Автор: Козырева Наталья Геннадьевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МАОУ "Авторский лицей Эдварса №90" Населённый пункт: Ульяновск Наименование материала: статья Тема: ОБУЧЕНИЕ ПИСЬМУ ДЕТЕЙ В 1 КЛАССЕ Раздел: начальное образование
ОБУЧЕНИЕ ПИСЬМУ ДЕТЕЙ В 1 КЛАССЕ
Начиная работу в 1 классе, я столкнулась с тем, что привычные способы обу-
чения письму для некоторых детей оказались недостаточно эффективными,
хотя раньше приносили хорошие результаты. В ходе многолетней работы с
детьми попыталась разобраться, почему это происходит и выделила несколько
противоречий.
1.Требования, которые предъявляет учитель ученику, не всегда соответ-
ствует его возможностям (например, требование усвоить учебный материал за
определенный срок, делать записи в тетради красиво, без помарок и исправле-
ний и т.п.);
2. Жесткость тематического планирования учебного материала (из-за бо-
язни не уложиться в сетку часов приходится подталкивать учащихся к правиль-
ному решению той или иной задачи и они не успевают до конца осмыслить,
рассмотреть изучаемый материал, т.к. у них не развито произвольное внимание,
основные интеллектуальные умения);
3. Для таких детей нужны другие способы, методы обучения (например, в
1 классе учитель обычно начинает целенаправленное обучение и приступает к
передаче отдельных умений и навыков, а это не соответствует особенностям
развития детей).У многих детей к моменту поступления в школу не заложен
«фундамент» необходимых знаний и умений.
В своей работе я большое значение придаю подготовительному этапу к
письму. «Ведь для того, чтобы предупредить неуспешности в учении и макси-
мально обеспечить этим ученикам одинаковые со сверстниками стартовые воз-
можности, необходимо сначала правильно и полно сформировать у детей фун-
дамент успешного обучения». (Мисаренко Г.Г.)
В подготовительный период осуществляю работу по следующим направ-
лениям:
1) формирование приемов, необходимых для письма.
2)подготовка руки к формированию графического навыка;
3) общее развитие ребенка и развитие функций, необходимых для овладе-
ния письма.
В ходе всей подготовки учу детей правильно сидеть, держать ручку и
правильно держать тетрадь.
Особое значение в этот период придаю приемам расслабления при выпол-
нении графических заданий (разжать, расслабить пальцы, кисть, ровно и глубо-
ко вдохнуть, и только потом делать следующее движение).
У большинства детей графические задания вызывают затруднения (дро-
жание руки, штрихи неровные и т.д.). Стараюсь, как можно раньше выявить
причины, возникающих трудностей. Для этого использую тесты М.М.Безруких
по определению причин. Трудности обычно связаны у таких детей преимуще-
ственно с недостатками в координации движений, с недостатками зрительно-
моторных координаций и зрительно-пространственного восприятия. И следуя
из этого, на последующих занятиях стараюсь включать упражнения на развитие
и координацию выявленных недостатков.
Для развития и совершенствования моторики кистей и пальцев рук, ис-
пользую комплекс упражнений. Весь комплекс можно разделить на составляю-
щие:
1) пальцевая гимнастика;
2) упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных
предметов.
Пальцевую гимнастику провожу в течение 3-4 минут в начале занятия,
либо в середине, в форме физминутки.
Для развития мелкой мускулатуры кисти рук и точной координации дви-
жений очень благоприятствует работа с пластилином. Чтобы разнообразить
упражнения, я разработала систему занятий по работе с данным материалом.
Эти занятия провожу в первой четверти, т.е. параллельно с обучением письму,
чуть опережая уроки письма.
В процессе тренировки отдельных компонентов ручной моторики (тонус,
сила, точность движений) у первоклассников наблюдаю, как совершенствуется
произвольное внимание, развиваются навыки самоконтроля.
Среди первоклассников нередко встречаются дети, плохо владеющие
основами звукобуквенного анализа. Работа над звуковой стороной речи осуще-
ствляется мной в основном в период обучения грамоте, а также во внеурочное
время, в группе продленного дня, при этом также учитываю возможности меж-
предметных связей. Работу провожу с использованием дидактического материа-
ла: чистоговорок, скороговорок, потешек, загадок, стихов, пословиц, игровых
сценок, сопровождающих движениями и без них, в соответствии с программ-
ным содержанием занятий. Эта работа органично связывается со звуковым ана-
литико-синтетическим методом обучения грамоте, строится на анализе, синтезе
звучащей речи, путем специальных упражнений. Большая часть таких упражне-
ний носит игровой характер. Эта работа, конечно же, не заменяет работу лого-
педа по исправлению недостатков речи, потому что формирование правильной
речи является лишь частью работы, определяемой программой обучений в 1
классе.
Первоклассники часто воспринимают букву глобально, нерасчлененно,
«схватывают» ее общую конфигурацию. И поэтому некоторые дети не могут
зрительно представить себе образ буквы, т.е. вычленить ее составные части –
элементы и увидеть между ними соотношения.
И чтобы письмо букв было осознаваемо для детей в целом и в ее элемен-
тах применяю дифференцированные приемы восприятия букв, приемы способ-
ствующие закреплению в памяти ребенка зрительных образов букв. Еще во вре-
мя работы знакомства с элементами букв начинаю работу учащихся с дидакти-
ческим материалом. Это альбомы, на листах которого написаны специальным
составом письменные буквы (красного цвета – гласные, синего и зелёного- со-
гласные). Работа по восприятию формы буквы через тактильные (ощущения
прикосновением) и кинестезические (двигательные) ощущения была предложе-
на итальянским педагогом М.Матессори. Известен опыт учительницы г. Моск-
вы Е.Н. Потаповой по формированию зрительных образов букв через тактиль-
ные ощущения. Весьма эффективен прием формирования образа буквы являет-
ся и конструирование письменных букв из элементов – шаблонов, предложен-
ный известным методистом Н.А. Федосовой. Такие шаблоны, совместно с роди-
телями я изготовливаем для каждого ученика. Начинаю работу с альбомом то-
гда, когда дети переходят к письму элементов букв .На доске показываю, как пи-
шется элемент, например, прямая короткая линия. Дети находят этот элемент в
кармашке альбома, показывают учителю. После этого даю задание рассмотреть
поочередно каждую страницу альбома и найти в буквах этот элемент. Ученики
работают с удовольствием. Они обводят каждую букву пальцами, накладывают
элемент на элементы в буквах, конструируют заданную букву и накладывают ее
на букву в альбом.
У первоклассников в процессе обучения письму возникают нервно-психи-
ческие перегрузки из-за малой выносливости к статическому напряжению,
недостаточной сформированности волевых качеств в силу своих психофизиче-
ских особенностей. У них низок объем внимания. Они часто отвлекаются.
Поэтому при обучении их письму должен быть постепенный переход от игры к
учебе. Все уроки стараюсь строить в занимательной форме. Главными героями
уроков бывают «веселые человечки» из сказок.
Использую односюжетные уроки .На таком уроке рассказываю детям ка-
кую-то историю, сказку или отправляюсь в путешествие. Эти истории служат
сюжетом урока, а по ходу сюжета дети выполняют тренировочные упражнения,
пишут буквы, слоги, слова, предложения, анализируют схемы слов и т.д., т.е.
выполняют обычную учебную работу.
Учебная задача на таком уроке включается в более понятную детям игро-
вую задачу. На протяжении всего урока у детей сохраняется интерес к работе,
потому что они ждут продолжения истории или сказки.
Эта история должна быть немногословной, потому что значительное вре-
мя на уроке письма занимает практическая работа детей. Обязательно включаю
в урок 2-3 физминутки, соответствующие сюжету.
Но односюжетные уроки имеют не только достоинства, но и свои недо-
статки, которые можно определенным образом нейтрализовать. Главный недо-
статок - на первый план выдвигаются игровые задачи. Такая организация дея-
тельности не вырабатывает у ребенка умения осознавать учебные задачи упраж-
нений по письму, что необходимо для осознанного овладения им. Это положе-
ние исправимо. Обязательно при подведении итогов каждого этапа односюжет-
ного урока задаю детям вопросы: что научились делать? - что нового узнали? И
т.д.
Тем самым акцентирую внимание школьников на познавательном матери-
але урока, на тех учебных задачах, которые были поставлены на уроке перед
детьми, на практических результатах их работы. Дети ощущают степень своего
продвижения вперед в изучении предмета, это способствует формированию у
них уверенности в своих силах, желания в дальнейшем обучаться письму.
По мере овладения детьми приемами письма односюжетные уроки че-
редую с обычными, на которых игра используется только при изучении самого
трудного познавательного материала. В этом случае произвольное внимание де-
тей и их волевая регуляция деятельности получают благоприятные условия для
своего развития.
Такие уроки способствуют повышению интереса и положительному от-
ношению к урокам письма.
Письмо – один из сложных видов человеческой деятельности. И
научить грамотному письму ребенка – задача непростая. И все - таки, я с неко-
торым удовлетворением отмечаю, что используя те виды работы, приемы,
упражнения, о которых говорилось выше, помогают достаточно успешно
усвоить программу по письму в первом классе, а в дальнейшем и по русскому
языку в последующих классах.
Список литературы:
1. Безруких М.М.,Ефимова С.П. «Почему учиться трудно?» -2-е
издание ,издательство «Симбирская книга»,1993 г.
2. Безруких М.М. ,Ефимова С.П. «Школьные трудности у учащихся пер-
вых классов» - Ульяновск ,1993 г.
3. Волина В.»Учимся играя» - Москва ,1994 г.
4. Мисаренко Г.Г.»Русский язык в классах компенсирующего обучения.1
класс», Москва ,2000 г.