Напоминание

Формирование УУД во внеурочной деятельности


Автор: Ерофеева Ольга Борисовна
Должность: учитель физики и математики
Учебное заведение: МОУ "Ястребовская средняя общеобразовательная школа им.И.И.Золотухина"
Населённый пункт: село Ястребовка Мантуровского района Курской области
Наименование материала: статья
Тема: Формирование УУД во внеурочной деятельности
Раздел: среднее образование





Назад





Тема: Формирование УУД во внеурочной деятельности.

Ерофеева Ольга Борисовна,
учитель физики и математики Общеизвестно: «Повторение – мать учения». Может быть, в этом и есть какая-то доля истины, но, взрослея, мы убеждаемся, что главный помощник в обучении не повторение. Двигателем учения, особенно на уроках математики, становится удивление. Именно оно привлекает внимание обучающихся, подводит их к «полету мысли и фантазии», к открытию, к озарению. Не сухой расчет, не вереница огромных цифр, не вызубренные правила и теоремы, а интересные и удивительные задачи – вот что нужно для озарения. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования определяет в качестве главных результатов образование не предметные, а личностные и метапредметные – универсальные учебные действия (УУД). На мой взгляд, особую роль в формировании УУД играет внеурочная деятельность обучающихся. Она может быть разной – факультативы, студии, участие в олимпиадах и конкурсах и т.д. Особое место здесь занимает исследовательская деятельность учащихся, так как меняется сам характер обучения: во – первых, ученик выбирает интересующую его лично проблему (это главный залог эффективности и успешности этой работы); во – вторых, он движется в индивидуальном темпе, объем работы соответствует его склонностям и возможностям. Создание в школе условий для исследовательской работы способствует активному вовлечению учащихся в творческий поиск, увеличивает объём знаний, добытых самостоятельно; возрастает интерес среди учащихся, которые недостаточно активно проявляют себя в привычной для них урочной системе. Исследовательская работа становится средством индивидуализации образовательного процесса. Для исследовательской работы, необходимо, кроме умения работать с первоисточниками, обязательное проведение каких-либо экспериментов или другой деятельности практической направленности. Это может быть проведение собственных опросов, анкетирование, самостоятельный сбор фольклорного или этнографического материала, работа с картами фотографиями, документами. Эксперименты проводятся на базе оборудования, имеющегося в школьных кабинетах. Приобретенные навыки экспериментальной работы и освоение принципов исследовательской деятельности затем используются в разработке проектов. Обучая учащихся
синтезу, анализу, знакомя их с основными методологическими принципами такого рода деятельности (постановка проблемы, выдвижение гипотезы, анализ литературных и экспериментальных данных, теоретическое обоснование, выводы по достигнутым результатам), готовлю ученика к осознанию необходимости самостоятельной исследовательской работы как наиболее полной формы реализации его творческого потенциала, самораскрытия и самореализации личности Достаточно эффективным элементом деятельности на этом уровне может стать изготовление самодельных приборов, макетов, моделей и т.п. Исследовательская работа, также предполагает опытническая деятельность. Опыты могут проводиться не только в условиях школьной лаборатории, но, при возможности, и дома. Научно -исследовательская деятельность требует уже значительных усилий и со стороны учащегося, и со стороны педагога. Здесь нужны не только актуальность и практическая значимость выбранной темы, но и новизна в её разработке. То есть, данная исследовательская работа должна содержать авторские выводы и логические умозаключения, собственные предложения по проведению эксперимента, самостоятельные трактовки результатов. Говоря о научном исследовании школьника, необходимо отметить некоторые особенности организации данной работы. Научный руководитель должен помнить, что учащийся основной школы не имеет опыта работы подобной деятельности. Значит, он сам предложить тему исследования практически не может. Во-вторых, ученик имеет слабое представление о том, что такое научная деятельность, как надо осуществлять поиск информации и как обрабатывать имеющиеся в наличии факты, как проводить эксперименты. В-третьих, у подростка отсутствуют знания и навыки оформления результатов поиска и формулирования выводов по своей работе. Ведущая роль здесь отводится учителю, который в процессе индивидуальной работы с учеником призван помочь в выборе темы предполагаемого исследования, определить круг проблем. В этой связи важно, чтобы учащийся с первых шагов понял конкретную значимость своего исследования, возможность его использования не только в прикладных целях, но и практическом плане. Необходимо понимать, что научно- исследовательская деятельность учащихся это процесс совместной работы учащегося и педагога. При написании работ учитель должен понимать главную цель и основные задачи работы.
Цель научно-исследовательской работы состоит в развитии творческих способностей ученика, повышении уровня его научной подготовки на основе индивидуального подхода и усиления самостоятельной творче ской деятельно сти. Что же должно присут ствовать в исследовательской работе? Для более детального разбора я предлагаю рассмотреть буклеты. (Приложение1) Я предлагаю в преддверии недели естественно-математического цикла провести исследовательские работы с учащимися 5-11 классов. Особенностью этих работ является их практико-ориентированная направленность. Результаты работ станут материалами, которыми будут пользоваться учителя школы и района. Например, многие обучающиеся сложно ориентироваться в большом объеме информации. Чтобы помочь ученику обратить внимание на главное в теме, можно прибегнуть к обобщению материала в форме справочника. В интернете представлено множество справочной информации по математике. При схематичности передачи информации страдает качество изображения. Картинки размыты и плохо воспринимаются. Зачастую на одном сайте собрано много материала, сложно быстро найти нужную информацию. Справочная информация из интернета не даёт объяснений, содержит только формулы и схемы. Кроме того, практически отсутствуют бесплатные справочники по математике для средней школы. Ссылки на бесплатное скачивание содержат финансовые запросы на перечисление денег. Поэтому, исследовательская работа может носить название: «Создание справочника по математике для учащихся 5-6 классов», целью которой станет разработка и создание доступного для учащихся справочника по математике. Вот еще несколько тем для исследования: «Летний математический календарь», «История родного села Ястребовка на уроках математики», «Математические задачи в художественной литературе», «Отрывной календарь по математике на каждый день» и много других интересных исследовательских работ можно воплотить в жизнь. Организация исследовательской деятельно сти п о з вол я е т обучающимся самостоятельно решать актуальные для них проблемы в ситуациях неопределенности на основе системы знаний, умений и навыков, ценностно – смысловых ориентиров. Такие личностные качества будут
социально востребованы и позволят выпускникам школы занимать активную жизненную позицию в профессиональном будущем. Материалы исследовательских работ могут быть использованы любым учителем математики на уроках при организации устного счета, для наглядности при изучении нового материала, для развития интереса к предмету математика и расширения кругозора обучающихся.


В раздел образования