Использование мнемотехнологии для развития речи детей дошкольного возраста
Автор: Евдокимова Инна Борисовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №58 "Капелька" Населённый пункт: Новгородская обл.,г. Великий Новгород Наименование материала: Презентация Тема: Использование мнемотехнологии для развития речи детей дошкольного возраста Раздел: дошкольное образование
РЕЧЬ - ЭТО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, В ПРОЦЕССЕ КОТОРОЙ
ЛЮДИ ОБЩАЮТСЯ ДРУГ С ДРУГОМ ПОСРЕДСТВОМ
РОДНОГО ЯЗЫКА. РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ –
ВЫСШЕЙ ФОРМЫ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ –
ОПРЕДЕЛЯЕТ УРОВЕНЬ РЕЧЕВОГО И УМСТВЕННОГО
РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА (Л. С. ВЫГОТСКИЙ, А. А.
ЛЕОНТЬЕВ, С. Л. РУБЕНШТЕЙН, Ф. А. СОХИН И ДР.).
ИМЕННО В СВЯЗНОЙ РЕЧИ РЕАЛИЗУЕТСЯ ОСНОВНАЯ,
КОММУНИКАТИВНАЯ, ФУНКЦИЯ РЕЧИ.
ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
РАССМАТРИВАЕТСЯ В СОВРЕМЕННОМ ДОШКОЛЬНОМ
ОБРАЗОВАНИИ, КАК ОБЩАЯ ОСНОВА ВОСПИТАНИЯ И
ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ.
СОГЛАСНО ФЕДЕРАЛЬНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ
СТАНДАРТАМ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «РЕЧЕВОЕ
РАЗВИТИЕ» НАПРАВЛЕНО НА ДОСТИЖЕНИЕ ЦЕЛЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ
УСТНОЙ РЕЧИ И НАВЫКОВ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ НА
ОСНОВЕ ВЛАДЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНЫМ ЯЗЫКОМ СВОЕГО НАРОДА ЧЕРЕЗ
РЕШЕНИЕ СЛЕДУЮЩИХ ЗАДАЧ:
- ОВЛАДЕНИЕ РЕЧЬЮ КАК СРЕДСТВОМ ОБЩЕНИЯ И КУЛЬТУРЫ
- РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ И ГРАММАТИЧЕСКИ ПРАВИЛЬНОЙ
МОНОЛОГИЧЕСКОЙ И ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ
- РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ТВОРЧЕСТВА
-ОБОГАЩЕНИЕ АКТИВНОГО СЛОВАРЯ
-ЗНАКОМСТВО С КНИЖНОЙ КУЛЬТУРОЙ, ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ
-ФОРМИРОВАНИЕ ЗВУКОВОЙ, АНАЛИТИКО-СИНТЕТИЧЕСКОЙ
АКТИВНОСТИ, КАК ПРЕДПОСЫЛКИ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ
- РАЗВИТИЕ ЗВУКОВОЙ И ИНТОНАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ,
ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА
У ДЕТЕЙ МОЕЙ ГРУППЫ БЫЛИ ВЫЯВЛЕНЫ
ПРОБЛЕМЫ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА: СКУДНЫЙ СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС;
НАРУШЕНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ; НЕУМЕНИЕ
СОГЛАСОВЫВАТЬ СЛОВА В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ;
НАРУШЕНИЕ СВЯЗНОСТИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ.
СВОЮ РАБОТУ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТРОИЛА
С УЧЁТОМ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ДО.
ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ЛУЧШИХ РЕЗУЛЬТАТОВ Я
ПРИМЕНЯЛА ИННОВАЦИОННУЮ ТЕХНОЛОГИЮ -
МНЕМОТЕХНИКА.
В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ ПРЕОБЛАДАЕТ
НАГЛЯДНО-ОБРАЗНАЯ ПАМЯТЬ, И ЗАПОМИНАНИЕ
НОСИТ В ОСНОВНОМ НЕПРОИЗВОЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР.
ЗРИТЕЛЬНЫЙ ЖЕ ОБРАЗ, СОХРАНИВШИЙСЯ У
РЕБЁНКА ПОСЛЕ ПРОСЛУШИВАНИЯ,
СОПРОВОЖДАЮЩЕГОСЯ ПРОСМОТРОМ РИСУНКОВ,
ПОЗВОЛЯЕТ БЫСТРЕЕ ЗАПОМНИТЬ ТЕКСТ. С ЭТОЙ
ТОЧКИ ЗРЕНИЯ, МНЕМОТЕХНИКА ОЧЕНЬ
ЭФФЕКТИВНА В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ.
МНЕМОТЕХНИКУ В ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ
НАЗЫВАЮТ ПО-РАЗНОМУ: ВОРОБЬЕВА В. К. НАЗЫВАЕТ
ЭТУ МЕТОДИКУ СЕНСОРНО-ГРАФИЧЕСКИМИ
СХЕМАМИ, ТКАЧЕНКО Т. А. – ПРЕДМЕТНО-
СХЕМАТИЧЕСКИМИ МОДЕЛЯМИ, ГЛУХОВ В. П. –
БЛОКАМИ-КВАДРАТАМИ, БОЛЬШЕВА Т. В. – КОЛЛАЖЕМ,
ЕФИМЕНКОВА Л. Н. – СХЕМОЙ СОСТАВЛЕНИЯ
РАССКАЗА.
ПОЛЬЗУЯСЬ ГОТОВЫМИ СХЕМАМИ АВТОРОВ
( ТКАЧЕНКО Т. А., БОЛЬШЕВОЙ Т. В., ВОРОБЬЁВОЙ В. К.),
НО ИЗМЕНЯЯ И СОВЕРШЕНСТВУЯ ИХ ПО-СВОЕМУ,
ИСПОЛЬЗОВАЛА СХЕМЫ В РАБОТЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
ДЕТЕЙ.
Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с
греческого - «искусство запоминания».
Мнемотехника - это система методов и
приёмов, обеспечивающих эффективное
запоминание, сохранение и воспроизведение
информации. Мнемотехника помогает
развивать: ассоциативное мышление,
зрительную и слуховую память, зрительное и
слуховое внимание, воображение, связную
речь, мелкую моторику рук.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена
определенная информация. Как любая работа строится
от простого к сложному. Начиная работу с простейших
мнемоквадратов , последовательно переходила к
мнемодорожкам , и позже к мнемотаблицам . Что
можно изобразить в мнемотаблице? В мнемотаблице
можно изображать практически все – т.е. производится
графическое или частично графическое изображение
персонажей сказки, явлений природы, некоторых
действий, т.е. можно нарисовать то, что посчитаете
нужным. Но изобразить так, чтобы нарисованное было
понятно детям.
МНЕМОКВАДРАТ – 1 КАРТОЧКА С
ОДНИМ РИСУНКОМ-СИМВОЛОМ.
МНЕМОДОРОЖКА – ВИД
МНЕМОСХЕМ, КОТОРЫЕ
ВЫСТРАИВАЮТСЯ В ЛИНИЮ
МНЕМОТАБЛИЦА
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ С
МНЕМОТАБЛИЦАМИ
1 этап : Рассматривание таблицы и разбор того, что
на ней изображено.
2 этап : Осуществляется перекодирование
информации, т.е. преобразование из абстрактных
символов слов в образы.
3 этап: После перекодирования осуществляется
пересказ сказки, рассказ по заданной теме или
чтение стихотворения с опорой на символы
(образы), т.е. происходит отработка метода
запоминания.
ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА
НЕОБХОДИМО ДАВАТЬ ЦВЕТНЫЕ
МНЕМОСХЕМЫ, ТАК КАК В ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ
БЫСТРЕЕ ОСТАЮТСЯ ОТДЕЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ:
ЛИСА - РЫЖАЯ, МЫШКА - СЕРАЯ, ЁЛОЧКА –
ЗЕЛЁНАЯ. МНЕМОСХЕМЫ МОГУТ БЫТЬ
ПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНО-
СХЕМАТИЧЕСКИЕ И СХЕМАТИЧЕСКИЕ.
ЕСЛИ ДЕТИ СПРАВИЛИСЬ С ПРЕДМЕТНОЙ
МОДЕЛЬЮ, ТО ЗАДАНИЕ УСЛОЖНЯЕТСЯ:
ДАЁТСЯ ПРЕДМЕТНО-СХЕМАТИЧЕСКАЯ
МОДЕЛЬ. ЭТОТ ВИД МНЕМОСХЕМ ВКЛЮЧАЕТ
МЕНЬШЕЕ КОЛИЧЕСТВО ИЗОБРАЖЕНИЙ.
ПРЕДМЕТНАЯ МНЕМОСХЕМА
ПРЕДМЕТНО-СХЕМАТИЧЕСКАЯ
МОДЕЛЬ
ГДЕ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ
МНЕМОСХЕМЫ?
- Обогащение словарного запаса
- Обучение пересказу
- Составление рассказов,
сочинение сказок
-
Разучивание стихотворений,
потешек и т. д.
-
Отгадывание и загадывание
загадок
ПЕРЕСКАЗ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ: СКАЗКА «РЕПКА»
К. ЧУКОВСКИЙ «ЦЫПЛЁНОК»
СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗОВ
«СОЧИНЯЕМ СКАЗКУ»
СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНЫХ
РАССКАЗОВ ПО ЛЕКСИЧЕСКИМ
ТЕМАМ
СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗОВ ПО
КАРТИНЕ
Картина «Кошка с котятами»
У кошки Мурки есть котята.
Она лежит на коврике и
смотрит на них. Рыжий
котёнок лакает молоко из
блюдечка. Серый котёнок спит
рядом с мамой-кошкой.
Чёрный котёнок с белыми
пятнами играет с клубком.
Кошка смотрит на котят и
мурлыкает: «мур-мур-мур».
МНЕМОСХЕМЫ ДЛЯ
РАССКАЗЫВАНИЯ ПО КАРТИНЕ
«КОШКА С КОТЯТАМИ»
ЗАУЧИВАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЙ,
ПОТЕШЕК
ТРАВКА-МУРАВКА СО СНА ПОДНЯЛАСЬ, ПТИЦА-
СИНИЦА ЗА ЗЕРНО ВЗЯЛАСЬ, ЗАЙКА -ЗА
МОРКОВКУ, МЫШКА- ЗА КОРКУ, ДЕТКИ- ЗА
МОЛОКО.
ОТГАДЫВАНИЕ И ЗАГАДЫВАНИЕ
ЗАГАДОК
Круглая, а не мяч.
Жёлтая, а не солнце.
С хвостиком, а не
мышка. (Репка)
ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА
СХЕМЫ ЖЕЛАТЕЛЬНО РИСОВАТЬ В
ОДНОМ ЦВЕТЕ, НЕ ПРИВЛЕКАТЬ
ВНИМАНИЕ НА ЯРКОСТЬ
СИМВОЛИЧЕСКИХ ИЗОБРАЖЕНИЙ
Составление рассказов по лексическим
схемам
ЗАУЧИВАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЙ
ОТГАДЫВАНИЕ ЗАГАДОК
ПЕРЕСКАЗ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
РЕЗУЛЬТАТЫ
У детей:
- Расширился круг знаний об окружающем мире;
-
появилось желание пересказывать тексты,
придумывать интересные истории;
-
появился интерес к заучиванию стихов и
потешек, скороговорок, загадок;
- словарный запас вышел на более высокий
уровень;
- дети стали менее застенчивы, научились более
свободно держаться перед аудиторией.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1.ТКАЧЕНКО Т.А. СХЕМЫ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ
ДОШКОЛЬНИКАМИ ОПИСАТЕЛЬНЫХ ИСРАВНИТЕЛЬНЫХ
РАССКАЗОВ.СЕРИЯ:ПРАКТИЧЕСКАЯ
ЛОГОПЕДИЯ.ИЗДАТЕЛЬСТВО:ГНОМ,2004
2.БОЛЬШЕВА Т.В. УЧИМСЯ ПО СКАЗКЕ. РАЗВИТИЕ
МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ
МНЕМОТЕХНИКИ. СПБ., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001
3.ПОЛЯНСКАЯ Т.Б. ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА
МНЕМОТЕХНИКИ В ОБУЧЕНИИ РАССКАЗЫВАНИЮ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. СПБ., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010