Автор: Шахтина Елена Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ № 208 Населённый пункт: УР, г.Ижевск Наименование материала: статья Тема: Инклюзивное образование в ДОУ Раздел: дошкольное образование
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ДОУ
В наши дни и в средствах массовой информации,и в обиходе частенько можно
услышать понятие «инклюзивное образование». Инклюзивное образование —
это
процесс
развития
общего
образования,
в
основу
которого
положена
идеология ,
которая
исключ ает
любую
дискриминацию
д е т е й ,
обеспечивая равное отношение ко всем, но создает определенные условия для
детей, имеющих особые потребности.
На сегодняшний день большинство руководителей школ, дошкольных
учреждений не готовы к включению детей с ограниченными возможностями в
обычные классы, группы.
Нужно отметить, что практика некоторых организаций в России (учебные,
общественные) показывает, что дети-инвалиды наравне со здоровыми детьми
могут
т анцевать
и
заниматься
спортом,
рисовать
и
п о с е щ ат ь
занятия музыкой. В этих случаях такие дети чувствуют меньший дискомфорт в
общении со сверстниками, испытывают меньшее чувство неполноценности. А в
д а л ь н е й ш е м
о н и
л е г ч е
и н т е г р и р у ю т с я
в
о б щ е с т в о .
По-моему
мнению,
форма
инклюзивного
образования,
которую
нам
предлагают, не подходит для нашего общества. Так как я работаю воспитателем
в ДОУ, хотелось бы рассмотреть конкретный пример из дошкольной жизни.
Тогда я только начинала работать в одном из детских садов города Ижевска.
Мою группу посещал мальчик с нарушением двигательного аппарата (ДЦП
легкой степени).В умственном развитии он почти не отставал от сверстников
(во второй младшей группе знал фигуры, цвета, некоторые буквы и цифры), но
в физическом плане были некоторые нарушения. Ноги у него были совсем
слабенькие, поэтому бегать и играть наравне с малышами было трудно. То он
спотыкался и падал, то от малейшего толчка мальчиками оказывался в группе
на полу, а на улице на земле. По-человечески было его очень жаль, но с другой
стороны...Это
же
какая
ответственность
за
его
жизнь
и
здоровье!
Мама
мальчика,в свою очередь, утверждала, что ее ребенок абсолютно такой же как
все дети. В общем, к единому мнению мы так и не пришли.
Не знаю дальнейшую судьбу этого мальчика, так как пришлось поменять
место
работы
в
связи
с
переездом.
Считаю
что
режим,
предоставленный
физически и умственно развитым детям, приходится таким детям слишком
тяжелым грузом. Детям с ограниченными возможностями безусловно требуется
общение со здоровыми ребятками. Так можно было бы при некоторых детских
садах открывать специальные группы для них (например небольшую группу из
8-10 детей). Они бы могли посещать общие мероприятия, ходить в обычные
группы
на
экскурсии.
В
свою
очередь,
воспитатели
бы
вели
со
своими
воспитанниками
беседы
о
внимательном,
доброжелательном
отношении
к
таким
детям.
Думаю
детям
с
ограниченными
возможностями
необходима
каждодневная работа психолога, целого ряда других специалистов. Уход только
воспитателей,нянечек им недостаточен.
Хотелось
бы,
чтобы
этим
вопросам,
на
мой
взгляд
очень
важным
и
серьезным, уделялось больше внимания и со стороны властей, и со стороны
самих образовательных учреждений. Конечно понятно, что причина кроется в
финансовой стороне вопроса. Но все -таки я верю, что воспитательному и
образовательному процессу уделят еще должное внимание!