килменна, позволяющую определить место и название для каждого из пяти
основных стилей разрешения конфликтов.
Эта сетка поможет нам определить собственный стиль или стиль любого
другого человека. Начните со стороны, на которой отмечены активные и пассив-
ные действия. Если наша реакция пассивна, то мы будем стараться выйти из
конфликта; если она активна, то мы предпримем попытки разрешить его. Такие
оценки мы можем сделать для себя и для других участвующих в конфликте сто-
рон.
Верхняя часть сетки относится к совместным действиям. Если мы пред-
почитаем совместные действия, то мы будем пытаться разрешить конфликт вме-
сте с другим человеком или группой людей, которые в нем участвуют. Если же
предпочитаем действовать индивидуально, то мы будем искать свой путь реше-
ния проблемы или путь уклонения от ее решения. Степень кооперативности в
поведении также легко может быть оценена для нас и для других людей.
Когда мы сложим вместе эти две части сетки, мы получим матрицу из
пяти стилей со стилем компромисса в середине. Он в равных мерах включает
кооперативное и индивидуальное, а также пассивное и активное поведение.
Если мы внимательнее рассмотрим эти различные стили, то мы можем узнать
тот, к которому мы обычно прибегаем в конфликтных ситуациях; мы можем так-
же определить и те стили, которыми обычно пользуются связанные с нами
люди. Однако в определенных условиях мы можем отдать предпочтение друго-
му стилю. Каждый человек может в какой-то степени использовать все эти сти-
ли, но обычно имеет приоритетные. Кроме того, некоторые стили могут быть
наиболее
эффективными
для
разрешения
конфликтов
определенного
типа.
Ниже кратко описан каждый из упомянутых стилей; в конце главы описаны
способы применения каждого из них.
Как показывает сетка, человек, использующий стиль соперничества, весь-
ма активен и предпочитает идти к разрешению конфликта своим собственным
путем. Он не очень заинтересован в сотрудничестве с другими людьми, но зато
способен на волевые решения. Рационалист может сказать: “Меня не беспокоит
то, что думают другие. Я собираюсь доказать им, что у меня есть свое решение
проблемы”. Или, согласно описанию динамики процесса Томасом и Килмен-
ном, мы стараемся в первую очередь удовлетворить собственные интересы в
ущерб интересам других, вынуждая других людей принимать ваше решение
проблемы. Для достижения цели мы используем свои волевые качества; и если
воля наша достаточно сильна, то нам это удается.
Это может быть эффективным стилем в том случае, когда мы обладаем
определенной властью; мы знаем, что наше решение или подход в данной ситу-
ации правильны и мы имеем возможность настаивать на них. Однако это, веро-
ятно, не тот стиль, который мы хотели бы использовать в личных отношениях;
мы хотим ладить с людьми, но стиль конкуренции может вызывать в них чув-
ство отчуждения. А если мы применяем такой стиль в ситуации, в которой мы
не обладаем достаточной властью, например, когда по какому-то вопросу наша
точка зрения расходится с точкой зрения начальника, мы можете обжечься.
Стиль избегания.
Второй из пяти основных подходов к конфликтной ситуации реализуется
тогда, когда мы не отстаиваем свои права, не сотрудничаем ни с кем для выра-
ботки решения проблемы или просто избегаем разрешений конфликта. Мы мо-
жем использовать этот стиль, когда затрагиваемая проблема не столь важна для
нас, когда мы не хотим тратить силы на ее решение или когда мы чувствуем, что
находимся в безнадежном положении. Этот стиль рекомендуется также в тех
случаях, когда мы чувствуем себя неправым и предчувствуем правоту другого
человека или когда этот человек обладает большей властью. Все это — се-
рьезные основания для того, чтобы не отстаивать собственную позицию. Мы
можем попытаться изменить тему, выйти из комнаты или сделать что-нибудь та-
кое, что устранит или отсрочит конфликт. Мы можем подумать: “Мы не собира-
емся заниматься этим сейчас”. Короче говоря, мы не делаем попыток удовлетво-
рить собственные интересы или интересы другого человека. Вместо этого мы
уходим от проблемы, игнорируя ее, перекладывая ответственность за ее реше-
ние на другого, добиваясь отсрочки решения или используя иные приемы .
Стиль уклонения может оказаться подходящим в тех случаях, когда мы
вынуждены общаться со сложным человеком и когда нет серьезных оснований
продолжать контакты с ним. Этот подход может быть полезным также, если мы
пытаемся принять решение, но не знаем, что предпринять, и принимать это ре-
шение сейчас же нет необходимости. Вместо того, чтобы создавать напря-
женность, стараясь немедленно решить проблему, мы можем позволить себе
роскошь отсрочки и можем сознательно уклониться от выбора сегодня. Может
быть, нам потребуется создать впечатление, что мы вернетесь к этому вопросу
при удобном случае; иными словами, этот подход может выглядеть как про-
медление или уход от ответственности. Этот стиль подходит также для тех слу-
чаев, когда мы чувствуем, что для решения конкретной проблемы мы не распо-
лагаем достаточной информацией. Если мы должны занять выжидательную по-
зицию и ответ может дать само время, то лучше признать это и сказать себе:
“Сейчас мы не можем заниматься этим. Мы подождем”.
Несмотря на то, что некоторые могут посчитать стиль уклонения “бег-
ством” от проблем и от ответственности, а не эффективным подходом к разре-
шению конфликтов, в действительности уход или отсрочка могут быть вполне
подходящей и конструктивной реакцией на конфликтную ситуацию. Вполне ве-
роятно, что, если мы постараемся игнорировать ее, не выражать к ней свое от-
ношение, уйти от решения, сменить тему или перенести внимание на что-
нибудь другое, то конфликт разрешится сам собой. Если нет, то мы сможем за-
няться им позже, когда будете больше готовы к этому.
Стиль приспособления
Третьим стилем является стиль приспособления. Он означает то, что мы
действуем совместно с другим человеком, не пытаясь отстаивать собственные
интересы. Мы можем использовать этот подход, когда исход дела чрезвычайно
важен для другого человека и не очень существен для нас. Этот стиль полезен
также в тех ситуациях, в которых мы не можем одержать верх, поскольку дру-
гой человек обладает большей властью; таким образом, мы уступаем и смиря-
емся с тем, чего хочет оппонент. Томас и Килменн говорят, что мы действуем в
таком стиле, когда жертвуем своими интересами в пользу другого человека,
уступая ему и жалея его.
Поскольку, используя этот подход, мы откладываете свои интересы в сто-
рону, то лучше поступать таким образом тогда, когда наш вклад в данном слу-
чае не слишком велик или когда мы делаем не слишком большую ставку на по-
ложительное для нас решение проблемы. Это позволяет нам чувствовать себя
комфортно по отношению к желаниям другого человека.
Но вы не захотите приспосабливаться к кому-то, если вы будете чувство-
вать себя обиженным. Если мы считаем, что уступаем в чем-то важном для нас,
и чувствуем в связи с этим неудовлетворенность, то стиль приспособления в
этом случае, вероятно, неприемлем. Он может оказаться неприемлемым и в той
ситуации, когда мы чувствуем, что другой человек не собирается в свою оче-
редь поступиться чем-то или что этот человек не оценит сделанного нами.
Этот стиль следует использовать тогда, когда мы чувствуем, что, немного
уступая, мы теряете мало. Или же мы можем прибегнуть к такой стратегии,
если в данный момент необходимо несколько смягчить ситуацию, а потом мы
предполагаем вернуться к этому вопросу и отстоять свою позицию.
Стиль приспособления может немного напоминать стиль уклонения, по-
скольку мы можем использовать его для получения отсрочки в решении пробле-
мы. Однако основное отличие состоит в том, что мы действуем вместе с другим
человеком; мы участвуем в ситуации и соглашаемся делать то, чего хочет дру-
гой. Когда же мы применяем стиль уклонения, мы не делаем ничего для удовле-
творения интересов другого человека. Мы просто отталкиваем от себя пробле-
му.
Уступая, соглашаясь или жертвуя своими интересами в пользу другого че-
ловека, мы можем смягчить конфликтную ситуацию и восстановить гармонию.
Мы можем и в дальнейшем довольствоваться итогом, если считаем его прием-
лемым для себя. Или же мы можем использовать этот период затишья для того,
чтобы выиграть время, так, чтобы потом можно было добиться окончательного
желательного для нас решения.
Стиль сотрудничества
Четвертым является стиль сотрудничества. Следуя этому стилю, мы ак-
тивно участвуем в разрешении конфликта, и отстаиваете свои интересы, но ста-
раемся при этом сотрудничать с другим человеком. Этот стиль требует более
продолжительной работы по сравнению с большинством других подходов к
конфликту, поскольку мы сначала “выкладываем на стол” нужды, заботы и ин-
тересы обеих сторон, а затем обсуждаете их. Однако, если у нас есть время и ре-
шение проблемы имеет достаточно важное для нас значение, то это хороший
способ поиска обоюдовыгодного результата и удовлетворения интересов всех
сторон.
Этот стиль особенно эффективен, когда стороны имеют различные скры-
тые нужды. В таких случаях бывает затруднительным определение источника
неудовлетворенности. Вначале можем показаться, что оба хотим одного и того
же или имеем противоположные цели на отдаленное будущее, что является не-
посредственным источником конфликта. Однако существует различие между
внешними декларациями или позициями в споре и подспудными интересами
или нуждами, которые служат истинными причинами конфликтной ситуации.
Например, кажущейся причиной конфликта на работе может быть медли-
тельность служащего. Но эта медлительность может скрывать более глубокий
конфликт, причина которого — неудовлетворенность работой (недостаточное
уважение, признание или недостаточная ответственность, что отчуждает чело-
века от его работы). Если оказывать воздействие только на поверхностные про-
явления, то это будет подобно всего лишь внешнему косметическому ремонту,
низкая
эффективность
которого
проявится
со
временем,
поскольку
корни
проблемы останутся.
Человек может перестать быть медлительным, но тогда он будет прибе-
гать к неосознанному саботажу, устраивая дополнительные перерывы в работе
или, используя в личных целях рабочее оборудование, убеждая самого себя в
том, что он имеет на это право, поскольку его работа оценивается и оплачивает-
ся недостаточно. И это будет его способ получения некоторой компенсации.
Стиль же сотрудничества побуждает каждого человека к открытому обсу-
ждению его нужд и желаний. Служащий в описанной выше ситуации может
прямо заявить о том, что он нуждается в признании, в более высокой оценке и
ответственности. Если его начальник поймет это, то он пойдет этому человеку
навстречу, а в результате служащий будет в большей степени посвящать себя ра-
боте, и, таким образом, проблема медлительности будет решена с дополнитель-
ными положительными эффектами.
Иными
словами,
для
успешного
использования
стиля
сотрудничества
необходимо затратить некоторое время на поиск скрытых интересов и нужд для
разработки способа удовлетворения истинных желаний обеих сторон. Раз мы
оба понимаем, в чем состоит причина конфликта, мы имеем возможность вме-
сте искать новые альтернативы или выработать приемлемые компромиссы.
Такой подход рекомендуется использовать в описанных ниже ситуациях:
решение проблемы очень важно для обеих сторон и никто не хочет полностью
от него устраниться.
Сотрудничество является дружеским, мудрым подходом к решению зада-
чи определения и удовлетворения интересов обеих сторон. Однако это требует
определенных усилий. Обе стороны должны выделить на это некоторое время,
и они должны уметь объяснить свои желания, выразить свои нужды, выслушать
друг друга и затем выработать альтернативные варианты и решения проблемы.
Отсутствие одного их этих элементов делает такой подход неэффектив-
ным. Сотрудничество среди прочих стилей является самым трудным, однако он
позволяет выработать наиболее удовлетворяющее обе стороны решение в слож-
ных и важных конфликтных ситуациях.
Стиль компромисса
В середине сетки находится стиль компромисса. Мы немного уступаем в
своих интересах, чтобы удовлетворить их в оставшемся, другая сторона делает
то же самое. Иными словами, мы сходимся на частичном удовлетворении свое-
го желания и частичном выполнении желания другого человека. Мы делаем это,
обмениваясь уступками и торгуясь для разработки компромиссного решения.
Такие действия могут в некоторой мере напоминать сотрудничество. Од-
нако компромисс достигается на более поверхностном уровне по сравнению с
сотрудничеством; мы уступаете в чем-то, другой человек также в чем-то уступа-
ет и в результате мы можем прийти к общему решению. Мы не ищем скрытые
нужды и интересы как в случае применения стиля сотрудничества. Мы рассмат-
риваем только то, что говорим друг другу о своих желаниях.
Стиль компромисса наиболее эффективен в тех случаях, когда мы и дру-
гой человек хотим одного и того же, но знаем, что одновременно это для нас не -
выполнимо. Например, мы вместе хотим занять одну должность или, находясь в
отпуске вдвоем, мы хотим провести его по-разному. Следовательно, мы выраба-
тываем
некоторый
компромисс,
основанный
на
незначительных
взаимных
уступках. Например, в случае совместного отпуска мы можем договориться сле-
дующим образом: “Хорошо, мы проведем часть отпуска в горах, а часть – на бе-
регу моря”.
Стиль сотрудничества отличается тем, что, используя его, мы бы стара-
лись найти скрытые интересы и выработать решение, исходя из них. Например,
если мы оба претендуем на выполнение какой-то функциональной обязанности,
то всесторонне обсудив этот вопрос, мы можем прийти к выводу, что в действи-
тельности наш интерес не связан с какой-то конкретной функцией на службе;
просто мы хотим добиться признания, связанного с тем, что нам доверяют ее
выполнять; при этом мы можем добиться его иным способом. Мы можем до-
биться большего обеспечения со стороны секретариата и большего рабочего по-
мещения.
При использовании стиля сотрудничества мы сосредоточиваем внимание
на удовлетворении скрытых нужд и желаний; применяя стиль компромисса, мы
рассматриваем конфликтную ситуацию, как нечто данное и ищем способ по-
влиять на нее или изменить ее, уступая или обмениваясь уступками. Целью со-
трудничества является выработка долгосрочного взаимовыгодного решения; в
случае компромисса это может быть сиюминутный подходящий вариант. В ре-
зультате удачного компромисса человек может выразить свое согласие следую-
щим образом: “Я могу смириться с этим”. Ударение делается не на решении, ко-
торое удовлетворяет интересы обеих сторон, а на варианте, который можно вы-
разить словами: “Мы не можем оба выполнить полностью свои желания, следо-
вательно, необходимо прийти к решению, с которым каждый из нас мог бы сми-
риться”.
В таких ситуациях сотрудничество может оказаться даже невозможным.
Возможно, что ни один из нас не имеет ни времени, ни сил, необходимых для
него, или наши интересы исключают друг друга. И тогда нам может помочь
только компромисс.
Компромисс часто является удачным отступлением или даже последней
возможностью прийти к какому-то решению. Мы можем выбрать этот подход с
самого начала, если мы не обладаем достаточной властью для того, чтобы до-
биться желаемого, если сотрудничество не возможно, и если никто не хочет од-
носторонних уступок.
1.4. Психологические особенности юношеского возраста
Юность – определенный этап созревания и развития человека лежащий
между детством и взрослостью. Слово “юность” обозначает фазу перехода от
зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости, завершения
физического, в частности полового, созревания, а с другой – достижение соци-
альной зрелости. Но в разных обществах это происходит по-разному.
Биологически это период завершения физического созревания. Социаль-
ный статус юношества неоднороден. Юность завершающий этап первичной со-
циализации.
Главное психологическое приобретение ранней юности – открытие своего
внутреннего мира, этому способствует появление новых вопросов о себе. Мно-
гим старшеклассникам свойственно преувеличение собственной уникальности.
В юности расширяются временные представления, включая будущее, личные и
социальные перспективы.
Личностное и профессиональное самоопределение – центральное новооб-
разование этого возрастного периода. Самоопределение, стабилизация лично-
сти в ранней юности связанны с выработкой мировоззрения – системы ясных,
достойных убеждений, выражающих отношение человека к миру, его ценност-
ные ориентации .
Юность –решающий этап становления мировоззрения, потому что имен-
но в это время созревают и его когнитивные, и его эмоционально-личностные
предпосылки.
Юношеский
возраст
характеризуется
не
просто
увеличением
объема знаний, но и громадным расширением умственного кругозора старше-
классника, появлением у него теоретических интересов и потребности свести
многообразие факторов к немногим принципам.
С расширением старшеклассника и накопления интересов, появляется по-
требность свести многообразие факторов к немногим принципам. Старшекласс-
ник начинает задумываться о смысле жизни, пытается осознать свою жизнь не
как серию случайных, разрозненных событий, а как целый процесс имеющий
определенное направление, определенный смысл.
Мировоззренческий поиск включает в себя социальную ориентацию лич-
ности, то есть осознание себя частицей, элементом социальной общности, вы-
бор своего будущего социального положения и способов его достижения.
Характерная черта ранней юности – формирования жизненных планов.
Жизненный план возникает, с одной стороны, в результате обобщения целей,
которые ставит перед собой личность, как следствие построения “пирамиды” ее
мотивов, становления устойчивого ядра ценностных ориентаций, которые под-
чиняют себе частные, переходящие стремления. С другой стороны – это ре-
зультат конкретизации целей и мотивов.
В юношеском возрасте происходит переоценка ценностей, выстраиваются
иерархии жизненно-важных ценностей, т.к. глобальный вопрос в этом возрасте.
Это вопрос о смысле жизни. Характерной чертой ранней юности является фор -
мирование жизненных планов. Жизненный план возникает с одной стороны, в
результате обобщения целей, как следствие построения “пирамиды” мотивов,
становление устойчивого ядра ценностной ориентации. С другой стороны – это
конкретизация целей и мотивов. Жизненные планы старшеклассников как по
содержанию, так и по степени их зрелости, социального реализма и охватывае-
мой временной перспективе весьма различны.
РАЗДЕЛ 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗИ “Я-КОНЦЕП-
ЦИИ”
СТАРШЕКЛАССНИКОВ
И
СТИЛЕЙ
ПОВЕДЕНИЯ
В
КОН-
ФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ
2.1 Организация и проведение эмпирического исследования
Эмпирическое исследование проводилось в средней школе №2 городаСа-
ки.
В исследовании принимали участие 56 учащихся 10-х классов.
Для подтверждения гипотезы о том, что в старшем школьном возрасте
выбор стиля поведения в конфликтной ситуации связан с особенностями “Я-
концепции”, были использованы следующие методы: наблюдение, беседа, те-
стирование.
Для достижения поставленной цели мы использовали следующие методы:
1.Методика диагностики межличностных отношений Т.Лири;
С помощью теста Т.Лири изучались особенности “Я-концепции”. Методи-
ка создана в 1954 году и предназначена для исследования представлений субъ-
екта о себе и идеальном “Я”, а также для изучения взаимоотношений в малых
группах. Методика позволяет выявить преобладающий тип отношений к людям
в самооценке и взаимооценке.
При исследовании межличностных отношений наиболее часто выделяют-
ся
два
фактора:
доминирование-подчинение
и
дружелюбие-агрессивность.
Именно эти факторы определяют общее представление о человеке в процессах
межличностного восприятия.
Опросник содержит 128 оценочных суждений, из которых в каждом из 8
типов отношений образуется 16 пунктов, упорядоченных по восходящей интен-
сивности. Методика построена так, что суждения, направленные на выявления
какого-либо типа отношений, расположены не подряд, а особым образом: они
группируются по четыре и повторяются через равное количество определений.
При обработке подсчитывается количество отношений каждого типа.
У каждого испытуемого выявляется один (или несколько) доминирующих
октантов из следующих вариантов:
Властный–лидирующий.
Выявляет
уверенность
в
себе,
лидерские
данные,
стремление к доминированию.
Независимый–доминирующий. Отражает уверенность в себе, независимость,
тенденцию к соперничеству.
Прямолинейный–агрессивный.
Выявляет
искренность,
непосредственность,
прямолинейность, настойчивость в достижении цели.
Недоверчивый–скептический. Характеризуется реалистичностью базы сужде-
ний и поступков, скептицизмом и некомфортностью.
Покорно–застенчивый. Позволяет оценить критичность к себе, скромность, за-
стенчивость, склонность брать на себя чужие обязанности.
Зависимый–послушный. Отражает потребность в помощи и доверии со сторо-
ны окружающих, в их признании.
Сотрудничающий–конвенциальный.
Выявляет
стремление
к
сотрудничеству,
способность к взаимопомощи, общительность, доброжелательность.
Ответственно–великодушный.
Выявляет
выраженную
готовность
помогать
окружающим, чувство ответственности, терпимость к недостаткам других.
2. Шкала приемлемости для изучений взаимоотношений (по И.В.Бахаре-
вой);
С помощью методики Шкала приемлемости для изучения взаимоотноше-
ний (по И.В.Бахаревой) исследовался статус личности. Для этого каждому уча-
щемуся предлагается заполнить таблицу, то есть напротив каждого однокласс-
ника поставить “+” в одной из пяти колонок, включающих следующие высказы-
вания.
“Этого человека в классе я . . . ”
оставил бы обязательно;
тоже желал бы оставить;
все равно;
скорее не оставил бы;
ни в коем случае не оставил бы.
При математической обработке каждый критерий оценивался баллами:
если соответствует первый вариант ответа, то ставится +2;
второй– +1;
третий– 0;
четвертый– –1;
пятый– –2.
Далее составляется матрица по типу социометрической методики. В итоге каж-
дый ученик получает балл, полученный им со стороны каждого члена группы.
С помощью данной методики было выявлено положение индивида, его статус в
группе.
Таким образом, мы получим уровни, которые будут соответствовать социаль-
ным статусам:
I Лидеры;
II Предпочитаемые;
III Принятые;
IV Изолированные;
V Отверженные.
3. Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному
поведению К.Томаса;
Доминирующий стиль поведения в конфликтной ситуации изучался с по-
мощью методики диагностики предрасположенности личности к конфликтному
поведению К.Томаса.
В основании типологии конфликтного поведения К.Томаса лежат два сти-
ля поведения: кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других
людей, вовлеченных в конфликтную ситуацию и напористость, для которой ха-
рактерен напор на защиту собственных интересов.
Соответственно этим двум основным измерениям К.Томас выделяет сле-
дующие стили регулирования конфликтных ситуаций:
а) соперничество – наименее эффективный способ поведения, выражается в
стремлении добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому;
б) сотрудничество – когда участники ситуации приходят к альтернативе, полно-
стью удовлетворяющей интересы обеих сторон;
в) компромисс – как соглашение между участниками ситуации, достигнутое пу-
тем взаимных уступок;
г) избегание – (уход), для которого характерно как отсутствие стремления к коо-
перации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей;
д) приспособление – означающее принесение в жертву собственных интересов
ради другого.
4. Методика самооценки Дембо - Рубинштейна.
С помощью методики Дембо - Рубинштейн изучался уровень самооценки
старшеклассников по отдельным параметрам. Каждому школьнику предлагался
бланк методики, содержащий шесть шкал и инструкцию. Каждый человек оце-
нивал свои способности, возможности, характер и т.п. Уровень развития каждо-
го качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить верти-
кальной линией. Они обозначают:
1) здоровье;
2) умственные способности;
3) авторитет у сверстников;
4) уверенность в себе;
5) умение общаться;
6) уважение к себе;
Под каждой линией написано, что она обозначает. Испытуемому предла-
гается оценить свои способности, возможности, характер и т.п., поставив кре-
стик на каждой из линий, учитывая, что нижняя точка этой линии будет симво-
лизировать самое низкое развитие, а верхняя – наивысшее.
Длина каждой линии равняется десяти сантиметрам. При обработке мето-
дики полученные результаты в миллиметрах (от низшей точки до крестика)
переводятся в баллы (1мм = 1 баллу).
2.2 Анализ полученных результатов и их интерпретация
В результате обработки методики Т.Лири получены следующие данные,
которые приведены в таблице 1.
Таблица 1.
Представление о себе старшеклассников
Октант
I
II
III
IV
V
VI
VII
VIII
Учащие-
ся в %
25
12
22
7
12
8
33
30
Среднее
значение
по шкале
8.4
6.3
7.5
2.2
3.7
5.2
10.3
9.5
Из представленной таблицы видно, что наиболее распространенными яв-
ляются сотрудничающий–конвенциальный (33%) и ответственно–великодуш-
ный (30%) октанты. Те старшеклассники, в системе представлений которых до-
минирует VII октант (сотрудничающий-конвенциальный), выделяют такие ин-
дивидуально-личностные особенности, как эмоциональная неустойчивость, вы-
сокий уровень тревожности и низкий – агрессивности, повышенная откликае-
мость на средовые воздействия, зависимость самооценки от мнения значимых
других, стремление к причастности групповым веянием, сотрудничеству, также
потребность в излиянии дружелюбия на окружающих, поиски признания в гла-
зах наиболее авторитетных личностей группы. Они стремятся найти общность с
другими, восприимчивость к эмоциональному настрою группы. Среднее значе-
ние по данной шкале равняется 10,3 балла. Это свидетельствует об акцентуации
свойств выявляемых данным октантом.
Старшеклассники,
в
системе
представлений
которых
доминирует VIII
октант (ответственно-великодушный), выделяют такие особенности как выра-
женная потребность в соответствии социальным нормам поведения, склонность
к идеализации гармонии межличностных отношений, выраженная эмоциональ-
ная вовлеченность, которая может носить более поверхностный характер. Лег-
кое вживание в разные социальные роли, гибкость в контактах, коммуникабель-
ность, доброжелательность, жертвенность, стремление к деятельности, полез-
ной для всех, потребность производить приятное впечатление, нравиться окру-
жающим. Среднее значение по этой октанту равняется 9,5, что может свиде-
тельствовать о высокой адаптации этой группы.
Наименее
распространенными
являются
недоверчивый–скептический
(7%) и зависимый–послушный (8%). К группе недоверчивый–скептический от-
носятся старшеклассники, которым соответствует замкнутость, критический на-
строй к любым мнениям, кроме собственного, неудовлетворенность своей пози-
цией в микрогруппе, подозрительность, сверхчувствительность к критическим
замечаниям в свой адрес. А старшеклассники, относящиеся к группе зависи-
мый-послушный характеризуются высокой тревожностью, повышенной чув-
ствительностью к средовым воздействиям, выраженной зависимостью мотива-
ционной направленности от складывающихся со значимыми другими отноше-
ний, собственного мнения – от мнения окружающих. Потребность в привязан-
ности и теплых отношениях является ведущей. Неуверенность в себе тесно свя-
занна с неустойчивой самооценкой. Исполнительность и ответственность в ра-
боте создает им хорошую репутацию в коллективе, однако, инертность в приня-
тии решений, конформность установок и неуверенность в себе не способствует
их продвижению на роль лидера. Среднее значение по IV октанту (2,2) может
свидетельствовать о том, что испытуемые не откровенны в своих ответах, пыта-
ются уйти от анализа по данному октанту. Среднее значение по VI октанту, (5,2)
может свидетельствовать о потребности в помощи и доверии со стороны окру-
жающих, потребности в их признании.
В результате обработки методики Дембо-Рубинштейна были получены
следующие данные, которые приведены в таблице 2.
Таблица 2.
Показатели уровня самооценки у старшеклассников.
Мини-
мальное
значение
Макси-
мальное
значение
Среднее
значение
Умственные способности
10
87
49,8
Авторитет у сверстников
43
100
76,2
Уверенность в себе
38
82
57,4
Умение общаться
55
98
82,7
Уважение к себе
57
86
68,3
Исходя из данных табл. 2
видно, что среднее значение по шкале “ум-
ственные
способности”
равняется
49,8
баллов.
Это
говорит
о
том,
что
большинство старшеклассников оценивают свои умственные способности ниже
среднего, что свидетельствует о неблагоприятном пути развития старшекласс-
ников, на это же указывает и наличие минимального значение (10).
Среднее значение по шкале “авторитет у сверстников” равняется 76,2 балла.
Это может свидетельствовать о том, что старшеклассники считают, что
они пользуются авторитетом у своих сверстников, и в целом говорит о положи-
тельном климате внутри коллектива, большинство старшеклассников комфорт-
но чувствуют себя в группе. Максимальное значение (100) свидетельствует о
значимости этой шкалы для старшеклассников.
Среднее значение по шкале “уверенность в себе” равняется 57,4 балла.
Это может говорить о том, что большинство старшеклассников уверенны в
своих силах, способностях, считают что они правильно могут оценить и про-
анализировать различные ситуации, и большинство старшеклассников, если они
уверенны в себе могут адаптироваться к окружающим условиям жизни.
Среднее значение по шкале “умение общаться” равняется 82,7 балла. Это
может свидетельствует о том, что старшеклассники считают, что они обладают
коммуникативными умениями, могут легко вступить в контакт с окружающими.
Среднее значение по шкале “уважение к себе” равное 68,3 балла, может
говорить о благоприятном развитии личности старшеклассника, они принимают
себя и оценивают как личность, могут адекватно оценивать ситуацию и реально
оценивать различные события.
Преобладающее значение по шкалам “умение общаться” и “авторитет у
сверстников” могут говорить о том, что у старшеклассников развита коммуни-
кативная способность и эти свидетельствуют о значимости этих шкал для них.
Они хотят проявить себя через общение со сверстниками. Наиболее низкое зна-
чение получилось по шкале “умственные способности”, что говорит о недо-
оценке своих умственных способностей и неуверенности в себе.
В результате обработки методики Шкала приемлемости для изучений вза-
имоотношений (по И.В.Бахаревой) получены следующие результаты, которые
приведены в таблице 3.
Таблица 3.
Распределение старшеклассников в социальной группе
Лидеры
Предпочи-
таемые
Принятые
Изолиро-
ванные
Отвержен-
ные
7%
18%
46%
19%
10%
Из нее видно, что наибольшее количество испытуемых (46%) имеют ста-
тус принятых. Они характеризуются хорошей приспособляемостью к окружаю-
щим условиям и конформным поведением. Лидеров 7%. Они очень энергичны,
легко вступают в контакт со своими сверстниками, однако обладают достаточно
большим влиянием на своих одноклассников.
Статус предпочитаемых занимают 18%. Они характеризуются как дети
умеющие организовывать совместную деятельность, проявляют привычку в
ожидании помощи, заботы, внимания к товарищам. Их взаимоотношения стро-
ятся в соответствии с правилами поведения в обществе сверстников.
Статус отверженных занимают 10%. Они характеризуются как дети в
основном безынициативные, тихие, не умеющие отстаивать своего мнения,
свою точку зрения. Часто объединяются в маленькие группы.
Статус изолированных занимают 19%. Эти ученики имеют разные харак-
теристики, в основном, это недавно перешедшие в этот класс ученики. Осто-
рожны в общении. Часто пропускают занятия (из-за болезни), самолюбивы, ред-
ко делятся чем либо с одноклассниками, уклоняются от совместных форм дея-
тельности.
Можно сказать о том, что к своему классу относятся нейтрально, предпо-
читают оставаться одни, ограничиваются в контактах.
Результаты обработки теста К.Томаса изображены в таблице 4.
Из таблицы 4 видно, что наибольшее число респондентов (41%) склонны
к компромиссу в конфликтных ситуациях, для которых характерен выход из
конфликтных ситуаций путем взаимных уступок.
Наименьшее количество испытуемых используют такие стили поведения, как
сотрудничество (13%), когда участники ситуации приходят к альтернативе, пол-
ностью удовлетворяющей интересы обеих сторон, и приспособление (12%),
означающее принесение в жертву собственных интересов ради другого.
Таблица 4.
Стили поведения в конфликтных ситуациях.
Стили
по-
ведения
в
конфликте
Соперниче-
ство
Сотрудни-
чество
Компро-
мисс
Избегание
Приспособ-
ление
Учащиеся
в %
25
13
41
21
12
Среднее
значение по
шкале
8.9
7.4
5.2
6.1
8.7
Соотношение между статусом в группе и образом “Я” представлено
в таблице 5
Таблица 5.
Представление о себе в зависимости от положения в классе
I
II
III
IV
V
VI
VII
VIII
Лидеры
80
%
8%
7%
–
–
–
5%
–
Предпочитае-
мые
38
%
7%
–
–
–
–
45
%
10
%
Принятые
–
–
–
–
10
%
–
68
%
22
%
Изолированные
–
10
%
4%
27
%
42
%
–
–
17
%
Отверженные
–
12
%
–
35
%
33
%
6% –
5%
Из нее видно, что у лидеров характерным для их системы представлений
такой октант, как властный-лидирующий, показывающий уверенность в себе,
лидерские данные, стремление к доминированию. Также присутствуют незави-
симый-доминирующий, прямолинейный-агрессивный и сотрудничающий-кон-
венциальный типы, но они выражены в меньшей степени.
Для предпочитаемых характерны: ответственно-великодушный тип, кото-
рый выявляет выраженную готовность помогать окружающим, чувство ответ-
ственности, терпимость к недостаткам других; властный-лидирующий, как у
лидеров.
У
принятых
преобладают
октанты:
сотрудничающий-конвенциальный
(выявляет стремление к сотрудничеству, способность к взаимопомощи);ответ-
ственно великодушный; покорно-застенчивый.
У
изолированных
доминирует
V октант – покорно-застенчивый (позволяет оценить критичность к себе, скром-
ность, застенчивость), остальные выражены в меньшей степени.
Для
отверженных
характерны
недоверчивый-скептический
и
покорно-
застенчивый.
Соотношение между статусом в группе и стилем поведения в
конфликте представлены в таблице 6.
Таблица 6.
Распределение по стилям поведения в конфликтах в зависимости от поло
же-
ния в классе.
Соперниче-
ство
Сотрудни-
чество
Компро-
мисс
Избегание
Приспособ-
ление
Лидеры
69%
18%
13%
–––
–––
Предпочи-
таемые
40%
12%
25%
22%
4%
Принятые
26%
13%
44%
24%
13%
Изолиро-
ванные
17%
–––
10%
48%
26%
Отвержен-
ные
54%
––-
14%
22%
10%
На социальный статус старшеклассника влияют многие факторы: успевае-
мость, материальное положение и многое другое, но определяющим являются
личностные особенности.
Для лидеров характерным стилем поведения в конфликтной ситуации яв-
ляется соперничество. К нему прибегают в 60% случаев. Менее характерными
являются такие виды регулирования как сотрудничество (18%), компромисс
(13%). Такие способы регулирования как избегание и приспособление вообще
не присуще лидерам.
Для предпочитаемых доминирующим стилем поведения так же является
соперничество (40%). Все остальные способы регулирования присуще в мень-
шей степени.
Для принятых наиболее типичным способом регулирования является ком-
промисс (44%).
Для изолированных характерным является избегание (48%). Такой тип
вид регулирования как сотрудничество им вообще не присущ.
Для отверженных доминирующим типом конфликтных ситуаций являет-
ся соперничество (54%). Такой вид как сотрудничество не выбрал никто.
Из всей категории социальных статусов к сотрудничеству наиболее часто
прибегают лидеры. Лидеры, проявляя такой стиль регулирования конфликтных
ситуаций как соперничество, зачастую отстаивают интересы всего класса или
какой-то группы. А отверженные используют данный стиль регулирования для
отстаивания своих, узкоэгоистических интересов. Так же для них это может яв-
ляться способом повышения самооценки, самоутверждения. Своим поведением
они вызывают противодействие окружающих. Это подтверждается данными по-
лученными по тесту Т.Лири (Баллы достигают уровня 14 и выше, что свиде-
тельствует о социальной дезадаптации), наблюдениями и беседами.
Нами
была
изучена
“Я-концепция”
учащихся
с
помощью
теста
Т.Лири и методики Дембо–Рубинштейна, а с помощью теста К.Томаса – стили
поведения в конфликтах. Исходя из результатов нашего исследования, мы ви-
дим наличие связи между особенностями “Я-концепции” и стилями поведения
в конфликте и социальном статусе в классе. Это и является подтверждением на-
шей гипотезы о том, что в старшем школьном возрасте выбор стиля поведения в
конфликтных ситуациях связан с особенностями “Я-концепции”.
“Я-концепция” характеризуется в целом преобладанием таких качеств как
способность вызывать восхищение у окружающих, проявление ярких лидер-
ских качеств, стремление произвести впечатление на окружающих, стремление
к успеху, независимость от мнения окружающих, доброжелательность и внима-
тельность в общении.
Исходя из результатов нашего исследования, мы видим наличие связи
между особенностями “Я-концепции” и стилями поведения в конфликте и соци-
альном статусе в классе. Это и является подтверждением нашей гипотезы о том,
что в старшем школьном возрасте выбор стиля поведения в конфликтных ситуа-
циях связан с особенностями “Я-концепции”.
ВЫВОДЫ
1. Исходя из результатов нашего исследования, мы видим наличие связи
между особенностями “Я-концепции” и стилями поведения в конфликте и соци-
альном статусе в классе. Это и является подтверждением нашей гипотезы о том,
что в старшем школьном возрасте выбор стиля поведения в конфликтных ситуа-
циях связан с особенностями “Я-концепции”.
2. По данным нашего исследования только 13 % старшеклассников ис-
пользуют сотрудничество как стиль регулирования конфликтной ситуации, что
свидетельствует о необходимости проведения профилактической и тренинговой
работы по конструктивному решению конфликтных ситуаций и быстрой стаби-
лизации взаимоотношений.
3.В результате исследования установлено, что около 30 % учащихся
имеют крайне низкий социальный статус изолированных и отверженных. Кор-
рекция самооценки и обучение конструктивному поведению в конфликтных си-
туациях будет способствовать повышению их социального статуса. Уменьшение
количества лиц с низким социальным статусом так же будет способствовать
улучшению психологического климата коллектива.
4.В результате проведения данного исследования выявлены значимые
связимежду стилями поведения и самооценкой. Выявленная связь между сти-
лем поведения в конфликте соперничеством и уровнем оценивания уважение к
себе может свидетельствовать о том, что этот показатель достаточности, само-
уважения, оказывается существенным для удовлетворения собственных интере-
сов, для достижения поставленных целей. Этот стиль поведения характерен для
старшеклассников–лидеров, которые знают, что решения определенных вопро-
сов и ситуаций правильны, и имеют возможность настоять на принятии именно
этого решения, то есть именно эти старшеклассники обладают достаточным ав-
торитетом, которые строятся в первую очередь на уважении к себе.
5.Выявлена тесная связь между приспособлением и умственными способ-
ностями. Это говорит о связи способности адаптации к различным условиям и
уровнем развития интеллекта. Для того, что бы подстроиться под другого чело-
века, принять мнение других, уметь сгладить конфликт, анализировать различ-
ные ситуации, необходимо иметь достаточно высокий уровень развития ум-
ственных способностей, обладать коммуникативными умениями.
6.Также выявлена значимая взаимосвязь между стилем поведения сотруд-
ничество и компромисс и уверенностью в себе. Т.е. старшеклассники способ-
ные приходить к соглашению между участниками конфликтных ситуаций, пол-
ностью удовлетворяли интересы обеих сторон должны быть уверенными в себе,
принимать себя, воспринимать себя как личность. Для них характерно стремле-
ние к сотрудничеству, способность к взаимопомощи, общительность, терпи-
мость к недостаткам других.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данное исследование “Я-концепции” и стилей поведения старшеклассни-
ков в конфликтной ситуации показало, что данная тема является недостаточно
разработанной возрастной, педагогической психологии и конфликтологии.
“Я-концепция”, самосознание нынешних старшеклассников имеют свои
отличительные черты.
Современная жизнь в силу экономической нестабильности, в силу кризи-
са ряда социальных институтов, повышения тревоги и неуверенность в буду-
щем характеризуется повышенной конфликтной заряженностью.
Ряд социологических исследований свидетельствуют об увеличении коли-
чества конфликтов в средних школах и о неумении конструктивно разрешать
конфликтные ситуации.
По данным нашего исследования только 13 % старшеклассников исполь-
зуют сотрудничество как стиль регулирования конфликтной ситуации, что сви-
детельствует о необходимости проведения профилактической и тренинговой ра-
боты по конструктивному решению конфликтных ситуаций и быстрой стабили-
зации взаимоотношений.
Уменьшение
количества
ненужных
конфликтов
будет
способствовать
оздоровлению социально-психологического климата ученического коллектива.
По данным нашего исследования около 30 % учащихся имеют крайне низ-
кий социальный статус изолированных и отверженных. Коррекция самооценки
и
обучение
конструктивному
поведению
в
конфликтных
ситуациях
будет
способствовать повышению их социального статуса. Уменьшение количества
лиц с низким социальным статусом так же будет способствовать улучшению
психологического климата коллектива.
Проведенное исследование подтвердило в целом гипотезу о том, что в
старшем школьном возрасте выбор стиля поведения в конфликтных ситуациях
связан с особенностями “Я-концепции”.
Литература
1.
Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитания.– М., 1986 г.
2.
Бехтерев В.М. Сознание и его границы. СПб., 1988г.
3.
Божович Л.И. Особенности самосознания подростков. // Вопросы пси-
хологии, 1955г., №1.
4.
Кон И.С. Психология ранней юности.– М., 1989г.
5.
Кон И.С. Психология старшеклассника.– М.: Просвещение, 1982.–20 с.
6.
Конфликтная борьба, сотрудничество, взаимодействие. Ответственный
редактор Потанин Г.М. М., Белгород, 1996г.
7.
Лишин О.В. Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоления и
предупреждения.–М., 1986г.
8.
Немов Р.С. Психология в 3-х томах.– М.,1994 – 1995 г.г.
9.
Психология современного подростка / Под ред. Д.И. Фельдштейна.– М.:
Педагогика, 1987.–240 с.
10.Психологические особенности подростка под ред. Д.И. Фельдштейна.
Москва: Педагогика, 1987
11.Рыбакова М.Н. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процес-
се.– М., 1991г.
12.Скот Д.Г. Конфликты. Пути их преодоления.– Киев, 1991г.
13.Собчик Л.Н. Диагностика межличностных отношений.– М., 1990г.
14.Спиркин А.Т. Сознание и самосознание.– М.,1972г.
15.Столин В.В. Самосознание личности.– М., 1983г.
16.Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии.– М., 1977г.
ПРИЛОЖЕНИЕ
ТЕСТ ИНТЕРПЕРСОНАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ Т.ЛИРИ
ОПРОСНЫЙ ЛИСТ
Инструкция: Перед вами опросник, содержащий различные характеристики.
Следует внимательно прочесть каждую и подумать, соответствует ли она Ваше-
му представлению о себе. Если “да”, то в специальной сетке, предназначенной
для регистрации Ваших ответов, перечеркните крестом соответствующую по-
рядковому номеру характеристики цифру в сетке регистрационного листа. По-
старайтесь проявить максимальную внимательность и откровенность, чтобы из-
бежать повторного обследования.
Итак, какой Вы человек?
1. Умеет нравиться.
2. Производит впечатление на окружающих.
3. Умеет распоряжаться, приказывать.
4. Умеет настоять на своем.
5. Обладает чувством достоинства.
6. Независимый.
7. Способен сам позаботиться о себе.
8. Может проявить безразличие.
9. Способен быть суровым.
10. Строгий, но справедливый.
11. Может быть искренним.
12. Критичен к другим.
13. Любит поплакаться.
14. Часто печален.
15. Способен проявлять недоверие.
16. Часто разочаровывается.
17. Способен быть критичным к себе.
18. Способен признать свою неправоту.
19. Охотно подчиняется.
20. Покладистый.
21. Благодарный.
22. Восхищающийся и склонный к подражанию.
23. Уважительный.
24. Ищущий одобрения.
25. Способный к сотрудничеству, взаимопомощи.
26. Стремится ужиться с другими.
27. Доброжелательный.
28. Внимательный и ласковый.
29. Деликатный.
30. Ободряющий.
31. Отзывчивый к призывам о помощи.
32. Бескорыстный.
33. Способен вызывать восхищение.
34. Пользуется у других уважением.
35. Обладает талантом руководителя.
36. Любит ответственность.
37. Уверен в себе.
38. Самоуверен и напорист.
39. Деловитый, практичный.
40. Соперничающий.
41. Стойкий и крутой, где надо.
42. Неумолимый, но беспристрастный.
43. Раздражительный.
44. Открытый и прямолинейный.
45. Не терпит, чтобы им командовали.
46. Скептичен.
47. На него трудно произвести впечатление.
48. Обидчивый, щепетильный.
49. Легко смущается.
50. Неуверенный в себе.
51. Уступчивый.
52. Скромный.
53. Часто прибегает к помощи других.
54. Очень почитает авторитеты.
55. Охотно принимает советы.
56. Доверчив и стремится радовать других.
57. Всегда любезен в обхождении.
58. Дорожит мнением окружающих.
59. Общительный и уживчивый.
60. Добросердечный.
61. Добрый, вселяющий уверенность.
62. Нежный и мягкосердечный.
63. Любит заботиться о других.
64. Щедрый.
65. Любит давать советы.
66. Производит впечатление значительности.
67. Начальственно-повелительный.
68. Властный.
69. Хвастливый.
70. Надменный и самодовольный.
71. Думает только о себе.
72. Хитрый.
73. Нетерпим к ошибкам других.
74. Расчетливый.
75. Откровенный.
76. Часто недружелюбен.
77. Озлоблен.
78. Жалобщик.
79. Ревнивый.
80. Долго помнит обиды.
81. Склонный к самобичеванию.
82. Застенчивый.
83. Безынициативный.
84. Кроткий.
85. Зависимый, несамостоятельный.
86. Любит подчиняться.
87. Предоставляет другим принимать решения.
88. Легко попадает впросак.
89. Легко поддается влиянию друзей.
90. Готов довериться любому.
91. Благорасположен ко всем без разбора.
92. Всем симпатизирует.
93. Прощает все.
94. Переполнен чрезмерным сочувствием.
95. Великодушен и терпим к недостаткам.
96. Стремится помочь каждому.
97. Стремящийся к успеху.
98. Ожидает восхищения от каждого.
99. Распоряжается другими.
100. Деспотичный.
101. Относится к окружающим с чувством превосходства.
102. Тщеславный.
103. Эгоистичный.
104. Холодный, черствый.
105. Язвительный, насмешливый.
106. Злой, жестокий.
107. Часто гневлив.
108. Бесчувственный, равнодушный.
109. Злопамятный.
110. Проникнут духом противоречия.
111. Упрямый.
112. Недоверчивый и подозрительный.
113. Робкий.
114. Стыдливый.
115. Услужливый.
116. Мягкотелый.
117. Почти никому не возражает.
118. Навязчивый.
119. Любит, чтобы его опекали.
120. Чрезмерно доверчив.
121. Стремится снискать расположение каждого.
122. Со всеми соглашается.
123. Всегда со всеми дружелюбен.
124. Всех любит.
125. Слишком снисходителен к окружающим.
126. Старается утешить каждого.
127. Заботится о других в ущерб себе.
128. Портит людей чрезмерной добротой.
МЕТОДИКА
ДИАГНОСТИКИ
ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТИ
ЛИЧНОСТИ
К
КОНФЛИКТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ К.ТОМАСА.
Инструкция: Выберете то суждение, которое является наиболее ти-
пичным для характеристики вашего поведения.
1.
А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответствен-
ность за решение спорного вопроса.
Б. Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то,
с чем мы оба не согласны.
2.
А. Я стараюсь найти компромиссное решение.
Б. Я пытаюсь уладить дело с учетом интересов другого и моих собственных.
3.
А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отноше-
ния.
4.
А. Я стараюсь найти компромиссное решение.
Б. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого
человека.
5.
А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у
другого.
Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
6.
А. Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя.
Б. Я стараюсь добиться своего.
7.
А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со вре-
менем решить его окончательно.
Б. Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.
8.
А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые
интересы и вопросы.
9.
А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих
разногласий.
Б. Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.
10.
А. Я твердо стремлюсь достичь своего.
Б. Я пытаюсь найти компромиссное решение.
А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые
интересы и вопросы.
Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отноше-
ния.
12.
А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он
также идет мне навстречу.
13.
А. Я предлагаю среднюю позицию.
Б. Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.
14.
А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.
Б. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.
15.
А. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши от-
ношения.
Б. Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.
16.
А. Я стараюсь не задеть чувств другого.
Б. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.
А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.
Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
18.
А. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять
на своем.
Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он
также идет мне навстречу.
19.
А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затро-
нутые интересы и спорные вопросы.
Б. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы
со временем решить его окончательно.
А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.
Б. Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.
21.
А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
Б. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.
22.
А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей
позицией и точкой зрения другого человека.
Б. Я отстаиваю свои желания.
23.
А. Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из
нас.
Б. Иногда я представляю возможность другим взять на себя ответственность за
решение спорного вопроса.
24.
А. Если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь пойти
навстречу его желаниям.
Б. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.
25.
А. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.
Б. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
А. Я предлагаю среднюю позицию.
Б. Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.
27.
А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
Б. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на
своем.
28.
А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б. Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого.
29.
А. Я предлагаю среднюю позицию.
Б. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разно-
гласий.
А. Я стараюсь не задеть чувств другого.
Б. Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы совместно с
другим заинтересованным человеком могли добиться успеха.