Напоминание

Одаренные дети в условиях дополнительного образования


Автор: Мельникова Ольга Владимировна
Должность: методист
Учебное заведение: ГБУ ДПО СО "Сергиевский РЦ"
Населённый пункт: с. Челно-Вершины
Наименование материала: статья
Тема: Одаренные дети в условиях дополнительного образования
Раздел: дополнительное образование





Назад





Мельникова Ольга Владимировна
Методист ГБУ ДПО СО «Сергиевский РЦ» с.Сергиевск, Самарская область ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Аннотация: в данной статье автором обозначены принципы выявления и сопровождения одаренных детей в условиях дополнительного образования и вне- урочной деятельности. В работе также отмечены необходимые личностные качества педагогов, занимающихся с одаренными детьми. Ключевые слова: одаренные дети, специальная одаренность, принципы вы- явления, сопровождение одаренных детей, организационно-педагогическое со- провождение, формы работы. Человеческое мышление, способность к творчеству - величайшие дары при- роды. Этим даром природа наделила всех, только в разной степени. Одаренным человеком называют того, чей дар превосходит средние возможности других лю- дей. Говоря словосочетание «одаренные дети», мы обозначаем некую исключи- тельность. Эти дети уже по определению отличаются превосходством над сверстниками. По мнению Ю.Д. Бабаева, одаренность - это значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном или физическом развитии либо исключительное развитие специальных возможностей, которая может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности. В наши дни проблема выявления, развития и обучения одаренных детей вы- зывает большой интерес, это объясняется общественными потребностями. И, прежде всего, потребностью общества в достижении высоких результатов. Мно- гочисленные исследования особенностей развития одаренных детей подчеркивают актуальность этой проблемы, как в нашей стране, так и за рубежом. Известный специалист Н.С. Лей-тес выделяет три категории детей, которых принято именовать одаренными: дети с высоким IQ; дети, достигшие выдающихся
успехов в каком-либо виде деятельности; дети с высокой креативностью. Другой специалист М.А. Холодная выделяет шесть категорий таких детей: «со- образительные», «блестящие ученики», «креативы», «компетентные», «талант- ливые», «мудрые». По мнению А.И. Савенкова, педагогическая практика различает 3 категории одаренных детей: дети с высокими показателями по уровню общей одаренности; дети, достигшие успехов в какой-либо области деятельности; дети, хорошо обучающиеся в школе («академическая одаренность»). В учреждении дополнительного образования мы чаще сталкиваемся со спе- циальной одаренностью. Специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятель- ности и может быть определена лишь в отношении отдельных областей деятель- ности (спорт, музыка, живопись и др.) Она связана с общей одаренностью. В частности, под влиянием общей одаренности проявления специальной одаренности выходят на качественно более высокий уровень освоения конкретной деятельности. В свою очередь специальная одаренность оказывает влияние на избирательную специализацию общих психологических ресурсов личности, усиливая тем самым индивидуальное своеобразие и самобытность одаренного ребенка. В связи с этим, мысль о том, что содержание учебной деятельности одаренных детей должно существенно отличаться от содержания образования большинства сверстников, вряд ли может вызывать сомнения. В этом контексте нужно обратить внимание на систему дополнительного образования. Работа с одаренными детьми требует глубокого понимания природы «ода- ренности». Поэтому педагоги дополнительного образования в своей деятельности используют семь базовых принципов выявления и сопровождения одаренных детей, предложенных психологической наукой. Первый принцип. Характер оценки разных сторон поведения и деятельности ребенка должен быть комплексным. Это позволяет использовать различные ис- точники информации и охватывать как можно более широкий спектр его способ-
ностей. Необходимо задействовать при этом множество разнообразных методов и технологий: - различные варианты метода наблюдения за детьми; - специальные психодиагностические тренинги; - проведение пробных уроков по специальным программам, включение детей в специальные игровые и предметно-ориентированные занятия; - организация различных интеллектуальных игр, спортивных соревнований, творческих конкурсов, фестивалей и т. п.; - экспертное оценивание поведения детей учителями, родителями, воспита- телями. Второй принцип. Длительность идентификации, что предполагает развернутое на несколько лет наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях: жизненных и учебных. Третий принцип. Анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, ко- торые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам (вклю- чение ребенка в специально организованные предметно-игровые занятия, вовле- чение его в различные формы соответствующей развивающей деятельности и т. д.). Четвертый принцип. Использование тренинговых методов, в рамках которых можно организовать определенные развивающие влияния, снимать типичные для данного ребенка психологические преграды, комплексы звездности или неполноценности и т.д. Пятый принцип. Подключение к оценке ребенка экспертов: специалистов высшей квалификации в соответствующей области деятельности (тренеров по другим видам спорта, учителей и т.д.). При этом следует помнить о возможном консерватизме мнения профессионала, особенно при оценке продуктов подрост- кового и юношеского творчества, не следует его переоценивать и тем более пол-
ностью на него полагаться. Шестой принцип. Оценка признаков одаренности ребенка не только по от- ношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны его ближайшего развития (в частности, на основе организации определенной об- разовательной среды с выстраиванием для данного ребенка индивидуальной тра- ектории обучения). Седьмой принцип. Опора на экологически валидные методы психодиагно- стики, имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в конкретной си- туации, такие как: - анализ продуктов деятельности; - наблюдение; - беседа; - экспертные оценки; - естественный эксперимент. Один из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одарен- ных детей - это вопрос о частоте появления детской одаренности. Существуют 2 крайние точки зрения: 1. «Все дети являются одаренными». 2. «Одаренные дети встречаются крайне редко». Это противоречие в работе с одарёнными детьми мы решаем следующим образом: 1) потенциальная одаренность присуща многим детям, т.к. каждый ребенок талантлив по-своему; 2) актуальную одаренность демонстрирует незначительная часть детей; это
дети, которые талантливы особо. Работа с одаренными детьми организуется в рамках районной программы «Одарённые дети». Одно из главных направлений работы педагогического коллектива учреждения дополнительного образования - создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей. Работа с талантливыми, одаренными детьми реализуется в рамках дополнительной общеобразовательной программы. Цель организационно-педагогического сопровождения: содействие в выяв- лении, поддержке и развитии талантливых детей, их самореализации, професси- ональном самоопределении, сохранении психологического и физического здоровья. Задачи: - выявление одаренных детей; - создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей. Необходимо создавать как специальную систему поддержки сформировав- шихся талантливых школьников, так и общую среду для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления достижений ода- ренных детей. Организация работы с одаренными детьми имеет следующее содержание: - психолого-педагогический анализ развития воспитанников учреждения; - выявление одаренных и талантливых детей;
- помощь одаренным воспитанникам в самореализации их спортивной направленности; - организация воспитательного процесса в работе с одаренными детьми; - работа с родителями одаренных детей; - анализ особых успехов и достижений воспитанника; - создание банка данных по талантливым и одаренным детям; - диагностика потенциальных возможностей детей с использованием ресурсов ППЦ; - преемственность между дополнительным образованием и средними и высшими профессиональными образовательными организациями. Формы работы с одаренными учащимися: - групповые занятия с одаренными учащимися; - кружки по интересам; - конкурсы, соревнования различного уровня; - участие в олимпиадах; - работа по индивидуальным планам. Помощь одаренным детям в самореализации в избранной ими направленно- сти: - создание для ученика ситуации успеха и уверенности, через индивидуальное обучение и воспитание. - организация и участие в интеллектуальных играх, творческих конкурсах, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях. Поощрение одаренных детей:
- публикация в СМИ; - премия администрации «Мы - Лидеровцы»; - стенд «Лучшие воспитанники»; - система поддержки талантливых и одаренных детей на уровне муниципа- литета. Премия Главы района «Одаренные дети». Система работы по выявлению и сопровождению одаренных детей дает свои результаты. Работа с родителями одаренных детей: - психологическое сопровождение родителей одаренного ребенка (консультации) - совместная практическая деятельность одаренного ребенка и родителей (участие в классных часах, открытых занятиях, соревнованиях семейных команд). Мониторинг эффективности работы с одаренными учащимися включает в себя анализ результатов деятельности участников педагогического процесса и построение перспективы дальнейшей работы. Работу с одаренными детьми ведут педагоги, обладающие качествами: - увлеченность своим делом; - способность к экспериментальной, научной и творческой деятельности; - профессиональная грамотность; - интеллектуальность, нравственность и эрудированность; - проводник передовых педагогических технологий;
- умелый организатор учебно-воспитательного процесса; - знаток во многих областях человеческой жизни. Таким образом, организационно-педагогическое сопровождение одаренных воспитанников представляет собой хорошо структурированный, последовательный вид деятельности, являющийся неотъемлемой частью системы работы учреждения образования по выявлению, сопровождению и развитию одаренных детей. Мировой опыт показывает, что часто вера в возможности воспитанника, по- множенная на мастерство педагогов и родителей, способны творить чудеса. В жизни часто оказывается важно даже не то, что дала человеку природа, а то, что он сумел сделать с тем даром, который у него есть.

Список литературы
1. Бискер Л.М. Программа «Одаренные дети» // Завуч. - 2001. - №4. - С. 39-45. 2. Завельский Ю.К. Концепция работы гимназии с одаренными детьми // За- вуч. - 2000. - №1. - С. 107-116. 3. Золотарева А.В. Дополнительное образование детей. - Ярославль: Академия развития, 2004. - 304 с. 4. Петросян Л.Г. Работа с одаренными детьми в системе дополнительного образования лицея // Дополнительное образование детей. - 2001. - №24. - С. 37-39. 5. Подласый И.П. Педагогика. - М.: Владос, 2003. - С. 576. 6. Савельева Е.А. О художественных способностях детей // Завуч. - 2000. - №6. - С. 132-137. 7. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.:


В раздел образования