Одаренные дети в условиях дополнительного образования
Автор: Мельникова Ольга Владимировна Должность: методист Учебное заведение: ГБУ ДПО СО "Сергиевский РЦ" Населённый пункт: с. Челно-Вершины Наименование материала: статья Тема: Одаренные дети в условиях дополнительного образования Раздел: дополнительное образование
Мельникова Ольга Владимировна
Методист ГБУ ДПО СО «Сергиевский
РЦ» с.Сергиевск, Самарская область
ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация: в данной статье автором обозначены принципы выявления и
сопровождения одаренных детей в условиях дополнительного образования и вне-
урочной деятельности. В работе также отмечены необходимые личностные
качества педагогов, занимающихся с одаренными детьми.
Ключевые слова: одаренные дети, специальная одаренность, принципы вы-
явления,
сопровождение
одаренных
детей,
организационно-педагогическое
со-
провождение, формы работы.
Человеческое мышление, способность к творчеству - величайшие дары при-
роды. Этим даром природа наделила всех, только в разной степени. Одаренным
человеком называют того, чей дар превосходит средние возможности других лю-
дей. Говоря словосочетание «одаренные дети», мы обозначаем некую исключи-
тельность.
Эти
дети
уже
по
определению
отличаются
превосходством
над
сверстниками.
По
мнению
Ю.Д.
Бабаева,
одаренность
-
это
значительное
по
сравнению с возрастными нормами опережение в умственном или физическом
развитии
либо
исключительное
развитие
специальных
возможностей,
которая
может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в
ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности.
В наши дни проблема выявления, развития и обучения одаренных детей вы-
зывает
большой
интерес,
это
объясняется
общественными
потребностями.
И,
прежде всего, потребностью общества в достижении высоких результатов. Мно-
гочисленные исследования особенностей развития одаренных детей подчеркивают
актуальность этой проблемы, как в нашей стране, так и за рубежом.
Известный специалист Н.С. Лей-тес выделяет три категории детей, которых
принято именовать одаренными: дети с высоким IQ; дети, достигшие выдающихся
успехов в каком-либо виде деятельности; дети с высокой креативностью. Другой
специалист
М.А.
Холодная
выделяет
шесть
категорий
таких
детей:
«со-
образительные»,
«блестящие
ученики»,
«креативы»,
«компетентные»,
«талант-
ливые», «мудрые». По мнению А.И. Савенкова, педагогическая практика различает
3 категории одаренных детей: дети с высокими показателями по уровню общей
одаренности; дети, достигшие успехов в какой-либо области деятельности; дети,
хорошо обучающиеся в школе («академическая одаренность»).
В учреждении дополнительного образования мы чаще сталкиваемся со спе-
циальной одаренностью.
Специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятель-
ности и может быть определена лишь в отношении отдельных областей деятель-
ности (спорт, музыка, живопись и др.) Она связана с общей одаренностью. В
частности, под влиянием общей одаренности проявления специальной одаренности
выходят на качественно более высокий уровень освоения конкретной деятельности.
В свою очередь специальная одаренность оказывает влияние на избирательную
специализацию общих психологических ресурсов личности, усиливая тем самым
индивидуальное своеобразие и самобытность одаренного ребенка.
В связи с этим, мысль о том, что содержание учебной деятельности одаренных
детей должно существенно отличаться от содержания образования большинства
сверстников, вряд ли может вызывать сомнения. В этом контексте нужно обратить
внимание на систему дополнительного образования.
Работа с одаренными детьми требует глубокого понимания природы «ода-
ренности». Поэтому педагоги дополнительного образования в своей деятельности
используют
семь
базовых
принципов
выявления
и
сопровождения
одаренных
детей, предложенных психологической наукой.
Первый принцип. Характер оценки разных сторон поведения и деятельности
ребенка должен быть комплексным. Это позволяет использовать различные ис-
точники информации и охватывать как можно более широкий спектр его способ-
ностей. Необходимо задействовать при этом множество разнообразных методов и
технологий:
- различные варианты метода наблюдения за детьми;
- специальные психодиагностические тренинги;
- проведение пробных уроков по специальным программам, включение детей
в специальные игровые и предметно-ориентированные занятия;
- организация различных интеллектуальных игр, спортивных соревнований,
творческих конкурсов, фестивалей и т. п.;
- экспертное оценивание поведения детей учителями, родителями, воспита-
телями.
Второй принцип. Длительность идентификации, что предполагает развернутое
на несколько лет наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях:
жизненных и учебных.
Третий принцип. Анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, ко-
торые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам (вклю-
чение ребенка в специально организованные предметно-игровые занятия, вовле-
чение его в различные формы соответствующей развивающей деятельности и т. д.).
Четвертый принцип. Использование тренинговых методов, в рамках которых
можно организовать определенные развивающие влияния, снимать типичные для
данного
ребенка
психологические
преграды,
комплексы
звездности
или
неполноценности и т.д.
Пятый принцип. Подключение к оценке ребенка экспертов: специалистов
высшей
квалификации
в
соответствующей
области
деятельности
(тренеров
по
другим видам спорта, учителей и т.д.). При этом следует помнить о возможном
консерватизме мнения профессионала, особенно при оценке продуктов подрост-
кового и юношеского творчества, не следует его переоценивать и тем более пол-
ностью на него полагаться.
Шестой принцип. Оценка признаков одаренности ребенка не только по от-
ношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны его
ближайшего
развития
(в
частности,
на
основе
организации
определенной
об-
разовательной среды с выстраиванием для данного ребенка индивидуальной тра-
ектории обучения).
Седьмой принцип. Опора на экологически валидные методы психодиагно-
стики, имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в конкретной си-
туации, такие как:
- анализ продуктов деятельности;
- наблюдение;
- беседа;
- экспертные оценки;
- естественный эксперимент.
Один из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одарен-
ных детей - это вопрос о частоте появления детской одаренности. Существуют 2
крайние точки зрения:
1.
«Все дети являются одаренными».
2.
«Одаренные дети встречаются крайне редко».
Это противоречие в работе с одарёнными детьми мы решаем следующим
образом:
1) потенциальная одаренность присуща многим детям, т.к. каждый ребенок
талантлив по-своему;
2) актуальную одаренность демонстрирует незначительная часть детей; это
дети, которые талантливы особо.
Работа с одаренными детьми организуется в рамках районной программы
«Одарённые дети».
Одно из главных направлений работы педагогического коллектива учреждения
дополнительного
образования
-
создание
условий
для
оптимального
развития
одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть
еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть
серьезная
надежда
на
дальнейший
качественный
скачок
в
развитии
их
способностей. Работа с талантливыми, одаренными детьми реализуется в рамках
дополнительной общеобразовательной программы.
Цель
организационно-педагогического
сопровождения:
содействие
в
выяв-
лении, поддержке и развитии талантливых детей, их самореализации, професси-
ональном самоопределении, сохранении психологического и физического здоровья.
Задачи:
- выявление одаренных детей;
- создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья
одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также
просто способных детей.
Необходимо создавать как специальную систему поддержки сформировав-
шихся талантливых школьников, так и общую среду для проявления и развития
способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления достижений ода-
ренных детей.
Организация работы с одаренными детьми имеет следующее содержание:
- психолого-педагогический анализ развития воспитанников учреждения;
- выявление одаренных и талантливых детей;
- помощь одаренным воспитанникам в самореализации их спортивной
направленности;
- организация воспитательного процесса в работе с одаренными детьми;
- работа с родителями одаренных детей;
- анализ особых успехов и достижений воспитанника;
- создание банка данных по талантливым и одаренным детям;
- диагностика потенциальных возможностей детей с использованием ресурсов
ППЦ;
- преемственность между дополнительным образованием и средними и
высшими профессиональными образовательными организациями.
Формы работы с одаренными учащимися:
- групповые занятия с одаренными учащимися;
- кружки по интересам;
- конкурсы, соревнования различного уровня;
- участие в олимпиадах;
- работа по индивидуальным планам.
Помощь одаренным детям в самореализации в избранной ими направленно-
сти:
- создание для ученика ситуации успеха и уверенности, через индивидуальное
обучение и воспитание.
- организация и участие в интеллектуальных играх, творческих конкурсах,
предметных олимпиадах, научно-практических конференциях.
Поощрение одаренных детей:
- публикация в СМИ;
- премия администрации «Мы - Лидеровцы»;
- стенд «Лучшие воспитанники»;
- система поддержки талантливых и одаренных детей на уровне муниципа-
литета.
Премия Главы района «Одаренные дети».
Система работы по выявлению и сопровождению одаренных детей дает свои
результаты.
Работа с родителями одаренных детей:
-
психологическое
сопровождение
родителей
одаренного
ребенка
(консультации)
-
совместная
практическая
деятельность
одаренного
ребенка
и
родителей (участие в классных часах, открытых занятиях, соревнованиях
семейных команд).
Мониторинг эффективности работы с одаренными учащимися включает в
себя
анализ
результатов
деятельности
участников
педагогического
процесса
и
построение перспективы дальнейшей работы.
Работу с одаренными детьми ведут педагоги, обладающие качествами:
- увлеченность своим делом;
- способность к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
- профессиональная грамотность;
- интеллектуальность, нравственность и эрудированность;
- проводник передовых педагогических технологий;
- умелый организатор учебно-воспитательного процесса;
- знаток во многих областях человеческой жизни.
Таким
образом,
организационно-педагогическое
сопровождение
одаренных
воспитанников представляет собой хорошо структурированный, последовательный
вид деятельности, являющийся неотъемлемой частью системы работы учреждения
образования по выявлению, сопровождению и развитию одаренных детей.
Мировой опыт показывает, что часто вера в возможности воспитанника, по-
множенная на мастерство педагогов и родителей, способны творить чудеса. В
жизни часто оказывается важно даже не то, что дала человеку природа, а то, что он
сумел сделать с тем даром, который у него есть.
Список литературы
1.
Бискер Л.М. Программа «Одаренные дети» // Завуч. - 2001. - №4. - С. 39-45.
2.
Завельский Ю.К. Концепция работы гимназии с одаренными детьми // За-
вуч. - 2000. - №1. - С. 107-116.
3.
Золотарева А.В. Дополнительное образование детей. - Ярославль: Академия
развития, 2004. - 304 с.
4.
Петросян Л.Г. Работа с одаренными детьми в системе дополнительного
образования лицея // Дополнительное образование детей. - 2001. - №24. - С.
37-39.
5.
Подласый И.П. Педагогика. - М.: Владос, 2003. - С. 576.
6.
Савельева Е.А. О художественных способностях детей // Завуч. - 2000. - №6.
- С. 132-137.
7.
Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе: Учеб. пособие для
студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: