Задача .
Познакомить детей с природным явлением – вулканом, причиной его
извержения.
Материалы.
Презентация к занятию, поддоны, картон, клей, уксус, сода, сухая
красная краска, моющая жидкость, пипетки, колбы, карты для
составления схемы, модели.
(СЛАЙД 1)
Ход занятия.
Воспитатель. Ребята, посмотрите, (СЛАЙД 2) кто это пришел к нам в
гости?
(СЛАЙД 3)
(К детям приходит Незнайка.)
Воспитатель. Незнайка, сегодня дети хотят задать тебе вопрос «Что
такое вулкан?».
Незнайка. Не знаю, но нам в этом сможет помочь, самый умный
коротышка «Цветочного города» – Знайка, я предлагаю вам снова
побывать в его «Лаборатории необычных экспериментов».
(СЛАЙД 4)
Воспитатель. Ну, что же ребята, отправимся в Цветочный город? И
обязательно возьмем с собой своих родителей, им тоже интересно
узнать о вулканах. А на чем мы туда поедем? (Паровозе)
(СЛАЙД 5)
(Дети, родители, воспитатель и Незнайка отправляются на
воображаемом паровозе под музыку, по прибытию воспитатель
предлагает всем занять места за столами)
(СЛАЙД 6)
Незнайка. А вот и мой друг (СЛАЙД 7) Знайка. Спрашивайте у него
про вулканы.
Воспитатель . Знайка, сегодня дети хотят задать тебе вопрос «Что такое
вулкан?».
Знайка. Прежде чем ответить на этот вопрос, я расскажу вам легенду.
(СЛАЙД 8) Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему
кузнечное дело: (СЛАЙД 9) стоять у наковальне, бить тяжелым
молотом по железу, раздувать огонь в горне.
(СЛАЙД 10) Построил он себе кузню внутри высоченной горы. А гора
стояла прямо посреди моря. (СЛАЙД 11) Когда вулкан работал
молотом, гора дрожала от верхушки до основания, грохот и гул
разносился далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с
оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел.
«Вулкан работает», - со страхом говорили люди и уходили жить
подальше этого места. С тех пор люди все огнедышащие горы стали
называть вулканами.
(СЛАЙД 12)
(Воспитатель показывает иллюстрации вулкана и организует
обсуждение.)
Воспитатель. Какой формы вулкан? На что похожа верхняя часть
вулкана? (на кратер).
Воспитатель. Кратер вулкана – это огромная чаша с крутыми
склонами, а на дне – красного – оранжевая пасть – это жерло, дыра,
уходящая глубоко в землю. Огненная жидкость, выходящая из вулкана,
называется лавой.
Хотите увидеть извержение вулкана? Попробуем это сделать.
Подумайте, из чего можно сделать основание вулкана.
(СЛАЙД 13)
Давайте склеим конус из плотного картона. Какая геометрическая
форма у нас получилась? (КОНУС) Сострижём кончик конуса с
помощью ножниц.
Из чего сделаем жерло? (СЛАЙД 14)
Можно вставить внутрь конуса пустую колбу или пластмассовую
банку.
А секрет изготовления лавы узнаете, если будете внимательны.
(СЛАЙД 15)
Помещаем в банку 1 чайную ложку соды.
(СЛАЙД 16)
Немного красной сухой краски (СЛАЙД 17) и 5 капель моющей
жидкости.
А теперь внимание!
(СЛАЙД 18)
Эта жидкость у меня с особым знаком. Что он означает?
(СЛАЙД 19)
(опасно, самому пользоваться нельзя). Правильно, это уксус, и его
наливать можно только взрослому.
(СЛАЙД 20)
Я добавляю 5 капель уксуса. (СЛАЙД 21) Что наблюдаете?
Хотите повторить этот опыт?
Я предлагаю вам выложить схему «Извержения вулкана».
(Сопровождается рассказом детей)
Ну а теперь проведем эксперимент.
(Детям вместе с родителями предлагается приготовить состав для
лавы, уксус добавляют родители.)
Воспитатель. (СЛАЙД 22) Вулканы извергаются по - разному. Иногда
они словно взрываются, выбрасываются, выбрасывая магму вверх и в
стороны.
(СЛАЙД 23)
Огромная гора сотрясается от страшного грохота, огромная туча дыма и
пепла поднимается над ней, каменный дождь осыпает склоны.
(СЛАЙД 24)
А бывает, она вытекает «спокойно».
(СЛАЙД 25)
Воспитатель. Знайка, а у нас в стране есть вулканы?
(СЛАЙД 26)
Знайка. Да, есть много. Да почти все они находятся (СЛАЙД 27)
на Дальнем Востоке, (СЛАЙД 28) Камчатке, (СЛАЙД 29) Курильских
островах (показывает на карте).
Воспитатель. Скажите, ребята, вам понравилось наше путешествие в
«Цветочный город» в «Лабораторию необычных экспериментов»? Что
вы узнали нового? Что вы знали? Что понравилось? Что не
понравилось? (СЛАЙД 30,31,32,33,34,35,36,37,38,39,40)
Незнайка и Знайка будут рады вас снова видеть в своем городе, чтобы
ответить вам на ваши вопросы. (СЛАЙД 41)