Особенности применения современных информационных технологий в учебном процессе
Автор: Володина Наталья Владимировна Должность: преподаватель Учебное заведение: Саранский электромеханический колледж Населённый пункт: г. Саранск Наименование материала: Особенности применения современных информационных технологий в учебном процессе Тема: Особенности применения современных информационных технологий в учебном процессе Раздел: среднее профессиональное
ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
Подготовила преподаватель: Володина Н. В.
САРАНСК 2016
Современный
период
развития
общества
характеризуется
сильным
влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сфе-
ры человеческой деятельности, обеспечивают распространение информаци-
онных
потоков
в
обществе,
образуя
глобальное
информационное
про-
странство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компью-
теризация образования. Активное использование современных технологий,
единой, глобальной информационной сети интернет, изменение методологи-
ческих принципов и подходов в сфере образования позволяет вывести систе-
му образования на высокий уровень.
В настоящее время в России идет становление новой системы образо-
вания, ориентированной на вхождение в мировое информационно-образова-
тельное пространство. Этот процесс сопровождается существенными измене-
ниями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процес-
са, связанного с внесением корректив в содержание технологий обучения, ко-
торые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и
способствовать гармоничному вхождению студентов в информационное об-
щество. Компьютерные технологии призваны стать не дополнительным «до-
веском» в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного
процесса, значительно повышающей его эффективность. Знание, полученное
из информационного пространства – наиважнейшее средство сохранения и
приобретения культурных традиций и ценностей.
За последние несколько лет число детей и подростков, умеющих поль-
зоваться компьютером, увеличилось примерно в 10 раз. Однако ребята ис-
пользуют
компьютерную
технику
в
основном
для
развлечения.
Поэтому
проблема применения компьютерных технологий в образовательном процес-
се актуальна. Изучение компьютерных технологий обеспечивает получение
студентами
представлений
о
мультимедиа,
воспитание
информационной
культуры студентов, развитие мышления, познавательных интересов, практи-
ческих навыков работы на компьютере.
2
Внедрение в учебный процесс компьютерных обучающих и контроли-
рующих систем, обладающих в силу своей интерактивности мощными воз-
можностями ветвления процесса познания и позволяющих обучающемуся
прямо включиться в интересующую его тему – это один из наиболее дей-
ственных
способов
повышения
эффективности
обучения.
Современные
компьютерные дидактические программы (электронные учебники, компью-
терные задачники, мультимедийные презентации, тестирующие и моделиру-
ющие программы-тренажеры и т.д.) разрабатываются на основе мультимедиа-
технологий.
Мультимедиа-системы позволяют сделать подачу дидактического ма-
териала максимально удобной и наглядной, что стимулирует интерес к обуче-
нию и позволяет устранить пробелы в знаниях. Электронный учебник при-
зван автоматизировать все основные этапы обучения – от изложения учебного
материала до контроля знаний и выставления итоговых оценок. Процесс обу-
чения проходит более успешно, так как учебный материал переводится в яр-
кую, увлекательную, с разумной долей игрового подхода, мультимедийную
форму с широким использованием графики, анимации, в том числе интерак-
тивной, звуковых эффектов и голосового сопровождения, включения видеоф-
рагментов и т.д.
Мультимедийные презентации становятся все более актуальными в
учебном процессе – как эффективный способ представления информации.
Компьютерная презентация может использоваться в учебном процессе как
составляющая часть комбинированного урока с применением телекоммуника-
ционных технологий, так и в качестве пособия для самостоятельной работы
студентов на уроке. Использование компьютерных презентаций на уроках
оправдано, прежде всего, в тех случаях, когда возникает существенное пре-
имущество по сравнению с традиционными формами обучения. Работа с ин-
терактивной презентацией открывает перед студентами огромные познава-
тельные возможности, делая их не только наблюдателями, но и активными
участниками проводимых элементов. Кроме того, задания творческого харак-
3
тера существенно повышают заинтересованность студентов в изучении пред-
мета и являются дополнительным мотивирующим фактором. Важным момен-
том в электронной презентации является использование изображений, анима-
ций и видеофрагментов. Интерактивная презентация предполагает реализа-
цию индивидуального подхода к обучаемому, учета индивидуальных возмож-
ностей восприятия предложенного учебного материала.
Одной из самых распространенных компьютеризованных систем орга-
низации
контроля
знаний
является
тестовая
система.
Задания
тестового
контроля, в зависимости от изучаемого предмета, уровня сложности и целей
контроля, условно можно разделить на тестовые вопросы и тестовые задания.
Одним из положительных моментов такого способа является рациональный
учет времени преподавателя и студента – невозможность использовать шпар-
галку, так как если вопросов много, то для поиска ответа на очередной вопрос
нужна, либо очень большая шпаргалка, либо целиком учебник. Но такой по-
иск ответа займет много времени, и, следовательно, общий итог по времени
может оказаться отрицательным. Чтобы иметь положительный результат про-
верки, нужно давать ответы не только правильно, но и достаточно быстро.
Использование современных информационных технологий в учебном
процессе позволяет повысить качество учебного процесса и усилить образо-
вательные эффекты, поскольку дает преподавателям дополнительные возмож-
ности для построения индивидуальных образовательных траекторий студен-
тов.
4