Формирование культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников
Автор: Смердина Елена Михайловна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ №210 "Детский сад общеразвивающего вида" Населённый пункт: г. Кемерово, Кемеровская обл. Наименование материала: статья Тема: Формирование культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников Раздел: дошкольное образование
Формирование культурно-гигиенических навыков у младших
дошкольников.
Тема
здоровья
детей
сегодня
волнует
всех.
Проблема
ухудшения
здоровья
подрастающего
поколения
в
последние
годы
приобретает
все
большую актуальность. У большинства взрослых слабый мотивационный
аспект двигательной активности, низкий уровень представлений о здоровом
образе
жизни.
А
здоровье
человека
закладывается
в
детстве.
Организм
ребенка
гораздо
чувствительнее
к
воздействиям
внешней
среды,
чем
организм взрослого и от того, каковы эти воздействия – благоприятные или
нет, зависит, как сложится его здоровье.
Еще в 1936г. Н.К.Крупская в своей статье «Забота о здоровье ребят»
писала:
«Мы
должны
растить
здоровых
ребят.
Одна
из
важнейших
задач
детского сада — привить ребятам навыки, укрепляющие их здоровье. С
раннего детства надо учить ребят мыть руки перед едой, есть из отдельной
тарелки,
ходить
чистыми,
стричь
волосы,
вытряхивать
одежду,
вытирать
ноги, не пить сырой воды, вовремя есть, вовремя спать, быть больше на
свежем воздухе и т. д….» Но и в современном мире эти задачи не перестают
быть актуальными.
В
условиях
модернизации
образования
с
введением
в
действие
Федеральных
государственных
стандартов
к
структуре
основной
образовательной программы дошкольного образования одной из главных и
основных задач является сохранение и укрепление здоровья детей в процессе
их
воспитания
и
развития.
В
требованиях
к
условиям
-
результатом
реализации
указанных
требований
является
создание
развивающей
образовательной среды, гарантирующей охрану и укрепление физического и
психического здоровья воспитанников.
Выбор темы связан с необходимостью решать проблему воспитания
культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста,
так как этот период является сенситивным – наиболее благоприятным для
развития, поэтому именно в этом возрасте закладывается фундамент всех
полезных и необходимых навыков в жизни человека. Воспитание у детей
навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране
их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных
местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых
гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и
здоровье других детей и взрослых. В процессе повседневной работы с детьми
необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены
стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно
совершенствовались. А вот как они это будут делать – зависит от того, что
малышам заложили с самого раннего детства сначала родители, а затем
воспитатели в детском саду. И чем ярче и интереснее будут впечатления от
обучения непростым для малышей навыкам, тем быстрее они им запомнятся,
тем приятнее их будет выполнять и совершенствовать день ото дня.
Самые первые представления о культурно – гигиенических навыках
ребенок получает именно в семье. Заботливые родители начинают приучать
малышей
к
аккуратности
и
самостоятельности
буквально
с
пеленок.
Одинаковые требования к правилам гигиены и навыкам самообслуживания в
детском саду и дома, приводят к лучшему запоминанию и закреплению
полезных привычек.
Актуальность проблемы развития культурно - гигиенических навыков
детей дошкольного возраста всегда будет стоять на одном из первых мест в
проблеме воспитания дошкольников.
1 Дошкольная гигиена.
1.1 Принципы и задачи гигиены.
Дошкольная
гигиена
(от
гр.
hygienos
—
целебный,
приносящий
здоровье) как наука изучает влияние факторов внешней среды на развитие и
состояние
здоровья
детей
раннего
и
дошкольного
возраста.
При
этом
понимается
не
только
материальная
среда,
окружающая
ребенка,
но
и
коллектив, в котором он находится, а также методы воспитания и обучения.
Дошкольная
гигиена
разрабатывает
мероприятия,
способствующие
укреплению
здоровья
детей,
их
гармоничному
развитию
и
правильному
воспитанию
в
дошкольном
учреждении.
На
разных
возрастных
этапах
состояние
организма
ребенка
различно,
поэтому
нормы
и
рекомендации,
разработанные
дошкольной
гигиеной,
учитывают
особенности
каждого
возрастного этапа и меняются по мере роста и развития ребенка.
Каждый
воспитатель
дошкольного
учреждения
должен
обладать
необходимыми систематизированными знаниями и практическими навыками
в работе по охране и укреплению здоровья детей.
Воспитание здорового молодого поколения с гармонично развитыми
духовными
и
физическими
силами
неразрывно
связано
с
разработкой
рационального
режима
дня
и
гигиенической
регламентацией
различных
сторон жизнедеятельности подрастающего поколения.
Деятельность
является
основным
фактором
развития
растущего
организма.
Здоровье
растущего
организма
определяется,
прежде
всего,
созданием
благоприятных
условий
для
различных
видов
деятельности
в
учебно-воспитательных
учреждениях
и
дома,
рациональным
питанием,
правильным
чередованием
труда
и
отдыха,
соблюдением
правил
личной
гигиены,
разумной
организации
досуга,
предупреждением
вредных
привычек.
Все
это
должно
учитываться
при
построении
режима
дня.
Рациональный
режим
предполагает
соответствие
его
содержания,
организации и построения определенным гигиеническим принципам.
Эти принципы обоснованы законами высшей нервной деятельности
человека и анатомо-физиологическими особенностями и психологическими
возможностями растущего организма.
Приучать детей выполнять режим дня необходимо с ранних лет, когда
легче
всего
вырабатывается
привычка
к
организованности
и
порядку,
к
систематическому
труду
и
правильному
отдыху
с
максимальным
проведением его на свежем воздухе. Делать это необходимо постепенно,
последовательно и ежедневно. У детей еще относительно слабы процессы
внутреннего торможения и мала подвижность нервных процессов. Последнее
затрудняет,
а
иногда
делает
совершенно
невозможным
быстрый
переход
нервных клеток от состояния возбуждения к состоянию торможения.
Такая сложная для нервной системы ребенка перестройка может вредно
влиять на его здоровье и работоспособность и привести к хроническому
переутомлению.
Эти физиологические особенности определяют один из гигиенических
принципов построения правильного режима дня – строгое его соблюдение,
недопустимость частых изменений, а также постепенность перехода к новому
режиму обучения и воспитания.
Содержание режима и суммарная продолжительность всех режимных
моментов (суточный бюджет времени) определяются вторым гигиеническим
принципом: все виды деятельности и отдыха должны учитывать возрастные
особенности
организма.
Характер
и
длительность
различных
видов
деятельности
должны
соответствовать
функциональным
возможностям
детского организма; отдых должке обеспечивать полное восстановление всех
физиологических систем организма.
Основными
компонентами
режима
являются:
сон,
пребывание
на
открытом воздухе (прогулка), учебная деятельность, игровая деятельность и
отдых
по
собственному
выбору
(свободное
время),
прием
пищи,
личная
гигиена. Содержание и длительность каждого из компонентов, а также роль
их в определенные возрастные периоды закономерно изменяются, приобретая
новые характерные черты и особенности.
Режим
дня
считается
правильным,
если
обеспечивает
достаточное
время для выполнения всех необходимых элементов жизнедеятельности и
высокую работоспособность на протяжении всего периода бодрствования,
предупреждает
развитие
утомления,
повышает
общую
сопротивляемость
организма.
Этим
определяется
ведущая
роль
режима
в
системе
мер
профилактики заболеваний.
Организация
режима
дня
и
постановка
учебно-воспитательного
процесса
во
всех
типах
учреждений
являются
важными
разделами
деятельности дошкольных организаций. Режим дня детей всех возрастных
групп должен предусматривать время для самообслуживания и проведения
гигиенических процедур.
Задачи гигиены:
Путем осуществления различных гигиенических мероприятий
суметь
ослабить
воздействие
на
человеческий
организм
факторов,
носящих
отрицательный
характер
и
усилить
воздействие положительных факторов.
Основной
задачей
гигиены
является
изучение
влияния
окружающей среды на здоровье и трудоспособность населения.
При
этом
под
окружающей
средой
следует
понимать
весь
сложный
комплекс
природных,
социальных,
бытовых,
производственных и других факторов.
Разработка средств и способов, направленных на повышения
сопротивляемости
организма
к
возможным
неблагоприятным
влияниям окружающей среды, улучшение состояния здоровья
физического
развития,
повышение
работоспособности
и
ускорение восстановительных процессов после тех или иных
нагрузок.
Этому
способствует
гигиенический
образ
жизни,
рациональное
питание,
физические
упражнения, закаливание,
правильно организованный
режим труда и отдыха, соблюдение правил личной гигиены.
2 Культура поведения
Культура
поведения
дошкольника
-
совокупность
полезных
для
общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в обществе, в
разных видах деятельности.
Культура
поведения
в
своей
основе
имеет
глубоко
социальное
нравственное
чувство
-
уважение
к
человеку,
к
законам
человеческого
общества.
Понятие культуры поведения очень широкое. Оно включает внешнюю
и
внутреннюю
культуру.
Внешняя
(манеры,
внешний
вид)
и
внутренняя
культура (уважение к окружающим, чуткость, правдивость и др.) должны
находиться в единстве.
В содержание
культуры
поведения дошкольников
входят
следующие
компоненты:
культурно-гигиенические
навыки
и
привычки,
культура
общения с взрослыми и сверстниками, культура деятельности.
Культура
общения с
взрослыми
и
сверстниками
предусматривает
выполнения детьми норм и правил общения, основанных на уважении и
доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса
и форм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах,
быту.
Культура
общения
имеет
в
виду
умение
не
только
действовать
определенным
образом,
но
и
воздерживаться
от
неуместных
в
данных
обстоятельствах
действий,
жестов.
Ребенка
нужно
научить
замечать
состояние других людей.
Культура
общения
обязательно
предполагает
культуру
речи.
Это
наличие
у
дошкольника
достаточного
запаса
слов,
умение
разговаривать
лаконично,
сохраняя
спокойный
тон.
Не
менее
важно
учить
ребенка
внимательно
слушать
собеседника,
спокойно
стоять
во
время
разговора,
смотреть в лицо говорящему. Культура речи формируется на занятиях и в
повседневной жизни, в разных видах самостоятельной деятельности.
Культура деятельности проявляется в поведении детей на занятиях, в
игре,
в
труде.
Формировать
у
ребенка
культуру
деятельности
-
значит
воспитывать у него умение поддерживать в порядке рабочее место, где он
работает, занимается, играет; привычку доводить начатое дело до конца,
бережно
относиться
к
игрушкам,
вещам,
книгам.
Важный
показатель
культуры деятельности - естественная тяга к интересным, содержательным
занятиям, умение дорожить временем.
Создание
предпосылок
культурного
поведения
маленького
ребенка
ведется по нескольким направлениям. Одно из них - формирование умения
играть и заниматься, гулять и принимать пищу, спать во время тихого часа,
одеваться и умываться вместе с группой сверстников, рядом с товарищами,
т.е. в коллективе. При этом у детей развивается чувство коллективизма.
Не менее важно привить интерес к трудовой деятельности взрослых,
желание
помочь
им,
а
позднее
и
самостоятельно
выполнять
несложные
трудовые действия по самообслуживанию.
Воспитание
бережного
отношения
к
игрушкам
и
вещам,
умение
преодолевать
небольшие
трудности
и
доводить
дело
до
конца,
чувство
благодарности
за
заботу
и
уход,
послушание
и
чувство
симпатии,
дружелюбие к детям и взрослым - все это основополагающие программные
направления педагогической работы воспитателя в младшей группе детского
сада.
Чтобы достичь единства между представлениями о том, как надо себя
вести,
и
конкретным
поведением
ребенка,
следует
широко
использовать
упражнения
игрового
характера.
Детей
очень
увлекают,
например,
игры-
упражнения
на
закрепление
правил
этикета
в
общении
с
окружающими
взрослыми и детьми.
Упражнения
в
выполнении
действий
по
показу
воспитателя
–
своеобразная и необходимая для формирования навыка тренировка поведения
детей. Такие упражнения позволяют обобщить отдельные действия, показать
детям в комплексе, например, процесс умывания. У них возникает активный
интерес, они называют части, которые следует мыть и т.п.
Постепенно воспитатель вносит в игровые уголки новые атрибуты,
позволяющие развивать содержание игр в соответствии с приобретенными
навыками
культурного
поведения.
Работая
с
детьми,
мы
видим,
что
им
свойственны живой интерес к окружающему, активность, эмоциональность,
стремление к самостоятельности – все это создает благоприятные условия
для воспитания культурно-гигиенических навыков, имеющих очень большое
значение для развития детей.
3 Формирование культурно-гигенических навыков у младших
дошкольников
3.1 Понятие «здоровье»
Здоровье
человека –
это
процесс
сохранения
и
развития
его
психических и физиологических качеств, оптимальной работоспособности и
социальной активности при максимальной продолжительности жизни.
По мнению академика Ю.П. Лисицына, «...здоровье человека не может
сводиться
лишь
к
констатации
отсутствия
болезней,
недомогания,
дискомфорта,
оно
–
состояние,
которое
позволяет
человеку
вести
нестесненную в своей свободе жизнь, полноценно выполнять свойственные
человеку функции, прежде всего трудовые, вести здоровый образ жизни, т.е.
испытывать душевное, физическое и социальное благополучие».
Само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия
внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол,
возраст) факторов. Выделяется несколько компонентов здоровья:
1.
Соматическое
здоровье
—
текущее
состояние
органов
и
систем
организма человека, основу которого составляет биологическая программа
индивидуального развития.
2. Физическое здоровье — уровень роста развития органов и систем
организма.
3.
Психическое
здоровье
—
состояние
психической
сферы,
основу
которой составляет состояние общего душевного комфорта. Нравственное
здоровье,
основу
которого
определяет
система
ценностей,
установок
и
мотивов поведения человека в обществе.
Младший дошкольный период является наиболее благоприятным для
формирования
здорового
образа
жизни.
Правильное
отношение
к
миру,
окружающим людям — все это зависит от того насколько добросовестно, с
любовью, грамотно воспитатель строит свою работу.
Здоровье, п о
о п р ед е л е н и ю
В О З
( В с е м и р н о й
о р г а н и з а ц и и
здравоохранения),–
это
состояние
полного
физического,
душевного
и
социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических
дефектов
Разработчики
Федеральных
государственных
стандартов
основной
общеобразовательной программы дошкольного образования полагают, что
дошкольный возраст очень важен для формирования навыков сохранения
здоровья. Достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы
культуры здоровья через решение следующих задач.
сохранение и укрепление физического и психического здоровья
детей;
воспитание культурно-гигиенических навыков;
формирование
начальных
представлений
о
здоровом
образе
жизни.
Необходимыми условиями решения одной из главных задач ДОУ по
охране жизни и укреплению здоровья детей являются:
создание в ДОУ безопасной образовательной среды;
осуществление
комплекса
пс ихоло го - пед а го г ич е с ко й,
профилактической и оздоровительной работы;
использование комплексной системы диагностики и мониторинга
состояния здоровья детей.
Психолого-педагогическая
работа
направлена
на
формирование
культуры
здоровья
воспитанников
и
включает
в
себя
формирование
культурно-гигиенических навыков и первичных ценностных представлений о
здоровье и здоровом образе жизни человека.
Профилактическая работа включает в себя систему мероприятий и мер
(гигиенических,
социальных,
медицинских,
психолого-педагогических),
направленных
на
охрану
здоровья
и
предупреждение
возникновения
его
нарушений,
обеспечение
нормального
роста
и
развития,
сохранение
умственной и физической работоспособности детей.
Оздоровительная
работа
предполагает
проведение
системы
мероприятий и мер (медицинских, психолого-педагогических, гигиенических
и др.), направленных на сохранение и (или) укрепление здоровья детей.
При
планировании
и
реализации
оздоровительной
работы
учитываются:
возрастные и индивидуальные особенности детей;
состояние здоровья и развития детей;
наполняемость группы;
местные
и
региональные
особенности,
в
том
числе
климатические и сезонные.
Все меры, которые разрабатывает дошкольная гигиена, способствуют
нормальному физическому, гигиеническому развитию детей, укреплению их
здоровья.
Здоровье
ребенка
закладывается
в
семье.
Воспитатели
же
в
силу
специфики своей работы должны прививать навыки здорового образа жизни
детям,
учитывая
их
индивидуальные
и
возрастные
особенности,
и
в
зависимости от этого выбирать оптимальные методы и формы работы.
Значимость педагога в привитии здорового образа жизни детям мудро
подметил В.А. Сухомлинский «Забота о здоровье детей – это важнейший труд
воспитателя.
От
жизнерадостности,
бодрости
детей
зависит
их
духовная
жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои
силы».
«Методические
приёмы,
которые
использует
педагог,
необходимо
менять, а условия должны быть постоянными»,- считают Р.С. Буре и А.Ф.
Островская.
«Будем
умываться»,
-
говорит
в
начале
года
воспитатель
и
показывает всё: и как завёртывать рукава, и как намыливать руки, и как
вымыть
их,
а
затем
вытереть.
Все
дети
действуют
под
наблюдением
и
контролем взрослого. Но дети становятся старше, и воспитатель постепенно
предоставляет им всё больше самостоятельности. Он переходит от прямых
указаний
к
напоминанию,
от
показа
к
совету,
от
примера
к
методам
позволяющим
развивать
у
детей
осознанное
отношение
к
правилам,-
убеждению,
разъяснению
смысла
правил.
Только
тогда,
когда
педагог
учитывает
постоянно
возрастающий
опыт
детей,
совершенствование
их
навыков,
умение
всё
более
самостоятельно
выполнять
установленные
правила,
только
тогда
у
них
формируются
устойчивые
привычки,
не
разрушающиеся при переходе в новые условия. Если этого не учитывать, то у
детей вырабатывается, лишь умение подчиняться требованию взрослого.
3.2 Условия формирования КГН
К
числу
основных
условий
успешного
формирования
культурно
–
гигиенических навыков относятся:
рационально организованная обстановка,
четкий режим дня,
руководство взрослых.
Под
рационально
организованной
обстановкой
понимается
наличие
чистого, достаточно просторного помещения с необходимым оборудованием,
обеспечивающим проведение всех режимных элементов (умывание, питание,
сон, занятия и игры).
Для
формирования
культурно-гигиенических
навыков
нужно
также
выработать общие критерии в оценке отдельных действий, четко определить
место расположения вещей, игрушек, порядок их уборки и хранения. Для
малышей особое значение имеет постоянство условий, знание назначения и
места каждой нужной ему в течение дня вещи. Предметы, которыми ребенок
будет
пользоваться
самостоятельно,
следует
подобрать
с
учетом
его
возрастных возможностей. Например, в умывальной комнате должно быть
достаточное
количество
раковин
необходимого
размера,
на
каждой
из
которых
лежит
мыло
(размер
куска
мыла
должен
соответствовать
руке
ребенка);
раковины
и
полотенца
размещаются
с
учетом
роста
детей;
полотенце и петелька на нем должны быть такими, чтобы малыш одним
движением
мог
снять
и
повесить
его;
стаканчики
для
зубной
щетки
и
полоскания
рта
должны
быть
устойчивыми,
удобными
и
безопасными;
расческу следует выбрать с тупыми зубчиками, чтобы не повредить нежную
кожу малыша, а ее размер должен соответствовать его руке.
Предметы
личной
гигиены
ребенка
должны
быть
красочными,
располагающими к запоминанию. Начиная с года, ребенок способен находить
свое полотенце, которое всегда висит в определенном месте и имеет какой-
либо красочный ориентир (рисунок на ткани, аппликация, вышивка и т. п.).
Удобная организация условий для гигиенической процедуры должна
побуждать ребенка к активности, самостоятельным действиям. Это повышает
интерес детей к умыванию.
Режим
дня
обеспечивает
ежедневное
повторение
гигиенических
процедур
в
одно
и
то
же
время
–
это
способствует
постепенному
формированию навыков и привычек культуры поведения.
Формирование
их
происходит
в
играх,
труде,
занятиях,
в
быту.
Ежедневно
повторяясь,
режим
дня
приучает
организм
ребенка
к
определенному
ритму,
обеспечивает
смену
деятельности,
тем
самым
предохраняя нервную систему детей от переутомления. Выполнение режима
дня
способствует
формированию
культурно
–
гигиенических
навыков,
воспитанию, организованности и дисциплинированности.
Формирование культурно - гигиенических навыков осуществляется под
руководством
взрослых
-
родителей,
воспитателя.
Поэтому
должна
быть
обеспечена полная согласованность в требованиях дошкольного учреждения
и семьи.
3.3 Методы и приемы формирования КГН
К методам и приемам формирования культурно-гигиенических навыков
относятся:
непосредственно образовательная деятельность;
личный пример взрослых (внешний вид, поведение воспитателей
и родителей должны служить образцом для детей; их указания не
должны идти вразрез с собственным поведением, так как ничто
не проходит мимо внимательных детских глаз)
показ;
объяснение;
пояснение;
поощрение;
беседы;
упражнения в действиях;
дидактические игры;
потешки, стихотворения, пословицы, поговорки (использование
художественного слова создает у детей хорошее настроение и
формирует положительное отношение к выполнению культурно -
гигиенических навыков);
игровые приемы;
викторины, развлечения;
прием
повторения
действий,
(например,
попросили
перед
мытьем: «Покажите, как вы засучили рукава» или после мытья
посмотрели, насколько чисто и сухо вытерты руки.)
контроль (отсутствие должного контроля приводит к появлению
у
детей
неверных
навыков:
он
может
неправильно
держать
ложку, забывать пользоваться носовым платком);
оценка.
У
детей
дошкольного
возраста
преобладает
конкретное,
наглядно-
образное мышление. В связи с этим для успешного формирования у них
гигиенических
навыков
необходимо
прибегать
к
показу
и
объяснению.
Взрослые показывают, как надо держать ложку, выходить из-за стола, мыть
руки. Показ обычно сопровождается объяснением. Детям становится понятна
целесообразность требований взрослого.
Дети 3—4 лет — это в первую очередь «деятели», а не наблюдатели.
Опыт активной разнообразной деятельности составляет важнейшее условие
их развития.
Умелое руководство взрослого сокращает время овладения навыками
личной гигиены. По мере приобретения навыка непосредственная помощь
взрослого
сокращается,
а
доля
самостоятельного
участия
ребенка
увеличивается. Взрослый только наблюдает за тем, как малыш выполняет ту
или процедуру, показывает правильное действие, направляет на следующий
ход.
В
воспитании
культурно
-
гигиенических
навыков
огромную
роль
играет
оценка.
Нужно
своевременно
похвалить,
подбодрить
ребенка,
добиваясь положительного эмоционального отношения его к гигиеническим
процедурам и осознанного их выполнения. Одобрение поддерживает в детях
желание в дальнейшем поступать так же, сделать еще лучше.
Для успешного формирования культурно-гигиенических навыков
необходимы:
разделение
осваиваемых
действий,
следующих
в
строго
установленном порядке, на ряд операций, что способствует более
быстрому созданию прочных динамических стереотипов;
многократные
упражнения
детей
в
действиях
с
выделением
способа и порядка их выполнения (особенно на начальном этапе
обучения).
При
этом
характер
действий
должен
быть
неизменным, формы - разные;
индивидуальная работа с каждым ребенком, учет уровня его
развития
и
темпов
овладения
культурно-гигиеническими
навыками;
организация
ситуаций,
обеспечивающих
контроль
над
выполнением осваиваемых детьми в непривычной обстановке
действий;
безукоризненное выполнение взрослыми всех гигиенических и
культурных требований.
В
процессе
гигиенического
воспитания
и
обучения
необходимо
сообщать детям разнообразные сведения: о значении гигиенических навыков
для здоровья, о последовательности гигиенических процедур в режиме дня,
формировать у детей представление о пользе физкультурных упражнений.
Также формируются представления о теле человека, о значении каждого
органа для нормальной жизнедеятельности человека.
Важной задачей в работе с детьми младшей группы детского сада
является
воспитание
культурно-гигиенических
навыков
–
опрятности,
аккуратности
в
быту,
навыков
культуры
еды,
как
неотъемлемой
части
культуры
поведения.
Чтобы
облегчить
ребенку
освоение
новых
навыков,
необходимо делать этот процесс доступным, интересным и увлекательным. И
делать это надо педагогически тонко, ненавязчиво. При этом воспитателю
важно
учитывать
возрастную
особенность
детей
-
стремление
к
самостоятельности.
Для более легкого овладения определенными навыками связанных с его
усвоением действия членят на несколько операций. Надо помнить еще одну
важную
особенность
формирования
навыков
культурного
поведения
у
малышей:
по
мере
овладения
новыми
действиями
детям
хочется
неоднократно
их
повторять.
Иными
словами,
малыши
превращают
эти
действия в игру. В играх ребёнок отражает (особенно поначалу) бытовые
действия, прежде всего потому, что они ему хорошо знакомы и неоднократно
совершались по отношению к нему самому. Игровые действия детей этого
возраста максимально развёрнуты. Так, если в пять-семь лет ребенок может
заменить действие словом, например, "уже поели", то в раннем возрасте он
старательно кормит мишку первым, вторым и третьим блюдом. Воспитатель,
видя это, включается в игру и направляет действия ребенка на закрепление
навыка. Повторяя, таким образом, приемы правильных действий, маленькие
дети начинают более тщательно их выполнять. Важно, чтобы эти игры были
интересны, могли увлечь детей, активизировать их инициативу и творчество.
При удовлетворении появившегося интереса ребенка к новым для него
действиям, при неоднократном их выполнении, навык становится прочным.
Прежде всего, следует запомнить: на начальном этапе усвоения навыка
торопить детей ни в коем случае нельзя, надо дать им возможность спокойно
выполнять осваиваемые действия. Подобная обстановка позволит сохранить
у
них
положительно-эмоциональный
настрой.
Однако
необходимость
укладываться в отведенное для режимных процессов время, поэтому надо
умело направить усилие детей на более целеустремленные действия. Для
этого
эффективны,
например,
косвенные
приемы
предупредительного
поощрения.
Для
укрепления
навыка
следует
также
использовать
поощрение
малыша
за
удачно
выполненное
задание.
Характер
оценки
действий
и
поступков меняется в соответствии с повышающимся уровнем закрепления у
детей навыков культуры поведения. Если в начале усилия детей постоянно
поощряются
и
оцениваются
положительно,
то
в
дальнейшем
надо
относиться, как должному явлению, оценивать только качество действий.
Для усвоения детьми более трудных правил культурного поведения
целесообразно использовать коллективные игры-занятия, игры-упражнения,
игры-инсценировки.
Они
помогают
воспитателю
выровнять
уровень
овладения
навыками
каждым
ребенком
группы.
Через
игры-занятия
воспитатель может в увлекательной форме не только раскрыть содержание
требований в необходимой последовательности, но и связать эти требования
с
конкретными
поступками
малыша,
это
дает
возможность
закрепить
положительное отношение к их выполнению в повседневной жизни.
Учитывая
особенности
в
работе
с
детьми
младшего
дошкольного
возраста,
занятиям
следует
придавать
максимальную
значимость,
что
обеспечивает хорошую активность малышей. Интерес их усиливается, когда
в играх-занятиях принимает участие ребенок старшей группы, показывает
непосредственно
само
действие
(одевание,
умывание)
или
примеры
вежливого обращения.
В игры-занятия можно включить разнообразные игрушки, предметы.
Это способствует активизации одновременно зрительного и двигательного
анализаторов ребенка. Предмет, действие воспитатель показывает каждому
малышу, например, как следует держать ложку, дети тут же упражняются в
правильном действии ложкой. Такие имитирующие действия с реальными
предметами
в
воображаемой
ситуации
помогают
малышам
в
освоении
практических действий в жизненно важных режимных процессов.
Показанные
и
освоенные
на
занятиях
действия
в
результате
постоянных
упражнений
в
повседневной
деятельности
перерастают
в
устойчивые навыки культурного поведения. В дальнейшем эти навыки дети
начинают использовать в самых разнообразных ситуациях. В игры-занятия
можно
включить
содержание
различных
событий
из
жизни
детей
и
их
поступков в этих событиях.
Игровые
приемы,
используемые
воспитателем
и
вызывающие
у
малышей
положительные
эмоции,
обеспечивают
более
высокую
восприимчивость
ребенком
нравственных
правил
поведения.
Педагог
ненавязчиво вырабатывает интеллектуально-эмоциональное отношение детей
к конкретным правилам общественного поведения, закрепляет их в опыте,
побуждает малышей к доброжелательным действиям.
Для овладения малышами приемов одевания в игру можно включить и
кукол. В группе обязательно должна быть крупная кукла с подбором одежды.
С первого дня воспитатель предупреждает родителей, чтобы на одежде
детей были пришиты петельки, за которые он может вешать ее в свой шкаф.
Это облегчит формирование навыка аккуратно содержать одежду.
У
детей
на
4-ом
году
жизни
продолжают
ф о рм и р о ват ь
самостоятельность,
умение
преодолевать
небольшие
трудно сти.
Предъявляется
сложные
требования
к
выполнению
действий
в
ходе
режимных процессов, бережному отношению к игрушкам, к труду старших.
Планируя работу, педагог особое внимание уделяет формированию у детей и
выполнению ими правил вежливого обращения, организованного поведения в
детском саду, на улице, а так же таких качеств, как чуткость, внимательность,
предупредительность,
тактичность,
которые
помогут
ребенку
видеть
и
различать состояние человека, решив, как следует поступить в конкретном
случае, чтобы не причинить окружающим неприятность.
3.4 Критерии формирования КГН
1. Критерии опрятной еды включают умение:
правильное пользование столовой и чайной ложками, салфеткой;
не крошить хлеб;
пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным
ртом;
тихо выходить по окончании еды из-за стола, благодарить;
полоскать рот после приёма пищи;
пользоваться только своим прибором.
2. Мытья рук и личной гигиены включают умение:
мыть лицо, уши, руки
закатать рукава;
смочить руки;
взять мыло, намыливать до появления пены;
смыть мыло;
сухо вытереть руки, аккуратно сложить полотенце и повесить в
свою ячейку;
3. Снимания и надевания одежды в определенном порядке включают
умение:
расстегнуть пуговицы;
снять платье (брюки), аккуратно повесить;
снять обувь;
снять колготки, повесить на рубашку (платье);
надеть в обратной последовательности.
Эффективность
работы
по
формированию
культурно-гигиенических
навыков повышается, если педагог устанавливает органическую связь между
разнообразными
видами
детской
деятельности.
Эта
работа
должна
обязательно
найти
отражение
в
плане
воспитательно-образовательной
работы.
Очень важно, чтобы весь режим детского сада, все то, что мы называем
повседневной жизнью, было наполнено содержательной деятельностью и
общением.
Это
способствует
развитию
ребенка.
Решая
данную
задачу,
педагог
создает
благоприятную
почву
для
формирования
культурно-
гигиенических
навыков
у
детей.
Процесс
формирования
культурно-
гигиенических
навыков
эффективен,
когда
педагог
имеет
обратную
информацию
о
действенности
воспитательных
влияний
и
учитывает
эту
информацию на каждом новом этапе своей педагогической деятельности.
Такую
информацию
воспитатель
получает
только
из
жизни,
из
повседневного
изучения
практики
отношений
и
деятельности
в
среде
воспитуемых. Научно обоснованное отношение к процессу формирования
культурно-гигиенических навыков состоит в умении видеть, подчеркивать и
эффективно
использовать
нравственный
аспект
любого
вида
детской
деятельности, любого жизненного отношения.
Таким
образом,
рассматривая
теоретические
аспекты
формирования
культурно-гигиенических навыков, мы пришли к выводу, что проблема по
формированию культурно-гигиенических навыков существует очень давно и
в этой области сделано немало открытий. Процесс формирования культурно-
гигиенических навыков имеет свою специфику и трудности в организации,
однако,
освоив
необходимые
психологические
и
педагогические
знания,
взрослый
способен
влиять
на
ребёнка
и
целенаправленно
формировать
культурно- гигиенические навыки.
Первоочередным
задачам
воспитания
маленького
ребенка
следует
отнести воспитание культурно-гигиенических навыков.
Прежде
всего,
необходимо
вызвать
у
детей
желание
действовать
определенным
образом.
Этому
во
многом
могут
способствовать
условия
детского
сада:
благоустроенное
помещение,
мебель,
соответствующая
возрасту детей. Но мало вызвать желание, надо научить ребенка действовать
соответствующим
образом.
Деятельность
детей
носит
ярко
выраженный
подражательный характер, поэтому необходимо больше уделять внимание
показу как держать ложку, чашку, как двигать руками при умывании.
Показ,
сопровождаемый
объяснением,
позволяет
быстро
перейти
к
словесным указаниям или требованиям. Следует учитывать, что маленькому
ребенку
трудно
отказаться
от
своих
желаний,
трудно
затормозить
свои
действия, ему гораздо легче что-то сделать, поэтому в своих требованиях
надо стараться отвлечь ребенка от ненужного действия и переключить его на
нужное.
Постепенно
повышая
требования
к
ребенку,
необходимо
проводить
работу с семьей. Приглашать родителей в группу, показывать условия жизни
их детей и приемы обучения. В индивидуальных беседах рассказать, чему
уже научился их ребенок и что нужно продолжать закреплять дома.
Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей - первооснова
всей дальнейшей работы и основа для развития физически крепкого ребенка.
К
тому
же
культурно-гигиенические
навыки
-
это
элементы
самообслуживания, что является первой ступенью и основой для трудового
воспитания.