Напоминание

Традиции и инновации в условиях классно-урочной системы.


Автор: Грицинина Светлана Павловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Егорлыкская средняя общеобразовательная школа №1
Населённый пункт: станица Егорлыкская Ростовская область
Наименование материала: статья
Тема: Традиции и инновации в условиях классно-урочной системы.
Раздел: начальное образование





Назад




Традиции и инновации в условиях классно-урочной системы. В школе я преподаю 27 лет. Это уже большой опыт, и мне интересно сравнивать школу моего детства, когда меня учили такие замечательные учителя, Абдуллаева Л.Г., Рубцова Л.В., Кислица В.М. и многие другие, школу, в которой я начинала работать и где происходило моё становление как учителя, школу, где учились мои дети и мои учителя стали учителями моих детей, а я уже была в роли родителя, с современной школой. И я не ошибусь, если скажу, что для всех учителей НАШ МИР – это всё, что связано со школой, с обучением, с воспитанием. Мы учим детей ориентироваться в большом мире, разбираться в людях, правильно определяться с выбором профессии, быть успешными и благополучными, но и во времена моего детства учителя учили нас этому, может раньше просто это говорилось другими словами, НО… Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Между ними (всегда) – океан знаний и рифы противоречий. И это – нормально.
« Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя,

мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора.

эрудиции»

В.А.Сухомлинский
Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа. Как для учеников, так и для учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. В настоящее время большинство учителей, по-прежнему, тяготеет к традиционному уроку. Это объясняется многими причинами: привычкой к традиционным формам обучения и боязнью нового; непониманием огромного количества инноваций. Плохо ли это? Или нет? Для ответа на этот вопрос мне бы хотелось сравнить современный урок с традиционным.
Традиционный и современный уроки различаются по следующим показателям: цели урока, роли и функции учителя на уроке, изменения отношений между учителем и учащимися, логика построения процесса обучения, использование межпредметных связей, внедрение коллективной учебной деятельности. Цели традиционного урока направлены на усвоение знаний и умений, вопросы же воспитания осуществляют спонтанно. Цели современного урока –формирование и развитие личности с использованием всех компонентов образования. И если мы проведём сравнительный анализ традиционного и современного урока, то вот что мы увидим.
Традиционный урок
На традиционном уроке легко работать: его организация проста, привычна, хорошо известна и отработана до мелочей. Традиционный урок не дает четкое внутренне разграничение учебного материала и отдельных частей урока. Учитель выступает в роли передатчика знаний. Ученик играет пассивную роль. Ученик не участвует в конструировании урока. Акцент делается на память, заучивание и повторение. Учитель постоянно оценивает знания учеников. Преобладает ориентация на академические (всеохватывающие) образцы формирования знаний. Применяется постоянная проверка знаний учеников. Акцент делается на соревновательность между учениками. Обучение происходит в рамках класса. Слабый акцент на творческое начало. Главные ориентиры традиционного урока – коллективное выравнивание, средняя успешность (успеваемость) обучения, средний ученик в целом.
Современный урок
На современном уроке происходит интегрирование материала, используются разнообразные формы построения урока. Учитель выступает в роли организатора. Ученик играет активную роль. Ученик участвует в конструировании урока. Акцент делается на самостоятельное добывание знаний. Постоянное применение поощрений и наказаний необязательно. Формирование знаний происходит по свободной системе. Проверка знаний осуществляется не с такой систематичностью.
Акцент делается на совместную коллективную работу учеников. Обучение не ограничивается только классом. Учет обученности, обучаемости, учебных и воспитательных возможностей учащихся. Опора на межпредметные связи с целью их использования для формирования у учащихся целостного представления о системе знаний. Практическая направленность учебного процесса. Включение в содержание урока упражнений творческого характера. Создание условий для проявления самостоятельности учащихся. Рациональное использование средств обучения (учебников, пособий, технических средств. Включение компьютеров в педагогические технологии.
«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а

учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него

материал» - К.Д. Ушинский.
И если мы скажем, что современный урок – это, прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ, то это определение верно, но не достаточно полно описывает понятие современного урока. Современный урок – это прежде всего урок, характеризующийся следующими признаками: 1. Главной целью урока является развитие каждой личности, в процессе обучения и воспитания. 2. На уроке реализуются идеи гуманизации и гуманитаризации образования. 3. На уроке реализуется системно-деятельностный подход к обучению. 4. Организация урока динамична и вариативна. 5. На уроке используются современные педагогические технологии.
Проектирование современного урока.
Проектирование урока начинается с того, чтобы выяснить, какую роль в структуре изучения темы он играет. Результатом этого
первого этапа будет

определение типа

урока.
Из этого будут вытекать цели урока.
Постановка целей, в том числе

выделение ведущей цели, которая определит всю логику будущего урока, –


второй этап проектирования урока.

Планирование результатов обучения – третий этап проектирования

урока.
Задачи, отвечающие ведущей цели урока – это главные задачи урока. Далее необходимо принять во внимание, какими представлениями и знаниями ученики уже обладают по изучаемой теме к данному моменту, какими умениями и навыками владеют, какие нормы, смыслы и убеждения у них сформированы. Этот
четвертый этап проектирования – определение

начальных условий
– позволит уточнить систему задач и при необходимости организовать вводное повторение на уроке. Теперь, исходя из поставленных главных задач, подбирается метод обучения, адекватный этим задачам.
Выбор метода обучения – пятый этап проектирования урока.
Любой метод реализуется в какой-то форме, поэтому
шестой этап

проектирования урока – отбор подходящей организационной формы

обучения.
При этом формы и методы независимы. Это значит, что при выборе организационной формы необходимо ориентироваться не на метод, который уже выбран, а на иные параметры.
Разработка структуры урока – это важнейший седьмой этап

проектирования.
На этом этапе будущий урок оформляется в виде документа – плана или схемы.
На восьмом этапе проектируются методы

обучения и организационные формы для вспомогательных элементов.

Девятый этап – содержательное наполнение урока.
Здесь формируются тексты: что рассказать ученикам, что потребовать изучить самостоятельно, какие задать вопросы, какие задачи предложить на разных этапах деятельности для коллективной, групповой, индивидуальной работы, какие задания дать на длительный срок, как контролировать успешность процесса. Чтобы не загромождать план или схему урока, все эти тексты можно сделать отдельными модулями, на отдельных листах. Их при необходимости можно легко заменить. Далее следует выяснить, какое материально-техническое обеспечение необходимо, чтобы наиболее эффективно оснастить работу с этими текстами. Во всех случаях в плане или схеме будущего урока надо расставить значки, показывающие время и характер применения выбранных средств. На этом завершается
десятый этап проектирования урока – отбор средств

обучения.

Одиннадцатый этап – обдумывание организационной схемы урока:
кому с кем сидеть, в каких группах работать, когда куда идти, какие задания выполнять и на какие вопросы отвечать.
Двенадцатый этап – подбор или изобретение
подходящих
приемов

педагогической техники.
Они делают урок интересным, увлекательным, помогают поддерживать психологический комфорт и дружественную атмосферу взаимодействия.
Тринадцатый этап связан с имиджем урока.
Возможно следует внести изменения в интерьер учебного помещения: переставить мебель, изменить
оформление стендов, сделать подсветку и так далее. Не повредит музыка в первые и последние минуты, при самостоятельной работе с материальными объектами. Частью урока является внешний облик учителя – от костюма до выражения лица. Конечный результат проектирования урока – это, как говорят, пакет документов: план или схема на одном листе с множеством отсылочных пометок и дополнительные модули, в которые помещено все содержательное наполнение. Маркировка модулей должна соответствовать пометкам на плане или схеме урока, чтобы их поиск в реальном времени не превратился в посмешище. Рекомендуется также к каждому такому пакету прикладывать чистый лист «Заметки», на котором сразу после урока полезно записать появившиеся дельные мысли.
Так что же означает современный урок ?
Это урок-познание, открытие, деятельность, противоречие, развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание, самореализация, мотивация, интерес, профессионализм, выбор, инициативность, уверенность, потребность.
Что главное в уроке?
Каждый учитель имеет на этот счет свое, совершенно твердое мнение. Для одних успех обеспечивается эффектным началом, буквально захватывающим учеников сразу с появлением учителя. Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих – объяснение, для четвертых – опрос и т.д. Времена, когда учителя заставляли придерживаться жестких и однозначных требований по организации урока миновали.
Время «готовых» уроков постепенно отходит.
Учитель призван быть творцом своих уроков. Новый стандарт, обозначив требования к образовательным результатам, предоставляет почву для новых идей и новых творческих находок. Но если учитель знает, что прежние методы работы помогают реализовать требования нового стандарта, не стоит отбрасывать их совсем. Необходимо найти им применение наряду с новыми педагогическими технологиями в новой образовательной среде.


В раздел образования