Содружество: детский сад и семья - педагогические идеи.
Автор: Самсонова Ирина Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБДОУ № 137 Выборгского района Населённый пункт: Санкт - Петербург Наименование материала: статья Тема: Содружество: детский сад и семья - педагогические идеи. Раздел: дошкольное образование
Содружество: детский сад и семья - педагогические идеи
Воспитатель высшей категории
Самсонова И.А.
Мир
вокруг
нас
за
последние
десятилетия
стремительно
изменился,
изменились наши дети, ведь, как известно дети похожи, на время, в котором они
живут, а потом на родителей.
А быть современным родителем очень непросто: при катастрофической
нехватке времени нужно излучать силу и твердость, быть для детей хорошим
образцом подражания, а большую любовь к своему ребенку нужно умудриться
совместить с последовательностью в воспитании.
Семья
–
это
передача
определенных
ценностей,
что
является
ведущей деятельностью на протяжении становления детской личности. Семья
представляет собой объединение людей, которые связаны между собой одним
из
трех
видов
отношений:
кровного
родства,
брака,
порождения,
а
также
общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей. Семья
представляет
определенный
тип
отношений
между
людьми,
который
востребован
обществом.
От
социокультурной
среды
семьи
зависит
формирование
основ
личности,
ее
отношение
к
жизни.
В
свою
очередь,
эффективность семейного воспитания зависит во многом от связи родителей с
образовательными
учреждениями.
Взаимодействие
семьи,
образовательных
учреждений, общественности есть живой процесс организации всей жизни
детей.
Высокие требования общества накладывают свой отпечаток на жизнь и
родителей и самих детей. С принятием Закона «Об Образовании» возникают
п р е д п о с ы л к и для
равноправного,
творческого,
заинтере сованного
взаимодействия семьи и образовательных учреждений.
С
одной
стороны,
наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются
и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению
её значимости в воспитании детей, выходят новые распоряжения, где отражены
новые подходы в системе образования, в частности и дошкольного.
Роль образования в современном обществе возрастает — образование
признается
необходимым
условием
движения
человечества.
Повышение
качества и многообразия форм предоставления услуг в системе дошкольного
образования
обеспечивает
поддержку
и
использование
образовательного
потенциала семьи.
С
другой
стороны,
наблюдаются
процессы,
которые
приводят
к
обострению семейных проблем. Это, прежде всего, падение жизненного уровня
большинства семей, решение проблемы экономического, а порой и физического
выживания, усилило социальную тенденцию самоустранения многих родителей
от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не
владея
в
достаточной
мере
знанием
возрастных
и
индивидуальных
особенностей
развития
ребенка,
порой
осуществляют
воспитание
вслепую,
интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов.
Детский сад и семья - эта взаимосвязь, в современной жизни является
условием качества дошкольного образования.
Ещё Н.К.Крупская в своих "Педагогических сочинениях" писала: "Вопрос
о работе с родителями – это большой и важный вопрос. Тут надо заботиться об
уровне
знаний
самих
родителей,
о
помощи
им
в
деле
самообразования,
вооружения их известным педминимумом, привлечение их к работе детского
сада".
Существенной
стороной
взаимодействия
детского
сада
и
семьи,
неоднократно подчёркивала Н.К.Крупская, является то, что детский сад служит
"организующим
центром"
и
"влияет
…на
домашнее
воспитание",
поэтому
необходимо как можно лучше организовать взаимодействие детского сада и
семьи
по
воспитанию
детей.
"…В
их
содружестве,
в
обоюдной
заботе
и
ответственности – огромная сила". Вместе с тем, она считала, что родителям, не
умеющим воспитывать, необходимо помогать.
Детский сад и семья – это два социальных института, от согласованности
в их действиях зависит эффективность процесса воспитания ребенка.
Следовательно,
в
сложных
современных
условиях
семье
требуется
систематическая и квалифицированная помощь со стороны образовательных
учреждений. Только в процессе сотрудничества педагогов и родителей можно
успешно решать проблему развития личности ребенка. Процесс взаимодействия
семьи
и
образовательных
учреждений,
направлен
на
активное
включение
родителей
в
воспитательно-образовательный
процесс,
в
досуговую
деятельность, в сотрудничество с детьми и педагогами. Содержание работы
идет
по
трем
направлениям
повышение
педагогической
и
психологической
культуры
родителей,
участие
родителей
в
воспитательно-образовательном
процессе, индивидуальная работа с родителями.
Во всех наших начинаниях всегда участвуют родители детей, без них, без
семьи невозможно решение ни одной воспитательной задачи, поэтому уже на
протяжении многих лет в нашем дошкольном учреждении, ведется большая ра-
бота с родителями, начиная с групп раннего возраста.
В первую очередь это традиционная форма работы – родительские собра-
ния, где специалисты и воспитатели нашего учреждения информируют роди-
телей о работе детского сада, знакомят с основными нормативными документа-
ми регламентирующие деятельность дошкольного учреждения, вводят в мир
детства и его значимости для маленького человека.
Одной из форм традиционной
работы с родителями
считаются и
консультации, как индивидуальные, так и групповые. Здесь родители могут по-
лучить полную информацию о жизни ребенка в группе, узнать о его успехах, и в
тоже время научиться общаться и играть с детьми вне детского сада.
В копилке педагогических идей нетрадиционных форм работы с родителями
наших воспитанников есть несколько, с которыми мы бы хотели поделиться.
Например, в начале учебного года родители и дети входят в мир детского
сада через
адаптационный календарь «Нет, больше слез»,
цель
которого
создать максимально комфортные психологические условия пребывания детей в
группах,
через
обогащение
опыта
детей
яркими
положительными
эмоциональными впечатлениями.
Творческие проекты на актуальные темы, например: «Знаешь ли ты своего
ребенка?»,
«Мир,
из
твоего
окна»,
«Профессии
нашей
семьи»,
«С
днем
рождения детский сад!»,
для включения родителей в совместную работу с
педагогами в развитии и воспитании детей.
Как известно, в течение учебного года есть моменты, когда наступает исто-
щение всех ресурсов организма. По нашим наблюдениям, это ноябрь – декабрь,
когда сочетается усталость от образовательной нагрузки, недостаточность сол-
нечного света, отсутствие природных, ярких красок и тепла. Поэтому, с целью
профилактики раздражительности, усталости мы включили в план воспита-
тельно-образовательной работы особые дни «разгрузки», с принципом которых
нас познакомил С. М. Шингаев. Дни «разгрузки» планируются с несколькими
целями:
восстановления израсходованных ресурсов
отвлечения коллектива, воспитанников, родителей от стрессовых ситуа-
ций, ежедневной рутины, дать возможность отдохнуть
создание радостной цветовой среды, положительно влияющей на само-
чувствие участников образовательного процесса
В первый год работы над проектом был проведен праздник «День оранжево-
го фонаря», далее «День улыбок», «День приветствий», «День дошкольника
«Сити-го-сан»». В подготовке и проведении праздников были задействованы
все участники воспитательно-образовательного процесса: дети, родители, педа-
гоги, социальные партнеры.
Уже крепкой традицией стало проведение весеннего праздника "Петербург-
ская семья добротой своей сильна". Концепция праздника такова, что дети и
взрослые вместе создают команды, готовят костюмы, творческие номера, участ-
вуют в конкурсах, водят хороводы, поют и танцуют. Наш хореограф Ибрагимова
Ю.В. специально приглашает родителей на репетиции для того, чтобы препод-
нести и детям и всем гостям необычный номер или красочный танец. И конеч-
но, после праздника всех ждет теплое чаепитие. Эмоционального заряда от та-
ких праздников хватает на долгое время для всех участников.
Так как дошкольники воспринимают окружающую их действительность
эмоционально, мы стараемся наполнить ее яркими образами, примерами, впе-
чатлениями в работе по воспитанию маленьких петербуржцев и будущих гра-
ждан, активно привлекая на различные тематические мероприятия, проходящие
в течение всего года родителей и других членов семьи воспитанника.
Мы очень гордимся, что наш детский сад посещают отличные дети заме-
чательных родителей: активных, творческих, отзывчивых, талантливых, пони-
мающих, что все закладывается именно в семье, а мы педагоги ГБ ДОУ стара-
емся делать все возможное, чтобы помочь им в этом самом прекрасном деле –
воспитании нового поколения.