Использование ИКТ на уроках русского языка в начальных классах
Автор: Комарова Ирина Семеновна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МКОУ "Сухогаевская СОШ" Населённый пункт: село Сухие Гаи Верхнехавского района Воронежской области Наименование материала: статья Тема: Использование ИКТ на уроках русского языка в начальных классах Раздел: начальное образование
В современных условиях модернизации образования в начальной школе внедряются
новые информационные технологии, грамотное использование которых способствует
активизации познавательной деятельности, повышению качества знаний школьников.
Преимущества использования ИКТ в обучении неоспоримы: это и возможность
оперативного контроля знаний, и внесение элемента занимательности, повышающего
интерес к обучению, и создание условий для индивидуальной работы, формирование
навыка самоконтроля и самооценки. Применение электронных ресурсов органично
сочетается с использованием проблемных, исследовательских, игровых методов обучения,
позволяет оптимизировать возможности традиционных форм деятельности учащихся, что
способствует развитию мышления и творческих способностей учащихся.
Учитель начальных классов уже сегодня может использовать информационно-
компьютерные технологии во многих направлениях своей деятельности. Это и
использование информационных ресурсов Интернет, и оптимизация работы по
подготовке к урокам. Систематическое использование ИКТ позволяет:
-сократить время на составление планов уроков, отчетов, анализов;
-быстро и качественно готовить и тиражировать дидактические пособия, раздаточный
материал;
- создавать задания для проверки и контроля усвоения материала;
- оперативно обмениваться опытом работы и методическими материалами с коллегами.
Включение в учебный процесс цифровых образовательных ресурсов позволяет успешнее
решать различные дидактические задачи, повысить учебную мотивацию учащихся и
включить их в активную познавательную деятельность. Процесс информатизации нашей
школы обеспечил оснащение ее современной компьютерной техникой, предоставил
доступ компьютерам педагогам и учащимся.
Изучению русского языка в начальной школе отводится одно из центральных мест,
поскольку этот учебный предмет открывает ученику способность к усвоению других
дисциплин. Для многих учащихся моего класса русский язык, а в частности его
составляющая часть- изучение орфографии, является одним из самых сложных предметов.
Поэтому возникла необходимость сформировать у детей заинтересованное отношение к
процессу овладения орфографическими знаниями и умениями, развивать у них
познавательный интерес. Для эффективного обучения орфографии необходимо
многократное и разнообразное использование наглядности на разных этапах работы над
понятием, включение большого количества различных упражнений для закрепления
навыка. С этой целью внедряются в учебный процесс электронные средства обучения.
На уроках русского языка компьютер используется как источник учебной информации,
наглядное пособие, с качественно новым уровнем возможностей мультимедиа, тренажер,
средство диагностики и контроля.
Практика работы с использованием компьютерных технологий определила несколько
вариантов уроков с ИКТ. Так в демонстрационном режиме на уроке используется один
компьютер и мультимедийный проектор, выводящий на экран нужную информацию, чаще
всего в виде слайдов. Для организации индивидуальной работы урок проводится в
кабинете информатики, где у каждого ребенка есть возможность заниматься
самостоятельно за персональным компьютером.
Комбинированный режим позволяет сочетать эти формы работы на одном уроке. Во время
проектирования урока с применением компьютера важно продумать цель, задачи и
целесообразность использование ИКТ, структуру урока, формы организации деятельности
учащихся и контроля усвоения материала.
При наличии цифровых образовательных ресурсов компьютерные технологии можно
использовать на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала,
закреплении, повторении, рефлексии.
В ходе изучения нового материала обычную доску заменяет электронный экран, учитель
организует и направляет учебный процесс, а компьютер и проектор обеспечивают
демонстрацию материала с помощью видеоряда, звука или текста. Использование
видеотехнологии позволяет повысить роль наглядности, дает учащимся более полную и
достоверную информацию об изучаемых процессах, включает их в активную работу. На
этапе закрепления, используя компьютер, можно проследить уровень усвоения учебного
материала. Для этого класс обычно делится на группы каждая из которых работает в
своем режиме. При повторении , обобщении и систематизации знаний используются
графические возможности компьютера, программы-тренажеры, которые помогают
ученику самому определить степень усвоения материала, исправить ошибки. При
проверке и контроле знаний компьютерные технологии по сравнению с традиционным
подходом имеют существенное преимущество, оценка становится более объективной.
А использование ЦОР открывает новые перспективы для развивающего обучения, создает
принципиально новые возможности для формирования учебной самостоятельности
младших школьников, заключающихся в следующем:
-возможность построения индивидуальной образовательной траектории для ученика,
организации его индивидуального исследовательского действия, как в классе, так и дома;
-возможность создания условий для самостоятельного выбора учащимся уровня
сложности задания, их самостоятельного анализа и последующей коррекции;
-возможность организации широкого доступа ученика к информационным
источникам(энциклопедиям; словарям; орфографическому справочнику для поиска
способов проверки той или иной орфограммы; школьному справочнику лингвистических
терминов и пр.)
-возможность организации содержательной коммуникации каждого ребенка с другими
учениками класса в форме письменной дискуссии, что влечет за собой естественное
развитие письменной речи; вступления любого ребенка в виртуальный диалог с
персонажами учебника, что повышает долю участия ребенка в процессе обучения и
усиливает учебную мотивацию.
В содержание ЦОР входят демонстрационные материалы(плакаты, интерактивные схемы,
рисунки, таблицы, презентации, видеоролики), учебные модули, материалы для
практических занятий(интерактивные модели, вопросы, задания, задания-конструкторы,
тренажеры) и материалы для контроля а аттестации(тесты, контрольные работы)
Набор цифровых образовательных ресурсов можно использовать на всех этапах обучению
русскому языку: при предъявлении нового материала, закреплении, повторении, контроле
знаний, умений и навыков. Например, при изучении рода имен существительных по ходу
объяснения материала можно организовать работу, продемонстрировав учащимся план-
схему. Изучение сложных тем вызывает у школьников живой интерес, если при ее
изучении опираться на плакат-задание, сопровождаемых красочными рисунками.
Наибольший интерес у учащихся вызывает использование интерактивного правила,
схемы, рисунка, плаката, где пояснение открывается щелчком мыши, и может быть
обратно скрыто.Благодаря этой особенности учитель получает дополнительные
возможности при объяснении нового материала: можно акцентировать внимание
школьников на информации, наиболее значимой на данном этапе объяснения; можно
задать ученикам вопрос и сразу же проверить ответ, вызвав его на экран. Интерактивные
правила позволяют не просто формулировать правила, но последовательно подводить
учеников к их самостоятельной формулировке.
Для обеспечения различных форм практических работ учащихся можно использовать
игры, конструкторы и тренажеры. Например, при изучении темы в 1 классе «Обозначение
мягкости согласных на письме с помощью буквы «ь», можно использовать тренажер для
отработки орфографической зоркости.
Использование ИКТ позволяет дифференцировать процесс обучения, например, учащиеся
с более высоким уровнем развития могут при помощи компьютера углубить свои знания,
выполняя упражнения повышенной трудности. Применение на уроке компьютера
позволяет учителю за короткое время объективную информацию уровня изученности по
теме и своевременно скорректировать результаты.
Таким образом, применение ИКТ на уроках русского языка в начальной школе
представляется целесообразным и перспективным.