Напоминание

Содружество: детский сад и семья - педагогические идеи.


Автор: Самсонова Ирина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ № 137 Выборгского района
Населённый пункт: Санкт - Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Содружество: детский сад и семья - педагогические идеи.
Раздел: дошкольное образование





Назад





Содружество: детский сад и семья - педагогические идеи
Воспитатель высшей категории Самсонова И.А. Мир вокруг нас за последние десятилетия стремительно изменился, изменились наши дети, ведь, как известно дети похожи, на время, в котором они живут, а потом на родителей. А быть современным родителем очень непросто: при катастрофической нехватке времени нужно излучать силу и твердость, быть для детей хорошим образцом подражания, а большую любовь к своему ребенку нужно умудриться совместить с последовательностью в воспитании. Семья – это передача определенных ценностей, что является ведущей деятельностью на протяжении становления детской личности. Семья представляет собой объединение людей, которые связаны между собой одним из трех видов отношений: кровного родства, брака, порождения, а также общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей. Семья представляет определенный тип отношений между людьми, который востребован обществом. От социокультурной среды семьи зависит формирование основ личности, ее отношение к жизни. В свою очередь, эффективность семейного воспитания зависит во многом от связи родителей с образовательными учреждениями. Взаимодействие семьи, образовательных учреждений, общественности есть живой процесс организации всей жизни детей. Высокие требования общества накладывают свой отпечаток на жизнь и родителей и самих детей. С принятием Закона «Об Образовании» возникают п р е д п о с ы л к и для равноправного, творческого, заинтере сованного взаимодействия семьи и образовательных учреждений. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению
её значимости в воспитании детей, выходят новые распоряжения, где отражены новые подходы в системе образования, в частности и дошкольного. Роль образования в современном обществе возрастает — образование признается необходимым условием движения человечества. Повышение качества и многообразия форм предоставления услуг в системе дошкольного образования обеспечивает поддержку и использование образовательного потенциала семьи. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Это, прежде всего, падение жизненного уровня большинства семей, решение проблемы экономического, а порой и физического выживания, усилило социальную тенденцию самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. Детский сад и семья - эта взаимосвязь, в современной жизни является условием качества дошкольного образования. Ещё Н.К.Крупская в своих "Педагогических сочинениях" писала: "Вопрос о работе с родителями – это большой и важный вопрос. Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружения их известным педминимумом, привлечение их к работе детского сада". Существенной стороной взаимодействия детского сада и семьи, неоднократно подчёркивала Н.К.Крупская, является то, что детский сад служит "организующим центром" и "влияет …на домашнее воспитание", поэтому необходимо как можно лучше организовать взаимодействие детского сада и семьи по воспитанию детей. "…В их содружестве, в обоюдной заботе и ответственности – огромная сила". Вместе с тем, она считала, что родителям, не умеющим воспитывать, необходимо помогать. Детский сад и семья – это два социальных института, от согласованности в их действиях зависит эффективность процесса воспитания ребенка. Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется
систематическая и квалифицированная помощь со стороны образовательных учреждений. Только в процессе сотрудничества педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности ребенка. Процесс взаимодействия семьи и образовательных учреждений, направлен на активное включение родителей в воспитательно-образовательный процесс, в досуговую деятельность, в сотрудничество с детьми и педагогами. Содержание работы идет по трем направлениям повышение педагогической и психологической культуры родителей, участие родителей в воспитательно-образовательном процессе, индивидуальная работа с родителями. Во всех наших начинаниях всегда участвуют родители детей, без них, без семьи невозможно решение ни одной воспитательной задачи, поэтому уже на протяжении многих лет в нашем дошкольном учреждении, ведется большая ра- бота с родителями, начиная с групп раннего возраста. В первую очередь это традиционная форма работы – родительские собра- ния, где специалисты и воспитатели нашего учреждения информируют роди- телей о работе детского сада, знакомят с основными нормативными документа- ми регламентирующие деятельность дошкольного учреждения, вводят в мир детства и его значимости для маленького человека. Одной из форм традиционной работы с родителями считаются и консультации, как индивидуальные, так и групповые. Здесь родители могут по- лучить полную информацию о жизни ребенка в группе, узнать о его успехах, и в тоже время научиться общаться и играть с детьми вне детского сада. В копилке педагогических идей нетрадиционных форм работы с родителями наших воспитанников есть несколько, с которыми мы бы хотели поделиться. Например, в начале учебного года родители и дети входят в мир детского сада через адаптационный календарь «Нет, больше слез»,

цель которого создать максимально комфортные психологические условия пребывания детей в группах, через обогащение опыта детей яркими положительными эмоциональными впечатлениями. Творческие проекты на актуальные темы, например: «Знаешь ли ты своего ребенка?», «Мир, из твоего окна», «Профессии нашей семьи», «С днем рождения детский сад!», для включения родителей в совместную работу с
педагогами в развитии и воспитании детей. Как известно, в течение учебного года есть моменты, когда наступает исто- щение всех ресурсов организма. По нашим наблюдениям, это ноябрь – декабрь, когда сочетается усталость от образовательной нагрузки, недостаточность сол- нечного света, отсутствие природных, ярких красок и тепла. Поэтому, с целью профилактики раздражительности, усталости мы включили в план воспита- тельно-образовательной работы особые дни «разгрузки», с принципом которых нас познакомил С. М. Шингаев. Дни «разгрузки» планируются с несколькими целями:  восстановления израсходованных ресурсов  отвлечения коллектива, воспитанников, родителей от стрессовых ситуа- ций, ежедневной рутины, дать возможность отдохнуть  создание радостной цветовой среды, положительно влияющей на само- чувствие участников образовательного процесса В первый год работы над проектом был проведен праздник «День оранжево- го фонаря», далее «День улыбок», «День приветствий», «День дошкольника «Сити-го-сан»». В подготовке и проведении праздников были задействованы все участники воспитательно-образовательного процесса: дети, родители, педа- гоги, социальные партнеры. Уже крепкой традицией стало проведение весеннего праздника "Петербург- ская семья добротой своей сильна". Концепция праздника такова, что дети и взрослые вместе создают команды, готовят костюмы, творческие номера, участ- вуют в конкурсах, водят хороводы, поют и танцуют. Наш хореограф Ибрагимова Ю.В. специально приглашает родителей на репетиции для того, чтобы препод- нести и детям и всем гостям необычный номер или красочный танец. И конеч- но, после праздника всех ждет теплое чаепитие. Эмоционального заряда от та- ких праздников хватает на долгое время для всех участников. Так как дошкольники воспринимают окружающую их действительность эмоционально, мы стараемся наполнить ее яркими образами, примерами, впе- чатлениями в работе по воспитанию маленьких петербуржцев и будущих гра-
ждан, активно привлекая на различные тематические мероприятия, проходящие в течение всего года родителей и других членов семьи воспитанника. Мы очень гордимся, что наш детский сад посещают отличные дети заме- чательных родителей: активных, творческих, отзывчивых, талантливых, пони- мающих, что все закладывается именно в семье, а мы педагоги ГБ ДОУ стара- емся делать все возможное, чтобы помочь им в этом самом прекрасном деле – воспитании нового поколения.


В раздел образования