Напоминание

Метод проектов как средство развития исследовательских умений


Автор: Сафронова Нэля Владимировна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБОУ "Новоромановская ООШ"
Населённый пункт: село Новороманово Кемеровской области Юргинского района
Наименование материала: методические рекомендации
Тема: Метод проектов как средство развития исследовательских умений
Раздел: дошкольное образование





Назад





Метод проектов

как средство развития исследовательских умений дошкольников
Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам Р. Эмерсон Все возрастающая динамичность социальных отношений требует от ребёнка поиска новых действий в самых разных обстоятельствах. Успешным, скорее всего, будет тот ребёнок, который хорошо адаптирован в социальном плане – умеет устанавливать контакты со взрослыми и сверстниками, не стесняется задавать вопрос, умеет организовать своё время, связно высказывать мысли, работать с книгой и другими источниками информации. Поэтому важно, чтобы ребёнок как можно раньше получил позитивный социальный опыт реализации собственных замыслов и проявления продуктивной инициативы. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности рассматривается в качестве условия поддержки индивидуальности и инициативы детей, необходимого для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста. К сожалению, в практике работы дошкольных учреждений возникают противоречия между нормативной системой, в которой ребёнок должен действовать по определенным правилам и инициативой ребёнка, предполагающей выход за определенные традицией рамки. Педагогической теорией и практикой выработано большое количество разнообразных форм образовательного процесса. Однако широко используемые традиционные формы (игра, чтение, ситуация, конкурс, занятие, беседа, мастерская), в которых педагог преподносит ребёнку знания в готовом виде, не обеспечивают главного – приобретение и проявление его собственного стиля деятельности. Решение проблемы востребует новые педагогические технологии. Метод проектов среди педагогических технологий является одним из ведущих. Развитие исследовательских умений дошкольников может осуществляться во время совместной со взрослым увлекательной поисково- познавательной творческой работы. Основной формой этой работы являются опыты с объектами живой и неживой природы и рукотворным миром человека. Поисково-познавательная работа строится на принципах:  Позитивная социализация ребёнка;
2  Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником образовательных отношений;  Индивидуализация дошкольного образования;  Возрастная адекватность образования;  Развивающее вариативное образование;  Полнота содержания и интеграция отдельных образовательных областей. Характерные этапы исследовательской проектной деятельности: Своеобразием исследовательской проектной деятельности является получение ответа на вопрос о том, почему существует то или иное явление и как оно объясняется с точки зрения современного знания. На первом этапе создаётся ситуация, в ходе которой ребёнок самостоятельно приходит к формулировке исследовательской задачи. Если создаётся проблемная ситуация для всей группы, это может быть всё, что происходит в дошкольном учреждении и за его стенами. При выявлении интересов каждого ребёнка, создаётся ситуация, которая помогает ребёнку сформулировать исследовательскую задачу. Необходимо привлечь родителей, которые совместно с ребёнком формулируют исследовательскую задачу для проекта. Таким образом, первый этап заканчивается формулировкой вопроса. На втором этапе ребёнок оформляет проект. Он проводит опрос, рисует иллюстрации, изображающие содержание ответов. Родители выполняют вспомогательную функцию, следуя его замыслу. Ребёнок из нескольких ответов выбирает, с его точки зрения, наиболее правильный ответ и показывает, где можно применить проект. Третий этап – защита проекта. Важно, чтобы родители помогли ребёнку подготовить рассказ о проделанной работе и присутствовали на защите проекта. Когда родители видят, насколько интересна и доброжелательна реакция детей, у них появляется желание принимать участие в разных видах деятельности и презентовать их на всеобщее удовольствие. На четвертом этапе организуется выставка проектов, и придумываются различные задания и игры для закрепления и систематизации представленного материала. По окончании выставки проекты включаются в библиотеку группы, сшиваются в книжку и находятся в свободном доступе. Так, например, на основе проекта «Космос – далекий и близкий» можно организовать игру в космос, а один из углов группы превратить в научный центр, где можно разместить карты, макеты и рисунки звёздного мира. В ходе мониторинга прослеживается положительная динамика уровня развития исследовательских способностей дошкольников.
3 Анализ инициатив детей:  Возрастание количества детей-инициаторов. Анализ эффективности педагогических действий:  Преобладание инициатив детей;  Формирование у детей активной позиции;  Развитие познавательных интересов и потребностей, общеучебных умений, готовности учиться самостоятельно;  Формирование устойчивого интереса к экспериментированию. От участия в исследовательской проектной деятельности выигрывают все субъекты педагогического процесса. Прежде всего – ребёнок. И не только потому, что он узнаёт что-то новое. Важнее другое – у него формируется активная позиция, приобретается навык самоорганизации в деятельности. Родители лучше понимают интересы ребёнка, поддерживают начинания. Педагог, в свою очередь, не допускает применения шаблонных действий, принимает различия в интересах ребёнка, способах и скорости достижения поставленной цели. Таким образом, проектная деятельность является средством развития исследовательских умений дошкольников


В раздел образования