Влияние прогулки на развитие ребёнка дошкольного возраста
Автор: Ващенко Наталья Владиславовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ №1 Населённый пункт: Невинномысск Наименование материала: Статья Тема: Влияние прогулки на развитие ребёнка дошкольного возраста Раздел: дошкольное образование
1
Влияние прогулки на развитие ребёнка дошкольного возраста
Здоровый и развитый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью
организма
к
вредным
факторам
среды
и
устойчивостью
к
утомлению,
социально
физиологически
адаптирован.
В
дошкольном
детстве
закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный
рост
и
развитие,
формируются
основные
движения,
осанка,
а
так
же
необходимые
навыки
и
привычки,
приобретаются
базовые
физические
качества,
вырабатываются
черты
характера,
без
которых
невозможен
здоровый образ жизни.
Считаю, что двигательный режим в дошкольном учреждении включает
всю
динамическую
деятельность
детей,
как
организованную,
так
и
самостоятельную.
Двигательная
активность
дошкольника
должна
быть
направлена
и
соответствовать
его
опыту,
интересам,
желаниям,
функциональным
возможностям организма, что и составляет основу индивидуального подхода
к каждому ребенку.
Поэтому мне, как педагогу, необходимо позаботиться об организации
детской двигательной деятельности, ее разнообразии, а также выполнении
основных задач и требований к ее содержанию. Содержательная сторона
двигательного режима дошкольников должна быть направлена на развитие
умственных, духовных и физических способностей детей.
К моменту поступления в школу у детей должны быть сформированы
основные двигательные навыки в ходьбе, беге, прыжках, метании, лазании,
некоторых видах спортивных упражнений и игр. Недостаточное развитие
какого-либо двигательного качества у ребенка снижает его способность к
усвоению
новых
двигательных
действий,
а
также
его
двигательную
активность,
Каждая
прогулка
для
ребенка
–
это
познание
окружающей
действительности через движения, которые должны приносить радость.
Важным является обогащение детей представлениями и знаниями о
назначении
и
способах
применения
разных
видов
движений,
сходстве
и
различиях в силе, скорости, их практической целесообразности.
Особенностями
проведения
прогулок
является
обе спечение
дифференцированного
и
индивидуального
подхода
к
детям
с
учетом
их
состояния здоровья, уровня двигательной подготовленности и двигательной
активности.
Прогулка играет ведущую роль в развитии, образовании, оздоровлении
ребёнка.
В
режиме
дня
необходимо
выделять
достаточное
время
для
пребывания детей на свежем воздухе. Это имеет большое значение
для
физического развития дошкольников. Поэтому мы организовываем прогулку
дважды в день: в первую половину дня – до обеда и во вторую половину дня
– после дневного сна.
2
На
каждой
прогулке
решается
комплекс
взаимосвязанных
задач:
оздоровительных,
воспитательных
и
образовательных.
Оздоровительные
задачи направлены на формирование здорового образа жизни и воспитание
осознанного
отношения
к
проявлению
своей
двигательной
активности;
воспитательные - на развитие самостоятельности, активности и общения, а
также на формирование эмоциональной, моральной и волевой сферы детей
в процессе двигательной деятельности; образовательные - на овладение
необходимым
программным
материалом
по
развитию
движений,
формирование
доступных знаний
об основах физической культуры и
здоровом образе жизни.
Каждая
прогулка
для
ребёнка
–
это
познание
окружающей
действительности через движения, которые должны приносить радость.
Прогулка
является
первым
и
наиболее
доступным
средством
закаливания
детского
организма.
Она
повышает
его
выносливость
и
устойчивость
к
неблагоприятным
воздействиям
окружающей
среды,
особенно к простудным заболеваниям. На прогулке дети много двигаются,
играют.
Движение
усиливает
обмен
веществ,
кровообращение,
улучшает
аппетит.
Дети учатся преодолевать
различные препятствия, становятся
более
подвижными,
ловкими,
смелыми,
выносливыми.
У
них
вырабатываются
двигательные
умения
и
навыки,
укрепляется
мышечная
система, повышается жизненный тонус.
Наша (педагогов) основная задача во время прогулки обеспечить детей
активной,
содержательной,
разнообразной
и
интересной
деятельностью:
игры,
труд,
наблюдения.
В
условиях
прогулки
осуществляется
тесное
общение ребёнка с взрослым. Мы уточняем, закрепляем знания, полученные
детьми на занятиях, обучаем тем или иным умениям, приучаем действовать
сообща, не мешая друг другу, воспитываем любовь и доброе отношение ко
всему, что окружает.
Прогулка
способствует
всестороннему
развитию
детей.
Во
время
пребывания
на
участке
или
на
улице
дети
получают
много
новых
впечатлений и знаний об окружающем: о труде взрослых, о транспорте, о
правилах
уличного
движения
и
т.
д.
Из
наблюдений
они
узнают
об
особенностях
сезонных
изменений
в
природе,
подмечают
связи
между
различными явлениями, устанавливают элементарную зависимость.
Наблюдения вызывают у них интерес, ряд вопросов, на которые они
стремятся
найти
ответ.
Все
это
развивает
наблюдательность
и
любознательность,
расширяет
их
кругозор,
углубляет
знания
и
представления. Многие родители недооценивают значение прогулки в жизни
ребенка. Большинству кажется, что на зимней прогулке ребенок замерзнет и
непременно заболеет. И связывают простудные заболевания детей именно с
прогулками
в
зимний
период.
Дети
младшего
дошкольного
возраста
характеризуются большой двигательной активностью.
Реализация этой особенности имеет большие возможности на прогулке,
где дети не ограничены пространством и двигательными действиями.
3
Обучение двигательным действиям на прогулке идет непременно с
опорой на мыслительные операции, содействует не только физическому, но и
активному психическому развитию младших дошкольников. Велико влияние
движений на развитие речи детей. Рядом исследователей доказано, что чем
выше двигательная активность ребенка, тем быстрее идет развитие у него
речи.
На
прогулке
закладываются
позитивные
чувства
по
отношению
к
природе
и
ее
обитателям,
открывается
удивительное
многообразие
растительного и животного мира, впервые осознается значение природы в
жизни
человека,
осознаются
и
переживаются
нравственно-эстетические
чувства, побуждающие детей заботиться обо всем, что их окружает.
Литература:
1.
Т.
Л.
Богина,
Н.Т.Терехова
«Режим
дня
в
детском
саду»,
М.,
Просвещение, 2010 г.
2. Т.И.Осокина, Е.А.Тимофеева, Л. С. Фурмина «Игры и развлечения
детей на воздухе», М., Просвещение, 2011 г.
3.
Никитина
М.А.
Инновационные
технологии
организации
двигательной активности старших дошкольников / Никитина М.А., Храмцов
П.И. - М.: 2011 г.