ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ С СОЦИАЛЬНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ КУЗЬМИНА И А, КАМКИНА А.В. "СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИСТОКИ"
Автор: Шестакова Марина Юрьевна Должность: старший воспитатель Учебное заведение: МАДОУ г. Нижневартовска ДС № 44 "Золотой ключик" Населённый пункт: г. Нидневартовск, ХМАО - Югра. Наименование материала: статья Тема: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ С СОЦИАЛЬНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ КУЗЬМИНА И А, КАМКИНА А.В. "СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИСТОКИ" Раздел: дошкольное образование
Шестакова Марина Юрьевна
Старший воспитатель высшей категории
МАДОУ г. Нижневартовска ДС № 44,
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ
С СОЦИАЛЬНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ
В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
КУЗЬМИНА И А, КАМКИНА А.В.
«СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИСТОКИ»
Одно из основных направлений отечественной педагогики сегодня обращено к
духовно-нравственным ценностям российского образования и воспитания. Это
направление в настоящее время наиболее перспективно, поскольку связано с
восстановлением
традиций,
уклада
жизни,
исторической
преемственности
поколений,
сохранением,
распространением
и
развитием
национальной
культуры
и
воспитанием
бережного
отношения
к
историческому
наследию
российского народа.
В новой парадигме образования на первое место ставится воспитание и
развитие
патриотических,
гражданских
и
духовно-нравственных
качеств,
а
также формирование в детях, начиная с периода дошкольного детства, таких
качеств, как инициативность, самостоятельность, доброта, способность делать
нравственный выбор, что очень важно для успешной социализации ребёнка в
быстро меняющемся мире.
Реализуя
стратегическую
задачу
Федерального
Государственного
Стандарта
ДО:
«объединения
обучения
и
воспитания
в
целостный
образовательный
процесс
на
основе
духовно-нравственных
и
социокультурных
ценностей
и
принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи,
общества, в 2015 году коллектив ДОУ приступил к внедрению программы
«Социокультурные истоки»
Целью образовательного процесса в программе Социокультурные истоки
является
не
раннее
информационное
насыщение
и
формирование
у
детей
умений и навыков, а развитие у них души и сердца, умения чувствовать и
проявлять свои чувства. Программа реализуется в совместной деятельности и в
рамках кружковой работы
При освоении программы «Социокультурные истоки» дети приобретают
первоначальные представления социального характера, социальные знания и
знания
о нравственности, включая их в систему социальных отношений,
соотносят полученные знания с главными жизненными ценностями человека и
общества, получают собственный опыт переживания и позитивного отношения
к базовым ценностям Российской цивилизации.
Реализуя
главные
задачи
программы,
коллектив
ДОУ
активно
сотрудничает
с
социальными,
организациями
г.
Нижневартовска,
учитывая
темы итоговых занятий программы Социокультурные истоки для детей 5-7 года
жизни.
В рамках раскрытия социокультурной категории «Надежда» для детей 6
- года жизни, в группах проводится активное занятие «Рождественское чудо», а
в рамках кружковой работы в продолжение темы, проводится совместный с
родителями,
детьми,
педагогами
и
священнослужителями
храма
святого
великомученика и целителя Пантелеймона, праздник Рождество Христово.
Целью
праздника
является приобщение
детей
к
истокам
русской
народной культуры, знакомство с православными
праздниками, становление
основ
уважительного
отношения
к
традициям
русского
народа,
вовлечение
родителей в образовательный процесс.
В ходе подготовки к праздникам дети
узнают об истории праздника,
изготавливают подарки для близких, учат стихотворения и песни. Активное
участие в
праздниках принимают педагоги и учащиеся
школы искусств №
1.Так же в рамках ознакомления с традициями и праздниками воспитанники
участвуют в городских творческих выставках «Пасха», «Рождество». С целью
ознакомления
с
православными
праздниками,
21
сентября
совместно
с
волонтёрским
движением
храма
святого
великомученика
и
целителя
Пантелеймона, с детьми и родителями воспитанников был проведён конкурс
стихотворений, посвященный празднику Рождеству Пресвятой Богородицы.
Особое место в программе «Истоки », «Социокультурные истоки» авторы
уделяют
воспитанию
доброты,
отзывчивости,
сопереживанию,
любви
к
ближнему. В социокультурных категориях как «Труд земной (для детей 4-5лет),
«Вера», «Любовь», для детей (5-6 лет), «Семейные традиции» ( для детей 7-го
года жизни).
В каждом активном занятии авторы предлагают беседы по
сказкам,
пословицам,
поговоркам,
и
обязательно
предлагается
вопрос,
на
который ребёнок должен ответить исходя из личного опыта.
С целью создания условий, когда ребёнок сам может проявить данные
качества,
в социальной ситуации, и затем поделиться этим на занятии, мы
постоянно вовлекаем детей и родителей в мероприятия добра. Так , в рамках
ХХ
Общероссийской
акции
«Весенняя
неделя
добра
в
Нижневартовске,
родителями и детьми ДОУ были изготовлены поделки и переданы в детский
дом
Аистёнок,
и
в
детскую
окружную
больницу
,в
дни
празднования
православных
праздников
«Пасха
»
и
«Рождество»
по
благословлению
настоятеля
храма
святого
великомученика
и
целителя
Пантелеимона
иерея
Олега воспитанники нашего детского сада поздравляют священнослужителей
и прихожан с праздником, а так же совместно с активистами – волонтёрами
воспитанники ДОУ участвуют в концертах и театральных постановках для
детей Центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Аистенок».
Такое взаимодействие с социальными организациями позволяет детям
получить
собственный
опыт
переживания
и
позитивного
действия
по
отношению
к
другим
людям,
не
только
на
информационном,
но
и
на
поведенческом уровне дошкольника, с включением их в систему социальных
отношений.
В
дальнейшем,
при
организации
активного
занятия
дети
с
удовольствием
делятся
своими
добрыми
делами,
рассуждают
о
важности
добрых дел для себя и для других, у них формируется правильное понятие
любви к ближнему.
Одна из интересных и важных социокультурных категорий в программе
«Социокультурные истоки» - Традиции образа. При подготовке к активному
занятию по
теме «Чудотворный образ» педагоги
с детьми и родителями
выходят на экскурсии в храм. В храме священнослужитель рассказывает о
святых людях, показывает иконы, отвечает на вопросы детей и родителей, так
же в этих экскурсиях участвуют дети – волонтёры. После экскурсий дети с
удовольствием
изображают храм, в рамках художественно – продуктивной
деятельности, во второй части занятия. Экскурсии обогащают социокультурный
опыт дошкольников, способствуют вовлечению родителей в образовательный
процесс,
единению
семей
в
вопросе
духовно
–
нравственного
воспитания,
детей,
Итак, результатом взаимодействия ДОУ с социальными организациями
является привлечение родителей к реализации программы, включение детей в
систему
социальных
отношений,
освоение
ребёнком
культурного
наследия,
системы
базовых
отечественных
ценностей
и
морально-этических
норм,
а
также способствует процессу развития и саморазвития ребёнка в ходе усвоения
и приумножения социокультурного опыта. Освоенные ребёнком категории и
ценности переводятся в практическую плоскость, дети получают возможность
использовать полученные знания в реально
ситуации,
соотнося
их
с
усвоенной системой ценностей.
Литература
1.Истоковедение. Том5. Издание 5-е, дополненное
– М.: Издательский дом
«Истоки»,2012. – 224
2.Истоковедение. Том11. Издание 5-е, дополненное – М.: Издательский дом
«Истоки»,2012. – 220
3.
Рекомендации
по
применению
программы
«Социокультурные
истоки»
в
Федеральном
государственном
стандарте
дошкольного
образования.
–
М.:
Издательский дом «Истоки»,2015. – 21