Напоминание

"Управление организацией дополнительного образования в ДОУ"


Автор: Рассказова Ольга Евгеньевна
Должность: педагог-организатор
Учебное заведение: МБДОУ "Центр развития ребенка-детский сад №44" Заводского района г. Саратова
Населённый пункт: г. Саратов
Наименование материала: Статья
Тема: "Управление организацией дополнительного образования в ДОУ"
Раздел: дополнительное образование





Назад





Управление организацией дополнительного образования в ДОУ
В настоящее время действует новый Закон «Об образовании в Россий- ской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г., который регулирует правовой статус всех образовательных организаций и индивидуальных предпринима- телей, которые осуществляют обучение. Основная цель Федерального Закона «Об образовании» – реализация конституционного права граждан Российской Федерации на образование и защита интересов личности, общества и госу- дарства в сфере образования. Настоящий Закон устанавливает права, обязан- ности и меры социального обеспечения педагогов, обучающихся и их роди- телей. Также Закон направлен на развитие личностных качеств ребенка; фор- мирование ценностных установок и ориентаций; развитие творческой актив- ности; формирование духовно – нравственных установок и ориентаций; эстетического воспитания, а также на усвоение ребенком определенной ба- зой знаний с учетом его индивидуальных возможностей и способностей [За- кон «Об образовании в Российской Федерации» 2016]. В главе 10 статьи 75 пункт 1 Закона «Об образовании в Российской Фе- дерации» говорится о дополнительном образовании детей и взрослых [Закон «Об образовании в Российской Федерации» 2016]. Далее 04.09.2014 № 1726-р вышло Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования де- тей». Она направлена на воплощение в жизнь миссии дополнительного об- разования как социокультурной практики развития мотивации подрастаю- щих поколений к познанию, творчеству, труду и спорту, превращение фено- мена дополнительного образования в подлинный системный интегратор открытого вариативного образования, обеспечивающего конкурентоспособ- ность личности, общества и государства. Общественное признание ценностного статуса дополнительного образования детей и его миссии поз- волит реализовать меры государственной политики, заложенные в указах Президента Российской Федерации» [Распоряжение Правительства РФ от
04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительно- го образования детей»]. Следует отметить, что дополнительное образование становится нарав- не с общим образованием. Хочется заметить, что современные условия жизни: динамика и темп, большие нагрузки – умственные и физические, ухудшение здоровья воспи- танников, возросший уровень родительских притязаний – все это вызы- вает необходимость организации дополнительных образовательных услуг в ДОУ. Предоставляемые дополнительные (платные и бесплатные) услуги в ДОУ – это наиболее полное удовлетворение потребностей населения в оздо- ровительном и всестороннем образовании детей, развитии их индиви- дуальных способностей и интересов, обеспечение единства и преем- ственности семейного и общественного воспитания. Также привлечение средств из дополнительных источников финансирования на развитие ма- териальной базы и повышение заработной платы сотрудников. Это дает воз- можность укрепить материально-техническую базу образовательных учре- ждений, сохранить квалифицированные кадры, стимулировать сотрудников в зависимости от личного вклада каждого, поддержать престиж дошкольного воспитания, привлечь к работе с детьми высококвалифицированных спе- циалистов здравоохранения, науки, культуры для максимального удовле- творения запросов семей. На основании этих и других документов в ДОУ стали организовы- ваться дополнительные платные и бесплатные услуги по воспитанию и обу- чению детей. Дополнительные образовательные услуги как платные, так и бесплат- ные организуются администрацией ДОУ совместно с коллективом педагогов и осуществляются посредством организации кружковой работы. Оказание дополнительных образовательных услуг на сегодняшний день – неотъемлемая часть работы каждого образовательного учреждения.

Актуальность
данной темы обусловлена тем, что организация допол- нительных образовательных услуг в дошкольном образовательном учрежде- нии (ДОУ) - неотъемлемый компонент социального заказа общества, а также результат последовательного решения федеральных и региональных задач в области образования. Теоретической основой по проблеме дополнительного образования, являются теории формирования всесторонне развитой личности, разрабо- танной классиками отечественной педагогики (П.П. Блонский, Н.К. Круп- ская, П.Ф. Лесгафт, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий); тео- ретико-методологические основы развития современного дополнительного образования детей (В.П. Голованов); концептуальные положения о развитии личности в дополнительном образовании (В.А. Березина, А.К. Бруднов, В.А. Горский, М.Б. Коваль и другие); идея развития дошкольного воспитания на базе учреждений дошкольного образования (В.И. Андреев, А.И. Ще- тинская); исследования в области повышения квалификации и развития уровня профессионализма педагога дополнительного образования (В.Г. Бо- чарова, М.А. Валеева, И.В. Калиш); стимулирование позитивного самоотно- шения подростков в досуговой деятельности (П.Е. Герасимов). Впервые вопрос о введении кружковой работы как формы организа- ции дополнительного образования детей в ДОУ встал в 1996 году, когда по- явилось инструктивное письмо Министерства образования и Госкомитета РФ по высшему образованию о «Дополнительных образовательных услу- гах». А в 2001 году Правительство приняло постановление «Об утвержде- нии Правил оказания платных образовательных услуг в сфере дошкольного и общего образования. В последующих 2003, 2005, 2008 годах происходили изменения в постановлении, и только в 2013 году было утверждено Поста- новление Правительства РФ от 15.08.2013 №706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» [Постановление Правительства РФ от 15.08.2013 №706 «Об утверждении Правил оказания платных образо- вательных услуг»].
Исследуя практический опыт управления организацией дополнитель- ного образования в ДОУ нами была поставлена: Цель - изучить управление организацией дополнительного образова- ния в МДОУ. Исходя из цели исследования, нами были поставлены следующие зада- чи: 1. Исследовать организацию дополнительных образовательных услуг в МДОУ. 2.Ознакомиться с номенклатурой дел по направлению «Дополнитель- ное образование ДОУ». В первой задаче мы исследовали организацию дополнительных об- разовательных услуг в МДОУ. Мы изучили дополнительные образовательные программы и спектр до- полнительных услуг в МДОУ. Работа дополнительного образования детей ве- дется по нескольким направлениям: 1. художественно-эстетическое развитие (занятия в хореографиче- ской студии, занятия в студии «Народные промыслы», занятия в кружке «Раз- ноцветный карандаш», занятия в театральной студии «Большой артист») 2. физкультурно-оздоровительное (занятия в секции аэробики) 3. интеллектуально-познавательно-речевое (занятия в студии «Шко- ла творческого мышления», занятия вокальной студии «Звонкий голосок», адаптационно-подготовительные занятия для будущих первоклассников, за- нятия в речевой студии «Веселый язычок», занятия по английскому языку) Отмечая позитивный опыт по данному направлению деятельности, не- льзя не отметить, что дополнительные услуги, предлагаемые ДОУ, должны опережать спрос. Сегодня это стало велением времени. Настало время новых перспектив в деятельности педагогов, оказывающих дополнительные образо- вательные услуги.
Ниже приведены некоторые формы и методы работы с воспитанника- ми, педагогами и родителями: Формы: - Занятия и мероприятия по предоставлению платных дополнительных образовательных услуг. - Беседы с родителями (индивидуальные и групповые). - Консультации для педагогов, осуществляющих платные дополнитель- ные образовательные услуги. - Дни открытых дверей с показом результатов работы. Методы и приемы: - Словесные (беседы с родителями и членами коллектива). - Наглядные (реклама, просмотры материалов и документов) для роди- телей и педагогов. - Практические (показ результатов предоставляемых услуг). Обобщая все выше сказанное, хотим отметить, что дополнительные платные услуги пользуются большим спросом у родителей и успехом у де- тей. Во второй задаче мы ознакомились с номенклатурой дел по оказанию платных дополнительных образовательных услуг, которые регулируется за- конами РФ и инструктивно - директивными материалами вышестоящих ор- ганизации. МДОУ должно иметь лицензию на осуществление дополнитель- ного образования детей и взрослых. Изучив законодательную базу организа- ции, мы увидели, что для организации платных образовательных услуг в МДОУ были выполнены соответствующие условия: 1. Изучен Устав ДОУ - пункт о платных дополнительных услугах. 2. На собрании трудового коллектива принято решение об оказа- нии платных услуг. 3. На родительском собрании родители ознакомились с докумен- тацией и перечнем документов по организации платных услуг.
4. Разработано Положение об организации дополнительных платных услуг в ДОУ. 5. Созданы условия в соответствии с действующими санитарными пра- вилами и нормами, требованиями техники безопасности. Управление организацией платных дополнительных образователь- ных услуг состоит из следующих этапов: I этап Определение спектра дополнительных образовательных услуг I I этап Назначение и подготовка специалистов по направлениям дополнитель- ных образовательных услуг. I I I этап Составление программ дополнительного образования по выбранным направлениям с согласованием советом педагогов. VI этап Заключение договоров с родителями и педагогами дополнительного об- разования. VII этап Контроль за качеством оказания дополнительных образовательных услуг. Проведенное исследование позволило нам прийти к выводу, что пра- вильное управление организацией дополнительного образования в ДОУ дела- ет процесс дополнительного образования детей более эффективным и ре- зультативным. В ходе исследовательской работы, анализа научной литературы и зако- нодательной базы управления организацией дополнительного образования в ДОУ исследование практического опыта позволило нам доказать актуаль- ность исследования этой темы в условиях работы МДОУ. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что цель поставлен- ная в начале исследования практического опыта достигнута.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.06.2016) «Об образовании в Российской Федерации»: прин. ГД 21.12.12, одоб. СФ 26.12.12. 2. Постановлением Совета Министров СССР от 30 апреля 1952 г. N 2140 «Об упорядочении сети, введении типовых штатов и установлении должностных окладов работникам внешкольных учреждений» 3. Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей».


В раздел образования