Напоминание

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ С СОЦИАЛЬНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ КУЗЬМИНА И А, КАМКИНА А.В. "СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИСТОКИ"


Автор: Шестакова Марина Юрьевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ г. Нижневартовска ДС № 44 "Золотой ключик"
Населённый пункт: г. Нидневартовск, ХМАО - Югра.
Наименование материала: статья
Тема: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ С СОЦИАЛЬНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ КУЗЬМИНА И А, КАМКИНА А.В. "СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИСТОКИ"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Шестакова Марина Юрьевна
Старший воспитатель высшей категории МАДОУ г. Нижневартовска ДС № 44,
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ

С СОЦИАЛЬНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ

В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

КУЗЬМИНА И А, КАМКИНА А.В.

«СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИСТОКИ»
Одно из основных направлений отечественной педагогики сегодня обращено к духовно-нравственным ценностям российского образования и воспитания. Это направление в настоящее время наиболее перспективно, поскольку связано с восстановлением традиций, уклада жизни, исторической преемственности поколений, сохранением, распространением и развитием национальной культуры и воспитанием бережного отношения к историческому наследию российского народа. В новой парадигме образования на первое место ставится воспитание и развитие патриотических, гражданских и духовно-нравственных качеств, а также формирование в детях, начиная с периода дошкольного детства, таких качеств, как инициативность, самостоятельность, доброта, способность делать нравственный выбор, что очень важно для успешной социализации ребёнка в быстро меняющемся мире. Реализуя стратегическую задачу Федерального Государственного Стандарта ДО: «объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества, в 2015 году коллектив ДОУ приступил к внедрению программы «Социокультурные истоки» Целью образовательного процесса в программе Социокультурные истоки является не раннее информационное насыщение и формирование у детей умений и навыков, а развитие у них души и сердца, умения чувствовать и
проявлять свои чувства. Программа реализуется в совместной деятельности и в рамках кружковой работы При освоении программы «Социокультурные истоки» дети приобретают первоначальные представления социального характера, социальные знания и знания о нравственности, включая их в систему социальных отношений, соотносят полученные знания с главными жизненными ценностями человека и общества, получают собственный опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям Российской цивилизации. Реализуя главные задачи программы, коллектив ДОУ активно сотрудничает с социальными, организациями г. Нижневартовска, учитывая темы итоговых занятий программы Социокультурные истоки для детей 5-7 года жизни. В рамках раскрытия социокультурной категории «Надежда» для детей 6 - года жизни, в группах проводится активное занятие «Рождественское чудо», а в рамках кружковой работы в продолжение темы, проводится совместный с родителями, детьми, педагогами и священнослужителями храма святого великомученика и целителя Пантелеймона, праздник Рождество Христово. Целью праздника является приобщение детей к истокам русской народной культуры, знакомство с православными праздниками, становление основ уважительного отношения к традициям русского народа, вовлечение родителей в образовательный процесс. В ходе подготовки к праздникам дети узнают об истории праздника, изготавливают подарки для близких, учат стихотворения и песни. Активное участие в праздниках принимают педагоги и учащиеся школы искусств № 1.Так же в рамках ознакомления с традициями и праздниками воспитанники участвуют в городских творческих выставках «Пасха», «Рождество». С целью ознакомления с православными праздниками, 21 сентября совместно с волонтёрским движением храма святого великомученика и целителя Пантелеймона, с детьми и родителями воспитанников был проведён конкурс стихотворений, посвященный празднику Рождеству Пресвятой Богородицы.
Особое место в программе «Истоки », «Социокультурные истоки» авторы уделяют воспитанию доброты, отзывчивости, сопереживанию, любви к ближнему. В социокультурных категориях как «Труд земной (для детей 4-5лет), «Вера», «Любовь», для детей (5-6 лет), «Семейные традиции» ( для детей 7-го года жизни). В каждом активном занятии авторы предлагают беседы по сказкам, пословицам, поговоркам, и обязательно предлагается вопрос, на который ребёнок должен ответить исходя из личного опыта. С целью создания условий, когда ребёнок сам может проявить данные качества, в социальной ситуации, и затем поделиться этим на занятии, мы постоянно вовлекаем детей и родителей в мероприятия добра. Так , в рамках ХХ Общероссийской акции «Весенняя неделя добра в Нижневартовске, родителями и детьми ДОУ были изготовлены поделки и переданы в детский дом Аистёнок, и в детскую окружную больницу ,в дни празднования православных праздников «Пасха » и «Рождество» по благословлению настоятеля храма святого великомученика и целителя Пантелеимона иерея Олега воспитанники нашего детского сада поздравляют священнослужителей и прихожан с праздником, а так же совместно с активистами – волонтёрами воспитанники ДОУ участвуют в концертах и театральных постановках для детей Центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Аистенок». Такое взаимодействие с социальными организациями позволяет детям получить собственный опыт переживания и позитивного действия по отношению к другим людям, не только на информационном, но и на поведенческом уровне дошкольника, с включением их в систему социальных отношений. В дальнейшем, при организации активного занятия дети с удовольствием делятся своими добрыми делами, рассуждают о важности добрых дел для себя и для других, у них формируется правильное понятие любви к ближнему. Одна из интересных и важных социокультурных категорий в программе «Социокультурные истоки» - Традиции образа. При подготовке к активному занятию по теме «Чудотворный образ» педагоги с детьми и родителями
выходят на экскурсии в храм. В храме священнослужитель рассказывает о святых людях, показывает иконы, отвечает на вопросы детей и родителей, так же в этих экскурсиях участвуют дети – волонтёры. После экскурсий дети с удовольствием изображают храм, в рамках художественно – продуктивной деятельности, во второй части занятия. Экскурсии обогащают социокультурный опыт дошкольников, способствуют вовлечению родителей в образовательный процесс, единению семей в вопросе духовно – нравственного воспитания, детей, Итак, результатом взаимодействия ДОУ с социальными организациями является привлечение родителей к реализации программы, включение детей в систему социальных отношений, освоение ребёнком культурного наследия, системы базовых отечественных ценностей и морально-этических норм, а также способствует процессу развития и саморазвития ребёнка в ходе усвоения и приумножения социокультурного опыта. Освоенные ребёнком категории и ценности переводятся в практическую плоскость, дети получают возможность использовать полученные знания в реально ситуации, соотнося их с усвоенной системой ценностей.
Литература
1.Истоковедение. Том5. Издание 5-е, дополненное – М.: Издательский дом «Истоки»,2012. – 224 2.Истоковедение. Том11. Издание 5-е, дополненное – М.: Издательский дом «Истоки»,2012. – 220 3. Рекомендации по применению программы «Социокультурные истоки» в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования. – М.: Издательский дом «Истоки»,2015. – 21


В раздел образования