Педагогическая поддержка как одно из условий успешной работы с высокомотивированными учащимися.
Автор: Светова Ирина Евгеньевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №34" Населённый пункт: город Ульяновск Наименование материала: статья Тема: Педагогическая поддержка как одно из условий успешной работы с высокомотивированными учащимися. Раздел: начальное образование
ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ МОЛОДОГО УЧИТЕЛЯ К УРОКУ ХИМИИ
ПЕТРОВА Э.И., учитель химии и биологии, К(П)ФУ, г. Казань
Учительская профессия сложна, она требует призвания, раскрыться которому и помогает
опытный педагогический коллектив школы. Молодой преподаватель должен чувствовать
постоянную
поддержку
старших,
опытных
наставников:
администрации,
председателя
методического объединения, учителей-коллег, классных руководителей и психологов. Ведь
все
они
могут
помочь
молодому
учителю
в
календарно-тематическом
планировании,
и
рассказать о специфике работы с детьми и поделиться опытом многими другими способами.
Ведь каждый из них - мастер своего дела. Именно в таком коллективе может сформироваться
настоящий учитель. Хотелось бы, чтобы так было во всех школах, тогда число молодых
учителей будет значительно больше, а престиж профессии учителя выше.
Молодой учитель, начинающий свою педагогическую деятельность в школе, сталкивается
со многими вопросами. Один из них: с чего начать? Казалось бы, знаний, которые получают
выпускники
педагогических
ВУЗов,
достаточно.
Но
молодым
учителям
не
хватает
педагогического
опыта,
который
приходит
с
практикой,
а
современной
школе
нужен
профессионально
компетентный,
творчески
работающий
педагог,
оперативно
включающийся в инновационные процессы.
В одной из своих статей Л.Н.Толстой писал, что современным делает учителя сочетание
любви к детям с профессиональными знаниями и увлечение педагогической деятельностью.
Такому
учителю
свойственно
стремление
к
постоянному
профессиональному
росту,
личностному совершенствованию, подъему общего культурного уровня. Именно о таком
учителе мечтает каждая школа, именно таким должен быть каждый молодой педагог.
Выпускник педагогического вуза, придя работать в школу, начинает в своем ежедневном
труде применять знания и практические навыки, полученные во время обучения профессии.
Процесс
самореализации
в
педагогической
сфере
начинается
с
адаптации
к
труду
в
образовательной
организации.
Нередко
начинающие
педагоги
сталкиваются
с
определенными
трудностями
на
почве
возникающих
противоречий.
Мы
поговорим
о
наиболее часто встречающихся противоречиях, с которыми сталкивались молодые учителя,
обращавшиеся в психолого-педагогическую службу гимназии.
Первое из них состоит в том, что ожидания молодого педагога могут не совпадать с
действительностью.
Выбрав
будущую
профессию
учителя,
человек
полон
энтузиазма,
желания
давать
знания
детям,
делиться
с
ними
жизненным
опытом,
видеть
заинтересованность в детских глазах. Но в реальности учитель встречается с тем, что все
дети разные, не все дети с радостью идут на его уроки, некоторые учащиеся не хотят учиться
и слушать учителя, мешают вести урок, отвлекают других. Другие противоречия могут быть
связаны с тем, что содной стороны, существуют требования, предъявляемые профессией
педагога к личностным качествам, способностям и психофизиологическим возможностям
человека. С другой стороны, каждый человек имеет свои индивидуально-психологические
особенности, свою психофизиологическую конституцию, располагает своим здоровьем и
способностями. К примеру, молодой учитель может столкнуться с проблемами, как лучше
поддерживать дисциплину в классе, как реагировать на неуместные или провокационные
высказывания учащихся, как удерживать временной регламент в структуре урока. Учитель
может прекрасно подготовиться к уроку, но кто-то из ребят нарушает дисциплину в классе и
дети не воспринимают новый материал. Такие ситуации могут вызывать у молодого педагога
самые различные переживания, от отчаяния и тревоги, потери уверенности в себе, до злости
и раздражения на учеников-провокаторов. Это можно объяснить тем, что определенные
личностные
особенности
учителя,
его
черты
характера,
отчасти
способствуют
возникновению таких ситуаций. Педагог может испытывать излишнее волнение, которое
1
охватывает его при проведении урока, а дети очень хорошо чувствуют состояние взрослого и
начинают «проверять» педагога «на стойкость». Или же, напротив, учитель может намеренно
пытаться быть чрезмерно строгим тогда, когда на самом деле это противоречит его характеру.
Кроме того, некоторые дети могут нарушать учебный процесс не намеренно, а в силу своих
психологических
особенностей,
таких
как,
например,
синдром
дефицита
внимания
с
гиперактивностью, педагогическая запущенность, школьная дезадаптация и других. Учитель
ошибочно может воспринимать «плохое» поведение таких детей следствием недостаточного
воспитания или же принимать его на свой счет, что ребенок ведет себя так специально, будто
бы назло.
Некоторые педагоги так же, как люди других сфер деятельности, могут обладать таким
качеством, как перфекционизм. Тогда они стремятся делать все безукоризненно идеально,
предъявляют к себе слишком высокие требования, боятся совершить ошибку или показать
детям свое незнание каких-либо фактов. В связи с этим возникает психоэмоциональное
напряжение,
и
тогда
нестандартные
ситуации,
такие
как
каверзные
вопросы
учащихся,
случайные оговорки, технические неполадки средств ИКТ и другие незапланированные
случайности, могут «выбить» педагога из колеи, вызвать растерянность, чувство вины или
раздражение. Это может в свою очередь вызвать неоднозначную реакцию как у самого
учителя, который может воспринимать подобный случай как трагедию, так и у учащихся.
Еще
одно
частое
противоречие
связано
с
необходимостью
учителя
в
постоянном
самосовершенствовании и саморазвитии, и ограниченном количестве свободного времени.
Некоторые
начинающие
педагоги
сталкиваются
с
трудностями
самоорганизации
и
планирования своего рабочего времени и отдыха. В результате, педагогу не хватает времени
на проверку тетрадей и подготовку к уроку, на выполнение других трудовых обязанностей, в
связи с чем возрастает риск возникновения синдрома эмоционального выгорания, ухудшения
общего самочувствия и даже потери интереса к работе.
Успех урока во многом зависит от подготовки к нему учителя. Курс методики обучения
химии на кафедре химического образования К(П)ФУ в ходе теоретической и практической
подготовки
студентов
должен
раскрыть
содержание,
построение
и
методику
изучения
школьного
курса
химии,
ознакомить
с
особенностями
преподавания
химии
в
школах
различного уровня и профиля. Необходимо сформировать устойчивые умения и навыки
будущих
учителей
химии
по
использованию
современных
методов
и
средств
обучения
химии, обеспечить усвоение основных требований к современному уроку химии и добиться
реализации их на практике, ознакомить с особенностями проведения элективных курсов по
химии и различными формами внеклассной работы по предмету. Таким образом, система
вузовского
курса
методики
обучения
химии
в
значительной
мере
формирует
основные
знания, умения и навыки будущего учителя химии.
Педагогическая
практика
–
это
сложнейший
процесс,
в
котором
проявляется
общая
культура студента как будущего учителя и воспитателя.
Студенты
вводятся
в
круг
реальных
проблем
профессионального
труда
учителя-
воспитателя, знакомятся с содержанием и объемом его работы. В связи с этим они должны
проводить учебно-воспитательную работу по всем направлениям : психолого-педагогическое
изучение отдельных учащихся и коллектива, планирование работы, проведение уроков и
факультативных
занятий,
внеклассная
работа
по
предмету
химия,
работа
в
качестве
классного руководителя на основе комплексного подхода, работа с родителями учащихся, с
учителями, социальными педагогами, психологами школы. Деятельность студентов в период
практики можно представить как мини-модель учителя профессионала.
Мы проходили (первую) педагогическую практику в феврале 2015 года
МАОУ
«Средней Образовательной школе №165» Ново-Савиновского района г. Казани. Во время
прохождения
педагогической
практики
мы
не
только
проводили
уроки,
внеклассные
мероприятия,
индивидуальная
работа
с
учениками,
но
и
провели
беседу
с
молодыми
учителями
химии,
биологии,
географии.
Примерные
вопросы,
которые
мы
задавали
учителям:
2
Какие чувства Вы испытывали в период адаптации на новом рабочем месте?
Обращаетесь ли Вы за помощью к коллегам?
Какие трудности вы испытывали при проведении первых уроков?
Что вы посоветуете будущим молодым учителям?
Как вы считаете, что главное при подготовке и проведении уроков по химии?
Каких правил должен придерживаться учитель при проведении первых уроков?
После проведения бесед с молодыми учителями и после прохождения педагогической
практики мы анализировали результаты и разработали мини модель, в которую входит
советы, правила подготовки и проведения уроков, а также алгоритм действий молодого
учителя для успешного проведения уроков химии, которые представлены ниже.
Советы молодому учителю при подготовке к уроку (алгоритм действий)
Учет особенностей учащихся класса:
успеваемость (сильный, слабый, неоднородный, пассивный, активный и т. п.);
отношение учащихся к предмету;
темп работы;
сформированность учебных умений;
общая подготовленность учащихся;
отношение к разным видам учебной деятельности;
отношение к разным формам учебной работы, в том числе нестандартным;
общая дисциплина учащихся.
Учет своих индивидуальных особенностей:
тип нервной системы;
коммуникативность;
эмоциональность при организации учебной деятельности учащихся;
управление восприятием нового учебного материала учащимися;
умение преодолеть плохое настроение;
уверенность в своих знаниях, умениях;
наличие умений импровизации;
умения пользоваться различными средствами обучения, в том числе ТСО и ЭВТ.
Соблюдение правил, обеспечивающих успешное проведение урока.
Общие
1. Определить место урока в теме, а темы - в годовом курсе, выделить общую задачу
урока.
2. Отобрать три вида книг, относящихся к теме урока: научные, научно-популярные,
методические. Познакомиться с их содержанием.
3. Просмотреть учебную программу, перечитать объяснительную записку, выяснить, что
требуется от учителя в программе к данному уроку.
4. Восстановить в памяти материал учебника, отобрать опорные знания, умения и навыки.
5. Конкретизировать задачи урока, выделить ведущую, сформулировать и зафиксировать
ее в плане.
6. Выделить главную идею урока. Определить, что должен понять, запомнить ученик на
уроке, знать и уметь после урока.
7. Обозначить, какой учебный материал сообщить ученикам, в каком объеме, какими
порциями, какие интересные факты, подтверждающие ведущую идею, узнают на уроке
школьники.
8. Отобрать содержание урока в соответствии с его задачей, обдумать методы ведения
урока,
выбрать
наиболее
эффективные
способы
изучения
нового
материала,
а
также
формирования новых знаний, умений и навыков.
3
9. Записать предусматриваемый ход урока в план урока и представить его себе как
целостное явление, как процесс, приводящий к осуществлению задуманного урока.
Частные
1. Быть собранным, четко и ясно ставить задачи перед учениками, последовательно вести
их к намеченным целям.
2. Быть доброжелательным, не оскорблять учеников, не возмущаться их незнанием или
непониманием. Помнить, что если большинство учащихся чего-либо не знает, не понимает,
ошибку надо искать в способах организации их деятельности.
3. Не перебивать ученика, дать ему договорить. Нечеткий ответ может быть следствием
неясного вопроса.
4. Задания и инструктаж к ним должны даваться ясно, кратко, с обязательным выяснением,
как поняли ученики требование.
5. Пристально следить за откликом учеников на рассказ, задание, требование. Потеря
внимания - сигнал о необходимости изменить темп, повторить изложенное или включить в
ход урока дополнительный материал.
6. Помнить, что показателем внимания могут быть активное слушание, сосредоточенность
на задании.
7. Экономить время, вовремя начинать урок, заканчивать его со звонком, не допускать
длинных сентенций, «проработок» отдельных учеников.
8. Предъявленное требование к ученикам обязательно реализовать. Ни одно требование на
уроке не следует декларировать.
9. Темп урока поддерживать интенсивным, но посильным для большинства.
10.
Стимулировать
вопросы
учащихся,
поддерживать
инициативу,
одобрять
их
осведомленность.
Этапы планирования урока и подготовки к нему учителя
1. Разработка системы уроков по теме или разделу.
2.
Определение
образовательно-воспитательно-развивающих
задач
урока
на
основе
программы, методических пособий, школьного учебника и дополнительной литературы.
3. Отбор оптимального содержания материала урока, расчленение его на ряд опорных
знаний, дидактическая обработка.
4. Выделение главного материала, который должен ученик понять и запомнить на уроке.
5. Формулирование учебных задач урока.
6. Разработка структуры урока, определение его типа и наиболее целесообразных методов
и приемов обучения на нем.
7.
Нахождение
связей
при
изучении
нового
материала
с
другими
предметами
и
использование этих связей при изучении нового материала и при формировании новых
знаний и умений учащихся.
8. Планирование всех действий учителя и учащихся на всех.
Присутствие химического эксперимента — неотъемлемая часть урока химии. Именно
химический эксперимент и задает специфику химии как предмета, но иногда учитель не
может
продемонстрировать
опыт
на
уроке,
на
это
существуют
причины:
отсутствие
реактивов, опасность проведения опытов, большие затраты времени. При использовании
видео эксперимента этот недостаток можно с легкостью устранить.
Учитель, использующий современные достижению науки и техники, способен проводить
уроки на более качественном и высоком уровне, что способно заинтересовать современного
ученика,
привлечь
его
к активному
участию
в учебном
процессе,
улучшить
освоение
учебного материала, дать возможность для самообучения.
Настоящий педагог и сам должен учиться на протяжении всей своей профессиональной
деятельности,
совершенствовать
свое
мастерство.
Как
писал К. Д. Ушинский:
«Учитель
4
живет до тех пор, пока учиться, как только он перестает учиться, в нем умирает учитель».
Проведение
мастер-классов,
открытых
уроков,
семинаров,
участие
в различных
профессиональных
конкурсах —
все
это
дает
почву
для
профессионального
развития
и дальнейшего роста.
И
в
заключении
хотелось
бы
сказать,
что
современной
школе
необходимы
молодые
учителя,
способные
принести
много
новых
идей
в
обучении
химии,
стремящиеся
к
творческим открытиям, к вершинам профессионального мастерства.
Профессия учителя трудна, но почетна и прекрасна. Поэтому необходимо помнить:
самое благое поприще – служение добру и правде;
самая верная дорога – дорога честного труда;
самое значительное дело – то, которое Вы сами выбрали и которому вы преданны;
самый мужественный поступок – признание собственных ошибок;
самая прочная жизненная опора – знания.
В ходе предстоящей (второй) педагогической практики по химии (сентябрь 2015 г.) мы
апробируем разработанные нами аспекты подготовки молодого учителя к уроку и дополним
модель подготовки молодого учителя химии.
Список использованной литературы:
1.
Космодемьянская
С.С.
Формирование
педагогического
менеджмента
и
самоменеджмента при подготовке учителя химии. Казанский педагогический журнал. -
Казань: ООО «Слово», 2013. - № 6 (101). - С.61-66.
2.
Космодемьянская
С.С.,
Гильманшина
С.И.
Методика
обучения
химии:
учебное
пособие. Казань: ТГГПУ, 2011. – С. 20-30
3.
Поташник М. М. Требования к современному уроку. Методическое пособие. — М.:
Центр пед. образования. 2007. — 272 с.
4.
Космодемьянская, С.С. Методические особенности подготовки молодого учителя к
уроку
химии/С.С.Космодемьянская,
Э.И.Петрова//Инновационная
наука
и
современное
общество: сборник статей Международной научно-практической конференции (5.12.2014г.,
г.Уфа). в 2 ч. Ч.2/- Уфа: Аэтерна, 2014. – 219 с.
5