"Управление организацией дополнительного образования в ДОУ"
Автор: Рассказова Ольга Евгеньевна Должность: педагог-организатор Учебное заведение: МБДОУ "Центр развития ребенка-детский сад №44" Заводского района г. Саратова Населённый пункт: г. Саратов Наименование материала: Статья Тема: "Управление организацией дополнительного образования в ДОУ" Раздел: дополнительное образование
Управление организацией дополнительного образования в ДОУ
В настоящее время действует новый Закон «Об образовании в Россий-
ской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г., который регулирует правовой
статус всех образовательных организаций и индивидуальных предпринима-
телей, которые осуществляют обучение. Основная цель Федерального Закона
«Об образовании» – реализация конституционного права граждан Российской
Федерации на образование и защита интересов личности, общества и госу-
дарства в сфере образования. Настоящий Закон устанавливает права, обязан-
ности и меры социального обеспечения педагогов, обучающихся и их роди-
телей.
Также Закон направлен на развитие личностных качеств ребенка; фор-
мирование ценностных установок и ориентаций; развитие творческой актив-
ности;
формирование
духовно
–
нравственных
установок
и
ориентаций;
эстетического воспитания, а также на усвоение ребенком определенной ба-
зой знаний с учетом его индивидуальных возможностей и способностей [За-
кон «Об образовании в Российской Федерации» 2016].
В главе 10 статьи 75 пункт 1 Закона «Об образовании в Российской Фе-
дерации» говорится о дополнительном образовании детей и взрослых [Закон
«Об образовании в Российской Федерации» 2016].
Далее 04.09.2014 № 1726-р вышло Распоряжение Правительства РФ
«Об
утверждении
Концепции
развития
дополнительного
образования
де-
тей». Она направлена на воплощение в жизнь миссии дополнительного об-
разования как социокультурной практики развития мотивации подрастаю-
щих поколений к познанию, творчеству, труду и спорту, превращение фено-
мена
дополнительного
образования
в
подлинный
системный
интегратор
открытого вариативного образования, обеспечивающего конкурентоспособ-
ность
личности,
общества
и
государства.
Общественное
признание
ценностного статуса дополнительного образования детей и его миссии поз-
волит реализовать меры государственной политики, заложенные в указах
Президента Российской Федерации» [Распоряжение Правительства РФ от
04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительно-
го образования детей»].
Следует отметить, что дополнительное образование становится нарав-
не с общим образованием.
Хочется заметить, что современные условия жизни: динамика и темп,
большие нагрузки – умственные и физические, ухудшение здоровья воспи-
танников, возросший уровень родительских притязаний – все
это вызы-
вает
необходимость организации дополнительных образовательных услуг в
ДОУ.
Предоставляемые дополнительные (платные и бесплатные) услуги в
ДОУ – это наиболее полное удовлетворение потребностей населения в оздо-
ровительном и
всестороннем
образовании
детей,
развитии
их
индиви-
дуальных способностей
и
интересов,
обеспечение
единства
и
преем-
ственности семейного
и
общественного
воспитания.
Также
привлечение
средств из дополнительных
источников
финансирования
на
развитие
ма-
териальной базы и повышение заработной платы сотрудников. Это дает воз-
можность укрепить материально-техническую базу образовательных учре-
ждений, сохранить квалифицированные кадры, стимулировать сотрудников в
зависимости от личного вклада каждого, поддержать престиж дошкольного
воспитания,
привлечь
к
работе
с
детьми
высококвалифицированных спе-
циалистов
здравоохранения,
науки,
культуры
для
максимального удовле-
творения запросов семей.
На основании этих и других документов в ДОУ стали организовы-
ваться дополнительные платные и бесплатные услуги по воспитанию и обу-
чению детей.
Дополнительные образовательные услуги как платные, так и бесплат-
ные организуются администрацией ДОУ совместно с коллективом педагогов
и осуществляются посредством организации кружковой работы.
Оказание дополнительных образовательных услуг на сегодняшний день
– неотъемлемая часть работы каждого образовательного учреждения.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что организация допол-
нительных образовательных услуг в дошкольном образовательном учрежде-
нии (ДОУ) - неотъемлемый компонент социального заказа общества, а также
результат последовательного решения федеральных и региональных задач в
области образования.
Теоретической
основой
по
проблеме
дополнительного
образования,
являются теории формирования всесторонне развитой личности, разрабо-
танной классиками отечественной педагогики (П.П. Блонский, Н.К. Круп-
ская, П.Ф. Лесгафт, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий);
тео-
ретико-методологические основы развития современного дополнительного
образования детей (В.П. Голованов); концептуальные положения о развитии
личности в дополнительном образовании (В.А. Березина, А.К. Бруднов, В.А.
Горский, М.Б. Коваль и другие); идея развития дошкольного воспитания на
базе
учреждений
дошкольного
образования
(В.И.
Андреев,
А.И.
Ще-
тинская);
исследования
в
области
повышения
квалификации
и
развития
уровня профессионализма педагога дополнительного образования (В.Г. Бо-
чарова, М.А. Валеева, И.В. Калиш); стимулирование позитивного самоотно-
шения подростков в досуговой деятельности (П.Е. Герасимов).
Впервые вопрос о введении кружковой работы как формы организа-
ции дополнительного образования детей в ДОУ встал в 1996 году, когда по-
явилось инструктивное письмо Министерства образования и Госкомитета
РФ по высшему образованию о «Дополнительных образовательных услу-
гах». А в 2001 году Правительство приняло постановление «Об утвержде-
нии Правил оказания платных образовательных услуг в сфере дошкольного
и общего образования. В последующих 2003, 2005, 2008 годах происходили
изменения в постановлении, и только в 2013 году было утверждено Поста-
новление Правительства РФ от 15.08.2013 №706 «Об утверждении Правил
оказания платных образовательных услуг»
[Постановление Правительства
РФ от 15.08.2013 №706 «Об утверждении Правил оказания платных образо-
вательных услуг»].
Исследуя практический опыт управления организацией дополнитель-
ного образования в ДОУ нами была поставлена:
Цель - изучить управление организацией дополнительного образова-
ния в МДОУ.
Исходя из цели исследования, нами были поставлены следующие зада-
чи:
1. Исследовать организацию дополнительных образовательных услуг в
МДОУ.
2.Ознакомиться с номенклатурой дел по направлению «Дополнитель-
ное образование ДОУ».
В первой задаче мы исследовали организацию дополнительных об-
разовательных услуг в МДОУ.
Мы изучили дополнительные образовательные программы и спектр до-
полнительных услуг в МДОУ. Работа дополнительного образования детей ве-
дется по нескольким направлениям:
1. художественно-эстетическое развитие (занятия в хореографиче-
ской студии, занятия в студии «Народные промыслы», занятия в кружке «Раз-
ноцветный карандаш», занятия в театральной студии «Большой артист»)
2. физкультурно-оздоровительное (занятия в секции аэробики)
3. интеллектуально-познавательно-речевое (занятия в студии «Шко-
ла творческого мышления», занятия вокальной студии «Звонкий голосок»,
адаптационно-подготовительные занятия для будущих первоклассников, за-
нятия в речевой студии «Веселый язычок», занятия по английскому языку)
Отмечая позитивный опыт по данному направлению деятельности, не-
льзя не отметить, что дополнительные услуги, предлагаемые ДОУ, должны
опережать спрос. Сегодня это стало велением времени. Настало время новых
перспектив в деятельности педагогов, оказывающих дополнительные образо-
вательные услуги.
Ниже приведены некоторые формы и методы работы с воспитанника-
ми, педагогами и родителями:
Формы:
- Занятия и мероприятия по предоставлению платных дополнительных
образовательных услуг.
- Беседы с родителями (индивидуальные и групповые).
- Консультации для педагогов, осуществляющих платные дополнитель-
ные образовательные услуги.
- Дни открытых дверей с показом результатов работы.
Методы и приемы:
- Словесные (беседы с родителями и членами коллектива).
- Наглядные (реклама, просмотры материалов и документов) для роди-
телей и педагогов.
- Практические (показ результатов предоставляемых услуг).
Обобщая все выше сказанное, хотим отметить, что дополнительные
платные услуги пользуются большим спросом у родителей и успехом у де-
тей.
Во второй задаче мы ознакомились с номенклатурой дел по оказанию
платных дополнительных образовательных услуг, которые регулируется за-
конами РФ и инструктивно - директивными материалами вышестоящих ор-
ганизации. МДОУ должно иметь лицензию на осуществление дополнитель-
ного образования детей и взрослых. Изучив законодательную базу организа-
ции, мы увидели, что для организации платных образовательных услуг в
МДОУ были выполнены соответствующие условия:
1. Изучен Устав ДОУ - пункт о платных дополнительных услугах.
2. На собрании
трудового коллектива принято решение об оказа-
нии платных услуг.
3. На родительском собрании родители ознакомились
с докумен-
тацией и перечнем документов по организации платных услуг.
4. Разработано Положение об организации дополнительных платных
услуг в ДОУ.
5. Созданы условия в соответствии с действующими санитарными пра-
вилами и нормами, требованиями техники безопасности.
Управление
организацией
платных
дополнительных
образователь-
ных услуг состоит из следующих этапов:
I этап
Определение спектра дополнительных образовательных услуг
I I этап
Назначение и подготовка специалистов по направлениям дополнитель-
ных образовательных услуг.
I I I этап
Составление программ дополнительного образования по выбранным
направлениям с согласованием советом педагогов.
VI этап
Заключение договоров с родителями и педагогами дополнительного об-
разования.
VII этап
Контроль за качеством оказания дополнительных образовательных
услуг.
Проведенное исследование позволило нам прийти к выводу, что пра-
вильное управление организацией дополнительного образования в ДОУ дела-
ет процесс дополнительного образования детей более эффективным и ре-
зультативным.
В ходе исследовательской работы, анализа научной литературы и зако-
нодательной базы управления организацией дополнительного образования в
ДОУ исследование практического опыта позволило нам доказать актуаль-
ность исследования этой темы в условиях работы МДОУ.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что цель поставлен-
ная в начале исследования практического опыта достигнута.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.06.2016) «Об
образовании в Российской Федерации»: прин. ГД 21.12.12, одоб. СФ 26.12.12.
2. Постановлением Совета Министров СССР от 30 апреля 1952 г. N
2140 «Об упорядочении сети, введении типовых штатов и установлении
должностных окладов работникам внешкольных учреждений»
3.
Распоряжение
Правительства
РФ
от
04.09.2014
№
1726-р
«Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей».