Методические рекомендации по использованию блоков Дьенеша
Автор: Кобытева Анна Юрьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №51" Населённый пункт: г.Хотьково, Московская область Наименование материала: Презентация Тема: Методические рекомендации по использованию блоков Дьенеша Раздел: дошкольное образование
ЛОГИЧЕСКИЕ БЛОКИ ДЬЕНЕША
Золтан Пал Дьенеш (1916—2014)
- венгерский математик,
психолог и педагог, профессор
Шербрукского университета.
Автор игрового подхода к
развитию детей, идея которого
заключается в освоении детьми
математики посредством
увлекательных логических игр,
песен и танцев.
БЛОКИ ДЬЕНЫША СРЕДИ
МНОГООБРАЗИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ
ИГР И ПОСОБИЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
ПРИНЦИПЫ
Принцип развивающего обучения
Принцип доступности
Принцип систематичности
Принцип учета индивидуальных особенностей
Принцип воспитания и обучения детей в
коллективе
СТАДИИ ИЗУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКИ
Стадия свободной игры.
Символическая стадия
Стадия выводов (теорем)
НАБОР БЛОКОВ ДЬЕНЕША
48 логических блоков,
р
азличающихся четырмя
свойствами: цвет, форма,
размер, толщина. Альбомы и
пособия с заданиями по
ворастам.
КАРТОЧКИ С ЗАДАНИЯМИ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
1.
Ознакомительный этап. Предоставьте детям
возможность самостоятельно познакомиться с
логическими блоками. Привлеките, заинтересуйте
детей игрой. Для этого дайте им вволю наиграться с
деталями. В процессе разнообразных манипуляций с
блоками, дети устанавливают самостоятельно, что они
имеют различную форму, цвет, размер, толщину.
2.
Педагогу нужно установить, на какой ступеньке
интеллектуальной лестницы находится каждый
малыш.
Проверив каждого ребенка, вы получите
достаточно ясную картину уровня мыслительных
умений детей. А это даст возможность организовать
занятия с учетом уровня развития каждого ребенка.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
3.
Если ребенок легко и безошибочно справляется
с заданиями — это сигнал к тому, что ему следует
предложить игры и упражнения следующей группы
сложности. Однако переводить ребенка к
последующим игровым упражнениям можно
только в случае, если он «вырос» из предыдущих,
т. е. когда они для него не составляют труда
4.
Если же передержать детей на определенной
ступени или преждевременно дать более сложные
игры и упражнения, то интерес к занятиям
исчезнет. Дети тянутся к мыслительным заданиям
тогда, когда они для них трудноваты, но
выполнимы.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
5.
В одном и том же упражнении легко можно
менять степень сложности задания с учетом
возможностей детей. Важно помнить, что
развивая мыслительные умения, они, как и
всякие другие умения, вырабатываются в
процессе многократных упражнений.
ПРИМЕНЕНИЕ БЛОКОВ ДЬЕНЕША
Игры с блоками можно использовать во время ОД;
в режимных моментах при взаимодействии
воспитателя и детей; в самостоятельной
деятельности дошкольников; в сюжетных играх таких
как ««Магазин, «Почта», «Аптека» «Водители». и.д.р.
Таким образом, логические блоки Дьенеша можно
классифицировать как обучающая игра, развивающая
и закрепляющая знания, умения и навыки. Игра
творческая, индивидуальная, подгрупповая и
коллективная.
Опыт российских педагогов показал
эффективность использовния блоков
Дьенеша как игрового материала для:
Ознакомления детей с
геометрическими фигурами и формой
предметов, размером
Развития мыслительных умений:
сравнивать, анализировать,
классифицировать, обощать,
кодировать и декодировать
информацию
Усвоение элементарных навыков
алгоритмической культуры мышления
Развитие памяти, внимания,
воображения, творческих
способностей.