Гигиена и охрана голосового аппарата студентов (в блоке преподавания музыкальных дисциплин в педагогическом колледже)
Автор: Лосева Наталия Евгеньевна Должность: преподаватель мдк вокальный класс Учебное заведение: ГПОУ ТО Тульский педагогический колледж Населённый пункт: Тула Наименование материала: статья Тема: Гигиена и охрана голосового аппарата студентов (в блоке преподавания музыкальных дисциплин в педагогическом колледже) Раздел: среднее профессиональное
Состав
итель: Лосева Н.Е.
Тула, 2016 год.
Созревание голоса охватывает длительный период жизни человека:
с рождения до периода его зрелости. За это время голос претерпевает влияние
самых
разнообразных
неблагоприятных
факторов.
При
многократном
и
длительном
влиянии
они
могут
приводить
к
более
или
менее
стойким
нарушениям
голоса.
Чаще
всего
виновниками
возникновения
нарушений
становятся
взрослые,
которые
имеют
скудные
сведения
о
необходимости
охраны голосового аппарата.
Например, педагог подбирает репертуар без
соответствия
диапазону
учащегося,
учета
индивидуальных
и
голосовых
особенностей
студента,
возрастных
особенностей
(мутационный,
предмутационный
или
послемутационный
период).
Поэтому
каждому
преподавателю необходимо знать, что голос неразрывно связан с режимом
жизни
и
общегигиеническими
правилами.
Под
гигиеной
голоса
понимают
соблюдение
человеком
определенных
правил
поведения,
обеспечивающих
сохранение здоровья голосового аппарата.
Гигиена голоса это область науки, которая помимо чисто медицинских,
лечебных функций голосового аппарата занимается:
- изучением причин, вызывающих неполадки аппарате, особенно при его
профессиональном использовании;
- выявлением возможностей избежать голосовые расстройства и
заболевания (это делается с помощью детального анализа жизненных ситуаций,
после которых или при которых возникают расстройства голосового аппарата);
- изучение физических возможностей человеческого организма;
- составлением и формулированием законов, правил, норм профессионального
голосового поведения и режима, соблюдение которых обеспечивает человеку
здоровый аппарат.
Правила
и
законы
формулируются
на
основании
наблюдений,
сопоставлений, выявления ситуаций и их анализа. Исходя из этого, выделены
основные положения, которые должен знать педагог:
-
Медицинские
требования
к
организму
студента,
предъявляемые
при
поступлении
в
учебные
заведения
для
получения
специальностей
голосоречевых профессий (преподаватель, певец, юрист, лектор и т. д.).
-
Гигиенические
правила
и
рекомендации
для
жизни
и
профессиональной
голосовой деятельности.
- Рекомендации для закаливания организма, укрепление голосового аппарата.
-
Доврачебные
рекомендации
при
самых
распространенных
заболеваниях,
имеющих непосредственное отношение к голосовому аппарату.
Люди, страдающие хроническими заболеваниями голосового аппарата, не
должны
стремиться
стать
специалистами
«голосовых»
профессий,
так
как
именно
это
может
помешать
им
впоследствии
быть
полноценными
профессионалами,
ведь
частые
заболевания
голоса
ограничат
возможности,
особенно это касается молодых певцов и педагогов.
Каждый, кто профессионально использует свой голосовой аппарат, обязан
иметь элементарные знания по гигиене голоса и режиму профессиональной
работы.
Это
есть
составная
часть
профессиональной
культуры,
куда
включаются и элементарные медицинские знания (меры предосторожности и
первой доврачебной помощи).
Надо
знать
правила
гигиены,
соблюдать
их
и
учить
других
быть
культурными
в
этом
плане.
Эти
сведения
должны
входить
в
программу
обучения
всех
учебных
заведений,
готовящих
специалистов
голосоречевых
профессий, чтобы ликвидировать этот пробел и дать элементарные и доступные
сведения об анатомии, механизме голосообразовании и гигиене голоса.
В работе могут быть внешние и внутренние раздражители:
Внутренние:
1)
эмоциональные реакции
2)
деятельность мышц;
3)
деятельность нервной системы;
4)
работа органов дыхания сердца;
5)
функционирование органов слуха зрения;
Внешние:
1)
рабочая обстановка;
2)
освещение;
3)
посторонние звуки шумы;
4)
посторонние лица присутствующие на занятиях;
5)
объяснения педагога;
Только максимально устранив отрицательное влияние раздражителей, создав
благоприятную для занятий или для работы атмосферу, мы можем получить
желаемый результат в любой творческой деятельности.
Условия для профессионального становления голоса:
1.
Психологический климат, моральная обстановка.
Для здоровой, нормальной творческой работы необходима, прежде всего
спокойная
атмо с фера
норма льного
психологиче ского
к л и м ат а
доброжелательности, что исключает нервно-психические травмы и срывы.
Часто возникают профессиональные заболевания при напряженной и
спешной подготовке к концертам, зачетным урокам, при неожиданных заменах
в
вокальных
партиях.
Это
происходит
и
от
неравномерно
возникающей
физической
нагрузки,
и
от
усиленного
прессинга
на
нервную
систему.
Требуется
индивидуальный
подход
к
каждому
студенту
с
учетом
его
физиологических возможностей.
Психика
является
основным
элементом
звукообразования;
средством
воздействия на приведения студента в рабочее состояние; истоком, несущим в
себе возможности как эмоционального, так и психического разряда.
2. Грамотность педагога в области физиологии и гигиены.
Следует обратить внимание на то, чтобы педагоги, работающие в области
вокального искусства, хорошо знали природу и свойства любого голоса, и его
физиологические
возможности.
Это
касается
преподавателей
вокала,
дирижеров, концертмейстеров, хормейстеров и, особенно, композиторов, так
как часто произведения создаются без учета природных возможностей голоса.
3.
Система в занятиях и репетициях.
Это чрезвычайно важный момент, от которого зависит результат
выработки рефлексов — основных механизмов деятельности нервной системы.
Система
и
тренинг
вырабатывают
физическую
выносливость
и
дают
технический эффект в навыках. Совершенство системы занятий дает результаты
и творческие, и физические, заметно уменьшает количество профессиональных
заболеваний,
растет
исполнительский
уровень.
Недо ст аточно сть,
неравномерность в занятиях ведет к быстрой утомляемости аппарата, его малой
выносливости.
Нерациональное пользование голосом (чужая тесситура, длительное пение)
приводит
к
заболеваниям
органов,
участвующих
в
голосообразовании,
а
именно:
острые
и
хронические
профессиональные
ларингиты,
узелки
на
связках, кровоизлияния в голосовые связки и даже трахею. Конечно, каждый
организм индивидуален в своих реакциях.
Надо учить студентов прислушиваться к своему организму,
узнавать его возможности. Это и ускорит обучение, и предохранит от срыва.
Недопустимо бесконтрольное, многократное пение трудных произведений и
высоких нот. Это не приносит пользы, а только утомляет и обедняет голос.
Пение
в
несвойственной
голосу
тесситуре
отрицательно
сказывается
на
правильной координационной работе голосообразовательных систем организма,
прививая
вредные,
ненужные
условные
рефлексы
и
тормозя
те,
которые
воспитывает педагог.
Программа учебного заведения должна быть подчинена основной
з а д а ч е : полноценной,
профессиональной
подготовке
специалистов,
включают и голосовую подготовку. Для этого надо необходимое количество
часов регулярных занятий, тогда возникает планомерное обучение, тренинг,
выработка необходимых голосовых, слуховых навыков, мышечного контроля.
Навык мышечного контроля при пении -
это умение «слушать» мышцы
голосового аппарата, знать ощущения при правильном пении, что поможет
справиться
с
трудностями
при
акустических
изменениях,
то
е сть
ориентироваться не на слух, а на привычные, наработанные ощущения.
4.
Готовность голосового аппарата к вокальной работе.
Петь в больном состоянии нельзя. Важно научить отличать недостатки в
голосовом
аппарате
вследствие
простуды
или
от
неправильного
голосообразования.
Необходимо
избегать
переутомления
голоса.
Если
была
неожиданная
нагрузка,
то
дайте
аппарату
отдохнуть,
молчание
—
лучшее
лекарство. Следует избегать длительного пения без перерыва (не более 45-60
мин. для профессионалов). Надо помнить, что каждый день — это звено в цепи
последующих дней вашей творческой жизни.
При чрезмерной нагрузке ослабевают мышцы гортани, голос теряет
свежесть, звучность, становится тяжелым, не поддается контролю. Требуется
бережное,
внимательное
и
серьезное
отношение
при
воспитании
и
использовании молодых голосов.
5. Режим занятий в учебном заведении.
Он должен учитывать чередование предметов с голосовой нагрузкой и без
нее.
Невероятно
вредна
вокальная
работа
голосового
аппарата,
пока
нет
правильных
вокально-технических
навыков
(например,
в
хоре).
Это
недопустимо,
когда
нет
никакого
контроля
звучания
собственного
голоса.
Большинство
опытных
педагогов
высказываются
против
использования
неопытных вокалистов в работе хора.
При любой вокальной работе обязательно распевать студента.
Это
своеобразный
«туалет»
или
спортивная
«разминка»
голоса.
На
упражнениях
можно
спокойно
освоить
базовые
приемы
пения.
Обычно
упражнения
подбираются
так,
чтобы,
вызывая
наименьшие
трудности
при
исполнении,
вырабатывать
правильные
певческие
навыки.
Упражнения
постепенно ведут студентов от простого к сложному, служа ступеньками на
вершину мастерства. Для неокрепшего вокального аппарата распевание должно
занимать достойное место. Однако распевание не только разогревает мышцы
голосового аппарата, но и создает своеобразную психологическую настройку
всего
организма:
будит
эмоциональную
сферу;
разогревает
творческую
фантазию;
налаживает
сложный
процесс
звукообразования
(координацию
усилий
мышц
аппарата);
закрепляет
условные
рефлексы,
вырабатываемые
постоянными занятиями; собирает творческое внимание.
Овладение этими сложными процессами поможет справиться со многими
психологическими трудностями в профессиональной деятельности, например, с
волнением перед и во время выступлений, то есть процессами торможения и
возбуждения головного мозга.
6. Необходимые качества характера для начинающего певца.
Самодисциплина,
воля,
целеустремленность,
психическая
стабильность,
ровность настроения, уверенность в своих силах, смелость — эти качества надо
воспитывать
любому
человеку,
занимающемуся
профессиональной
деятельностью. Профессиональная уверенность в себе и в своих силах может
возникнуть
только
в
результате
хорошей
профессиональной
подготовки,
четкого,
грамотного
представления
о
творческих
процессах,
в
том
числе
голосообразования, и выработки технического совершенства.
Постоянно поддерживать голосовую форму - это одно из важных
требований при постановке голоса. Не надо забывать, что самые опытные и
талантливые певцы должны периодически проверять правильность звучания
своего голоса. Даже лучшие мастера вокального искусства посещают педагогов.
Необходимо
восстанавливать,
контролировать
свои
условные
рефлексы,
певческие
навыки,
на
которых
основывается
голосообразование.
Сам
исполнитель привыкает к звучанию своего голоса и не замечает недостатков в
пении. Нужно «постороннее ухо», слух педагога для контроля.
Желательно, заниматься с одним педагогом или консультироваться с тем
преподавателем
у
которого
студент
занимался
раньше.
Это
обеспечивает
быстрое восстановление певческих навыков, давших в свое время хороший
результат. Менять педагога приемлемо только в начале обучения, пока студент
ищет путь и вокальные ощущения. Бегать от одного педагога к другому не
стоит.
Даже
если
у
этих
преподавателей
хорошая
вокальная
школа,
но
требования,
методы,
приемы,
терминология
всегда
отличаются,
что
может
привести к хаосу и растерянности, непониманию у студента. Хорошая, светлая
голова в работе.
Студент должен уметь распределять свои силы и время в день
выступления. Известно, что на публичные выступления (концерты, конкурсы,
экзамены) требуется большая затрата физических и моральных сил. Каждый
человек знает свою нервную систему, потребности организма, поэтому, исходя
из этого, студент должен научиться организовывать в день выступления
такой
режим
дня,
чтобы
сберечь
силы
и
бодрость
для
творчества,
уметь
откладывать дела на другое время.
Качественное распевание сохраняется несколько часов. Чем короче
выступление и больше времени остается до него, тем дольше надо распеваться,
чтобы быть на пике формы к самому выступлению (обычно 30-40 минут).
Из этого следует: студенту необходимо продумывать свой режим дня
перед выступлением, избегать при этом утомительной физической работы.
7. Режим дня.
Студенту, начинающему заниматься основами вокала, желательно продумать
и построить режим жизни-деятельности, в зависимости от учебы или работы.
Думать
о
необходимости
не
разрушать
свое
здоровье
и
сон,
не
привести
организм к истощению.
Задача отдыха — снять утомление, восстановить работоспособность. Вся
жизнь человека строится на чередовании активной деятельности и отдыха.
Благодаря такому чередованию (сокращению и расслаблению) сердце человека
способно работать в течении всей жизни. Бережное, разумное отношение к
своему голосовому аппарату сохранит голос до глубокой старости.
В колледже существует блок преподавания музыкальных дисциплин, где
студенту
приходится
петь
(хор,
пение,
индивидуальные
занятия
музыкой).
Педагогам,
преподающим
эти
предметы
следует
обращать
внимание
на
основные положения при работе с голосом.
Неправильное использование голоса является основой его функциональных
нарушений.
Мышцы,
необходимые
для
звукоизвлечения
бездействуют,
на
помощь им приходят другие, для этого не предназначенные. Примером служит
зажатая
челюсть,
гнусавая,
неприятная
на
слух
и
опасная
для
самого
исполнителя певческая манера исполнения вокальных партий.
Очень часто возникает ситуация, когда вокалист оказывается в акустически
неудобных условиях: пение в маленьком помещении, в помещении, где много
мягкой мебели, поглощающей звук, многократное пение на репетиции, пение в
непривычной,
новой
обстановке,
80%
срывов
голоса
приходятся
на
такие
ситуации. Студент начинает кричать, форсировать звук. В результате голосовые
связки перенапрягаются, и голос перестает подчиняться вокалисту. В лучшем
случае
придется
помолчать
несколько
дней,
в
худшем
—
заболевания
голосового аппарата.
Форсирование звука чаще всего возникает, когда студент пытается
перенести заботу о громкости с резонаторов на дыхание. Необходимо помнить,
что для того чтобы звук стал громче, не надо его толкать, просто соединить
больше
резонаторов.
Как
правило,
подключаются
верхние.
Такой
вид
форсирования часто случается на низких нотах.
Второй вид форсирования звука возникает тогда, когда начинающему
студенту дают непосильно большие нагрузки. Например, пение высоких нот
или долго по времени. Пока вокальный аппарат не окрепнет, не надо спешить.
Петь лучше в примарном диапазоне и не более 30-40 минут в день, лучше с
перерывами на отдых. Если после занятий голос сел, трудно говорить, или
разговорный голос стал выше, необходимо найти оптимальное время занятий.
На занятиях и репетициях педагогу следует обращать особое внимание на
то, чтобы студент не форсировал звук, не стремился злоупотреблять его мощью.
Стремиться
научить
студента
пользоваться
опорой
звука
на
диафрагму,
на
дыхание, достигать эффектов при помощи воздушного pianissimo
и
mezzo
voce.
Задача и сложность постановки голоса состоит в разрушении неверных
навыков
и
формировании,
закреплении
новых,
правильных.
Это
осуществляется
воспитанием
координированной
работы
дыхания,
голосоведения и артикуляции, что способствует также общему укреплению
вокального аппарата.
Постановка голоса, вокальная работа очень сложна, так как во время
занятий,
выступлений,
экзаменов
организм
испытывает
большую
нервно-
психологическую и физическую нагрузку, поэтому укрепление мышц сердечно-
сосудистой и дыхательной системы очень важно. Главное условие — студент
должен найти подходящий ему лично вид занятий каким-либо тренингом.
Студенты, обучающиеся в колледже, по своим физическим параметрам
имеют
недостаточно
выносливый
голосовой
аппарат,
быстро
устают
от
певческих
нагрузок.
Для
укрепления
голосового
аппарата
рекомендуются
дыхательные упражнения.
Таким образом, при бережном отношении к своему голосу и его
аппарату можно сохранить голос до глубокой старости.