Напоминание

Словосочетание


Автор: Грибова Анастасия Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ "Ленская СОШ"
Населённый пункт: Пермский край Кунгурский район с. Ленск
Наименование материала: конспект
Тема: Словосочетание
Раздел: среднее образование





Назад





ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА (5 КЛАСС) УМК М.М. Разумовской.

Учитель
Грибова Анастасия Александровна
Класс
5
Предмет
русский язык
Тема урока
Словосочетание.
Тип урока
Урок открытия новых знаний.
Цели урока (образовательные):
определять типы словосочетаний, отличать их от однородных членов предложения и грамматической основы, определять, как связаны главное и зависимое слово в словосочетании.
Универсальные учебные действия
:
Регулятивные
: Высказывать предположения на основе наблюдений. Формулировать тему, проблему урока. Искать пути её решения. Соотносить цели и результаты своей деятельности. Определять степень успешности работы.
Познавательные:
Выделять главное, свёртывать информацию до ключевыхпонятий . Искать пути решения проблемы, строить логически обоснованные рассуждения, группировать словосочетания по самостоятельно выбранным основаниям.
Коммуникативные УУД:
планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, соблюдать правила речевого поведения. Уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
Оборудование урока:
учебник русского языка Разумовской М.М 5 класс, раздаточный материал, презентация, мультимедийный проектор, экран. Этап урока Цель этапа Содержание учебного материала ФОУД Деятельность учителя Деятельность обучающихся Формируемые УУД I.Организационный момент. Включение учащихся в деятельность Приветствует, про- веряет готовность класса к уроку, со- здает эмоциональ- ный настрой, желает успеха. Отвечают на приветствие учителя. Определяют свою готовность к уроку. Включаются в деловой ритм Уважение к учителю и сверстникам. Самоопределение. Самооценка готовности к уроку(Л) II. Актуализация знаний Актуализация знаний учащихся о словосочетании с последующим выходом на проблемную ситуацию урока
1.

Лингвистическая

к а р т о ч к а :
(
Текст

лингвистической

карточки:
С л о в о с о ч е т а н и е – э т о сочетание
[слов]
, связанных между собой по
[смыслу
и
грамматически]
. СС состоит и з
[главного]
и
[зависимого]
слов. Грамматическая связь в ы р а ж а е т с я с п о м о щ ь ю
[окончания

зав и си мого]
с л о в а и л и
[окончания

и

предлога]
, н е и з м е н я е м ы е слова связываются
[только по

смыслу]
). 2 . Р е б я т а , о б р а т и т е внимание на доску, нам дана Самостоят ельная, фронтальн ая, групповая Организует самостоятельную работу, работу в группах, проверочную работу. Самостоятельно заполняют пропуски в лингвистических карточках. Осуществляют самопроверку и взаимопроверку. Работают в группах, обсуждая, распределяют словосочетания по группам, сравнивают ответы, обсуждают получившиеся результаты. Анализировать сравнивать, обобщать, делать выводы, работать по способу действия (П). Находить и исправлять ошибки, оценивать (Р), осуществлять самопроверку и взаимопроверку(К).
таблица. Сейчас мы с вами будем работать в группах по 4 человека. На парте у каждой группы лежат по 4 карточки, в н и м ат е л ь н о познакомьтесь с карточками, о б с уд и т е в г р у п п е и занесите их в таблицу, п р и к р е п и в н а д о с к е м а г н и т о м в соответствующую колонку. - Прежде чем распределять карточки, давайте вспомним, ка к опреде лить, к а ко е словосочетание называется и м е н н ы м , а к а к о е г л а г о л ь н ы м ?


зависимости

от

того,

к а к о й

ч а с т ь ю

р е ч и

является главное слово).

Карточки:
1 . С и л ь н ы й дождь, дождь прекратился, п р е к р а т и л с я б ы с т р о , сильный и обильный; 2. Лекарственная ромашка, ромашка расцвела, расцвела у т р о м , р о м а ш к а и ш и п о в н и к ; 3 . Го р я ч е е сердце, сердце б и л о с ь , билось взволнованно, билось и замирало; 4. Солнечный луч, луч озарил, озарил комнату, озарил и скрылся; 5. Телепередача началась, интересная телепередача, началась рано, началась и закончилась. 6. Важный звонок, прозвучал звонок,
прозвучал неожиданно, прозвучал и замолк .
(
С р е д и л и с т о ч к о в с о словосочетаниями попадают карт очки с подлежащим и сказуемым, од н о р од н ы м и ч л е н а м и предложения). III. Целеполагание. Выявление места затруднения, фиксация во внешней речи причины затруднения.
1. Подводящий диалог:
- Как мы решим с вами эту проблему? Как нам быть с этими примерами? Что необходимо сделать?
(необходимо

выяснить,

ч е м

я в л я ю т с я

э т и

примеры

и

являются

ли

они СС?)
- Какое исследование нужно п р о в е с т и ?
(нужно

сравнить данные примеры

со словосочетаниями

)
- Обсудите в парах и сформулируйте тему и проблему урока. Какие слова сегодня у нас будут ключевыми? Фронталь ная, индивидуа льная, парная Создаёт условия для проблемной ситуации в технологии проблемного (подводящего) диалога. Проводит параллель с ранее изученным матери- алом. Организует наблюдение над материалом, способствующим выходу на тему и проблему урока. Отвечают на вопросы, Анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы Работают в парах, формулируют тему, проблему, ключевые слова урока. Высказывать предположения на основе наблюдений. Формулировать тему и проблему урока (Р)
IV. Поиск решения. Открытие новых знаний. Построение плана достижения цели, Фиксация нового знания в речи
1.Анализ материала для

наблюдений и

формулировки правила:
- Давайте еще раз вспомним признаки СС. - А теперь посмотрите на э к р а н . Н а с л а й д е о с т а в ш и е с я п р и м е р ы разделены на 2 столбика, у столбиков о т су т с т ву ют заголовки. - Заполним столбики. Какие примеры нам встретились?
(обсуждение

примеров:

сравнивают

грамматическую

основу

и

о д н о р о д н ы е

ч л е н ы

п р е д л о ж е н и я

с о

словосочетаниями,

выводы) слайды
- Д а в а й т е с р а в н и м подлежащее и сказуемое со словосочетанием. Попробуйте задать вопрос и определить, какое слово является главным, а какое зависимым?
(дождь

(что

сделал?)

прекратился;

п р е к р а т и л с я

( ч т о ? )

дождь)
Можно считать подлежащее и сказуемое с л о в о с о ч е т а н и е м ?
(нет)
Почему?
(потому что это

у ж е

п р е д л о ж е н и е ,

содержащее

мысль,

а

СС

более

точно

называет

предмет,

характеризует
Коллектив ная, индивидуа льная, фронтальн ая
I.
В т е х н о л о г и и проблемного д и а - л о г а о р г а н и з у е т наблюдение: 1. Давайте еще раз вспомним признаки СС. 2.Сравните грамматическую о с н о в у с о словосочетанием. Почему ГО нельзя считать СС? 3Сравните с лово с оч е т а ние с однородными членами предложения. Почему ОЧП нельзя считать СС?
II.
Организует работу по анализу материала для наблюдений и п о б у ж д а е т к высказыванию своего мнения. Отвечают на вопросы, применяя выработанный на предыдущем уроке способ действия. Подбирают к каждой группе заголовок и дополняют собственными примерами. Сравнивают СС с ГО и ОЧП. После наблюдений в парах делают вывод. Искать пути решения проблемы, строить логически обоснованные рассуждения, группировать по самостоятельно выбранным основаниям. (П.Р). Осуществлять познавательную и личностную рефлексию (К).

действие, признак)
- Какие карточки остались у нас не рассмот ренные? Давайте заполним вторую колоночку. П оп робуй те задать вопрос, чтобы найти главное и зависимое слово. Можно задать вопрос в данном случае? А давайте подберем слово, от которого можно задать вопрос к н а ш е м у п р и м е р у .
(н.:

ДОЖДЬ (какой? сильный и

(какой?)

обильный)
Как называются слова, которые относятся к одному слову и отвечают на один и тот же вопрос?
(однородные члены

предложения)
П о ч е м у о д н о р о д н ы е ч л е н ы предложения нельзя считать словосочетанием?
(потому

что

они

не

зависят

друг

от друга, поясняют одно и

то же слово
). - Давайте сделаем вывод из нашего исследования.
(Подлежащее и сказуемое

и однородные члены

предложения не являются

словосочетаниями

)

V. Способ применения правила. Сравнение собственных выводов с теоретическим материалом, данным в учебнике. 1.Сравнением с текстом учебника 2. Дополнение предложенной детьми схемы Коллектив ная, фронтальн ая Организует работу с текстом правила в технологии изучающего чтения. Отмечает степень вовлечённости учащихся в работу на уроке формулируют правило, затем сравнивают с текстом в рамке учебника, читая его в технологии изучающего чтения. Выделять главное, свёртывать информацию до ключевых понятий. Владеть технологией и приёмами изучающего чтения (П). VI. Физкультминутка Предупреждение общего утомления учащихся, переключение их с умственной деятельности на физическую. Коллектив ная Вместе с детьми выполняет упражнения для снятия напряжения глаз Вместе с учителем выполняют упражнения для снятия напряжения с глаз VII. Развитие учебно- языковых умений. Организация усвоения детьми способа действия при различении словосочетаний от похожих грамматических основ. Вам даны две группы слов: 1 ) д р у ж и н а , х р а б р а я дружина , с д р у ж и н о й , дружина побеждает, 2) читал брошюру, читал, ученик читал, читал внимательно, очень внимательно, читал и слушал. Выпишите сначала с л о в а , з а т е м словосочетания, и, наконец, п р е д л ож е н и я . К а к в ы понимаете слово дружина? (Дружина – это княжеское войско, группа, о тряд, добровольно собранная, разберем его по составу) парная Уточняет понимание задания. Отмечает степень вовлечённости учащихся в работу на уроке. Осуществляет индивидуальный контроль Выполняют задания в парах. Строить логически обоснованные рассуждения, группировать слова по заданным основаниям. (П.Р). Работать в группе, участвовать в выработке решения (К).
VIII. Самостоятельная работа Организация самостоятельного выполнения задания на новый способ действия. Составьте с данными словами словосочетания, затем включите их в предложения. Успех, чувство, знание, яркий, уходит.
Разберите по членам

предложения любое ваше

предложение и подпишите,

какими частями речи

выражены члены

предложения.
индивидуа льная Уточняет понимание задания, осуществляет индивидуальный контроль Выполняют задание, составляя с каждым словом словосочетание и предложение. Делают синтаксический разбор одного предложения. Строить логически обоснованные рассуждения, составлять словосочетания и предложения, делать анализ предложения, оценивать свою работу (П.Р). IX. Рефлексия Организовать оценивание учащимися собственной деятельности и деятельности одноклассников. коллектив ная Организует рефлексию через подводящий диалог. - В з а к л ю ч е н и е нашего урока давайте ответим на вопросы, указанные на ваших листочках: 1 . К а к и е н о в ы е знания вы приобрели, чему научились (не научились)? 2. Какие задания и упражнения п о н р а в и л и с ь ( н е понравились)? Почему? 3 . В с е л и б ы л о понятно на уроке? 4. Над чем, по вашему мнению, нужно еще поработать? Отвечают на вопросы, подводят итог работы Соотносить цели и результаты своей деятельности. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы (Р)
X. Домашнее задание &50 - Дома вы можете выбрать упражнение для выполнения: упр. 387 или упр. 391.


В раздел образования