Автор: Пятницына Ия Геннадьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ " Красная шапочка" Населённый пункт: г.п.Междуреченский Наименование материала: проект по патриотическому воспитанию Тема: Я часть России Раздел: дошкольное образование
Проект по патриотическому воспитанию «Я часть России» (подготовительная группа)
Описание материала: Данный материал предназначен для детей старшего дошкольного
возраста. Проект будет полезен воспитателям и родителям.
Актуальность проекта
Патриотическое воспитание является актуальной проблемой воспитания подрастающего
поколения.
Ребёнок не рождается патриотом, он им становится. Патриотизм – это любовь к своей
семье, родному краю, своей стране, чувство гордости и ответственности за родную страну,
желание быть частью великой страны.
А.Н.Толстой говорил: «Патриотизм — это не значит только одна любовь к своей родине.
Это гораздо больше... Это — сознание своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое
переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней.»
Воспитание патриотизма это не простой и непрерывный процесс, многое зависит от
окружения ребёнка, от того, что закладывается в сознание ребёнка с самого детства. Не
каждый родитель считает необходимым рассказывать своему ребёнку о родной стране,
своих предках, наивно думая, что маленький ребёнок ни чего в этом не понимает. Поэтому
очень важна роль дошкольного образования в воспитании патриотизма у детей, так как
именно в дошкольном возрасте формируются нравственные качества человека.
I этап проекта (основные шаги по реализации проекта)
Постановка целей и задач, планирование по проекту, подбор методического
инструментария.
Цель проекта
Воспитание нравственно-патриотических качеств детей старшего дошкольного возраста,
развитие интереса к истории и культуре России
Задачи проекта
Закрепить знания о государственной символике РФ
Воспитывать чувство гордости за свою страну
Воспитывать интерес к истории своей Родины
Расширять представление о национальной культуре русского народа, знакомить детей с
русскими народными сказками, народным прикладным искусством
Закреплять знания о праздниках России, о русских народных праздниках
Расширять знания о малой родине
Воспитывать уважение к сотрудникам детского сада
Прививать интерес к традициям семьи, уважение к старшим
Расширять предметно-развивающую среду
Воспитывать интерес к чтению художественной литературы
Воспитывать активную жизненную позицию
Расширять словарный запас
Участники проекта
- дети подготовительной группы
- воспитатели
- родители
Вид проекта
- групповой
- информационный - практико - ориентированный
- долгосрочный
Срок реализации
- 9 месяцев
Постановка целей и задач, планирование по проекту, подбор методического
инструментария (картотеки стихи, пословицы и поговорки о Родине, консультации для
родителей, памятки, проведение совместных мероприятий с родителями, презентация
проекта.)
Описание продукта
Создание картотеки: «Стихи о России», «Стихи о народном прикладном искусстве»,
«Русские народные игры», «Пословицы и поговорки»; Фотоальбомы: «Мой посёлок»,
«Кремль», «Боевая техника России», «Ах как хорошо в садике живётся», «Перелётные
птицы России», «Бабочки России», «Русский народный костюм», «Костюмы народов
России».
Коллекции: монет, изделия из мрамора, русская матрёшка.
Макеты: «Русская изба», «Гора самоцветов».
Выставки детских работ: «Красная площадь», «Флаг России», «Матрёшка», «Хохлома»,
«Гжель», «Дымковская игрушка».
Создание предметно-развивающей среды: «Моя Россия», «Мой посёлок», «Моя семья»,
«Народное прикладное искусство», «Народные музыкальные инструменты», «В гостях у
сказки».
Альбомы рисунков «Значение моего имени», «По сказкам Бажова».
Презентация проекта «Я часть России»
Ожидаемый результат
Для детей:
Дети испытывают гордость за свою страну, интересуются историей Родины.
Знают традиции родного народа, символику России, историю малой родины.
У детей более глубокие знания о России, родном посёлке
Для родителей:
Родители стали понимать важность воспитания патриотических качеств в дошкольном
возрасте
Для педагогов:
Повышение уровня педагогического мастерства
Формы работы
Работа с детьми
• Организационно образовательная деятельность
•Экскурсии
•Викторины
•Праздники
•Чтение художественной литературы
•Беседы
•Игры (подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые, пальчиковые)
•Художественное творчество
•Наблюдение, прогулки
•Мультимедийные презентации
Работа с родителями
•Консультации
•Совместная работа с детьми
•Участие в конкурсах
•Участие родителей в подготовке праздников и развлечений
II этап проекта (основной) Перспективный план работы по реализации
проекта
Сентябрь
1 Блок – Семья. Детский сад.
Беседы:
«Традиции моей семьи»
«Права ребёнка на имя»
«Мамочка моя»
«Мой любимый детский сад»
Рассматривание фотоальбомов и иллюстраций: Фотоальбомы с семейными фотографиями,
«Ах как хорошо в садике живётся», «Значение моего имени».
Чтение художественной литературы: Я.Аким «Моя родня», В.Драгунский «Моя сестра
Ксения», З.Александрова «Посидим в тишине», ненецкая народная сказка «Кукушка»,
«Айога», заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью.
Художественное творчество:
Рисование «Дом, в котором я живу», «Моя семья»
Аппликация «Овощи на зиму»
Развлечение: «День знаний», «Знакомство с поэтессой Т.Ананьиной
Д/игры «Кто старше?», «У кого сегодня день рожденья?», упражнения «Кем ты
приходишься своим родителям?», «Кто ты для бабушки?».
Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Дочки-матери».
Пальчиковая гимнастика: «Дружная семейка», «Наша квартира», «Много мам на белом
свете»
Настольный театр: «Волк и семеро козлят»
Описательный рассказ: «Моя мама»
Подвижные игры:
Русская народная игра «Тетёра»
Русская народная игра «Горелки»
Русская народная игра «Карусели»
Экскурсии:
Прогулка по улицам посёлка, на игровую площадку
Работа с родителями:
Демонстрация видеоролика для родителей: «Безопасность на дорогах нашего посёлка.»
Консультации:
«Традиции семьи в воспитании детей – дошкольников»
Родительское собрание: «Готовимся к школе»
Создание альбома рисунков «Право на имя, значение моего имени»
Анкетирование: «Патриотическое воспитание ребёнка»
Октябрь
2 Блок Малая Родина
Беседы:
«День пожилых людей»
«Мой посёлок»
Рассматривание иллюстраций и фотоальбомов: Книги «Перелётные птицы России», «Мой
посёлок», изделия из бересты, меха, бисера
Художественное творчество:
Аппликация «Открытка для бабушки»
Рисование по сказкам Бажова
Лепка «Урожай в моём огороде»
Чтение художественной литературы: П.П.Бажов «Малахитовая шкатулка», «Огневушка -
поскакушка»
Чтение произведений поэтов г.п Междуреченский
Разучивание стихотворения «Конда-река»
Экскурсии:
В детскую поселковую библиотеку «В гости к хозяйке медной горы»
МБОУ СОШ №14
Пальчиковая гимнастика: «Наша квартира», «Строим дом»
Д/игры: «Дом, улица, город», «Заборчик», «Дом»
Подвижные игры:
РНИ «Совушка»
РНИ «Золотые ворота»
РНИ «Со вьюном хожу»
Описательный рассказ: «Дом в котором я живу»
Соревнование между детскими садами п. Красногорский: «Зов джунглей»
Работа с родителями:
Консультации:
«Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников».
Выставка поделок из овощей и фруктов
Ноябрь
3 Блок Россия
Беседы:
«История возникновения России»
«Государственные символы России»
«Президент России»
«Богатства России»
ООД: «Родина моя Россия»
Рассматривание иллюстраций и фотоальбомов: Фотоальбом «Россия – моя страна», Карта
России, иллюстрации «Животные России», «Военно-воздушные силы России»,
«Символика РФ», «Правители Росси».
Художественное творчество:
Аппликация горох + рисование «Флаг РФ»
Рисование «Кремль»
Рисование по сказкам А.С. Пушкина
Чтение художественной литературы: Русские народные сказки «Крошечка-ховрошечка»,
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»,
чтение и разучивание стихотворений о России
Пальчиковая гимнастика: «Здравствуй, Родина моя», «Строим дом»
Д/игры: «Что мы делаем?», «Флаг России», «Подбери признак»
Подвижные игры:
РНИ «Горелки с платочком»
РНИ «Дедушка - рожок»
Хороводная игра «Перелёт птиц»
Работа с родителями:
Консультации:
«Роль родителей в воспитании патриотических чувств дошкольников»
4 блок Декабрь «
Русские народные праздники
».
Развлечение «Посиделки у русской печки».
Беседа «Доведи дело до конца».
Выставка детских рисунков «Чудо, чудо Рождество».
Беседы:
«Народные праздники на Руси. Рождество»
«История праздника Новый год»
«Праздник – это весело»
«Доведи дело до конца».
Рассматривание иллюстраций и фотоальбомов: открытки на тему «Новый год», «Русский
народный костюм», «Зимующие птицы России», работа с глобусом.
Художественное творчество:
Рисование «Новый год»
Валяние «Ёлочка»
Граттаж – «Зима в деревне»
НОД: «Люблю берёзку русскую»
Чтение художественной литературы: Чтение русских народных сказок, чтение и
разучивание стихотворений о новогоднем празднике, зиме.
Пальчиковая гимнастика: «Наряжаем ёлку», «Наконец пришла зима»
Д/игры: «Что мы делаем», «Подбери признак»
Подвижные игры:
РНИ «Пирожок»
РНИ «Гуси - лебеди»
РНИ «Два мороза»
Праздник: «Новый год у ворот»
Работа с родителями:
Консультации:
«Роль родителей в формировании патриотических чувств»
Новогодняя выставка «Валенок»
Январь
5 блок Блок «Народное творчество»
Беседы:
«Народные промыслы»
«Устное народное творчество»
«Русская матрёшка»
«Хороводные игры на Руси»
Рассматривание иллюстраций и фотоальбомов: Иллюстрации «Народные промыслы»
(хохлома, гжель, дымковская игрушка, городецкая роспись), «Русская матрёшка»,
«Русский народный костюм», «Костюмы народов России».
Художественное творчество:
Рисование «Чайник расписанный гжелью», «Хохломская досочка»,
Аппликация «Дымковская барышня»,
НОД: «Украсим матрёшке сарафан»
Чтение художественной литературы: РНС «Сивка Бурка», «Василиса Прекрасная», Н.
Телешова «Крупеничка»
Экскурсии: В « Подросток» (в музей «Русская изба»)
Пальчиковая гимнастика: «Матрёшки»
Д/игры: «Что из чего?», "Найди лишнее", "Это что за завиток?"
Подвижные игры:
РНИ «Гори гори ясно»
РНИ «Золотые ворота»
РНИ «Ручеёк»
Работа с родителями:
Консультации:
«Какие русские народные сказки читать детям?»
Февраль
6 Блок «Защитники отечества. Масленица.»
Беседы:
«День Защитника Отечества»
«Военные»
«Наша родная армия»
«Масляная неделя»
Рассматривание иллюстраций и фотоальбомов: «Военная техника», «Вооружённые силы
РФ», «ВВС России», «Ордена и медали России», «Праздник Масленица»
НОД: «Путешествие по России»
Художественное творчество:
Рисование: «Пограничник с собакой», «Портрет защитника Отечества».
Аппликация «Открытка для папы»
Обрывная аппликация: «Солнышко»
Чтение художественной литературы: Разучивание стихов и песен об армии и военных.
Чтение глав из книги Алексеева «Сто рассказов о войне», рассказ Ю. Коваля «На
границе», Я. Длуголенский «Что могут солдаты», чтение и разучивание стихотворение,
пословиц и поговорок про масленицу.
Пальчиковая гимнастика: «На постой», «Капитан»
Д/игры: «Кому что нужно», «Назови войска».
С/р игры: «Пограничники», «Танкисты», «Летчики», «Военный парад», «Мы моряки».
Подвижные игры: «Кто быстрее доставит донесение в штаб», «Самый меткий», «Самый
смелый», «Разведчики»
РНИ «Золотые ворота»
РНИ «Бояре»
Праздники: «День защитника отечества», «Масленица»
Работа с родителями:
Встреча с интересными людьми
Встреча с дедушкой или папой отслуживших в армии.
Консультации:
«Ребёнок и его родина»
Презентация проекта: «Я часть России»
март
7 блок «Мамин праздник».
Оформление семейных уголков.
Изготовление подарков для мам.
Рассматривание русских костюмов и деталей женской одежды.
Рассказы детей о своих мамах.
Чтение стихов и пение песен о маме.
Беседа «Профессии наших мам»
Экскурсия в музей народного творчества « Подросток»
Беседа «Женщины-герои ВОВ»
Апрель 8 блок « Наша планета Земля».
Беседа: «День космонавтики»
Развлечение «Юные космонавты».
Чтение рассказов о Юрии Гагарине «Как мальчик стал космонавтом»
Беседа «Первая женщина космонавт»
Май 9 блок « Весна Победы»
Беседа «9мая – День Победы»
Беседа «Что лучше – худой мир или хорошая война?».
Беседа «Города-герои»
Чтение произведения Е.Благининой «Баллада о добром свете».
Дидактическая игра «Подбери картинки» (показана жизнь детей до войны).
Заучивание стихотворения О.Воробьева
«Нет войне».
Чтение произведения Е.Благининой «Баллада о добром свете».
Чтение С. Михалков «День Победы», А. Митяев «Землянка», очерки о детях-героях.
Заучивание стихотворения О.Воробьева
«Нет войне».
Дидактическая игра «Подбери картинки» (показана жизнь детей до войны).
Художественное творчество. Рисование «Салют победы»
Экскурсия к Обелиску павших героев « Стелле» (совместно с родителями).
Экскурсия в музей боевой славы
« Подросток»