Напоминание

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА "СОДРУЖЕСТВО"


Автор: Трошкова Наталья Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ Школа №374
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА "СОДРУЖЕСТВО"
Раздел: начальное образование





Назад




Такие разные порою У нас глаза и лица тоже, Но стоит приглядеться к людям. Увидишь, как мы все похожи.... Е.Купцов.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «СОДРУЖЕСТВО»

классного руководителя ГБОУ Школа №374 ВАО г. Москвы

Трошковой Натальи Владимировны.
В современном мире стремительно расширяется круг глобальных проблем, которые требуют своего решения. Одна из актуальных проблем мирового сообщества — это нетерпимость, обусловленная гипертрофированным ощущением собственной ценности, личным, национальным или религиозным высокомерием, враждебным отношением к мнениям, отличающимся от своего. В «Программе формирования установок толерантного сознания и профилактики экстремизма в российском обществе» выделен ряд условий противостояния интолерантности. Это отличие законодательной базы, повышение образовательного уровня, осознание проблеме на личном уровне и др. Конечно же, правительство каждой страны несет ответственность за применение законодательной базы в целях защиты прав человека, государство должно обеспечить одинаковую для всех возможность отстаивать свои права. Однако именно образование играет ведущую роль в противодействии нетерпимости на уровне индивидуального сознания. Сегодня и в детской среде мы все больше сталкиваемся с недоброжелательностью, озлобленностью, агрессивностью. Корни этого — средства массовой информации( телепрограммы «Слабое звено», «Русская рулетка», «Последний герой», боевики и триллеры), социальное окружение детей, семья. Семья в еще меньшей степени озабочена развитием толерантности у своих детей. Часто в семье провозглашаются принципы: « Если не ты, то тебя», «Достигай цели любыми средствами». Все это проникает и в школу. Поэтому процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности становится все более актуальным. Следовательно, акцент должен быть сделан на образовании, основанном на принципах толерантности. «Толерантность — это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира»,-говорится в Декларации принципов толерантности, принятой Генеральной конференцией ЮНЕСКО еще в 1995 году. Таким образом, актуальность проблемы налицо. На сегодняшний день толерантность рассматривается в контексте таких понятий как признание, принятие, понимание. Признание — это способность видеть в другом именно другого, как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения. Принятие — это положительное, терпимое отношение к таким отличиям. Понимание — это умение видеть другого изнутри, способность взглянуть на мир с двух точек зрения: своей собственной и его. Толерантность в нашем тысячелетии — способ выживания человечества, условие гармоничных отношений в обществе. Поэтому по предложению ЮНЕСКО первое десятилетие нового века было объявлено «Десятилетием мира и ненасилия в интересах детей планеты», правительство Российской Федерации утвердило федеральную целевую программу «Формирование установок толерантного сознания и профилактики экстремизма», 2003 год был объявлен ЮНЕСКО «Годом толерантности». «Педагогика сотрудничества» и «толерантность» - те понятия, без которых не возможны преобразования в современной школе. В процессе обучения происходит активное общение детей. С первого дня нахождения в школе они сообща выполняют разные виды деятельности, а в процессе
выполнения совместной творческой деятельности возникают и развиваются общие интересы, склонности, потребности, адекватные отношения к тем или иным явлениям, фактам, событиям. Систематическое общение в разных сферах жизни и деятельности ребят разных национальностей, совместно обучающихся в одном классе, часто формирует и развивает общие и близкие интересы и идеалы. А это в свою очередь оказывает благотворное влияние на процесс формирования их личности. Часто можно встретится с фактом, когда на основе дружбы, возникшей между детьми, развиваются добрые отношения между их родителями, а затем между семьями. Считаю, что воспитание культуры толерантности должно осуществляться по принципу «учитель +дети +родители». Семья в этом вопросе имеет большое значение. И эффективность воспитания сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Именно в начальной школе, когда родители хотят, легко идут на контакт, необходимо поддержать их, связать их в единое целое, чтобы вместе делить радости и огорчения, вместе преодолевать трудности и праздновать победы. На протяжении всей педагогической деятельности являюсь классным руководителем. За 16 лет работы в этой школе — это мой 4-й выпуск. И в каждом выпуске было не менее 50% ребят других национальностей. Поэтому, наблюдая за отношениями в классе, пришла к выводу, что по этому вопросу нужно проводить не единичные мероприятия, которые дают кратковременный эффект. Нужна систематизированная работа. Исходя из воспитательных целей и задач ГБОУ Школа №374 , которые не противоречат моей воспитательной системе, итогом стало создание воспитательной системы «СОДРУЖЕСТВО». С — сотрудничество О — открытость Д — доброта Р — равенство У — уважение Ж - желание помочь Е — единство С — сопереживание Т — терпимость В — взаимопонимание О — ответственность. Основными компонентами моей системы являются классный руководитель, родители и учащиеся класса. Характер взаимоотношений основан на доверии, взаимной ответственности и сотрудничестве.
Ц е л и системы
: воспитание толерантности и культуры межличностных отношений у учащихся младшей школы.
З а д а ч и
: *Дать детям элементарные понятия об культурах мира, а также этнических культурах детей своего класса; * Способствовать формированию представления о своей этнической группе ( сведения о национальности, о родном языке и т.д.) *Воспитывать любовь к своей Родине, к своему народу и его культуре; *Формировать убеждения в уникальности каждого человека. Видеть и признавать отличия между людьми и их культурами; * Прививать нормы социальной культуры, включая культуру межличностных отношений; * Овладение приемами разрешения конфликта мирными методами. * Вовлечение учащихся и их родителей в социальное проектирование. Приоритетными в моей воспитательной системе «Содружество» стали такие
основные принципы
:
Принцип комплексного подхода.
Работа с детьми носит комплексный характер, она основана на согласовании действий классного руководителя, родителей, педагога — психолога, педагогов- предметников.
Принцип целенаправленности.

Это четкое осознание целесообразности педагогических воздействий, четкого определения пели педагогом. Формирование данного качества возможно только при осознании ребенком того,
зачем ему
необходимо это качество и значимость его для общества. Единство целей педагога и ребенка является одним из факторов успешности воспитания толерантности.
Принцип индивидуально -личностного подхода.
Учет индивидуальных качеств ребенка, выбор специальных индивидуальных средств педагогического влияния на каждого ребенка, предоставление возможности детям в самостоятельном выборе средств общения со сверстниками и взрослыми.
Принцип рефлексивной позиции
. Умение давать самооценку своим поступкам и прогнозирование своих взаимоотношений с окружающими в дальнейшем, оказание помощи в анализе решения различных проблем социальных отношений.
Принцип создания толерантной среды
. Предоставление каждому возможности для самореализации и самовыражения, развитие детской инициативы и самостоятельности, принятие общих правил отношений, единых для всех членов коллектива, формирование позитивного отношения к творчеству. Ценности, наиболее значимые для меня, как классного руководителя: добро, миролюбие, взаимоуважение, взаимосотрудничество. Следовательно, ведущими
ключевыми идеями
будут следующие: *Воспитание у ребят умения жить в коллективе и считаться с общественным мнением, взаимодействовать при решении проблем в коллективе; * Воспитание умения терпимо относится к особенностям поведения людей, вызванных национальными, религиозными, половыми различиями, стремление оказывать помощь и с готовностью принимать её; *Формирование уважения и признания к себе и к людям, к их культуре; * Формирование традиций классного коллектива. Ведущими идеями, которые легли в основу моей воспитательной системы, являются идеи педагогики гуманизма, сотрудничества, формирования единого воспитательного развивающего пространства, основоположниками которых были ученые - педагоги В.А. Сухомлинский, Н.Л.Селиванова, С.Д. Поляков, Е.Н.Степанов. В своей работе руководствуюсь следующими правилами: Не навреди! Жизнь, нравственное и физическое здоровье ребёнка - главные приоритеты. Демократичность (равноправие) в отношениях. Опора на индивидуальные особенности и возможности каждого ученика. Справедливость и честность в оценках деятельности Создание атмосферы эмоционального комфорта
Законы, являющиеся заповедями жизни класса.

С
- сотрудничество: взрослые- равноправные участники всех классных дел без исключения.
О
-открытость: будь открытым -это первое условие дружбы.
Д
- доброта: будь добр к ближнему, и добро вернётся к тебе.
Р
-равенство: каждый человек хочет быть свободным, но, отстаивая свою свободу, не забывай о свободе ближнего.


У
-уважение: хочешь, чтобы тебя уважали, уважай других.

Ж-
желание помочь: и во всем без лишних слов друг помочь тебе готов. Умей принять помощь, советы и замечания других ребят.
Е-
единство: один за всех, и все за одного.
С-
сопереживание: тебе сегодня хорошо, но рядом могут быть люди, которым плохо. Помни о них!
Т-
терпимость: конфликты решаем мирно. О физической силе вспоминай только наедине с собой.
В-
взаимопонимание: умей не только слушать других, но и слышать. И мир изменится к лучшему.


О
- ответственность: будь ответственен за свои поступки.
Основные формы деятельности:
• классные часы • праздники • беседы • диспуты • викторины • конкурсы • экскурсии • поездки • соревнования • КТД • игры • занятия - практикумы • поисковая деятельность • проектная деятельность • благотворительные мероприятия, акция анкетирования, тестирования, наблюдения
Основные виды деятельности:
познавательная игровая творческая спортивная коммуникативная (общение) досуг Подбор классных часов и коллективно — творческих дел, которые я использую в своей системе, воспитывает терпимость по отношению к людям, позволяет ученикам успешно адаптироваться не только к жизни в школе, но и за ее пределами. Учитывая возрастные особенности своих учеников, я в течении учебного года проводила коллективные дела, которые помогли каждому ребенку наиболее полно раскрыться, рассказать одноклассникам о своих интересах и увлечениях и, с другой стороны, узнать что-то новое о ребятах, с которыми они знакомы уже не первый год, найти новых друзей. Воспитательный потенциал совместной деятельности возрастает, если она носит творческий характер. При разумной организации КТД позволяет увлечь детей общим делом, снять напряженность между отдельными группами, раскрыть наилучшие стороны школьников. Коллективный анализ деятельности формирует умение тактично, доброжелательно давать оценки, высказывать мнения о других людях. Жизнеспособность моей системы заключается в возможности применения другими педагогами и в других условиях с возможными изменениями.

ПОСТРОЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ.
« Я и моя семья» «Я,ты, он, она...» 1 класс 2 класс «Мы такие разные, но этим и прекрас- ны мы» 3 класс «Мы вместе» 4 1этап — проектирование детско -взрослой общности «Я и моя семья» (1 класс) Цель: обеспечение психологического комфорта каждому ребенку в классе, признания его в коллективе через создание детско- взрослой общности. Задачи: 1. Изучение психолого- педагогических особенностей ребенка, его семьи. 2. Создание социального портрета ученика и родителей. 3. Воспитание в детях уважения к себе, сверстникам и взрослым. 4. Помощь первоклассникам в преодолении адаптационного периода. Учитывая возрастные особенности имеет смысл в течении года проводить коллективные дела, которые помогут каждому ребенку наиболее полно раскрыться, рассказать одноклассникам о своих увлечениях и интересах, а с другой стороны, узнать что-то новое о ребятах, найти новых друзей. Поскольку для детей этого возраста очень важно признание и одобрение со стороны значимых взрослых людей, необходимо опираться на те доверительные отношения, которые складываются у ребенка в семье, и активно привлекать родителей к делам класса. Эти действия помогут первоклассникам легче перенести адаптационный период при поступлении в начальную школу. На основе психолого- педагогических наблюдений, анкетирования родителей, рекомендаций школьного психолога создаем образовательное пространство с целью адаптации младшего школьника.

.
Деятельность в этот период направлена на активацию совместной работы. Классный руководитель ученик родители Принципы выстраивания отношений: * взаимодействие; * доверие; * сотрудничество; * взаимная ответственность; * сопереживание; * сотворчество.
Предлагаемые формы работы.
Сентябрь. Диагностика учащихся. Анкетирование родителей. Октябрь. Родительский диспут «Наша встреча всерьез и надолго». Отмечаем день бабушек «Посиделки у Настиной бабушки». Ноябрь. Классный час «Моя семья, мои родные». Декабрь. Праздничный концерт «Здравствуй, зимушка- зима». Январь. Классный час «На печи лежим, сказки слушаем» (на примере народных сказок учимся понимать нравы, различать добро и зло, правду и вымысел). Февраль. Конкурс «Нам весело» (участники- мальчики и папы). Март. « Нашим дорогим» ( праздник для бабушек, мам и девочек). Апрель. Родительское собрание совместно с учащимися «Мы- команда одного корабля». Май. Праздник «Радуга мира». 2 этап. Становление и начало функционирования детско — взрослой общности. «Я, ты, он, она... »(2 класс) Цель: создание условий для развития личности учащихся, их самореализации через включение в различные виды деятельности; формирование сплоченности классного коллектива. Задачи: * обучать детей формам взаимодействия при решении различных проблем в коллективе *учить детей распределению труда при выполнении заданий; *воспитывать умение жить в коллективе и считаться с общественным мнением; На этом этапе ребята очень дорожат отношениями со сверстниками. В этот момент открываются возможности для активного использования этих отношений в учебно- воспитательных целях. В этот период надо донести до ребят мысль, что каждый из них играет важную роль в организации под названием коллектив.
3 этап- функционирование детско-взрослой общности. « «Мы такие разные, но этим и прекрасны мы» (3 класс) Цель: формирование толерантных отношений между детьми, имеющими какие-либо различия; желание становиться лучше, самосовершенствоваться. Задачи: * воспитывать умение терпимо относиться к различиям людей; * формирование стремления оказывать помощь другим и самому принимать её; * воспитывать у учащихся любовь к своей малой родине, желание знать и изучать её историю, традиции и обычаи; пополнять свои знания о других людях, живущих на Земле. Формы работы на 3 этапе. Сентябрь. Диагностика. Анкета «10 моих Я»; методика незаконченных предложений. Октябрь. Беседа «Все мы разные, но у нас много общего». Классный час «Что такое толерантность?» Ноябрь. Неделя «Дружбы народов»( с участием родителей), Декабрь. Игра- путешествие «Как встречают Новый год в разных странах?», Новогодний праздник. Январь. Классный час « Дружат дети всей земли», Февраль. Праздник «Папа, мама, я — спортивная семья», Март. Праздник «А ну-ка, девочки!», Апрель. Классный час «Учимся ценить индивидуальность», Май. Праздник « Благодарим, солдаты, вас!». На этом этапе работы предлагаются классно - семейные проекты: « Мы- жители Москвы», « Москва — столица России», « Дедушкина медаль», « Про отцов и дедов помнить на века». 4 этап — стабильное функционирование детско- взрослой общности. «Мы вместе»( 4 класс). Цель: формирование умений конструктивного поведения во время конфликтных ситуаций, разрешение конфликтов мирно, справедливо и без насилия. Задачи: * создать условия для формирования в классном коллективе атмосферы дружбы, взаимопонимания и поддержки, * развивать умение действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях. *создание социальных проектов. На этом этапе необходимо наряду с праздниками, коллективными делами, проводить психологические тренинги, помогающие детям находить реальные пути выхода из конфликтов. Поэтому здесь предполагается тесное сотрудничество со школьным психологом. Приобретенные знания помогут ребятам и во взрослой жизни. Формы работы на заключительном этапе. Сентябрь. Диагностика ( анкета « Отношения в нашем классе», сочинение на тему «Мой друг»), Классный час «Мои права и мои обязанности». Октябрь. Психологическая игра «Необитаемый остров», Ноябрь. Классный час « Толерантен ты или нет?», Декабрь. Родительский диспут «Наши дети - это наша старость». И, в заключении, несколько слов по поводу дальнейшего развития толерантности в школе, в нашем обществе. Толерантность – это уважение, принятие и понимание богатого многообразия мировых культур т.е. то, чем мы занимаемся в повседневной жизни; воспитанием учащихся в духе мира, прав человека и демократии. Выполнение программы должно привести к укоренению духа толерантности, развитию у учащихся черт толерантной личности, способной понимать и применять важнейшие принципы толерантности в повседневной жизни, уметь предупредить конфликты и разрешить их.


В раздел образования