Построение ориентировочной основы действий по формированию УУД
Автор: Трунова Валентина Николаевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ лицей №3 Населённый пункт: город Сургут Наименование материала: Методическая разработка Тема: Построение ориентировочной основы действий по формированию УУД Раздел: начальное образование
Построение ориентировочной основы действий по формированию УУД
«Поиск информации»
В.Н.Трунова, учитель начальных классов,
МБОУ лицея №3
В современных условиях наиболее важной стратегической и чрезвычайно актуальной
целью образования является обеспечение усвоения и переработки непрерывно растущего
объема информации . (Статья А. В. Гвоздевой , В. В. Жилина «Понятие и функции
педагогического менеджмента как средства управления учебной информации», 2010)
Достижением метапредметных результатов является умение осуществлять
информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из информационных
источников.
В литературе можно найти достаточно много определений термина « поиск информации »,
отражающих различные подходы к толкованию этого понятия.
1.
Информационный поиск – это действия, методы и процедуры, позволяющие
осуществлять отбор определенной информации из массива данных
(по ГОСТУ 7.73.96 « Поиск и распространение информации. Термины и определения»),
2.
Поиск информации — процесс выявления в массиве информации записей,
удовлетворяющих заранее определенному условию поиска или запросу.
(Материал из Википедии — свободной энциклопедии)
3.
Учебная информация – это часть социальной информации, специально отобранная и
организованная для обеспечения возможности достижения целей обучения,
соответствующих программным целям общества.
(«Педагогика начальной школы»,2000г.)
Говоря о поиске информации, употребляют термин запрос.
Запрос — это формализованный способ выражения информационных потребностей
пользователем системы.
(Материал из Википедии)
За основу я взяла второе понятие «Поиск информации». Для построения ориентировочной
основы данного действия я буду опираться на него.
Образ результата
Что получится в результате поиска информации?
В результате данного действия получится информация, которая соответствует результату
поиска- запроса (эталону)
Как определить качественный результат или нет?
Полученная
информация
отвечает
всем
условиям
и
требованиям
(достоверность
информации, соответствие возрастным особенностям детей, точность, объем) запроса и
соответствует результату запроса (эталону)
Способ действия
Процесс поиска включает последовательность операций, направленных на сбор, обработку и
предоставление информации.
1. Уточнение информационной потребности и формулировка запроса.
2. Выбор источников информации, соответствующих запросу пользователя.
3. Извлечение информации из информационных источников.
4. Ознакомление с полученной информацией.
5. Оценка результатов поиска:
1.
Выполнить
пошаговое
сравнение
реального
продукта
с
ожидаемым
результатом
(эталоном):
- выделить существенные признаки эталона
- выявить наличие первого признака в реальном продукте (объекте)
- выявить наличие второго признака в объекте и т.д
Если все признаки сравнения объекта с эталоном совпали, то результат или способ действия
соответствует эталону, если хотя бы один признак не совпал, то результат или способ
действия не соответствует эталону.
2.
В случае расхождения с эталоном провести анализ несоответствий, зафиксировать
шаги, на которых возникли затруднения, соотнести свои действия на каждом шаге с
изученными способами.
3.
Внести коррективы в поиск информации или способ действия.
4.
Выполнить корректирующие действия.