Напоминание

Роль проектной деятельности в формировании компетенций студентов при изучении химии


Автор: Прудникова Елена Эдуардовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ЧПОУ "Газпром техникум Новый Уренгой"
Населённый пункт: г. Новый Уренгой
Наименование материала: Статья
Тема: Роль проектной деятельности в формировании компетенций студентов при изучении химии
Раздел: среднее профессиональное





Назад





Роль проектной деятельности в формировании компетенций студентов при изучении

химии
Прудникова Елена Эдуардовна, преподаватель химии ЧПОУ «Газпром техникум Новый Уренгой» В связи с переходом к федеральным государственным стандартам актуальным становится компетентностный подход как одно из важных концептуальных положений обновления содержания образования. Компетентностный подход – это приоритетная ориентация на обучаемость, самоопределение, специализацию и развитие индивидуализации. В настоящее время обучаемый сам формирует понятия, необходимые для решения задачи. При таком подходе учебная деятельность приобретает исследовательский и практический характер. Организация учебной деятельности приводит к активности обучающихся как субъектов познавательной деятельности, что способствует формированию ключевых компетенций: эмоционально – психологических, регулятивных, социальных, учебно – познавательных, творческих, компетенций самосовершенствования. Формирование компетенций требует различных методов обучения. Одним из них является учебная проектная деятельность, где студенты должны приобрести различные умения. Метод проектов предоставляет студентам возможность самостоятельно приобрести знания в процессе решения практических задач или проблем. В основе метода лежит развитие познавательных навыков студентов, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое и творческое мышление, способствует формированию опыта коллективной мыслительной и практической деятельности, созданию благоприятного психологического климата в группе. Метод проектов сочетается с групповым подходом в обучении. Для работы над проектом по учебной дисциплине химия можно взять тему «Мыла. Синтетические моющие средства». Цели данного занятия: -обучающие: изучение химического состава мыла и СМС, видового разнообразия и истории создания, исследование влияния реакции среды мыльного раствора на кожу человека, реакции среды водных растворов СМС. -воспитывающие: способствовать формированию интереса к химии, создавать условия для проявления самостоятельности. -развивающие: формировать навыки самостоятельного поиска и нахождения необходимой информации, ее обработки и обобщения, и анализа. Работая над созданием проекта, студенты проходят следующие этапы: первый этап - организация внимания и формирование рабочих групп; второй этап - изучение нового материала; третий – заключительный – презентация отчетов. Первая группа собирает материал по вопросу истории первого упоминания о мыле, этимологию происхождения слова «мыло», Зарождение мыловаренной промышленности, технологию получения мыла и механизм процесса. Вторая группа представляет химический состав мыла (формулы), проводит эксперимент, исследуя несколько образцов мыла и определяет реакцию среды водного раствора мыла. Третья группа проводит эксперимент, определяя реакцию среды водного раствора стирального порошка. Темой для четвертой группы являются отбеливающие средства, их виды, их действие на различные типы тканей. Свои отчеты группы представляют в форме презентации. Заканчивается занятие итоговым тестом по теме.
Таким образом, работа над проектом позволяет развивать умение логически мыслить, использовать свои знания в новой ситуации и углубить имеющиеся. Качественно новое содержание образования предоставляет возможность развитию свободной и ответственной личности, владеющей опытом выполнения специфических личностных действий и формирования специалиста, обладающего о б щ и м и и профессиональными компетенциями, позволяющими ему быть конкурентоспособным на рынке труда и успешно адаптироваться в современных жизненных условиях. Литература: 1.Татарченкова С.С., Телешов С.В. Формирование ключевых компетенций учащихся через проектную деятельность: Учебно-методическое пособие. СПб.: КАРО, 2008. 160с. 2. Олейникова О.Н., Муравьева А.А., Коновалова Ю.Н., Сартакова Е.В. Модульные технологии: проектирование и разработка образовательных программ: учебное пособие. М.: Альфа-М, 2010. 256с. 3. Зеер Э. Ф. Психология профессионального образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Зеер Э. Ф., 2003. 480 с. 4. Алексеев Н.А. Личностно ориентированное обучение: вопросы теории и практики. Тюмень: Изд – во Тюм. Гос. Унив., 2006. 216 с.


В раздел образования