Автор: Шкута Татьяна Александровна Должность: старший воспитатель Учебное заведение: БДОУ МО Динской район "Детский сад № 17" Населённый пункт: п. Южный, Динской район, Краснодарский край Наименование материала: Методическая разработка Тема: "Закаливание в детском саду" Раздел: дошкольное образование
Конспект непосредственной образовательной деятельности по
формированию экологических представлений у детей средней группы
«Берегите лес»
Дюльдина Зоя Ивановна, воспитатель
МБДОУ «ЦРР – детский сад № 121» г.о. Самара
Цель:
расширение
экологических
знаний
дошкольников,
воспитание бережного отношения к природе.
Задачи:
1) закрепить знания дошкольников о животном и растительном мире
лесной полосы;
2)
развивать
речь
дошкольников:
обогащать
словарный
запас,
учить
отвечать полным ответом, активизировать мышление;
3) воспитывать чувство любви к природе
Материалы
и
оборудование:
шишки,
корзины,
макет
«Ле с»,
мультимедийный проектор, звукозапись – голоса птиц и зверей, презентации
к уроке и презентация «Правила поведения в лесу» (см. на приложенном
диске).
Методы: Словесные, наглядные, практические.
Предварительная
работа:
чтение
рассказов
о
животных
и
птицах,
рассматривание
картин,
иллюстраций
о
деревьях,
животных,
насекомых;
разучивание стихотворений; отгадывание загадок.
Содержание образовательной деятельности
(Дети входят в зал и садятся на стульчики)
Воспитатель: Ребята, сегодня мы поговорим о природе. Мы хозяева нашей
природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни.
Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы, а человеку нужна Родина.
И охранять природу – значит охранять Родину. Сегодня нас ждёт увлекательное
путешествие по экологическим тропинкам леса. Экология – это наука о доме, о
природе. А природа – это и есть наш большой дом, и мы все сообща должны
поддерживать в нём порядок.
Воспитатель зачитывает стихотворение:
Берегите лес, ребята!
Он нам дарит кислород
В нем еще живут зверята
Разных видов и пород
По утру поют нам птицы
А листва укроет в зной
И пыльца цветов на лицах
Оставляет запах свой
Берегите лес, ребята!
И не жгите в нём костры
Благодарны будут звери
И деревья, и кусты.
Воспитатель: Как вы думаете, куда мы с вами отправимся?
Дети: В лес…
Воспитатель: Итак, мы отправляемся в лес
Ребята, какое сейчас время года? (ответы)
А какой месяц? (ответы)
Лес просыпается после долгого зимнего сна. Сколько месяцев была зима? (ответы)
Мы сегодня пойдем в лес и посмотрим, что там изменилось после зимы.
Слайд 1 (лес)
Воспитатель: Но вот в лес ведет только узкая тропинка. Как мы сможем по ней
пройти.
Дети: Друг за другом. (Ходьба в колонне).
Слайд 2 (чаща)
Воспитатель: Тропинка кончилась, и к полянке нужно пройти через поваленные
деревья. (Ходьба с высоким подниманием колена).
Слайд 3 ,4,5 (дуб, береза, ель)
Воспитатель:Вот мы и пришли к полянке. Вокруг лесной поляны стоит много
деревьев. Какие деревья растут в лесу?
(дети отвечают)
Воспитатель: Не только дуб мы встретили на лесной поляне. Вот стройные березки,
ветки тянутся к небу. (Поднимаем руки вверх. Наклоны вправо-влево).
А вот елочки – красавицы. (Руки в стороны, руки вниз).
Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Ну- ка деревце замри».
Дует, дует ветерок, закачался наш лесок, раз, два, три, ну, ка деревце замри.
Дети кружатся и качаются в такт речовки, с последним словом замирают, изображая
деревце. (Воспитатель спрашивает у каждого ребенка, какое дерево он изображает).
Слайд 6 (звери и птицы)
Воспитатель: А теперь послушаем звуки леса.
(Звучит фонограмма - голоса птиц и зверей).
Игра: Угадай, чей голосок?»
Дети
по
очереди
называют
птиц.
Они
узнали
пение
соловья,
кукушки,
дятла,
воробья, ворона, совы.
Далее детям предлагается узнать голоса животных: волка,
медведя, лисы и т.п. (Дети по очереди называют животных).
Воспитатель: А теперь угадайте загадки про лесных зверей и птиц.
Всю ночь летает - мышей добывает. А станет светло, спать ляжет в дупло (сова).
Летит, пищит, очень тоненько звенит. Случай не упустит, сядет и укусит (комар).
Водяные мастера строят дом без топора. Дом из хвороста и тины и плотины (бобры)
Красногрудый, чернокрылый любит зернышки клевать. С первым снегом на рябине
он появиться опять (снегирь)
Хвост пушистый, мех золотистый. В лесу живет, в деревне кур крадет (лиса)
(Дети угадывают, правильный ответы появляются на слайдах 7-13).
Слад 13 (заяц)
Воспитатель: Посмотрите, кто это?
Дети: Это заяц
Воспитатель: Зайка обещает поиграть с вами, если вы про него расскажете. (ответы
детей).
Игра «Скачите ко мне».
Попробуйте также легко прыгать, как это сделал заяц. Дети прыгают на двух ногах
на полянке, по команде: «Волк близко!», дети приседают на корточки и стучат
«лапками». Игра повторяется 2 раза. Затем дети возвращаются на поляну.
слайд 14 (белка)
Воспитатель: Посмотрите, кто это?
Расскажите про белку, что вы о ней знаете.
Воспитатель: У белочки в дупле запасы почти закончились, а ведь скоро у нее
появятся детеныши и белочке нужно помочь пополнить запасы.
Игра «Забрось в дупло»
Забрасывание шишек в корзины, установленные на полу. Садятся на стульчики.
Слайд 15 (лес)
Воспитатель: Хорошо нам всем в лесу, но пора вам возвращаться в город. Пойдем
снова по узкой тропинке, идти будем тихо и слушать звуки леса. (Ходьба в колонне).
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель: А теперь я хочу вам напомнить правила поведения в лесу.
Презентация: «Правила поведения в лесу» (см. презентацию на диске)
С детьми необходимо обсудить следующие вопросы. Лес – это дом, жилище
животных, насекомых и растений. Мы в этом жилище – гости. А как следует вести
себя
гостям?
Аккуратно!
Ничего
не
ломая,
не
нарушая
покоя
лесных
зверей.
Подробнее следует обсудить конкретные правила.
1.
Нельзя разводить огонь в лесу.
Почему? Что может случиться с лесом?
2.
Нельзя разорять гнезда птиц.
Почему? Много ли времени уходит у птиц на строительство гнезда и уход за
яйцами? Расстроится ли птица, если вернется домой, а там нет ее детишек?
3.
Нельзя разорять муравейники.
Посмотрите, какие муравьи маленькие. Представьте себе, как они видят вас. Вы для
них – великаны! И не смотря на то, что муравьи такие крохотные, они постоянно
работают. Вот такой величины может достигать их дом – муравейник. Муравьев
считают санитарами леса. Почему?
4.
Не оставляй мусор.
Почему его нельзя оставлять? Что случится, если все будут мусорить в лесу? Как
отнесутся к этому звери?
5.
Нельзя ломать деревья, кусты, рвать траву, цветы и ягодные кусты с
корнем.
Почему? Вырастут ли они заново?
Воспитатель:
Давайте будем беречь нашу прекрасную Землю, наш общий дом.
Беречь и любить все живое!
Запомните, дети, вы – частица природы!
Заболеет лес или река, и нам будет плохо.
Не обижайте ни дерево, ни кошку, ни муравья!
Не обижайте друг друга!
Человек должен быть добрым!
(Дети уходят в группу)