Напоминание

Игровая деятельность как средство развития речи детей раннего возраста


Автор: Кузина Александра Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №30
Населённый пункт: г.Арзамас, Нижегородская область
Наименование материала: статья
Тема: Игровая деятельность как средство развития речи детей раннего возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад





Игровая деятельность

как средство развития речи детей раннего возраста
Ранний возраст- это период наиболее интенсивного развития организма, это период, когда у ребенка происходит активное усвоение разговорного языка, что является одним из основных новообразований периода раннего детства, происходит становление и развитие всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Разработкой теоретических и практических вопросов развития речи детей 3-го года жизни занимались известные ученые и педагоги, методисты: Н.М. Аксарина, Е.К.Каверина, Н.С. Карпинская, Н.Ф.Ладыгина, Г.М.Лямина и др.Исследования , проведенные психологами, создали предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого развития дошкольников. (Л.С Выготский, А.Н Гвоздев, А.В. Запорожец, А.А.Леонтьев,С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.) В период раннего детства ребенок осваивает общественно- выработанные способы восприятия окружающих его предметов. Первоначально это происходит в непосредственном общении и взаимодействии с взрослым, а затем самостоятельно. В отношениях со взрослыми, ребенок проявляет выраженную подражательность, что является простейшей формой идентификации. Идентификационные отношения ребенка со взрослым и взрослого с ребенком готовят малыша к эмоциональной причастности к другому, к людям. Ранний возраст считается периодом зарождения сюжетно- ролевой игры. Главной задачей взрослого человека, будет являться то, что он должен сформировать предпосылки игры у ребенка и развить у него умение взаимодействовать со сверстниками.
Игра в наибольшей степени способствует формированию новообразований ребенка, его психических процессов, в том числе воображения. Одним из первых, кто связал развитие игры с особенностями детского воображения , был К.Д Ушинский. Он обратил внимание на воспитательную ценность образов воображения: ребенок искренне верит в них, поэтому играя, испытывает сильные неподдельные чувства. Игра, являясь простым и близким человеку способом познания окружающей действительности , должна быть наиболее естественным и доступным путем к овладению теми или иными знаниями, умениями, навыками. Существующая же необходимость в рациональном построении, организации и применении ее в процессе обучения и воспитания младших дошкольников требует более тщательного и детального ее изучения. Детство без игры и вне игры ненормально. Лишение ребенка игровой практики- это лишение его главного источника развития. Играющий ребенок непрерывно говорит; он говорит и в том случае, если он играет один, манипулирует предметами, не стимулирующими к разговору. Но есть игрушки, значение которых как стимулов для проявления речи детей исключительное. Это те игрушки, изображающие одушевленные предметы: животных, людей. Лошадка, которой играет ребенок, для него - живое существо. Он говорит с ней так, как говорит со своей живой лошадью обслуживающий её или с ней работающий хозяин. Особенно значительна воспитывающая роль куклы. Нет ни одной игры, которая выдвигала бы столько поводов для проявления речи детей, как игра в куклы. Кукла - человек, член коллектива маленьких людей, живущих своей жизнью и отражающих эту жизнь - игру в слове. Кукла становится партнером по общению для ребенка.
Особенную роль в развитии речи играют так называемые подвижные игры. Эти игры обусловлены определенными правилами, соблюдать которые маленьким 2-3 летним детям трудно. Толковое , обстоятельное, повторное разъяснение детям правил игры, совместное с ними обсуждение условий её проведения- уже путь к развитию их языка. Особое значение для развития языка и речи имеют игры, в которые включен литературный текст, стишок, предписывающий то или иное игровое действие. В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами( игрушками, природным материалом), настольно печатные и словесные игры. В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: ребята упражняются в определении предмета, по какому - либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству , назначению и др.), что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления. В работе с детьми раннего возраста считаю эффективным сочетание наглядности и слова. Яркие предметы и картинки вызывают у малыша желание их рассмотреть. Познавая окружающий мир, ребёнок усваивает словесные обозначения предметов и явлений действительности, их свойств, связей и отношений. Для расширения, обогащения и активизации словаря
использую дидактические упражнения: «Чудесный мешочек», «Угадай, что звучит». Эти упражнения разнообразны и предполагают употребление слов, относящихся к разным частям речи. Несомненно, что развитие речи детей любого возраста одна из приоритетных задач в обучении и воспитании. Речь малыша развивается постоянно в быту, в игре, в общении и сопровождает его в любой деятельности. Но чтобы обучение проходило легко и свободно, без строгих правил и навязчивости, поможет использование в педагогическом процессе игр. Игровая деятельность служит закреплению знаний, полученных на занятиях, и активизации словаря. Она является естественным состоянием, потребностью детского организма, средством общения и совместной деятельности детей. Игровая деятельность создаёт тот положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Она выявляет индивидуальные способности, личностные качества ребёнка, позволяет определить уровень его знаний и представлений, что необходимо для дальнейшей эффективной работы воспитателя с каждым ребёнком.


В раздел образования