Напоминание

Создание здоровьесберегающей обстановки на уроках хореографии


Автор: Лейпи Татьяна Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "Центр ППСС"
Населённый пункт: город Тула
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Создание здоровьесберегающей обстановки на уроках хореографии
Раздел: дополнительное образование





Назад





«Создание здоровьеформирующей обстановки на занятиях

хореографии»
Забота о здоровье ребенка сегодня – не просто модная тенденция или очередной педагогический изыск. Забота о здоровье детей в образовательном пространстве – это национальный приоритет, это забота о безопасности каждого сегодня растущего человека и безопасности нации завтра. Сегодня мы может выделить несколько вариантов понимания обществом реальной связи между этими двумя феноменами. Первый – или хорошее образование – или хорошее здоровье: нездоровье становится высокой платой за перегрузки и напряжения, которые переживает в течение многих лет детский организм и психика. Второй: хорошее образование и сохраненное (не преумноженное, а не растраченное) здоровье. Л.С. Выготский выдвинул идею о «хорошем» образовании: «Подлинным, качественным является только такое образование, которое «ведет здоровье за собой», укрепляет здоровье, формирует привычки здорового образа жизни, обеспечивает укрепление физических сил организма, развивает ценности здорового образа жизни». Хореографическое искусство очень популярно среди детей, широко и глубоко захватывает различные сферы личности ребенка, эффективно воздействует на его эмоционально-психическое и физическое развитие. Поэтому на занятиях по хореографии придается огромное значение применению здоровьесберегающих технологий. Выделяют следующие компоненты здоровья: - соматическое – текущее состояние органов систем организма человека, - физическое – уровень роста и развития органов и систем организма, - психическое – состояние психической сферы, душевного комфорта, - нравственное - комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности. К нравственному здоровью также относится и во спитание толерантности. Цель воспитания толерантности – воспитание в подрастающем поколении и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной , социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения. Все это осуществляется через изучение традиций, обрядов, национальных костюмов и праздников, постановку танцев разных народов мира. У детей нередко проявляется неразвитая самоорганизация, отсутствие чувства ответственности и самоопределения. Посредством участия в концертной деятельности создается ситуация успеха, в результате дети становятся более собранными, организованными, ответственными,
повышается творческий потенциал. Очень высок потенциал искусства хореографии в формировании у детей соматического и физического здоровья. Танцы тренируют все основные мышцы тела и положительно влияют на подвижность суставов, развивают мышцы спины и помогают развить хорошую осанку, закаливают и в общем укрепляют организм, в результате чего снижается частота простудных заболеваний. Занятия тренируют дыхательную систему, увеличивают объем легких, усиливают кровообращение, что в свою очередь увеличивает поступление кислорода в организм и благоприятно сказывается на работе всех внутренних органах и системах нашего организма. Танцы улучшают координацию движений и укрепляют вестибулярный аппарат, положительно влияют на работу сердечно-сосудистой системы, уменьшая вероятность бытовых травм. Регулярные занятия танцами со сложными движениями стимулируют мозговую деятельность и память, работоспособность и выносливость организма значительно повышается. Танцы положительно влияют на психическое состояние человека, так как помогают выработке гормонов счастья - эндорфинов. Улучшают настроение, помогают бороться с переутомлениями, стрессами, депрессиями, страхами, нервозностью. Задачей здоровьесберегающих технологий является сохранение и укрепление здоровья и профилактика заболеваний, содействие правильному физическому развитию, повышение с помощью средств двигательной активности умственной работоспособности, а так же содействие формированию сознательного отношения ребенка к здоровому образу жизни. Действия педагога по конструированию комфортной среды заключаются в обеспечении наиболее благоприятных условий для взаимодействия, в том, чтобы дать возможность ребенку проявиться в полной мере как личности. Комфорт – это психофизиологическое состояние, возникающее в процессе жизнедеятельности ребенка в результате оптимального взаимодействия его с образовательной средой. Комфорт указывает на со стояние радо сти, уд о в ол ь с т в и я , удовлетворения, которые ребёнок переживает, находясь в образовательном учреждении. Источниками комфорта выступают в первую очередь организационно-коммуникативные условия образовательной среды, т.е. детско-взрослая общность. Для того чтобы сохранить физическое здоровье воспитанников, применяются следующие формы здоровьесберегающей технологии: 1. Партерная гимнастика оказывает благотворное воздействия на все органы человеческого тела, позволяет повысить гибкость суставов,
улучшить эластичность мышц и связок, развить силу мышц, выработать правильную осанку. 2. Дыхательные упражнения учат правильно согласовывать дыхание с движениями, делают нагрузку более эффективной, а восстановление более быстрым. 3. Применение элементов игры помогают снять напряжение, повысить эмоциональный фон, развить координацию, ориентацию в пространстве, воображение, а так же учат взаимодействовать в группе. 4. Импровизация помогает раскрепоститься, снять мышечные и психологические зажимы, развивает пластичность и воображение. 5. Упражнения на релаксацию позволяют восстановиться после нагрузки. 6. Использование музыки. Музыка оказывает стимулирующее воздействие на детей, обучающихся танцам. Для успешной реализации здоровьесберегающих технологий необходимо: - большое, светлое и хорошо проветриваемое помещение; - раздевалка; - соответ ствующее оборудование (ст анки, з е р к а л а , аудиоаппаратура, фортепиано, коврики); - одежда и обувь для занятий и танцевальных номеров для концертных выступлений; - подбирать упражнения, соответствующие возрастным особенностям и физическому развитию детей. - обогащать педагогический процесс за счет разнообразных взаимосвязей с другими видами художественно-практической деятельности, отражающих экологическую тему, а также на протяжении занятия следует включать вопросы, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни. - применять дифференцированный подход: увеличение или уменьшение частоты повторений движений, использование верхнего и нижнего станка, местоположение в зале, постепенное ускорение темпа исполнение движений. Для достижения психологического комфорта педагогу необходимо использовать в своей работе: 1. просьбы, а не требования; 2. убеждения, а не агрессивное словесное воздействие; 3. четкую организацию, а не жесткую дисциплину; 4. компромисс, а не конфронтацию и т.д. Условия, необходимые для достижения психологического комфорта:
1. доброжелательные взаимоотношения в системах «педагог – воспитанник», «воспитанник – педагог»; 2. создание ситуации успеха на занятии; 3. использование на занятиях методов эмоциональной раскачки, упражнений на релаксацию; 4. комфортная образовательная среда. Интеллектуальный комфорт говорит об удовлетворенно сти обучающимися процессами своей мыслительной деятельности и ее результатами. В учебном процессе это удовлетворение потребности в получении новой информации. На занятии интеллектуальный комфорт достигается: 1. сменой видов деятельности; 2. достижением желаемого результата; 3. поддержкой со стороны педагога; 4. верой в собственные возможности. Важное значение имеет эмоциональный комфорт на занятии: - эмоциональная мотивация в начале занятия; – создание ситуации успеха. – «хороший смех дарит здоровье»; – мажорность занятия; - традиции; - подведение итогов, похвала. Создание экологического комфорта: – проветривание помещений; - удобное положение тела при работе; – озеленение кабинета; – освещение кабинета; - запахи Применение в работе здоровьесберегающих технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у детей и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья.


В раздел образования