Автор: Коблова Любовь Александровна Должность: учитель нач.классов Учебное заведение: МКОУ Горнопролейская сш Населённый пункт: Село Горная Пролейка Волгоградская область Наименование материала: конспект Тема: Умножение девяти и на 9. Раздел: начальное образование
Предмет русский язык
Класс 2
Тема СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ НАПИСАНИЯ БУКВЫ, ОБОЗНАЧАЮЩЕЙ БЕЗУДАРНЫЙ
ГЛАСНЫЙ ЗВУК В КОРНЕ СЛОВА.
Тип урока
урок
отработки
умений
и
рефлексии
.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ:
Способствовать развитию умения подбирать проверочные слова, объяснять написание слов
с
пропущенными
буквами;
коррекция
изученных
способов
действий
–
понятий,
алгоритмов ;
создать
условия
для
развития
речи
учащихся,
ознакомления
со
словами
с
непроверяемым
написанием: снегирь, лягушка.
Планируемые результаты:
Предметные:
формирование
у
учащихся
способностей
к
рефлексии
коррекционно-контрольного
типа
и
реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений по тем способы
проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова, выявление
их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения).
Личностные:
проявляют
самостоятельность
и
личную
ответственность
за
свои
поступки,
в
том
числе
в
информационной
деятельности,
имеют
мотивацию
к
учебной
деятельности
и
осознают
личностный смысл учения.
Формирование универсальных учебных действий :
Универсальные учебные действия ( метапредметные):
Регулятивные:
владеют
способностью
принимать
и
сохранять
цели
и
задачи
учебной
деятельности, находят средства её осуществления.
Познавательные: общеучебные – владеют начальными сведениями о сущности и особенностях
объектов,
процессов
и
явлений
действительности
в
соответствии
с
содержанием
учебного
предмета «Русский язык»;
логические – анализируют, устанавливают причинно-следственные связи.
Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию.
Основное содержание темы, термины и понятия:
Проверяемое слово. Проверочное слово. Безударный гласный звук. Слова с непроверяемыми
написанием: снегирь, лягушка.
ХОД УРОКА
Этапы урока
Формы,
методы,
методиче
ские
приёмы
Деятельность
учителя.
Деятельность учащихся
Осуществля
емые
действия
Формируем
ые
умения
1.
Мотивировани
е к учебной
деятельности(о
рг.момент)
Цель, которая
должна быть
достигнута
учащимися:
- подготовиться
к продуктивной
работе на уроке.
Цель, которую
учитель хочет
достичь на
данном этапе:
-способствовать
подготовке
учащихся к
продуктивной
работе.
Задачи:
-создать
положительный
эмоциональный
настрой;
-помочь принять
правильную
рабочую позу;
-напомнить о
важности
аккуратной
работы в
тетради.
Фронтальн
ая.
Словесная.
Слово
учителя.
-Добрый день. Я рада
снова видеть вас и
надеюсь на взаимность.
С я д е м
з а
п а р т ы
п р а в и л ь н о ,
с п и н у
держим прямо. Давайте
посмотрим все ли есть
у
нас
для
успешной
работы.
Все
готовы?
Н а ч и н а е м
у р о к .
Ребята,потрите
л а д о ш к и
б ы с т р о -
быстро,
ч у в с т вуе т е
тепло.Передайте
его
с в о е м у
с о с е д у
п о
парте,дотронтесь
до
щёчек.
Пусть
увас
на
душе будет всегда тепло
и радостно.
Приветствую
т учителя.
Организуют
своё рабочее
место.
Проявляют
эмоциональн
ую
отзывчивость
на слова
учителя.
2 Чистописание
Цель, которая
должна быть
достигнута
Индивидуа
льный.
Практичес
кий.
На доске запись букв
Шш
-Заглавная буква, когда
может нам
Отгадывают
ребусы.
Отвечают на
вопросы
Вырабатыва
ют
каллиграфич
еский
учащимися:
-
каллиграфическ
и выполнить
написание букв
Ш,ш.
-
охарактеризоват
ь звук [ш],
Цель, которую
учитель хочет
достичь:
-закрепить
навык
каллиграфическ
ого письма,
Задачи :
-развитие
логического
мышления,
внимания,
аккуратности.
Письмо.
понадобиться? А
строчная?
-Сколько элементов
используем при
написании буквы
заглавной, строчной?
-Показ с
комментированием
написания букв Ш,ш.
Письмо в воздухе.
-А теперь положите
тетрадь уголком сели
правильно, спинки
ровненько и напишем,
чередуя заглавную и
строчную буквы.
-Молодцы, все
справились, а теперь
себя оценим, на полях
карандашом нарисуем
отметку (личико).
учителя.
Письмо в
воздухе.
Выполнение
письма по
образцу.
подчерк.
Умение
контролирова
ть осанку во
время
письма.
3.Постановка
учебной задачи.
Цель, которая
должна быть
достигнута
учащимися:
-обсудить
проект решения
учебной задачи
и вспомнить
правило работы
с данной
орфограммой
Цель, которую
хочет достичь
учитель:
-побуждать
учащихся к
активности и
осознанию
необходимости
использования
Фронтальн
ая.
Словесный
,
практичес
кий.
Чтение,
беседа,
письмо.
-А сейчас я прочту
рассказ, ваша задача
внимательно слушать
и в конце ответить на
мои вопросы.
Дима написал своему
другу Пете записку:
«Приходи с мечом
вечером, сыграем».
Сестра Димы Оля по
дороге в магазин
передала записку Пете.
Ну, как? - спросил Дима
вернувшуюся сестру.
Отнесла. Сказал, что к
шести часам вечера
придет.
В шестом часу Дима
Слушают
учителя.
Принимают
учебную
задачу.
правил при
написании
безударных
гласных в корне
слова .
-создать
проблемную
ситуацию для
подведения к
теме урока.
Задачи :
-повторить
сведения об
орфограмме
-безударная
гласная в корне
слова
проверяемая
ударением.
собрал ребят во дворе.
Мяч будет! Петя
обещал принести.
Ровно в шесть вечера
пришел Петя.
Но вместо мяча в
руках у него было
оружие для
фехтования - длинный
деревянных меч.
-Почему так
случилось?
-Какую ошибку
допустил Дима?
-Какую тему он не
изучал на уроках
русского языка?
-А вы на уроках изучали
эту тему?
- Как правильно
записать это слово?
-Все ли хорошо её
усвоили?
-Сформулируем
учебную задачу
сегодняшнего
урока.Давайте
вспомним правило.
-Дима
допустил
ошибку.
Меч - мяч
Правописани
е слов с
безударным
гласным
звуком в
корне.
-Учиться
проверять
правописани
е слов с
безударным
гласным
звуком в
корне.
Если буква
гласная
вызвала
сомнение.Ты
немедленно
её ставь под
ударение.
Развивают
речь.
4. Применение
знаний и
способов
действий .
Цель, которая
Фронтальн
ая,
индивидуа
льная.
Словесный
-Ребята, а написание
всех ли слов можно
проверить?
Отвечают на
вопросы
учителя.
Анализируют
ранее
изученный
материал,
должна быть
достигнута
учащимися:
-закрепить
умение работать
с орфограммой
безударные
гласные в корне.
- познакомиться
со словарными
словами, их
написанием и
лексическим
значением.
Цель, которую
ставит перед
собой учитель:
- создать
условия для
формирования
умения
выполнять
проверку
безударных
гласных в корне;
- побуждать
детей к
необходимости
извлекать
информацию из
словаря.
Задачи:
-развивать
умения работать
по алгоритму
при проверке
безударных
гласных.
-развивать
умение
подбирать
проверочные
слова;
- развивать
способность
давать
адекватную
,
практичес
кий.
Чтение,
беседа,
письмо.
- А как же тогда их
правильно записать?
А сейчас поработаем
по группам
1 и 2 группы-упр.156(1-
е,2-и)
3 и 4 группы-упр.157(3-
а,4-о).
- Что вам может
помочь в работе?
- Докажите, что вы
правильно написали.
- Слова, которые вы
подбирали, как
называются?
- А которые вы
проверяли?
Оцените себя по
линейке.
Это
словарные
слова их
написание
надо
запомнить.
Проверочные
.
Проверяемые
.
систематизир
уют свои
знания.
Группируют
слова по
пропущенны
м
безударным
гласным.
Объясняют
свой выбор.
Умеют
работать
самостоятель
но.
самооценку
Стихотворение
Л.
Татьяничевой
(упр.158)
Работа со
словарём
однокоренных
слов.
Фронтальн
ая.
Словесный
,
творчески
й,
проблемн
ый.Чтение,
беседа,
работа со
словарём.
В упражнении 158 есть
замечательное
стихотворение.
Прочтите про себя
один раз, а затем в слух
один из вас прочтет.
прочитать .
-Какую картину
представили во время
чтения?
Кто- то из вас видел
эту птицу?
-Я Диме давала
задание
дополнительное на дом,
объяснить название
птицы «снегирь».
- Прочтем задание в
учебнике на
странице102.
-Обратимся к словарю
однокоренных
словстр135.
- Являются ли
слова(снег-снегирь)
однокоренными?
-Посмотрите как
пишется это слово,
какая гласная ударная,
а какая стоит в слабой
позиции, запомните её.
- Запишите слово в
словарик, поставьте
ударение, а безударную
гласную запомните.
Выразительн
о читают
стихотворени
е.
Составляют
образную
картинку.
Работают со
словарём ,
отвечают на
вопросы.
Объясняют
лексическое
значение
слова.
Устанавлива
ют
причинно-
следственны
е связи.
Сравнивают
слова.
Извлекают
необходимую
информацию
из словаря.
Физкультмину
тка(на 20мин).
Коллектив
ная.
Практичес
кий.
Вышли уточки на луг
Музыкальная
Выполняют
движения
Осуществля
ют
профилактик
у утомления.
5. Проверка
Работа в
- А сейчас нам
Работают в
Используют
безударных
гласных в
корне слова.
Упр.159.
(резерв)
парах.
Индивидуа
льная.
Практичес
кий.
Чтение,
беседа,
письмо.
приготовили задания
герои любимых сказок
- У каждого из героев
есть любимая гласная
буква. А у вас на парте
карточки со словами,
где пропущена
безударная гласная в
корне, ваша задача
правильно вставить
букву и прикрепить
слово к герою.
Задание выполняется
парами один
вывешивает ответ,
другой обосновывает
выбор.
–А остальные
слушают и проверяют
одноклассников, если
правильно, то хлопок в
ладоши.
Остальным задания на
карточках.
Мини-тест
( у детей карточки со
словами)
Цв..ла, ш..рокая,
св..стеть, сн..га,
ст..кло, б..нты, зв..зда,
п..тно, м..сной, бр..вно
и т.д.
Организует работу с
упражнением 159.
Предлагает выполнить
задания. Контролирует
работу учеников.
парах
Уч-ся
подбегают к
доске и
прикрепляют
свои
карточки под
нужным
героем
Читают,
списывают
предложения
.
Подчёркиваю
т в словах
буквы,
написание
которых
нужно
правило при
написании
слов с
безударными
гласным в
корне.
Осуществля
ют подбор
проверочных
слов.
Используют
правило при
написании
слов с
безударным
гласным в
корне.
Осуществля
ют подбор
проверочных
слов.
Умение
согласовыват
ь действия
друг с
другом.
Развитие
самостоятель
ности.
проверить.
Словарно-
орфографическ
ая работа.
Лягушка.
(резерв).
Фронтальн
ая,
индивидуа
льная.
Практичес
кий.
Письмо.
-
Ребята
отгадайте
загадку
Ноги - ласты зелены.
Пруд - её "избушка".
П и щ а
-
з л ы е
комары...
Это
же ... ! (Лягушка)
-
Ч т о
в ы
з н а е т е
о
лягушке?
-
Откройте
стр.
102
п о с м о т р и т е ,
к а к
пишет ся
с л о в а р н о е
слово «лягушка».
-Какой звук ударный?
- К а к о й
н у ж н о
запомнить?
Запишем
это
слово
в
словарики
и
запомним
как оно пишется.
.
Отгадывают
загадку.
Рассказываю
т о
земноводном
.
Ударный
звук [у].
Безударный,
который
нужно
запомнить
[я].
Усваивают
написание
непроверяем
ого слова.
Запоминают
правописани
е слова.
6. Рефлексия
учебной
деятельности
на уроке (итог).
Цель:
-осознание
учащимися
своей УД,
-самооценка
результатов
деятельности
своей и класса.
Задачи:
-учить
самооценке
своей
деятельности и
Фронтальн
ая.
Словесный
. Беседа.
Оценивание работы
класса.
- Ребята,оцените свою
работу на уроке.
Если вам понравилось
прикрепите жёлтую
звёздочку, не
очень_белую.(На доске
синее небо)
Заканчивают
предложения
в
зависимости
от своего
состояния,
впечатления
от урока.
Открыто
осмысливают
и оценивают
свою
деятельность
.
деятельности
класса
7. Домашняя
работа.
(стр.103.упр161
)
Цель:
-закрепить
умение
подбирать
проверочные
слова к
изучаемой
орфограмме
Цель, которую
хочет достичь
учитель:
развивать
умение
подбирать
проверочные
слова к словам с
безударной
гласной в корне ,
выполнять
разбор имени
существительно
го с опорой на
схему.
Преодолеть
волевые усилия
при выполнении
домашнего
задания.
Фронтальн
ая.
Словесный
. Беседа.
Объяснение домашнего
задания, проверка его
понимания всеми
учащимися.
Слушают
объяснение
учителя.
Делают
соответствую
щие выводы.
Принимают
учебную
задачу.