Автор: Грибова Анастасия Александровна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МАОУ "Ленская СОШ" Населённый пункт: Пермский край Кунгурский район с. Ленск Наименование материала: конспект Тема: Словосочетание Раздел: среднее образование
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА (5 КЛАСС) УМК М.М. Разумовской.
Учитель Грибова Анастасия Александровна
Класс 5 Предмет русский язык
Тема урока
Словосочетание.
Тип урока Урок открытия новых знаний.
Цели урока (образовательные):
определять типы словосочетаний, отличать их от однородных членов предложения и грамматической основы, определять, как связаны
главное и зависимое слово в словосочетании.
Универсальные учебные действия :
Регулятивные :
Высказывать предположения на основе наблюдений. Формулировать тему, проблему урока.
Искать пути её решения.
Соотносить цели и результаты
своей деятельности. Определять степень успешности работы.
Познавательные:
Выделять главное, свёртывать информацию до ключевыхпонятий
.
Искать пути решения проблемы, строить логически обоснованные рассуждения,
группировать словосочетания по самостоятельно выбранным основаниям.
Коммуникативные УУД: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, соблюдать правила речевого поведения.
Уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
Оборудование урока: учебник русского языка Разумовской М.М 5 класс, раздаточный материал, презентация, мультимедийный проектор, экран.
Этап урока
Цель этапа
Содержание учебного
материала
ФОУД
Деятельность учителя
Деятельность
обучающихся
Формируемые УУД
I.Организационный
момент.
Включение
учащихся в
деятельность
Приветствует, про-
веряет готовность
класса к уроку, со-
здает эмоциональ-
ный настрой, желает
успеха.
Отвечают на
приветствие учителя.
Определяют свою
готовность к уроку.
Включаются в
деловой ритм
Уважение к учителю и
сверстникам.
Самоопределение.
Самооценка готовности к
уроку(Л)
II. Актуализация
знаний
Актуализация
знаний учащихся о
словосочетании с
последующим
выходом на
проблемную
ситуацию урока
1.
Лингвистическая
к а р т о ч к а :
( Текст
лингвистической
карточки:
С л о в о с о ч е т а н и е
–
э т о
сочетание [слов] ,
связанных
между
собой
по [смыслу
и
грамматически] .
СС
состоит
и з [главного]
и [зависимого]
слов.
Грамматическая
связь
в ы р а ж а е т с я
с
п о м о щ ь ю
[окончания
зав и си мого]
с л о в а
и л и [окончания
и
предлога] ,
н е и з м е н я е м ы е
слова связываются [только по
смыслу] ).
2 .
Р е б я т а ,
о б р а т и т е
внимание на доску, нам дана
Самостоят
ельная,
фронтальн
ая,
групповая
Организует
самостоятельную
работу, работу в
группах,
проверочную работу.
Самостоятельно
заполняют пропуски в
лингвистических
карточках.
Осуществляют
самопроверку и
взаимопроверку.
Работают в группах,
обсуждая,
распределяют
словосочетания по
группам, сравнивают
ответы, обсуждают
получившиеся
результаты.
Анализировать сравнивать,
обобщать, делать выводы,
работать по способу
действия (П). Находить и
исправлять ошибки,
оценивать (Р),
осуществлять
самопроверку и
взаимопроверку(К).
таблица. Сейчас мы с вами
будем работать в группах по
4
человека.
На
парте
у
каждой группы лежат по 4
карточки,
в н и м ат е л ь н о
познакомьтесь с карточками,
о б с уд и т е
в
г р у п п е
и
занесите
их
в
таблицу,
п р и к р е п и в
н а
д о с к е
м а г н и т о м
в
соответствующую колонку.
- Прежде чем распределять
карточки, давайте вспомним,
ка к
опреде лить,
к а ко е
словосочетание
называется
и м е н н ы м ,
а
к а к о е
г л а г
о л ь н ы м ? (В
зависимости
от
того,
к а к о й
ч а с т ь ю
р е ч и
является главное слово).
Карточки:
1 .
С и л ь н ы й
дождь, дождь прекратился,
п р е к р а т и л с я
б ы с т р о ,
сильный
и
обильный;
2.
Лекарственная
ромашка,
ромашка расцвела, расцвела
у т р о м ,
р о м а ш к а
и
ш и п о в н и к ;
3 .
Го р я ч е е
сердце,
сердце
б и л о с ь ,
билось взволнованно, билось
и
замирало;
4.
Солнечный
луч,
луч
озарил,
озарил
комнату, озарил и скрылся;
5.
Телепередача
началась,
интересная
телепередача,
началась
рано,
началась
и
закончилась.
6.
Важный
звонок,
прозвучал
звонок,
прозвучал
неожиданно,
прозвучал и замолк
.
( С р е д и
л и с т о ч к о в
с о
словосочетаниями
попадают
карт очки
с
подлежащим
и
сказуемым,
од н о р од н ы м и
ч л е н а м и
предложения).
III. Целеполагание.
Выявление места
затруднения,
фиксация во
внешней речи
причины
затруднения.
1. Подводящий диалог:
- Как мы решим с вами эту
проблему? Как нам быть с
этими
примерами?
Что
необходимо сделать?
(необходимо
выяснить,
ч е м
я в л я ю т с я
э т и
примеры
и
являются
ли
они СС?)
- Какое исследование нужно
п р о в е с т и ?
(нужно
сравнить данные примеры
со словосочетаниями
)
-
Обсудите
в
парах
и
сформулируйте
тему
и
проблему
урока.
Какие
слова
сегодня
у
нас
будут
ключевыми?
Фронталь
ная,
индивидуа
льная,
парная
Создаёт условия для
проблемной ситуации
в технологии
проблемного
(подводящего)
диалога. Проводит
параллель с ранее
изученным матери-
алом.
Организует
наблюдение над
материалом,
способствующим
выходу на тему и
проблему урока.
Отвечают на вопросы,
Анализируют,
сравнивают, обобщают,
делают выводы
Работают в парах,
формулируют тему,
проблему, ключевые
слова урока.
Высказывать
предположения на основе
наблюдений.
Формулировать тему и
проблему урока (Р)
IV. Поиск решения.
Открытие новых
знаний.
Построение плана
достижения цели,
Фиксация нового
знания в речи
1.Анализ материала для
наблюдений и
формулировки правила:
- Давайте еще раз вспомним
признаки СС.
-
А
теперь
посмотрите
на
э к р а н .
Н а
с л а й д е
о с т а в ш и е с я
п р и м е р ы
разделены на 2 столбика, у
столбиков
о т су т с т ву ют
заголовки.
- Заполним столбики. Какие
примеры
нам
встретились?
(обсуждение
примеров:
сравнивают
грамматическую
основу
и
о д н о р о д н ы е
ч л е н ы
п р е д л о ж е н и я
с о
словосочетаниями,
выводы) слайды
-
Д а в а й т е
с р а в н и м
подлежащее и сказуемое со
словосочетанием.
Попробуйте задать вопрос и
определить,
какое
слово
является
главным,
а
какое
зависимым? (дождь
(что
сделал?)
прекратился;
п р е к р а т и л с я
( ч т о ? )
дождь)
Можно
считать
подлежащее
и
сказуемое
с л о в о с о ч е т а н и е м ? (нет)
Почему? (потому что это
у ж е
п р е д л о ж е н и е ,
содержащее
мысль,
а
СС
более
точно
называет
предмет,
характеризует
Коллектив
ная,
индивидуа
льная,
фронтальн
ая
I.
В
т е х н о л о г и и
проблемного
д и а -
л о г а
о р г а н и з у е т
наблюдение:
1.
Давайте
еще
раз
вспомним
признаки
СС.
2.Сравните
грамматическую
о с н о в у
с о
словосочетанием.
Почему
ГО
нельзя
считать СС?
3Сравните
с лово с оч е т а ние
с
однородными
членами
предложения. Почему
ОЧП
нельзя
считать
СС?
II. Организует работу
по анализу материала
для
наблюдений
и
п о б у ж д а е т
к
высказыванию своего
мнения.
Отвечают на вопросы,
применяя
выработанный на
предыдущем уроке
способ действия.
Подбирают к каждой
группе заголовок и
дополняют
собственными
примерами.
Сравнивают СС с ГО и
ОЧП.
После наблюдений в
парах делают вывод.
Искать пути решения
проблемы, строить
логически обоснованные
рассуждения,
группировать по
самостоятельно
выбранным основаниям.
(П.Р).
Осуществлять
познавательную и
личностную рефлексию
(К).
действие, признак)
- Какие карточки остались у
нас
не
рассмот ренные?
Давайте
заполним
вторую
колоночку.
П оп робуй те
задать вопрос, чтобы найти
главное и зависимое слово.
Можно
задать
вопрос
в
данном
случае?
А
давайте
подберем слово, от которого
можно
задать
вопрос
к
н а ш е м у
п р и м е р у . (н.:
ДОЖДЬ (какой? сильный и
(какой?)
обильный)
Как
называются
слова,
которые
относятся к одному слову и
отвечают на один и тот же
вопрос? (однородные члены
предложения)
П о ч е м у
о д н о р о д н ы е
ч л е н ы
предложения нельзя считать
словосочетанием? (потому
что
они
не
зависят
друг
от друга, поясняют одно и
то же слово ).
- Давайте сделаем вывод из
нашего исследования.
(Подлежащее и сказуемое
и однородные члены
предложения не являются
словосочетаниями
)
V. Способ
применения правила.
Сравнение
собственных
выводов с
теоретическим
материалом,
данным в учебнике.
1.Сравнением с текстом
учебника
2. Дополнение
предложенной детьми схемы
Коллектив
ная,
фронтальн
ая
Организует работу с
текстом правила в
технологии
изучающего чтения.
Отмечает степень
вовлечённости
учащихся в работу на
уроке
формулируют правило,
затем сравнивают с
текстом в рамке
учебника, читая его в
технологии
изучающего чтения.
Выделять главное,
свёртывать информацию
до ключевых понятий.
Владеть технологией и
приёмами изучающего
чтения (П).
VI.
Физкультминутка
Предупреждение
общего утомления
учащихся,
переключение их с
умственной
деятельности на
физическую.
Коллектив
ная
Вместе с детьми
выполняет
упражнения для
снятия напряжения
глаз
Вместе с учителем
выполняют
упражнения для снятия
напряжения с глаз
VII. Развитие учебно-
языковых умений.
Организация
усвоения детьми
способа действия
при различении
словосочетаний от
похожих
грамматических
основ.
Вам даны две группы слов:
1 )
д р у ж и н а ,
х р а б р а я
дружина ,
с
д р у ж и н о й ,
дружина побеждает, 2) читал
брошюру,
читал,
ученик
читал,
читал
внимательно,
очень внимательно, читал и
слушал. Выпишите сначала
с л о в а ,
з а т е м
словосочетания, и, наконец,
п р е д л ож е н и я . К а к
в ы
понимаете слово дружина?
(Дружина – это княжеское
войско,
группа,
о тряд,
добровольно
собранная,
разберем его по составу)
парная
Уточняет понимание
задания.
Отмечает степень
вовлечённости
учащихся в работу на
уроке. Осуществляет
индивидуальный
контроль
Выполняют задания в
парах.
Строить логически
обоснованные
рассуждения,
группировать слова по
заданным основаниям.
(П.Р).
Работать в группе,
участвовать в выработке
решения (К).
VIII.
Самостоятельная
работа
Организация
самостоятельного
выполнения задания
на новый способ
действия.
Составьте с данными
словами словосочетания,
затем включите их в
предложения.
Успех, чувство, знание,
яркий, уходит.
Разберите по членам
предложения любое ваше
предложение и подпишите,
какими частями речи
выражены члены
предложения.
индивидуа
льная
Уточняет понимание
задания,
осуществляет
индивидуальный
контроль
Выполняют задание,
составляя с каждым
словом словосочетание
и предложение. Делают
синтаксический разбор
одного предложения.
Строить логически
обоснованные
рассуждения, составлять
словосочетания и
предложения, делать
анализ предложения,
оценивать свою работу
(П.Р).
IX. Рефлексия
Организовать
оценивание
учащимися
собственной
деятельности и
деятельности
одноклассников.
коллектив
ная
Организует
рефлексию через
подводящий диалог.
-
В
з а к л ю ч е н и е
нашего урока давайте
ответим
на
вопросы,
указанные
на
ваших
листочках:
1 .
К а к и е
н о в ы е
знания вы приобрели,
чему
научились
(не
научились)?
2.
Какие
задания
и
упражнения
п о н р а в и л и с ь
( н е
понравились)?
Почему?
3 .
В с е
л и
б ы л о
понятно на уроке?
4. Над чем, по вашему
мнению,
нужно
еще
поработать?
Отвечают на вопросы,
подводят итог работы
Соотносить цели и
результаты своей
деятельности.
Вырабатывать критерии
оценки и определять
степень успешности
работы (Р)
X. Домашнее задание
&50
-
Дома вы можете выбрать
упражнение для
выполнения: упр. 387 или
упр. 391.