Автор: Туголукова Екатерина Петровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ (Детский сад №98 компенсирующего вида) Населённый пункт: Республика Коми, г. Сыктывкар Наименование материала: конспект Тема: Конспект занятия по занимательной математике Раздел: дошкольное образование
1.
Конспект занятия по занимательной математике для детей старшей группы с нарушениями зрения.
Воспитатель: Туголукова Екатерина Петровна. МБДОУ №98, г. Сыктывкар.
Цель: развитие мыслительных процессов.
Задачи: 1. Учить детей составлять геометрические фигуры путем пристроения; видеть и
показывать новую фигуру, полученную в результате составления.
2. Развивать умения классифицировать предметы по заданным свойствам: цвету,
форме, размеру.
3. Развивать умения ориентироваться на плоскости.
4. Воспитывать самостоятельность, находчивость, желание помочь друг другу.
Материал: счетные палочки, игра «Танграм», условные обозначения блоков Дьениша,
геометрические человечки, карта страны Математики, иллюстрация города Четырехугольников.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
- Здравствуйте, дети! Меня зовут Геометрика, я прибыла к вам из необычной страны
Математики. Я хочу вас туда пригласить.
-Хотите ли вы там побывать?
- Вы знаете, ребята, жители страны просят вас о помощи: у них много проблем, все
перепуталось, перемешалось!
- Как вы думаете мы можем им чем-нибудь помочь? (предложения детей)
- Я вижу, что вы очень добрые, умные, любознательные! Сможете оказать помощь жителям
страны Математики. Но для этого нужна специальная подготовка.
- Приготовились к математическим заданиям. (напомнить, чтобы поднимали руки)
- Сколько концов у одной палки? У 2-х палок?
- Сколько ушек у 2-х мышек?
- Сколько хвостов у 7 ослов?
- Сколько носов у 2-х псов?
- Сколько ртов у 2-х кротов?
- Замечательно справились с заданиями! Дети вы готовы отправиться в страну Математики?
- Хорошо, что я взяла с собой карту страны математики. Она нам сейчас пригодится.
- Посмотрите внимательно на карту. Что вы здесь видите? (геофигуры и цифры)
- Геометрические фигуры обозначают название городов, а цифры и линии путь от города к
городу.
- В каком городе вы хотите сначала побывать?
- В городе Треугольников? или Кругов? или Четырехугольников? (предложения детей)
I. Я предлагаю вам отправиться сначала в город, который к нам поближе – это город
Треугольников.
- Жители города Треугольников просят построить им новые дома, но не обычные дома, а
треугольные и разного строительного материала.
- Посмотрите, какой строительный материал вам приготовили?
- Выберите из какого строительного материала вы будете строить?
- Внимание! Даю задание! Из треугольников игры «Танграм» построить один большой
треугольный дом.
- Из 9 палочек построить 1 общий дом, состоящий из 5 треугольников.
- Будьте внимательны! Из палочек должно получиться именно 5 треугольников. Не меньше!
2.
- (индивидуальное напоминание) Сначала подумайте, говорится ли о том, какого размера
должны быть треугольники?
После выполнения задания вопросы:
- Сколько треугольников игры «Танграм» понадобилось для 1 треугольника?
- Сколько треугольников получилось из палочек? Где 5-й треугольник?
- Дети, как вы считаете, вы справились с постройкой домов?
- Я думаю, что жители довольны, они говорят вам спасибо. Посмотрите, как они рады!
II.Можно дальше отправиться путешествовать!
- В какой следующий город вы желаете попасть?
- По какому маршруту? Назовите цифры?
- А ещё есть какой-нибудь другой путь?
- По какому пути быстрее попадем в город?
- Дети. А в городе Четырехугольников неспокойно. Жители в синих шапочках, заявили
жителям в красных шапочках, что они не имеют права жить в городе, так как у них дома покосились
и они не относятся к четырехугольникам.
- Дети можно ли их помирить?
- Может быть можно доказать, что дома жителей в синих шапочках тоже четырехугольные?
- Сначала рассмотрим дома жителей в синих шапочках. Сколько углов у домов?
- Какой они формы?
Обобщение: они имеют 4 угла, значит четырехугольники, хотя у них разные названия:
квадраты и прямоугольники.
- Что вы скажете о домах жителей в красных шапочках?
- Сколько углов у домов?
- Как они называются?
- Чем ромб отличается от квадрата?
- Чем параллелограм отличается от прямоугольника?
Обобщение: значит, у всех домов города есть 4 угла, значит все относятся к городу
Четырехугольников.
- Посмотрите, как рады жители, что вы их помирили!
Физминутка:
Прежде чем отправиться дальше, дадим отдохнуть глазам:
Любопытные глаза
Смотрят влево…
Смотрят вправо…
А теперь посмотрим вниз…
А теперь посмотрим вверх…
Глазки шире раскрываем…
И немножко поморгаем…
Глазки наши отдыхают
Сном волшебным засыпают
Но пора открыть их нам
Всем друг другу улыбнуться
Будем дальше заниматься!
III. – Дети, посмотрите на карту и скажите по какому маршруту можно попасть в город
Кругов?
- По какому быстрее?
3.
- В городе Кругов новоселы построили новые дома (обручи на полу, в них условные
обозначения блоков Дьениша)
- Вас просят расселить геометрических человечков по домам.
- Посмотрите, кто здесь должен жить? (в обручах символы, обозначающие величину, цвет,
форму)
- Берите человечков и расселите их по домам, будьте внимательны! (действия детей)
- Почему вы поселили именно этого человечка? Дети правильно ли выполнено задание?
- Дети, посмотрите, какие веселые лица у всех жителей страны! Я считаю, что вы достойны
побывать в других городах страны Математики. Я вам приготовила специальные пропуска для
следующего путешествия. Они необычные, а с заданиями, которые вы выполните дома с
родителями. Успехов вам, ребята! Досвидания!