Игровая деятельность как средство развития речи детей раннего возраста
Автор: Кузина Александра Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ №30 Населённый пункт: г.Арзамас, Нижегородская область Наименование материала: статья Тема: Игровая деятельность как средство развития речи детей раннего возраста Раздел: дошкольное образование
как средство развития речи детей раннего возраста
Ранний возраст- это период наиболее интенсивного развития организма, это
период, когда у ребенка происходит активное усвоение разговорного языка,
что является одним из основных новообразований периода раннего детства,
происходит становление и развитие всех сторон речи: фонетической,
лексической, грамматической.
Разработкой теоретических и практических вопросов развития речи детей
3-го года жизни занимались известные ученые и педагоги, методисты: Н.М.
Аксарина, Е.К.Каверина, Н.С. Карпинская, Н.Ф.Ладыгина, Г.М.Лямина и
др.Исследования , проведенные психологами, создали предпосылки для
комплексного подхода к решению задач речевого развития дошкольников.
(Л.С Выготский, А.Н Гвоздев, А.В. Запорожец, А.А.Леонтьев,С.Л.
Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.)
В период раннего детства ребенок осваивает общественно- выработанные
способы восприятия окружающих его предметов. Первоначально это
происходит в непосредственном общении и взаимодействии с взрослым, а
затем самостоятельно. В отношениях со взрослыми, ребенок проявляет
выраженную подражательность, что является простейшей формой
идентификации. Идентификационные отношения ребенка со взрослым и
взрослого с ребенком готовят малыша к эмоциональной причастности к
другому, к людям.
Ранний возраст считается периодом зарождения сюжетно- ролевой игры.
Главной задачей
взрослого человека, будет являться то, что он должен
сформировать
предпосылки
игры
у
ребенка
и
развить
у
него
умение
взаимодействовать со сверстниками.
Игра в наибольшей степени способствует формированию новообразований
ребенка, его психических процессов, в том числе воображения. Одним из
первых, кто связал развитие игры с особенностями детского воображения ,
был К.Д Ушинский. Он обратил
внимание на воспитательную
ценность
образов
воображения:
ребенок
искренне
верит
в
них,
поэтому
играя,
испытывает сильные неподдельные чувства.
Игра,
являясь
простым
и
близким
человеку
способом
познания
окружающей
действительности
,
должна
быть
наиболее
естественным
и
доступным
путем к овладению
теми или
иными знаниями, умениями,
навыками. Существующая же необходимость в рациональном построении,
организации и применении ее в процессе обучения и воспитания младших
дошкольников требует более тщательного и детального ее изучения.
Детство без игры и вне игры ненормально. Лишение ребенка
игровой
практики- это лишение его главного источника развития.
Играющий ребенок непрерывно говорит; он говорит и в том случае, если он
играет один, манипулирует предметами, не стимулирующими к разговору. Но
есть игрушки, значение которых как стимулов для проявления речи детей
исключительное. Это те игрушки, изображающие одушевленные предметы:
животных, людей. Лошадка, которой играет
ребенок, для него - живое
существо.
Он говорит с ней так, как говорит со своей
живой лошадью
обслуживающий её или с ней работающий хозяин.
Особенно значительна
воспитывающая роль куклы. Нет ни
одной игры,
которая выдвигала бы столько поводов для проявления речи детей, как игра в
куклы. Кукла - человек, член коллектива маленьких людей, живущих своей
жизнью
и отражающих эту жизнь - игру в слове.
Кукла становится
партнером по общению для ребенка.
Особенную роль в развитии речи играют так называемые подвижные игры.
Эти
игры обусловлены определенными правилами, соблюдать
которые
маленьким 2-3 летним детям трудно.
Толковое
,
обстоятельное,
повторное
разъяснение
детям
правил
игры,
совместное с ними обсуждение условий её проведения- уже путь к развитию
их языка.
Особое значение для развития языка и речи имеют игры, в которые включен
литературный
текст,
стишок,
предписывающий
то
или
иное
игровое
действие.
В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три
основных вида: игры с предметами( игрушками, природным материалом),
настольно печатные и словесные игры.
В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с
ними,
дети
учатся
сравнивать,
устанавливать
сходство
и
различие
предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со
свойствами
предметов
и
их
признаками:
цветом,
величиной,
формой,
качеством.
В
играх
решаются
задачи
на
сравнение,
классификацию,
установление последовательности в решении задач. По
мере
овладения
детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются:
ребята упражняются
в определении предмета, по какому - либо одному
качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству ,
назначению и др.), что очень важно для развития отвлеченного, логического
мышления.
В
работе
с
детьми
раннего
возраста
считаю
эффективным
сочетание
наглядности
и
слова.
Яркие
предметы
и
картинки
вызывают
у
малыша
желание
их
рассмотреть.
Познавая
окружающий
мир,
ребёнок
усваивает
словесные обозначения предметов и явлений действительности, их свойств,
связей и отношений. Для расширения, обогащения и активизации словаря
использую дидактические упражнения: «Чудесный мешочек», «Угадай, что
звучит». Эти упражнения разнообразны и предполагают употребление слов,
относящихся к разным частям речи.
Несомненно, что развитие речи детей любого возраста одна из приоритетных
задач в обучении и воспитании. Речь малыша развивается постоянно в быту, в
игре,
в
общении
и
сопровождает
его
в
любой
деятельности.
Но
чтобы
обучение проходило легко и свободно, без строгих правил и навязчивости,
поможет использование в педагогическом процессе игр.
Игровая деятельность служит закреплению знаний, полученных на занятиях,
и
активизации
словаря.
Она
является
естественным
состоянием,
потребностью
детского
организма,
средством
общения
и
совместной
деятельности
детей.
Игровая
деятельность
создаёт
тот
положительный
эмоциональный
фон,
на
котором
все
психические
процессы
протекают
наиболее активно. Она выявляет индивидуальные способности, личностные
качества ребёнка, позволяет определить уровень его знаний и представлений,
что необходимо для дальнейшей эффективной работы воспитателя с каждым
ребёнком.