Напоминание

"Внедрение элементов дистанционного обучения в учебный процесс современного образовательного учреждения среднего профессионального образования"


Автор: Борисенкова Лилия Ивановна
Должность: методист
Учебное заведение: ФГБУ ПОО "Смоленское государственное училище (техникум) олимпийского резерва"
Населённый пункт: г.Смоленск, Смоленская область
Наименование материала: статья
Тема: "Внедрение элементов дистанционного обучения в учебный процесс современного образовательного учреждения среднего профессионального образования"
Раздел: среднее профессиональное





Назад





Внедрение элементов дистанционного обучения в учебный процесс

современного образовательного учреждения среднего профессионального

образования
Л.И.Борисенкова, методист ФГБУ ПОО «Смоленское государственное училище (техникум) олимпийского резерва» В настоящее время информатизация стала неотъемлемой частью и характеристикой образовательной среды. Она привела к развитию информационно-коммуникационных технологий, необходимо сти приобретения преподавателями и студентами медиакомпетенции и развитию дистанционного образования. Возникновение и развитие дистанционного обучения стало закономерностью образовательного процесса и актуальной потребностью современного российского общества. На сегодняшний день, дистанционное обучение- это установление коммуникаций преподавателей и учащихся между собой, независимо от места их пребывания, характеризующееся всеми признаками обучающегося процесса с максимальным разнообразием целей, задач, методов, форм и реализуемое посредством современных информационно-коммуникационных технологий. Специфическая черта современного дистанционного обучения – это его интерактивность, т.е. систематическое взаимодействие преподавателя и студента, а также студентов между собой. Наблюдается повышенная самостоятельность студентов, но под руководством преподавателя; распространены совместные виды деятельности в малых группах, проведение обсуждений актуальных проблем изучаемых дисциплин (в форуме, чате, скайпе и т.п.). С внедрением дистанционных образовательных технологий повышаются требования к качеству учебных материалов и обеспеченности учебных занятий и аттестаций электронным образовательным контентом.
Содержание дистанционного обучения убедительно доказывает, что его возникновение, внедрение и развитие в системе среднего профессионального образования стало возможным, благодаря активному распространению в образовательном пространстве информационно-коммуникационных технологий. При внедрении элементов дистанционных образовательных технологий обучение опирается на максимально самостоятельную работу студента при минимальном контакте с преподавателем. Отсюда следующие принципы дистанционного обучения: высокий уровень сознательности студентов, их мотивации и ответственность за результат своей учебы. Именно дистанционное обучение в полной мере отвечает потребностям современных учащихся, которые сами строят свои индивидуальные образовательные маршруты. Сдерживающим фактором использования в учебном процессе элементов дистанционных образовательных технологий является слабая материально- техническая составляющая. Речь идет не о компьютерной технике, и ее наличии, а о зонах Wi-Fi, наличии интернет-связи в географических точках присутствия студентов, т.е. их возможностях включения в учебный процесс. При этом необходим определенный уровень компьютерной грамотности и подготовки, как условия вхождения в систему дистанционного обучения. В ФГБУ ПОО «Смоленское государственное училище (техникум) олимпийского резерва» уже не первый год успешно используются элементы дистанционных образовательных технологий на основе работы системы дистанционного обучения Moodle. Эта среда обучения представляет собой автоматизированную, основанную на компьютерных и интернет- технологиях систему управления обучением. Для использования Moodle достаточно иметь любой web-браузер, что делает использование этой учебной среды удобной как для преподавателя, так и для обучаемых. По результатам выполнения учениками заданий, преподаватель может выставлять оценки и давать комментарии. Система создает и сохраняет портфолио каждого студента, все
его действия в системе (позволяет контролировать «посещаемость»), полный отчет по прохождению курса (последовательность изучаемого образовательного контента, журнал оценок , полный отчет о попытках сдачи тестирования). Преподаватель получает возможность с легкостью контролировать качество обучения. Главное преимущество использования дистанционных образовательных технологий – возможность разделить теоретический материал на дидактические единицы в лекции, организовать пошаговый контроль усвоения теоретического материала, использовать различные формы контроля: тест, эссе, различные практические задания. Таким образом, Moodle является и центром создания учебного материала и обеспечения интерактивного взаимодействия между участниками учебного процесса. Все это особенно актуально для Смоленского училища олимпийского резерва, где обучаются спортсмены высокого класса, которые подолгу находятся на учебно-тренировочных сборах и с о р е в н о ва н и ях международного уровня. В училище осуществляется современный подход к организации учебного процесса, при котором взаимодействие обучающихся студентов-спортсменов и преподавателей осуществляется на основе информационных технологий с использованием телекоммуникационных средств Интернет. В системе выложены учебно-методические комплексы по изучаемым дисциплинам, содержащие курсы лекций, задания, тесты для самоконтроля и контрольные тесты по итогам обучения. Также есть возможность получения консультаций у преподавателя по электронной почте и внутри системы. Дистанционное обучение как форма образования возникло благодаря информатизации образовательной среды и распространению в ней информационно-коммуникационных технологий. Под дистанционным обучением в настоящее время понимается установление коммуникаций преподавателя и обучающихся между собой, независимо от места их пребывания, характеризующееся всеми признаками обучающегося процесса с
максимальным разнообразием целей, задач, методов форм и реализуемые посредством современных информационно-коммуникационных технологий. Основой развития среднего профессионального образования в настоящее время является информатизация образовательного процесса , что обусловлено как характером становления информационного общества, так и расширением доступа к образовательным ресурсам на основе использования новых информационных технологий. Поэтому становление и развитие принципиально новой системы обучения, ориентированной на максимальную доступность к информации и знаниям, базируется на технологиях, позволяющих создавать и развивать информационно-образовательное пространство учебного заведения. Внедрение в систему среднего профессионального обучения дистанционных образовательных технологий позволяет приобретать студентам не только ИКТ компетентность: умение использовать информационные ресурсы сети Интернет в профессиональной деятельности, осуществлять поиск, анализ и оценку информации, но и сформировать у них умение критически мыслить, принимать взвешенные, обоснованные решения, сформировать навыки профессионального общения. Использованная литература: 1. Густырь А.В., Долгоруков А.М. Дистанционное образование в системе СПО: потребности и проблемы(Аналитический обзор) //Среднее профессиональное образование. 1999. № 9. 2. Афанасьев А.Н., Куклев В.А., Егорова Т.М. Поиск новых возможностей электронного обучения на основе СДО MOODLE / / Дистанционное и виртуальное обучение. 2016. №7. 3. Турыгина Н.А. Возможности использования дистанционных технологий в образовательной системе колледжа. Журнал Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. Выпуск № 2-2 / 2014.


В раздел образования