"Разнообразие приёмов и методов при знакомстве дошкольников с правилами безопасности в быту"
Автор: Анаприенко Нина Михайловна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Теремок" Населённый пункт: город Ноябрьск, ЯНАО Наименование материала: методическая разработка Тема: "Разнообразие приёмов и методов при знакомстве дошкольников с правилами безопасности в быту" Раздел: дошкольное образование
дошкольников с правилами безопасности в быту"
Воспитатель:
Анаприенко Н.М.
Дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности
и
увеличением
физических
возможностей
ребенка,
которые,
сочетаясь
с
повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности, нередко
приводят к возникновению травмоопасных ситуаций, в основном в быту.
Причинить вред жизни могут различные домашние предметы, горячая вода,
электрический
ток,
пламя,
раскаленные
предметы,
продукты
питания,
бытовая
химия
и
многое
другое.
Зачастую
дома
режущие,
колющие
предметы, спички, лекарственные препараты и т.п. хранятся в доступных для
детей
местах,
нередко
дети
имеют
доступ
к
электронагревательным
приборам, печам, газовым плитам.
Дети
среднего
дошкольного
возраста
узнают
об
основных
источниках
и
видах
опасности
быту,
на
улице,
в
природе,
в
общении
с
незнакомыми
людьми. Участвуя в различных проблемно-игровых ситуациях, знакомятся с
простейшими способами безопасного поведения в опасных ситуациях и о
том, как позвать на помощь взрослого в соответствующих обстоятельствах.
Необходимо использовать разнообразные методы обучения: практические,
наглядные, словесные, игровые.
При
использовании
этих
методов
для
знакомства
детей
с
правилами
безопасности в быту я ставила задачи:
*закрепить представления детей об опасностях, которые могут возникнуть в
быту,
*учить находить выход из сложившейся опасной ситуации,
*воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Для знакомства детей с
правилами безопасности в быту
использовала
следующие
методы и приёмы:
1
метод переноса ситуаций в сюжетно-ролевые игры ;
Игровая деятельность :
Сюжетно-ролевые игры:
- "Дочки-матери" (знакомство и использование бытовых приборов - пылесос,
электрочайник, утюг); (умение пользоваться столовыми приборами -вилка,
нож); (умение пользоваться ножницами)
-
"Дорога"
(знакомство
с
ПДД,
с
дорожными
знаками,
знакомство
с
правилами езды на велосипеде)
- "Больница" ( учить детей уходу за больными и пользованию безопасными
медицинскими
инструментами,
воспитывать
в
детях
внимательность,
чуткость)
-
"Аптека"
(пополнять
представление
о
аптеки,
знакомить
с
правилами
культурного
поведения,
знакомить
о
том,
что
только
взрослым
продают
лекарства)
- "Магазин" (Формирование навыков культурного поведения в общественных
местах, научить детей классифицировать предметы по признакам (опасные-
неопасные предметы), воспитывать чувство взаимопомощи)
- "Поход в детский парк" (Знакомить с правилами поведения в общественных
местах, быть культурными, знакомить с правилами поведения с незнакомыми
людьми)
-
"Поездка
в
зоопарк"
(расширять
знания
детей
о
диких
животных,
их
повадках, образе жизни, питании, воспитывать любовь, гуманное отношение
к животным, знакомить с правилами поведения в зоопарке)
-
"Поездка
в
магазин
игрушек"
(
Знакомить
с
правилами
поведения
в
автобусе.
Формировать
положительных
взаимоотношений
между
детьми.
Воспитывать у детей уважения к труду водителя и кондуктора)
Игра-драматизация:
- "Кошкин дом"
Кукольный театр:
- "В гостях у Маши на день рождении"
2 просмотр мультфильмов, видеофильмов, познавательных фильмов;
Анфиса» .Свердловская
киностудия,
1988г.
Режиссёр:Фомин
Валерий
«Кошкин дом». Союзмультфильм, 1958г., Режиссёр: Амальрик Леонид
«Снегурочка» (1952)
—
мультипликационный
фильм
по
мотивам
одноимённой пьесы А. Н. Островского на музыку Н. А. Римского-Корсакова в
обработке Л. А. Шварца
3 создание проблемных ситуаций;
Обыгрывание
ситуаций
с
детьми
необходимы,
чтобы
они
применяли
на
практике правила безопасного поведения на улице, в быту.
Обыгрывание ситуаций:
- "Где прячутся опасности на дороге?"
- "Где прячутся опасности в магазине?"
- "Где прячутся опасности в воде?"
- "Где прячутся опасности в траве?"
- "Где прячутся опасности в квартире?"
Обыгрывание
ситуаций
с
детьми
позволяет
,чтобы
они
применяли
на
практике правила безопасного поведения на улице, в быту.
4 знакомство с миром опасных предметов с помощью загадок, сказок,
рассказов,
иллюстраций,
обсуждений,
дидактических
игр,
в
процессе
художественно-изобразительной деятельности;
Рассматривание иллюстраций
на тему:
"Грибы" (Съедобные и не съедобные грибы),
"Ягоды", " Растения", "Насекомые", "Домашние животные".
- Рассматривание иллюстраций профессий (полицейский, пожарный, врач).
- Рассматривание иллюстраций "Специализированный транспорт" (пожарная
машина, полицейская машина, скорая помощь).
- Рассматривание иллюстраций "Дорожные знаки", "Внимание дорога".
Беседа с детьми:
-"Если я дома один".
-"Спички детям не игрушки".
- "Как вести себя на дороге".
- "Где можно кататься на велосипеде".
- "Как вести себя с незнакомыми людьми".
- "Как вести себя в общественном транспорте".
- Беседа о "Правилах пожарной безопасности"
- "Как правильно спускаться со ступенек"
- "Правила поведения во время подвижных игр"
- "Правила поведения во время полоскания горла"
- "Сохрани своё здоровье» (почему нельзя есть снег, сосать сосульки)
- "Как правильно и безопасно работать с ножницами"
- "Каждой вещи свое место"
-"Внимание. Электроприборы - это опасно!"
Чтение художественной литературы:
- "Правила поведения для воспитанных детей"
- "Дядя Стёпа"
- "Кошкин дом"
- С. Маршак - "Кошкин дом"
А. Шевченко - "Как ловили уголька"
В. Копытин - "Опасная игра"
А. Чувилин, Б. Фонин – "Огонь – опасная игра"
- "Что такое хорошо и что такое плохо"
Сказки: "Волк и козлята", "Три поросенка", "Красная Шапочка", "Заюшкина
избушка", "Колобок", "Сказка о глупом мышонке"
- И. Лешкевич "Светофор"
- Н. Носов "Автомобиль"
- Г. Юрмин "Любопытный мышонок"
Отгадывание загадок о кухонных принадлежностях.
Дидактические игры:
- "Дорожные знаки"
- "Поварёнок"
- "Предметы – источники опасности"
- "Опасно – не опасно"
- "Хорошо – плохо"
- " Сто бед"
- "Убери на место"
- "Опасные предметы"
- "Четвертый – лишний"
Художественно-изобразительная деятельность:
- рисование "Внимание дорога"
- рисование "Грибы"
-рисование "Светофор"
-рисование в книжках-раскрасках
-лепка "Светофор"
-лепка "Грибы"
-лепка "Витамины"
5
-за деревьями;
-за грибами;
-за насекомыми;
-за домашними животными;
-за растениями;
-за снегом;
-за сосульками;
-за гололёдом.
Оформила для детей уголок по ПДД (информационный материал для детей
"Правила дорожного движения", "Запомни эти номера!")
При
таком
разнообразии
использования
методов
и
приёмов
у
детей
улучшается
уровень
развития
самостоятельности
и
ответственности,
происходит интенсивное усвоение знаний, повышается его качество, дети
способны адекватно оценивать ситуации и проявлять умения применения
правил безопасности в различных жизненных ситуациях.
Приложение:
Игры по безопасности:
"Предметы – источники опасности".
Цель:
закрепить
знания
о
предметах,
которые
могут
быть
объектами
возникновения
опасности,
формировать
умения
выбирать
картинки
предметов по описанной ситуации, воспитывать чувство товарищества
Правило: не толкаться, не отбирать предметы друг у друга.
Ход игры: Взрослый отворачивается, а ребенок за это время должны взять на
столе те
предметы,
которые,
по
его
мнению,
могут
быть
опасны.
Затем
ребенок объясняет свой выбор.
"Сто бед"
Цель: закрепить представления об опасных ситуациях в быту, о правильных
действиях
в
конкретных
ситуациях;
развивать
внимание;
воспитывать
сочувственное отношение к пострадавшему.
Материал: картинки с изображением детей, попавших в опасные ситуации.
Ход игры: несколько картинок лежат на на столе . Ребёнок выбирает любую,
рассматривает
и
рассказывает:
что
на
ней
изображено,
почему
такое
случилось с ребенком, что он сделал неправильно, что теперь делать ребёнку.
"Убери на место"
Цель:
закрепить
представления
о
правилах
безопасного
поведения,
формировать знания о том, что для безопасности все предметы надо убирать
на свои места; развивать наблюдательность, внимание; воспитывать желание
соблюдать чистоту и порядок дома, воспитывать чувство товарищества
Ход игры: разложить предложенные взрослым предметы быта на свои места,
сначала на "кухне" а потом и во всей «квартире», объясняя свой выбор.