Напоминание

Влияние прогулки на развитие ребёнка дошкольного возраста


Автор: Ващенко Наталья Владиславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №1
Населённый пункт: Невинномысск
Наименование материала: Статья
Тема: Влияние прогулки на развитие ребёнка дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




1
Влияние прогулки на развитие ребёнка дошкольного возраста
Здоровый и развитый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, социально физиологически адаптирован. В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а так же необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни. Считаю, что двигательный режим в дошкольном учреждении включает всю динамическую деятельность детей, как организованную, так и самостоятельную. Двигательная активность дошкольника должна быть направлена и соответствовать его опыту, интересам, желаниям, функциональным возможностям организма, что и составляет основу индивидуального подхода к каждому ребенку. Поэтому мне, как педагогу, необходимо позаботиться об организации детской двигательной деятельности, ее разнообразии, а также выполнении основных задач и требований к ее содержанию. Содержательная сторона двигательного режима дошкольников должна быть направлена на развитие умственных, духовных и физических способностей детей. К моменту поступления в школу у детей должны быть сформированы основные двигательные навыки в ходьбе, беге, прыжках, метании, лазании, некоторых видах спортивных упражнений и игр. Недостаточное развитие какого-либо двигательного качества у ребенка снижает его способность к усвоению новых двигательных действий, а также его двигательную активность, Каждая прогулка для ребенка – это познание окружающей действительности через движения, которые должны приносить радость. Важным является обогащение детей представлениями и знаниями о назначении и способах применения разных видов движений, сходстве и различиях в силе, скорости, их практической целесообразности. Особенностями проведения прогулок является обе спечение дифференцированного и индивидуального подхода к детям с учетом их состояния здоровья, уровня двигательной подготовленности и двигательной активности. Прогулка играет ведущую роль в развитии, образовании, оздоровлении ребёнка. В режиме дня необходимо выделять достаточное время для пребывания детей на свежем воздухе. Это имеет большое значение для физического развития дошкольников. Поэтому мы организовываем прогулку дважды в день: в первую половину дня – до обеда и во вторую половину дня – после дневного сна.
2 На каждой прогулке решается комплекс взаимосвязанных задач: оздоровительных, воспитательных и образовательных. Оздоровительные задачи направлены на формирование здорового образа жизни и воспитание осознанного отношения к проявлению своей двигательной активности; воспитательные - на развитие самостоятельности, активности и общения, а также на формирование эмоциональной, моральной и волевой сферы детей в процессе двигательной деятельности; образовательные - на овладение необходимым программным материалом по развитию движений, формирование доступных знаний об основах физической культуры и здоровом образе жизни. Каждая прогулка для ребёнка – это познание окружающей действительности через движения, которые должны приносить радость. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она повышает его выносливость и устойчивость к неблагоприятным воздействиям окружающей среды, особенно к простудным заболеваниям. На прогулке дети много двигаются, играют. Движение усиливает обмен веществ, кровообращение, улучшает аппетит. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся более подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус. Наша (педагогов) основная задача во время прогулки обеспечить детей активной, содержательной, разнообразной и интересной деятельностью: игры, труд, наблюдения. В условиях прогулки осуществляется тесное общение ребёнка с взрослым. Мы уточняем, закрепляем знания, полученные детьми на занятиях, обучаем тем или иным умениям, приучаем действовать сообща, не мешая друг другу, воспитываем любовь и доброе отношение ко всему, что окружает. Прогулка способствует всестороннему развитию детей. Во время пребывания на участке или на улице дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем: о труде взрослых, о транспорте, о правилах уличного движения и т. д. Из наблюдений они узнают об особенностях сезонных изменений в природе, подмечают связи между различными явлениями, устанавливают элементарную зависимость. Наблюдения вызывают у них интерес, ряд вопросов, на которые они стремятся найти ответ. Все это развивает наблюдательность и любознательность, расширяет их кругозор, углубляет знания и представления. Многие родители недооценивают значение прогулки в жизни ребенка. Большинству кажется, что на зимней прогулке ребенок замерзнет и непременно заболеет. И связывают простудные заболевания детей именно с прогулками в зимний период. Дети младшего дошкольного возраста характеризуются большой двигательной активностью. Реализация этой особенности имеет большие возможности на прогулке, где дети не ограничены пространством и двигательными действиями.
3 Обучение двигательным действиям на прогулке идет непременно с опорой на мыслительные операции, содействует не только физическому, но и активному психическому развитию младших дошкольников. Велико влияние движений на развитие речи детей. Рядом исследователей доказано, что чем выше двигательная активность ребенка, тем быстрее идет развитие у него речи. На прогулке закладываются позитивные чувства по отношению к природе и ее обитателям, открывается удивительное многообразие растительного и животного мира, впервые осознается значение природы в жизни человека, осознаются и переживаются нравственно-эстетические чувства, побуждающие детей заботиться обо всем, что их окружает. Литература: 1. Т. Л. Богина, Н.Т.Терехова «Режим дня в детском саду», М., Просвещение, 2010 г. 2. Т.И.Осокина, Е.А.Тимофеева, Л. С. Фурмина «Игры и развлечения детей на воздухе», М., Просвещение, 2011 г. 3. Никитина М.А. Инновационные технологии организации двигательной активности старших дошкольников / Никитина М.А., Храмцов П.И. - М.: 2011 г.


В раздел образования