Напоминание

ОБУЧЕНИЕ ПИСЬМУ ДЕТЕЙ В 1 КЛАССЕ


Автор: Козырева Наталья Геннадьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Авторский лицей Эдварса №90"
Населённый пункт: Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: ОБУЧЕНИЕ ПИСЬМУ ДЕТЕЙ В 1 КЛАССЕ
Раздел: начальное образование





Назад





Козырева Н.Г.

учитель начальных классов

МАОУ «Авторский лицей Эдварса № 90»

Г.Ульяновска

ОБУЧЕНИЕ ПИСЬМУ ДЕТЕЙ В 1 КЛАССЕ
Начиная работу в 1 классе, я столкнулась с тем, что привычные способы обу- чения письму для некоторых детей оказались недостаточно эффективными, хотя раньше приносили хорошие результаты. В ходе многолетней работы с детьми попыталась разобраться, почему это происходит и выделила несколько противоречий. 1.Требования, которые предъявляет учитель ученику, не всегда соответ- ствует его возможностям (например, требование усвоить учебный материал за определенный срок, делать записи в тетради красиво, без помарок и исправле- ний и т.п.); 2. Жесткость тематического планирования учебного материала (из-за бо- язни не уложиться в сетку часов приходится подталкивать учащихся к правиль- ному решению той или иной задачи и они не успевают до конца осмыслить, рассмотреть изучаемый материал, т.к. у них не развито произвольное внимание, основные интеллектуальные умения); 3. Для таких детей нужны другие способы, методы обучения (например, в 1 классе учитель обычно начинает целенаправленное обучение и приступает к передаче отдельных умений и навыков, а это не соответствует особенностям развития детей).У многих детей к моменту поступления в школу не заложен «фундамент» необходимых знаний и умений. В своей работе я большое значение придаю подготовительному этапу к письму. «Ведь для того, чтобы предупредить неуспешности в учении и макси- мально обеспечить этим ученикам одинаковые со сверстниками стартовые воз- можности, необходимо сначала правильно и полно сформировать у детей фун- дамент успешного обучения». (Мисаренко Г.Г.) В подготовительный период осуществляю работу по следующим направ- лениям: 1) формирование приемов, необходимых для письма. 2)подготовка руки к формированию графического навыка;
3) общее развитие ребенка и развитие функций, необходимых для овладе- ния письма. В ходе всей подготовки учу детей правильно сидеть, держать ручку и правильно держать тетрадь. Особое значение в этот период придаю приемам расслабления при выпол- нении графических заданий (разжать, расслабить пальцы, кисть, ровно и глубо- ко вдохнуть, и только потом делать следующее движение). У большинства детей графические задания вызывают затруднения (дро- жание руки, штрихи неровные и т.д.). Стараюсь, как можно раньше выявить причины, возникающих трудностей. Для этого использую тесты М.М.Безруких по определению причин. Трудности обычно связаны у таких детей преимуще- ственно с недостатками в координации движений, с недостатками зрительно- моторных координаций и зрительно-пространственного восприятия. И следуя из этого, на последующих занятиях стараюсь включать упражнения на развитие и координацию выявленных недостатков. Для развития и совершенствования моторики кистей и пальцев рук, ис- пользую комплекс упражнений. Весь комплекс можно разделить на составляю- щие: 1) пальцевая гимнастика; 2) упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов. Пальцевую гимнастику провожу в течение 3-4 минут в начале занятия, либо в середине, в форме физминутки. Для развития мелкой мускулатуры кисти рук и точной координации дви- жений очень благоприятствует работа с пластилином. Чтобы разнообразить упражнения, я разработала систему занятий по работе с данным материалом. Эти занятия провожу в первой четверти, т.е. параллельно с обучением письму, чуть опережая уроки письма. В процессе тренировки отдельных компонентов ручной моторики (тонус, сила, точность движений) у первоклассников наблюдаю, как совершенствуется произвольное внимание, развиваются навыки самоконтроля. Среди первоклассников нередко встречаются дети, плохо владеющие основами звукобуквенного анализа. Работа над звуковой стороной речи осуще-
ствляется мной в основном в период обучения грамоте, а также во внеурочное время, в группе продленного дня, при этом также учитываю возможности меж- предметных связей. Работу провожу с использованием дидактического материа- ла: чистоговорок, скороговорок, потешек, загадок, стихов, пословиц, игровых сценок, сопровождающих движениями и без них, в соответствии с программ- ным содержанием занятий. Эта работа органично связывается со звуковым ана- литико-синтетическим методом обучения грамоте, строится на анализе, синтезе звучащей речи, путем специальных упражнений. Большая часть таких упражне- ний носит игровой характер. Эта работа, конечно же, не заменяет работу лого- педа по исправлению недостатков речи, потому что формирование правильной речи является лишь частью работы, определяемой программой обучений в 1 классе. Первоклассники часто воспринимают букву глобально, нерасчлененно, «схватывают» ее общую конфигурацию. И поэтому некоторые дети не могут зрительно представить себе образ буквы, т.е. вычленить ее составные части – элементы и увидеть между ними соотношения. И чтобы письмо букв было осознаваемо для детей в целом и в ее элемен- тах применяю дифференцированные приемы восприятия букв, приемы способ- ствующие закреплению в памяти ребенка зрительных образов букв. Еще во вре- мя работы знакомства с элементами букв начинаю работу учащихся с дидакти- ческим материалом. Это альбомы, на листах которого написаны специальным составом письменные буквы (красного цвета – гласные, синего и зелёного- со- гласные). Работа по восприятию формы буквы через тактильные (ощущения прикосновением) и кинестезические (двигательные) ощущения была предложе- на итальянским педагогом М.Матессори. Известен опыт учительницы г. Моск- вы Е.Н. Потаповой по формированию зрительных образов букв через тактиль- ные ощущения. Весьма эффективен прием формирования образа буквы являет- ся и конструирование письменных букв из элементов – шаблонов, предложен- ный известным методистом Н.А. Федосовой. Такие шаблоны, совместно с роди- телями я изготовливаем для каждого ученика. Начинаю работу с альбомом то- гда, когда дети переходят к письму элементов букв .На доске показываю, как пи-
шется элемент, например, прямая короткая линия. Дети находят этот элемент в кармашке альбома, показывают учителю. После этого даю задание рассмотреть поочередно каждую страницу альбома и найти в буквах этот элемент. Ученики работают с удовольствием. Они обводят каждую букву пальцами, накладывают элемент на элементы в буквах, конструируют заданную букву и накладывают ее на букву в альбом. У первоклассников в процессе обучения письму возникают нервно-психи- ческие перегрузки из-за малой выносливости к статическому напряжению, недостаточной сформированности волевых качеств в силу своих психофизиче- ских особенностей. У них низок объем внимания. Они часто отвлекаются. Поэтому при обучении их письму должен быть постепенный переход от игры к учебе. Все уроки стараюсь строить в занимательной форме. Главными героями уроков бывают «веселые человечки» из сказок. Использую односюжетные уроки .На таком уроке рассказываю детям ка- кую-то историю, сказку или отправляюсь в путешествие. Эти истории служат сюжетом урока, а по ходу сюжета дети выполняют тренировочные упражнения, пишут буквы, слоги, слова, предложения, анализируют схемы слов и т.д., т.е. выполняют обычную учебную работу. Учебная задача на таком уроке включается в более понятную детям игро- вую задачу. На протяжении всего урока у детей сохраняется интерес к работе, потому что они ждут продолжения истории или сказки. Эта история должна быть немногословной, потому что значительное вре- мя на уроке письма занимает практическая работа детей. Обязательно включаю в урок 2-3 физминутки, соответствующие сюжету. Но односюжетные уроки имеют не только достоинства, но и свои недо- статки, которые можно определенным образом нейтрализовать. Главный недо- статок - на первый план выдвигаются игровые задачи. Такая организация дея- тельности не вырабатывает у ребенка умения осознавать учебные задачи упраж- нений по письму, что необходимо для осознанного овладения им. Это положе- ние исправимо. Обязательно при подведении итогов каждого этапа односюжет- ного урока задаю детям вопросы: что научились делать? - что нового узнали? И т.д.
Тем самым акцентирую внимание школьников на познавательном матери- але урока, на тех учебных задачах, которые были поставлены на уроке перед детьми, на практических результатах их работы. Дети ощущают степень своего продвижения вперед в изучении предмета, это способствует формированию у них уверенности в своих силах, желания в дальнейшем обучаться письму. По мере овладения детьми приемами письма односюжетные уроки че- редую с обычными, на которых игра используется только при изучении самого трудного познавательного материала. В этом случае произвольное внимание де- тей и их волевая регуляция деятельности получают благоприятные условия для своего развития. Такие уроки способствуют повышению интереса и положительному от- ношению к урокам письма. Письмо – один из сложных видов человеческой деятельности. И научить грамотному письму ребенка – задача непростая. И все - таки, я с неко- торым удовлетворением отмечаю, что используя те виды работы, приемы, упражнения, о которых говорилось выше, помогают достаточно успешно усвоить программу по письму в первом классе, а в дальнейшем и по русскому языку в последующих классах.
Список литературы:
1. Безруких М.М.,Ефимова С.П. «Почему учиться трудно?» -2-е издание ,издательство «Симбирская книга»,1993 г. 2. Безруких М.М. ,Ефимова С.П. «Школьные трудности у учащихся пер- вых классов» - Ульяновск ,1993 г. 3. Волина В.»Учимся играя» - Москва ,1994 г. 4. Мисаренко Г.Г.»Русский язык в классах компенсирующего обучения.1 класс», Москва ,2000 г.


В раздел образования