Напоминание

Использование мнемотехнологии для развития речи детей дошкольного возраста


Автор: Евдокимова Инна Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №58 "Капелька"
Населённый пункт: Новгородская обл.,г. Великий Новгород
Наименование материала: Презентация
Тема: Использование мнемотехнологии для развития речи детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад





«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

МНЕМОТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ

РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Воспитателя МАДОУ «Д/С № 58 «Капелька»

группы №10 г. Великого Новгорода

Евдокимовой Инны Борисовны

РЕЧЬ - ЭТО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, В ПРОЦЕССЕ КОТОРОЙ ЛЮДИ ОБЩАЮТСЯ ДРУГ С ДРУГОМ ПОСРЕДСТВОМ РОДНОГО ЯЗЫКА. РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ – ВЫСШЕЙ ФОРМЫ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – ОПРЕДЕЛЯЕТ УРОВЕНЬ РЕЧЕВОГО И УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА (Л. С. ВЫГОТСКИЙ, А. А. ЛЕОНТЬЕВ, С. Л. РУБЕНШТЕЙН, Ф. А. СОХИН И ДР.). ИМЕННО В СВЯЗНОЙ РЕЧИ РЕАЛИЗУЕТСЯ ОСНОВНАЯ, КОММУНИКАТИВНАЯ, ФУНКЦИЯ РЕЧИ. ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ РАССМАТРИВАЕТСЯ В СОВРЕМЕННОМ ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ, КАК ОБЩАЯ ОСНОВА ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ.
СОГЛАСНО ФЕДЕРАЛЬНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ СТАНДАРТАМ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» НАПРАВЛЕНО НА ДОСТИЖЕНИЕ ЦЕЛЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ УСТНОЙ РЕЧИ И НАВЫКОВ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ НА ОСНОВЕ ВЛАДЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНЫМ ЯЗЫКОМ СВОЕГО НАРОДА ЧЕРЕЗ РЕШЕНИЕ СЛЕДУЮЩИХ ЗАДАЧ: - ОВЛАДЕНИЕ РЕЧЬЮ КАК СРЕДСТВОМ ОБЩЕНИЯ И КУЛЬТУРЫ - РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ И ГРАММАТИЧЕСКИ ПРАВИЛЬНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ И ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ - РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ТВОРЧЕСТВА -ОБОГАЩЕНИЕ АКТИВНОГО СЛОВАРЯ -ЗНАКОМСТВО С КНИЖНОЙ КУЛЬТУРОЙ, ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ -ФОРМИРОВАНИЕ ЗВУКОВОЙ, АНАЛИТИКО-СИНТЕТИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ, КАК ПРЕДПОСЫЛКИ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ - РАЗВИТИЕ ЗВУКОВОЙ И ИНТОНАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ, ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА
У ДЕТЕЙ МОЕЙ ГРУППЫ БЫЛИ ВЫЯВЛЕНЫ ПРОБЛЕМЫ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: СКУДНЫЙ СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС; НАРУШЕНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ; НЕУМЕНИЕ СОГЛАСОВЫВАТЬ СЛОВА В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ; НАРУШЕНИЕ СВЯЗНОСТИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ. СВОЮ РАБОТУ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТРОИЛА С УЧЁТОМ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ДО. ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ЛУЧШИХ РЕЗУЛЬТАТОВ Я ПРИМЕНЯЛА ИННОВАЦИОННУЮ ТЕХНОЛОГИЮ -
МНЕМОТЕХНИКА.
В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ ПРЕОБЛАДАЕТ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНАЯ ПАМЯТЬ, И ЗАПОМИНАНИЕ НОСИТ В ОСНОВНОМ НЕПРОИЗВОЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР. ЗРИТЕЛЬНЫЙ ЖЕ ОБРАЗ, СОХРАНИВШИЙСЯ У РЕБЁНКА ПОСЛЕ ПРОСЛУШИВАНИЯ, СОПРОВОЖДАЮЩЕГОСЯ ПРОСМОТРОМ РИСУНКОВ, ПОЗВОЛЯЕТ БЫСТРЕЕ ЗАПОМНИТЬ ТЕКСТ. С ЭТОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ, МНЕМОТЕХНИКА ОЧЕНЬ ЭФФЕКТИВНА В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ.
МНЕМОТЕХНИКУ В ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ НАЗЫВАЮТ ПО-РАЗНОМУ: ВОРОБЬЕВА В. К. НАЗЫВАЕТ ЭТУ МЕТОДИКУ СЕНСОРНО-ГРАФИЧЕСКИМИ СХЕМАМИ, ТКАЧЕНКО Т. А. – ПРЕДМЕТНО- СХЕМАТИЧЕСКИМИ МОДЕЛЯМИ, ГЛУХОВ В. П. – БЛОКАМИ-КВАДРАТАМИ, БОЛЬШЕВА Т. В. – КОЛЛАЖЕМ, ЕФИМЕНКОВА Л. Н. – СХЕМОЙ СОСТАВЛЕНИЯ РАССКАЗА. ПОЛЬЗУЯСЬ ГОТОВЫМИ СХЕМАМИ АВТОРОВ ( ТКАЧЕНКО Т. А., БОЛЬШЕВОЙ Т. В., ВОРОБЬЁВОЙ В. К.), НО ИЗМЕНЯЯ И СОВЕРШЕНСТВУЯ ИХ ПО-СВОЕМУ, ИСПОЛЬЗОВАЛА СХЕМЫ В РАБОТЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ.
Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого - «искусство запоминания».
Мнемотехника
- это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Мнемотехника
помогает развивать: ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение, связную речь, мелкую моторику рук.

Мнемотаблица
– это схема, в которую заложена определенная информация. Как любая работа строится от простого к сложному. Начиная работу с простейших
мнемоквадратов
, последовательно переходила к
мнемодорожкам
, и позже к
мнемотаблицам
. Что можно изобразить в мнемотаблице? В мнемотаблице можно изображать практически все – т.е. производится графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, т.е. можно нарисовать то, что посчитаете нужным. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

МНЕМОКВАДРАТ – 1 КАРТОЧКА С

ОДНИМ РИСУНКОМ-СИМВОЛОМ.


МНЕМОДОРОЖКА – ВИД

МНЕМОСХЕМ, КОТОРЫЕ

ВЫСТРАИВАЮТСЯ В ЛИНИЮ


МНЕМОТАБЛИЦА


ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ С

МНЕМОТАБЛИЦАМИ

1 этап
: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап
: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.
3 этап:
После перекодирования осуществляется пересказ сказки, рассказ по заданной теме или чтение стихотворения с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания.

ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА

НЕОБХОДИМО ДАВАТЬ ЦВЕТНЫЕ

МНЕМОСХЕМЫ, ТАК КАК В ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ

БЫСТРЕЕ ОСТАЮТСЯ ОТДЕЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ:

ЛИСА - РЫЖАЯ, МЫШКА - СЕРАЯ, ЁЛОЧКА –

ЗЕЛЁНАЯ. МНЕМОСХЕМЫ МОГУТ БЫТЬ
ПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНО- СХЕМАТИЧЕСКИЕ И СХЕМАТИЧЕСКИЕ.
ЕСЛИ ДЕТИ СПРАВИЛИСЬ С ПРЕДМЕТНОЙ

МОДЕЛЬЮ, ТО ЗАДАНИЕ УСЛОЖНЯЕТСЯ:

ДАЁТСЯ ПРЕДМЕТНО-СХЕМАТИЧЕСКАЯ

МОДЕЛЬ. ЭТОТ ВИД МНЕМОСХЕМ ВКЛЮЧАЕТ

МЕНЬШЕЕ КОЛИЧЕСТВО ИЗОБРАЖЕНИЙ.

ПРЕДМЕТНАЯ МНЕМОСХЕМА


ПРЕДМЕТНО-СХЕМАТИЧЕСКАЯ

МОДЕЛЬ


ГДЕ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ

МНЕМОСХЕМЫ?
-
Обогащение словарного запаса

- Обучение пересказу

- Составление рассказов,

сочинение сказок
-
Разучивание стихотворений,

потешек и т. д.
-
Отгадывание и загадывание

загадок


ПЕРЕСКАЗ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ

ЛИТЕРАТУРЫ: СКАЗКА «РЕПКА»


К. ЧУКОВСКИЙ «ЦЫПЛЁНОК»


СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗОВ


«СОЧИНЯЕМ СКАЗКУ»


СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНЫХ

РАССКАЗОВ ПО ЛЕКСИЧЕСКИМ

ТЕМАМ



СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗОВ ПО

КАРТИНЕ
 Картина «Кошка с котятами»  У кошки Мурки есть котята. Она лежит на коврике и смотрит на них. Рыжий котёнок лакает молоко из блюдечка. Серый котёнок спит рядом с мамой-кошкой. Чёрный котёнок с белыми пятнами играет с клубком. Кошка смотрит на котят и мурлыкает: «мур-мур-мур».

МНЕМОСХЕМЫ ДЛЯ

РАССКАЗЫВАНИЯ ПО КАРТИНЕ

«КОШКА С КОТЯТАМИ»


ЗАУЧИВАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЙ,

ПОТЕШЕК

ТРАВКА-МУРАВКА СО СНА ПОДНЯЛАСЬ, ПТИЦА- СИНИЦА ЗА ЗЕРНО ВЗЯЛАСЬ, ЗАЙКА -ЗА МОРКОВКУ, МЫШКА- ЗА КОРКУ, ДЕТКИ- ЗА МОЛОКО.

ОТГАДЫВАНИЕ И ЗАГАДЫВАНИЕ

ЗАГАДОК
 Круглая, а не мяч. Жёлтая, а не солнце. С хвостиком, а не мышка. (Репка)

ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА

СХЕМЫ ЖЕЛАТЕЛЬНО РИСОВАТЬ В

ОДНОМ ЦВЕТЕ, НЕ ПРИВЛЕКАТЬ

ВНИМАНИЕ НА ЯРКОСТЬ

СИМВОЛИЧЕСКИХ ИЗОБРАЖЕНИЙ

Составление рассказов по лексическим

схемам


ЗАУЧИВАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЙ


ОТГАДЫВАНИЕ ЗАГАДОК


ПЕРЕСКАЗ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ

ЛИТЕРАТУРЫ


РЕЗУЛЬТАТЫ
У детей: - Расширился круг знаний об окружающем мире; - появилось желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; - появился интерес к заучиванию стихов и потешек, скороговорок, загадок; - словарный запас вышел на более высокий уровень; - дети стали менее застенчивы, научились более свободно держаться перед аудиторией.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 1.ТКАЧЕНКО Т.А. СХЕМЫ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКАМИ ОПИСАТЕЛЬНЫХ ИСРАВНИТЕЛЬНЫХ РАССКАЗОВ.СЕРИЯ:ПРАКТИЧЕСКАЯ ЛОГОПЕДИЯ.ИЗДАТЕЛЬСТВО:ГНОМ,2004 2.БОЛЬШЕВА Т.В. УЧИМСЯ ПО СКАЗКЕ. РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ МНЕМОТЕХНИКИ. СПБ., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001 3.ПОЛЯНСКАЯ Т.Б. ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА МНЕМОТЕХНИКИ В ОБУЧЕНИИ РАССКАЗЫВАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. СПБ., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !


В раздел образования